РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для средней общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Примерных программ среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
.
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением.
Примерная программа основного общего образования по обществознанию, авторской программы Л. Н. Боголюбова(2-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г.) и рабочей программы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова автора-составителя И. Ю. Буйволовой
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть
| Количество недель в четверти
| Количество часов в неделю
| Количество часов в четверти
| Количество контрольных работ
| Контрольные мероприятия
| тесты
| I четверть
| 8
| 1
| 8
|
| 1
| II четверть
| 8
| 1
| 8
|
|
| III четверть
| 10
| 1
| 10
|
| 1
| IV четверть
| 9
| 1
| 9
|
| 3
| Итого в год
| 35
| 1
| 35
|
| 5
|
Тематический план
№ п/п
| Раздел, тема
| Количество часов
| 1
| Вводное занятие.
Как работать с учебником? Входной контроль. Тестирование
| 1
| 2
| Раздел 1. Человек среди людей
| 4
| 3
| Раздел 2. Человек и закон
| 13
| 4
| Контрольно-обобщающий урок по1- 2 разделу. Тестирование
| 1
| 5
| Раздел 3. Человек и экономика
| 12
| 6
| Обобщающий урок по теме «Человек и экономика». Тестирование
| 1
| 7
| Раздел 4. Человек и природа
| 4
| 8
| Обобщающий урок по разделу «Человек и природа».Тестирование
| 1
| 9
| Итоговое повторение и обобщение по курсу(тестирование)
| 1
|
Календарно-тематическое планирование предмета обществознания на 2013 – 2014 учебный год
№ урока
| Дата
| Тема урока
| Содержание урока
| план
| факт
| I четверть 8 часов
| 1
|
|
| Вводное занятие.
Как работать с учебником? Входной контроль
| Краткая характеристика изучаемого курса.
Структура учебника. Работа с понятиями, документами, справочными материалами
| 2
|
|
| Отношения между людьми
| Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей
| 3
|
|
| Ты и твои товарищи
| Какие бывают группы. Социальные группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Санкции.
| 4
|
|
| Зачем люди общаются
| Общение. Виды и способы общения. Правила общения между сверстниками. Уважение к старшим. Роль социальных норм в отношениях.
Функции общения. Значение общения в жизни человека и общества.
| 5
|
|
| Почему нужно быть терпимыми
| Конфликт. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы решения конфликтов. Арбитраж.
| 6
|
|
| Что значит жить по правилам?
| Многообразие правил. Социальные нормы. Виды норм. Санкции. Ритуал. Обряд. Церемония. Обычай
| 7
|
|
| Правила этикета и хорошие манеры.
| Многообразие правил. Социальные нормы. Виды норм. Санкции. Ритуал. Обряд. Церемония. Обычай
| 8
|
|
| Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребенка и их защита.
| Гражданские, политические, экономические, культурные права человека.
| II четверть 8 часов
| 9
|
|
| Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности гражданина.
| Всеобщая декларация прав человека. Обязанности
| 10
|
|
| Почему важно соблюдать законы.
| Законы и обычаи. Закон и правопорядок в обществе.
| 11
|
|
| Почему важно соблюдать законы.
| Закон и справедливость. Система российского законодательства.
| 12
|
|
| Защита Отечества
| Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
| 13
|
|
| Что такое дисциплина
| Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
| 14
|
|
| Виновен – отвечай!
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений
| Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
| 15
|
|
| Виновен – отвечай! Понятие и виды юридической ответственности
| Правонарушение. Преступление и проступки. Виды ответственности
| 16
|
|
| Кто стоит на страже закона
Правоохранительные органы.
| Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Криминальная и милиция общественной безопасности.
| III четверть 10 часов
| 17
|
|
| Кто стоит на страже закона. Судебная система. Милиция. Адвокатура. Нотариат
| Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Криминальная и милиция общественной безопасности.
| 18
|
|
| Контрольно-обобщающий урок по 1-2 разделу
| Основное содержание раздела
| 19
|
|
| Экономика и её основные участники.
Экономика и её роль в жизни общества.
| Экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Основные сферы экономики. Производительность труда.
| 20
|
|
| Экономика и её основные участники
Основные участники экономики
| Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль
| 21
|
|
| Золотые руки работника
Заработная плата и стимулирование труда.
| Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Разделение труда, специализация. Заработная плата и стимулирование труда.
| 22
|
|
| Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда.
| Производство. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
| 23
|
|
| Производство: затраты, выручка, прибыль .Факторы, влияющие на производительность труда.
| Роль разделения труда в развитии производства. Затраты: общие, постоянные и переменные. Выручка. Прибыль. Что и как производить.
| 24
|
|
| Виды и формы бизнеса.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
| Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Предпринимательство: виды и формы. Малое предпринимательство. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
| 25
|
|
| Обмен, торговля, реклама. Обмен, торговля.
| Обмен, торговля: понятие, формы. Рынок. Цена товара, стоимость.
| 26
|
|
| Обмен, торговля, реклама. Формы торговли и реклама.
| . Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике
| IVчетверть 9 часов
| 27
|
|
| Деньги, их функции. Деньги. Инфляция.
| Бартер. Функции денег. Исторические формы эквивалента стоимости. Современные виды денег. Денежная система.
| 28
|
|
| Экономика семьи.Ресурсы семьи.
| Ресурсы семьи: понятие, виды. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
| 29
|
|
| Экономика семьи. Что такое семейный бюджет.
| Обязательные и произвольные расходы. Оптимизация домашнего хозяйства. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства
| 30
|
|
| Обобщающий урок по теме «Человек и экономика».
| Основное содержание раздела
| 31
|
|
| Воздействие человека на природу
| Экология. Взаимодействие человека и природы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
| 32
|
|
| Охранять природу - значит охранять жизнь.
| Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
| 33
|
|
| Закон на страже природы.
| Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности.
| 34
|
|
| Обобщающий урок по разделу «Человек и природа».
| Основное содержание раздела
| 35
|
|
| Итоговое повторение и обобщение по курсу
| Основное содержание
курса
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для средней общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Примерных программ среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
.
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением.
Примерная программа основного общего образования по обществознанию, авторской программы Л. Н. Боголюбова(2-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г.) и рабочей программы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова автора-составителя И. Ю. Буйволовой
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста.
Цели обществоведческого образования в 7 классе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
Предметные задачи:
в познавательной сфере
сформировать первичные представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
в ценностно-мотивационной сфере
дать знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
воспитать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
в трудовой сфере
дать знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; формировать понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
в эстетической сфере
формировать понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере;
научить умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Метапредметные задачи:
научить сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
развивать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
привить умение выполнять познавательные и практические задания.
Личностные задачи:
сформировать заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
сформировать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
сформировать мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).
В авторскую программу (авторы:Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев) изменений внесено не было, кроме одного: авторская программа рассчитана на 35 часов, а в соответствии с учебным планом школы рабочая программа составляется, исходя из 35 учебных недель. 5 резервных часа отводятся на повторительно-обобщающие уроки в конце учебного года.
Программа рассчитана на 35 часа, что является оптимальным для изучения дисциплины.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 6 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 7 классе, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7 класса готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы.
Результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Предметные результаты.
Шестиклассник должен знать:
что такое общество и человек;
сферы общественной жизни;
механизмы и регуляторы деятельности людей;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;
специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Уметь
описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;
приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
оценивать поведение людей;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Владеть
приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной;
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
2) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
6) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами семиклассников, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения, в том числе в 7 классе, составляет 1 час. |