Рассмотрено на заседании МО
Протокол №____
От «___» _________2013г.
____________________
| Согласовано
Зам. директора по УВР
________________________
«_____» ____________2013г.
| Утверждена приказом №_____
директора лицея
____________ Т.С.Черняева
«____» _____________2013г.
|
Рабочая программа
учебного предмета
Обществознание
на 2013-2014 учебный год
7 класс
34 часа
Составил учитель
высшей квалификационной
категории Батчаева В.М.
Лицей №1
г.Усть-Джегута
Учебно-тематическое планирование
по Обществознанию Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) Составители Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007. Авторской программы (Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл. -М.:ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010.
Учебник: И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 7 класс. - М.: Русское слово, 2010;
Дополнительная литература:
И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. - М.: Русское слово, 2010.
Нормативные документы:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка.
Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта.
Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2011.
Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2011.
Цели и задачи курса обществознания. Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении семиклассников:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 6-7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6-7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. УМК Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
В учебно-методический комплект входят:
С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». - М.: «Русское слово», 2010.
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010.
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2010.
Пособия для учащихся:
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010. Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года
Курс 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
Объяснить значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития
- общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы
Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде
Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе
Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения.
Объяснять значение как конституции в государстве
Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей
Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство.
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Педагогические технологии: 1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 6 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. Литература
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010.
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класс. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2010. Пособия для учащихся:
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010.
И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. - М.: Русское слово, 2010. Учебно-тематическое планирование уроков обществознания в 7 классе.
№
| Тема
| Кол
час.
| Тип урока
| Харак-ка деят. учащихся или виды учебной деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Дом. зад.
| Дата
| 1.
| Ведение
| 1
| Вводный урок
| Коллективная
беседа
| -какой мир открывает курс « Обществознание» в 7 классе.
-задачи и содержание курса
-структура курса
-основные источники знаний при изучении курса
-формы работы по обществознанию
| Введен
|
| 2
| Переходный возраст
| 1
| Урок формирования знаний
| Индивидуальная
Самостоятельная
| общая характеристика подросткового возраста
понятия: детство, подростковый возраст, юность, тинэйджеры. подростковый Особенности подросткового возраста.
| §1
|
| 3
| Задачи и трудности подросткового возраста
| 1
| Урок формирования знаний
| Коллективная
Рассказ
| -задачи подросткового возраста
-проблемы подросткового возраста
Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частично – к группе взрослых.
учебная деятельность и труд подростка
| §2
|
| 4
| Взросление и физические изменения
у подростков
| 1
| Урок формирования и совершенствования знаний
| Групповая самостоятельная
| -что такое взросление?
-обобщенная характеристика подростка
-чем объясняются физические изменения у подростков?
-внешняя привлекательность и её влияние на процесс взросления
-телосложение, неравномерность развития подростков
| §3,4
|
| 5
| Психологический портрет личности. Темперамент, характер.
| 1
| Урок формирования и совершенствования знаний
| Фронтальная
Самостоятельная
| -индивид, личность
-свойства психического портрета личности
-темперамент, типы личности по темпераменту
-характер, способности, чувства и эмоции
Морально- волевые качества личности как стержень характера.
понятия: личность темперамент, характер
положительные и отрицательные черты характера
| §5
|
| 6
| Психологический портрет личности. Способности, чувства, эмоции.
| 1
| Комбинированный урок
| Коллективная
Беседа
| -способности.
Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению.
-чувства – высший тип психических реакций, эмоции- низший. понятия: способности, интеллект, аффект, эмоции, чувства, настроение, стресс
| §6
|
| 7
| Самооценка подростка
| 1
| Урок совершенствования знаний умений и навыков
| Коллективная
Рассказ
| Самооценка как основа регулирования поведения личности.
Опасности завышенной и заниженной самооценки.
