Скачать 0.85 Mb.
|
Отчет-анализ по воспитательной работе в ГБОУ СОШ № 2054 ЗА 2012-2013 учебный год В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация в развитии гражданско-правового образования. В этой связи перед современной школой стоит задача создать благоприятные условия для формирования личности гражданина, личности, способной действовать в ситуации выбора, умеющей отстаивать свою позицию, разрешать возникшие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, успешно строить свои взаимоотношения с окружающим миром и находить способы самореализации в различных сферах деятельности и на различных этапах жизненного пути. Поэтому тему воспитывающей деятельности школы определили, как: «Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении» В ней отмечена необходимость создания условий для становления и раскрытия личности ребенка, развития и проявления его способностей, развития конкурентно-способной и социально адаптированной личности. Традиционно в сентябре, проведено согласование планов по воспитательной работе классных руководителей. У всех выстроена система воспитательной работы, разнообразные формы мероприятий, отмечены все направления работы, во всех планах отмечено приобщение учащихся к традициям школы. Практически каждый классный руководитель предоставил план работы, посвященный Сталинградской битве. Все классные руководители имеют анализ (или аналитический отчет) за прошлый учебный год и план воспитательной работы на предстоящий учебный год. В современном обществе классному руководителю отводиться и новая роль – это активизация познавательной деятельности школьников во внеурочной деятельности, на основе методик воспитания с применением ИКТ. Исходя из этого, изменилась и цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся. Воспитывающая среда формируется сочетанием работы учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога. В основу анализа воспитывающей деятельности легли аналитические материалы всех специалистов. Основа воспитательной системы: Реализация программы работы с детским коллективом «Я – гражданин России» Ведущая концептуальная идея воспитательной деятельности школы – вырастить из ученика достойного гражданина своей страны. Концепция воспитания школы строится и развивается в рамках воспитательной Программы «Я - гражданин России». Ценностные ориентиры воспитательной работы выстраиваются с учетом обеспечения главной цели - развитие воспитательной системы на основе личностно-ориентированного подхода; создания благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее страны. