Пояснительная записка
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести обучающихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению обучающимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у обучающихся представления о себе как гражданине общества.
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII, IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (1 час резерва).
Рабочая программа учебного предмета по обществознанию для 7-х классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по обществознанию.
Количество часов в 7 кл -35, по 1 учебному часу в неделю Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении задачами для учебного предмета «Обществознание. 7 класс» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование причинно- следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Курс «Обществознания» для 7 класса излагает материал от общего к частному.
Курс способствует общеинтеллектуальному развитию обучающегося, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей обучающихся.
Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: урок- практикум, урок- лабораторная работа, интегрированное занятие, урок- ролевая игра, урок- встреча, урок- путешествие, повторительно- обобщающий урок.
Не менее 20% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни с опорой на экономические, правовые, социально- политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.
Используемый учебно-методический комплект:
Кравченко А.И., Е.А. Певцова Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2012.
Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. (К учебнику Кравченко А.И.). – М.: «Русское слово», 2012
Обществознание. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко,
Е.А.Певцовой. Автор-составитель Н.С.Кочетов – Волгоград,
«Учитель»,2011
Тематическое планирование
№
п/п
| Наименование раздела темы
| Всего часов
| Из них
| дата
| Практ.
| Контр.
| 1
| Ведение. Личность подростка
| 12
| 3
| 1
|
| 2
| Подросток в социальной среде.
| 23
| 6
| 2
|
|
| Итого
| 35
| 9
| 3
|
|
Поурочное планирование по курсу обществознание 7 класс
№п/п
| Наименование темы
| Примеч.
| Дата
| 1
| Введение в курс обществознания 7 класс
|
|
| 1
| Личность подростка
|
|
| 2
| Переходный возраст.
|
|
| 3
| Задачи и трудности подросткового возраста
|
|
| 4
| Практическая работа «Пути преодоления трудностей подросткового возраста»
|
|
| 5
| Быть взрослым.
|
|
| 6
| Практическое занятие «Выработка программы самовоспитания»
|
|
| 7
| Физические изменения в подростковом возрасте
|
|
| 8
| Психологический портрет личности.
|
|
| 9
| Самооценка подростка. Практическое занятие «Корректировка самооценки подростка»
|
|
| 10
| Выдающаяся личность.
|
|
| 11
| Как стать лидером.
|
|
| 12
| Повторительно-обобщающий урок по теме 1
|
|
| 2
| Подросток в социальной среде
|
|
| 13
| Социальная среда подростка
|
|
| 14
| Практическая работа «Влияние социальной среды на подростка»
|
|
| 15
| Юношеский пессимизм. Оптимизм или пессимизм.
|
|
| 16
| Подросток в группе.
|
|
| 17
| Межличностные отношения
|
|
| 18
| Практическая работа «Правила межличностных отношений, правила общения»
|
|
| 19
| Окружение подростка. Я, мы, они.
|
|
| 20
| Мир знакомых и незнакомых людей. Практическая работа «Составление правил поведения с незнакомыми людьми»
|
|
| 21
| Социальный портрет молодёжи.
|
|
| 22
| Юридические границы подросткового возраста.
|
|
| 23
| Подросток как гражданин.
|
|
| 24
| Подросток и его права.
|
|
| 25
| Практическая работа «Права и обязанности подростка по Конституции РФ»
|
|
| 26
| Опасный путь преступной жизни.
|
|
| 27
| Подросток в обществе, источники риска
|
|
| 28
| Практическое занятие «Пути выхода из депрессии. Источники риска в жизни современного подростка»
|
|
| 29
| Подростковая культура
|
|
| 30
| Образ жизни. Практическое занятие «Образ жизни моей семьи»
|
|
| 31
| Досуг и отдых. Развитие спорта.
|
|
| 32
| Подросток и его жилая среда: моё село, моё жилище.
|
|
| 33
| Повторительно-обобщающий урок по теме 2
|
|
| 34
| Повторительно-обобщающий урок за курс обществознания 7 класс
|
|
| 35
| Итоговый контроль за курс обществознания 7 класс.
|
|
|
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения обществознания обучающийся должен Знать/ понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
|