- кто и что влияет на самооценку подростка
- как сдерживать свои чувства и эмоции
-что такое выдающая личность
-самовоспитание, методы- самоприказ, самовнушение, самободрение.понятия: самооценка, самовоспитание
| §7
|
| 8
| Выдающиеся личность
| 1
| Комбинированный урок
| Групповая самостоятельная
| что такое выдающая личность
роль природных задатков для формирования выдающейся личности
-самовоспитание
- одаренность детей и подростков
- талант, сила воли, трудолюбие
Роль поощрения одаренности в ее развитиипонятия: выдающиеся личность, самовоспитание
| §8
|
| 9
| Лидер и его качества
| 1
| Урок формирования знаний
| Фронтальная
Самостоятельная
| -лидер, лидерство
- какие качества необходимы лидеру?
-искусство общения как обязательная черта лидера понятия: лидер, специфические черты характера лидера
| §9
|
| 10
| Повторение и обобщение
| 1
| Урок обобщ. и систем. знаний
| Коллективная
Беседа
|
| Повт.
|
| 11
| Социальная среда подростка
| 1
| Урок формирования и совершенствования
| Коллективная
Рассказ
| -социальная среда, роль социальной среды
Ближайшая и дальняя среда подростков
Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростка
-как влияют на подростка? - кто влияет на подростка?
понятия: социальная среда, прямое влияние окруж-их, косвенное влияние
| §10
|
| 12
| Подросток в группе
| 1
| Урок формирования и совершенствования знаний
| Групповая самостоятельная
| Общество- совокупность разных групп
-какие группы составляют общество
Большие, малые
-законы группы
Жизнь по законам группы
Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление
понятия: конформизм
| §11
|
| 13
| Межличностные отношения
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальная
Самостоятельная
| - межличностные отношения
Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношений
-взаимопонимание в межличностных отношениях
понятия: межличностные отношения
| §12
|
| 14
| «Мы» и «они»
Мир знакомых и незнакомых людей
| 1
| Урок формирования знаний
| Коллективная
Беседа
| Отношения с близкими знакомыми как личные отношения.
Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения - категории людей: «мы» и «они»
«мы»- те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю, «они» кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив
-проблемы знакомства
-мир знакомых и незнакомых людей
понятия: толерантность
| §13,14
|
| 15
| Социальный портрет молодежи
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальная
Лекция
| -молодежь- большая социальная группа
Важнейшие событии, приходившие на молодежный возраст.
-проблемы молодежи в современном мире
-ценности современной молодежи
понятия: инфантильность ценности
| §15
|
| 16
| Повторение и обобщение
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Самостоятельная
Беседа
|
| Повт. изуч. раздел
|
| 17
| Юридические границы подросткового возраста
| 1
| Урок формирования знаний
| Коллективная
Лекция
| -особенности правового статуса несовершеннолетних
-под защитой права
понятия: малолетний, несовершеннолетний, право, юридическая ответственность, дееспособность
| §16
|
| 18
| Юридическая ответственность
| 1
| Урок формирования знаний
| Групповая самостоятельная
| -юридическая ответственность,
-дееспособность
| §16
|
| 19
| Подросток как гражданин
| 1
| Комбинированный урок
| Урок-лекция
| -гражданин и гражданство
понятия: гражданин, гражданство
| §17
|
| 20
| Права и свободы. Обязанности граждан РФ
| 1
| Комбинированный урок
| Лекция
Самостоятельная
| -гражданские (личные) права и свободы
-политические права
-обязанности граждан Российской Федерации
права человека и гражданина, собрание, митинг, демонстрация
| §17
|
| 21
| Подросток и его права
| 1
| Комбинированный урок
| Коллективная
Лекция
| Юридическое положение несовершеннолетних с позиции законодательства РФ
понятия: права ребенка,
| §18
|
| 22
| Гражданские права
| 1
| Комбинированный урок
| Самостоятельная
| -гражданские (личные) права.
Право ребенка на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.
| §с127-128
|
| 23
| Социально- экономические и культурные права
| 1
| Урок формирования знаний
| Коллективная
Лекция
| -социально- экономические и культурные права
Право на труд и свободный выбор профессии.
