Скачать 200.96 Kb.
|
Среди самых интересных и загадочных явлений природы человека детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. На сегодняшний день большинство специалистов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Следует подчеркнуть, что забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл. Педагогический коллектив МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» в 2011–2012 учебном году продолжил работу над темой экспериментально – исследовательской деятельности: «Система психолого-педагогического и социального сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад». Сформулирована проблема: выявление и развитие внутреннего потенциала личности ребёнка, степени его одарённости, начиная с самого раннего детства, с организацией последующего сопровождения его в течение всего периода становления. Цель экспериментально-исследовательской деятельности: Выявление сущности, особенностей, содержания и методики реализации психолого-педагогического и социального сопровождения одарённых детей. Объект экспериментально-исследовательской деятельности: Процесс обучения, воспитания и развития одарённых детей. Предмет экспериментально-исследовательской деятельности Психолого-педагогическое и социальное сопровождение одарённых детей. Цель, объект и предмет экспериментально-исследовательской деятельности определи гипотезу эксперимента: Реализация мероприятий, предусмотренных данной концепцией позволит создать систему выявления и последующего комплексного сопровождения максимально возможного количества детей, обладающих природными способностями и одаренностью. Определены задачи эксперимента: 1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание одарённых детей. 2. Обеспечить условия для развития одаренных детей и возможностей их самовыражения. 3. Создать банк данных «Одаренные дети МАОУ «Начальная школа - детский сад № 52». 4. Разработать систему психолого-педагогического и социального сопровождения одаренных детей с учетом особых условий ее реализации на переходных этапах: дошкольная ступень - начальная школа - пятый класс среднего звена обучения. 5. Организовать информационно – методическое обеспечение и повышение психолого – педагогической компетентности учителей и воспитателей по проблеме одарённости. 6. Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. 7. Разработать программу взаимодействия с родителями по поддержке одаренного ребенка и реализации его интересов в семье. Этапы экспериментально-исследовательской деятельности
2010-2011 уч. г. - 2011-2012 уч. г.
2012-2013 уч. г. - 2013 - 2014 уч. г. III. Итогово - аналитический этап. 2014-2015 уч. г. В течение 2011-2012 уч.года решались следующие задачи:
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его учебным успехам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Одно из главных направлений работы ОУ – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» работа осуществляется педагогами – экспериментаторами по четырем направлениям: координационное, диагностическое, кадровое и развивающее. Основные направления экспериментально-исследовательской деятельности Координационное направление:
Диагностическое направление:
Кадровое направление:
Развивающее направление:
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. Педагогам необходимо быть более ориентированными на создание для детей возможности занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы. Необходимо вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными и одарёнными детьми. Целенаправленная работа с педагогическим даёт возможность: - повысить профессиональный уровень педагогов в вопросах развития, воспитания и обучения одаренных детей; - наладить профессиональное общение; - наметить перспективы дальнейшей работы по индивидуальным темам экспериментально – исследовательской деятельности педагогов; - обеспечить методическую поддержку в разработке модифицированных, авторизованных программ. Специальной подготовке педагогического коллектива к работе со способными и одарёнными детьми была посвящена деятельность временной микрогруппы в составе: Девятовой А.Ю. (директор), Ибрагимовой Д.В. (зам. директора по УВР), Лякишевой И.В. (зам.директора по УВР), Аксёновой Ю.А. (педагог-психолог); Свешниковой И.Б. (социальный педагог). Участниками микрогруппы под руководством Грязновой И.Ю. (зав. кафедрой педагогики и психологии КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК») разработан и проведён (02.11.11г.) дискуссионный круглый стол «Преемственность в развитии и обучении одарённых детей» в рамках Камчатского образовательного форума – 2011. 30.11.11г. теоретический и практический опыт работы с одарёнными и способными детьми был продемонстрирован на городском семинаре практикуме «Готовность педагога к работе с одарёнными детьми». Программа семинара представлен в Приложении 1. С целью оказания информационной, методической и психологической помощи педагогам, повышения педагогической компетентности педагогов-экспериментаторов разработан и проведён (09.12.11) педагогический совет «Профессиональная и личностная готовность педагога к работе с одарёнными детьми» (Приложение 2). Свешниковой И.Б. (зам. директора по ЭР, социальный педагог), Ибрагимовой Д.В. (зам. директора по УВР), Аксёновой Ю.А. (педагог-психолог) были проведены индивидуальные консультации для педагогов, а также консультации в составе малых групп. Тематика консультаций: понятие одарённости, её признаки и виды; характеристика одарённых детей дошкольного возраста; особенности наблюдения за детьми с целью выявления у них признаков одарённости; специфика взаимоотношений одарённых детей в коллективе сверстников; использование результатов диагностики развития детей в педагогической практике. В ОУ обеспечивается преемственность в работе с одаренными детьми между дошкольной ступенью и начальной школой: - с целью раннего выявления одаренных детей проводятся комплексное обследование выпускников дошкольной ступени на предмет определения готовности детей к обучению в школе, результаты обсуждаются на ПМПк; - с детьми дошкольной ступени работают педагоги начальной школы (учитель физкультуры/ инструктор по физкультуре, учитель музыки/ музыкальный руководитель), в рамках дополнительных образовательных услуг (учитель информатики, учитель английского языка, руководитель хоровой студии, руководитель хореографического кружка), что позволяет выявить способных и одарённых детей; - воспитанники дошкольной ступени активно вовлекаются в участие в интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня; - проведение совместных МО, педагогических советов, СЭИД педагогов дошкольной ступени и начальной школы по вопросам развития и обучения одаренных детей. «Обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды «нормальных» сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его «нормальных» одноклассников» (А. Савенков). Решению этой актуальной проблемы, стоящей перед коллективом МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52», помогли курсы организованные КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК». Педагог – психолог Аксёнова Ю.А. прошла курсовую подготовку по теме «Технологии работы с одарёнными детьми в условиях массовой школы» (с 31.10.11г. по 21.12.11г.), поделилась опытом с коллегами. Реализуя диагностико - организационный этап экспериментальной работы, педагоги МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» делятся своими наработками. Так, педагог – экспериментатор Деветьярова Е.Ю. (учитель английского языка), работая по индивидуальной теме исследовательской деятельности «Работа с одарёнными детьми в рамках обучения английскому языку в начальной школе», подготовила мастер – класс для курсов учителей английского языка (18.04.12г., КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК»). Практическим наработкам по индивидуальным темам педагогов-экспериментаторов был посвящён итоговой Совет по экспериментально-исследовательской деятельности (18.05.12г.). В ходе мероприятия педагоги представили свой опыт в форме мастер – классов и презентаций, наметили перспективы дальнейшей работы по индивидуальным темам экспериментально – исследовательской деятельности на организационно-практическом этапе. (Презентация и фотографии мероприятия представлены в электронном приложении). В текущем учебном году продолжено изучение контингента учащихся и воспитанников с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития. С этой целью использовались следующие формы выявления одаренных детей: наблюдение, общение с родителями, работа педагога - психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования… Педагоги – экспериментаторы совместно с педагогом – психологом апробировали диагностические методики для выявления одарённых и способных детей.
Пополнен банк данных одарённых детей по различным видам одарённости (Приложение 3). Педагогом-психологом МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» Аксёновой Ю.А. разработана программа «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников с высоким уровнем познавательной активности». Цель программы: создание условий для познавательно-личностного развития (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) школьников с высоким уровнем познавательной активности, на основе которых формируются умения осуществлять различные умственные действия. Практическая апробация элементов программы (отдельные занятия, в том числе в рамках «Недели психологии») проводилась с начала 2011-2012 учебного года, внедрение программы в полном объеме планируется со следующего учебного года (Приложение 4). Программа «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников с высоким уровнем познавательной активности» в апреле 2012 г. была представлена на муниципальном конкурсе психолого-педагогических программ (Диплом лауреата). (Более подробно программа представлена в электронном приложении) Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере формируют его личность. Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. У части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. В целом, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Такие особенности способных и одарённых детей учитываются при организации превентивных занятий «Все цвета, кроме чёрного» для учащихся начальной школы. Социальным педагогом при проведении групповых занятий используются игры на сплочение коллектива, формирование коммуникативных навыков, адекватного самоотношения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в кабинете валеологии. Организуя работу с одаренными детьми, педагогический коллектив особое внимание уделяет постоянному взаимодействию с родителями. Как отмечал А.М.Матюшкин: "Мать и отец ребенка личностно заинтересованы в выявлении одаренности и талантливости своих детей, начиная с раннего детства". Он же предостерегал о типичных родительских иллюзиях: одна из них состоит в престижности воспитания "вундеркинда"; вторая ошибка состоит в стремлении непременно воспитать у детей те способности, которых нет у родителей. Самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалисты, сопровождающие таких детей в ОУ, уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Используются разнообразные формы родительских собраний: дискуссии, семинары, деловые игры, тренинги, «Клуб заботливых родителей». Основная тематика встреч: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др. На этапе диагностической работы проводится анкетирование и опрос среди родителей для более объективной оценки имеющихся способностей у детей. В процессе развивающей работы родители выступают в роли партнеров. Используются индивидуальные формы работы: беседы, консультации, встречи родителей и педагогов, на которых родители информируются об успехах ребенка, обсуждается дальнейшая совместная работа. В помощь родителям педагогами разработаны памятки, рекомендации по развитию способностей детей в семье, уделяя внимание профилактике умственных, физических и эмоциональных перегрузок детей. В следующем учебном году педагогический коллектив планирует разработать и реализовать программу взаимодействия с семьёй по поддержке одарённых детей. Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством) одаренных детей необходимо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой. Функционирование в ОУ хоровой студии, хореографического кружка даёт возможность одарённому ребенку развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. В 20111 – 2012 уч.г. продолжено систематическое и планомерное участие одарённых детей в интеллектуально – творческих мероприятиях муниципального, краевого и всероссийского уровней. Результатом целенаправленной работы с мотивированными и одарёнными детьми явились победы учащихся в олимпиадах и конкурсах.
Лякишев Марк (3 кл.) - 22 место в регионе (кл.руководитель Киселёва Е.Л.) Деревягин Данил (4 кл) - 22 место в регионе (кл.руководитель Лякишева И.В.)
Лякишев Марк (3 кл.) - 1 место в регионе.
Субочева Полина (1 кл) – I место, математика; Алимов Максим (1 кл) – I место, математика; (кл.руководитель Лагуткина Е.Ю.) Егоров Сергей (2 кл) – I место, окружающий мир (кл.руководитель Лубнина О.В.)
Диплом - III место Победители: Буреева Елизавета (4 кл), (кл.руководитель Лякишева И.В.) Лякишев Марк (3 кл), Краснобай София (3 кл), (кл.руководитель Киселёва Е.Л.)
Лякишев Марк (3 кл) I место
Баранова Ева, Буреева Елизавета (4 кл) I место (учитель информатики Подлесная А.В.)
Лякишев Марк (3 кл) – призер
Лякишев Марк (3 кл) – II место, математика Короткова Елизавета (3 кл) – III место, русский язык (кл.руководитель Киселёва Е.Л.) Просин Андрей (4 кл)– III место, математика (кл.руководитель Лякишева И.В.)
Учащиеся начальной школы участвовали в творческих конкурсах:
Группа учащихся 4 класса- диплом III степени (соц.педагог Свешникова И.Б.)
Баранова Ева (4 кл)– диплом II степени
Победители: Карпович Полина (3 кл)- в номинации «Мирное освоение космоса» Округина Евгения (3 кл) - в номинации «П-Камч. – город будущего» Короткова Елизавета (3 кл) - в номинации «П-Камч. – город будущего»
Диплом I степени в номинации «Эстрадный вокал – хоры» (мл. возрастная категория), хор «Радуга» (руководитель Елезова Е.А.); Сауленко Софья (4 кл) – лауреат в номинации «Эстрадный вокал – соло» (руководитель Елезова Е.А.)
Диплом I степени в номинации вокал (руководитель Елезова Е.А.)
приняли участие 11 ребят Воспитанники дошкольной ступени в 2011 – 2012 уч.г. попробовали свои силы в следующих олимпиадах и конкурсах.
Бабушкина Марина – II место, Белынцева Элеонора - II место Ибрагимова Вероника- II место, Петренко Никита- II место, Вождаев Богдан - III место (воспитатели Чиркова Л.С., Бажутина А.В.)
II место – Петренко Никита, Ибрагимова Вероника, Подлесная Елизавета, Шевчук Валерия, Ярошенко Игорь; III место - Гавриленко Полина, Гвоздеева Валентина, Новосадова Екатерина, (воспитатели Чиркова Л.С., Бажутина А.В.)
Ибрагимова Вероника III место в номинации «Персонаж»
Гвоздева Валентина - II место Подлесная Елизавета – диплом за участие, оригинальность в исполнении
Ибрагимова Вероника – II место Подлесная Елизавета – диплом за изобретательность и соблюдение экоэтики
Педагоги – экспериментаторы нашего ОУ отмечают: «Работать с одаренными детьми интересно, легко и в тоже время трудно. Интересно и легко, потому что у них всегда светятся глаза, выражен интерес, они активны и любознательны. Ну а трудность заключается в том, что педагог должен быть, прежде всего, сам готов к работе с одаренными детьми, заинтересован в ней». В 2012 – 2013 уч.г. начинается организационно-практический этап экспериментально – исследовательской деятельности МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» по теме «Система психолого-педагогического и социального сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад». Планируя дальнейшую работу, необходимо решение следующих задач:
Исходя из вышеизложенного, учитывая актуальность проблемы, педагогический коллектив МАОУ № 52 считает целесообразным продолжение экспериментально – исследовательской деятельности по теме «Система психолого-педагогического и социального сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад». |
Мухаммад Насири История раннего периода Ислама (анализ и исследования... Мир перед началом пророчества Мухаммеда (да благословит его Аллах и его семейство!) 20 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие... | ||
Внеклассное мероприятие «В гостях у сказки» 3класс Цели Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познаёт его с самого раннего... | Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вся жизнь ребёнка от рождения до гражданской зрелости есть развитие его независимости и самодеятельности. Учитывая конкретно-историческую... | Курсовая работа по теме: “Развитие личности в дошкольном возрасте” Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребёнка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные... | «Права ребенка» Авторизованный реферат по курсу Права ребенка на свободное развитие его личности, образование и культурное развитие 32 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В ней отмечена необходимость создания условий для становления и раскрытия личности ребенка, развития и проявления его способностей,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный план школы обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка... | ||
Задача школы пропагандировать зож, создавать условия каждому ребёнку... В школе много говорят о будущей жизни, к которой они должны себя готовить уже сегодня. И хочется верить, что наше будущее грамотные,... | Рабочая программа по предмету «Искусство», 9 класс ... | ||
2. Структура управления образовательным учреждением Злынский Конезавод. С самого основания, с 1 сентября 1989 г школа стала Храмом Наук, в котором сформировалась неповторимая аура любви... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое... | Сапожникова Ирина Константиновна педагог-психолог мбоу сош №74 Более... Более пяти лет назад в школе 74 была разработана и принята к внедрению программа «Социализация». «Социализация» это программа психолого-педагогического... |