Защита от экономической эксплуатации.
Право на отдых.
Защита детства и материнства.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права – образование, свобода творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры
| § с 128-130
|
| 24
| Конвенция о правах ребенка.
| 1
| Урок формирования знаний
| Групповая самостоятельная
| - международная конвенция в нашей стране
Конвенция о правах ребенка
| С 130
|
| 25
| Опасный путь преступной жизни
| 1
| Комбинированный урок
| Урок-лекция
| -юридическая ответственность
-что такое преступление
-подросток в обществе
понятия: преступление, проступок, виды наказаний несовершеннолетних
| §19
|
| 26
| Уголовная и административная ответственность
| 1
| Комбинированный урок
| Лекция
Самостоятельная
| Уголовная ответственность.
Возраст наступления уголовной ответственности
Принудительные меры воспитательного воздействия
Организованная преступность
Административные нарушения и меры административной ответственности
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции
понятия: преступление, проступок, виды наказаний несовершеннолетних
| С 134-136
|
| 27
| Повторение и обобщение
| 1
| Урок контроля знаний
| Коллективная
Лекция
|
| Повт. изуч. раздел
|
| 28
| Проверочная работа
| 1
| Урок контроля знаний, умений и навыков
| Самостоятельная
|
| Повт. изуч. раздел
|
| 26
| Подросток в обществе риска
|
1
| Урок формирования знаний
| Коллективная
Лекция
| Рост факторов риска в современном обществе
-современное общество- общество риска для подростка
Влияние внешних препятствий
-источники риска в жизни современных подростков
Рост шумового фона, городские дороги, отрицательные последствия телепросмотров, алкоголизм и наркомания
понятия: алкоголизм, наркомания, здоровье
| §20
|
| 27
| Проблема одиночества
| 1
| Урок формирования знаний
| Групповая самостоятельная
| - одиночество, проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким
-советы для решения проблем подростковой депрессии понятия: одиночество, депрессия
| §21
|
| 28
| Подростковая культура
| 1
| Комбинированный урок
| Урок-лекция
| Разнообразности подростковых культур
- особенности подростковой культуры
-молодежная одежда, разные функции одежды у подростков и взрослых
-молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура
понятия: молодежная культура
| §22
|
| 29
| Образ жизни
| 1
| Комбинированный урок
| Лекция
Самостоятельная
| -что такое образ жизни
Структура образа жизни
Отражение в образе жизни элементов культуры.
-образ жизни у разных народов понятия: образ жизни
| §23
|
| 30
| Досуг и отдых
| 1
| Комбинированный урок
| Коллективная
Лекция
| -досуг и отдых как составная часть повседневного образа жизни людей.
-формы досуга у разных народов
Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов.
-свободное время у россиян
-библиотеки
-музеи
понятия: досуг, отдых, свободное время, культурный досуг
| §24
|
| 31
| Спорт
| 1
| Комбинированный урок
| Самостоятельная
| Возникновение и история спорта
- из истории спорта
-современный спорт
Спорт профессиональный и любительский.
Технические и военные виды спорта.
Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья
понятия: здоровый образ жизни, спорт профессиональный и любительский
| §25
|
| 32
| Город и село
| 1
| Урок формирования знаний
| Коллективная
Лекция
| Город- особая среда обитания.
- эволюция города
-современные города
-город и урбанизация
качество современной жизни
- качество жизни
понятия: город, пригородные зоны. село, город- спутник, урбанизация
| §26-27
|
| 33
| Мой дом, мое жилище
| 1
| Урок формирования знаний
| Групповая самостоятельная
| -в каком пространстве мы обитаем
-дом
-эволюция жилища
-современное жилище
-соседи
-район проживания
понятия: обитаемое пространство, жилище, соседи, район проживания
| §28-29
|
| 34
| Повторение и обобщение. Итоговый урок
| 1
| Урок контроля знаний, умений и навыков
| Самостоятельная
|
| Повт. изуч. раздел
|
| |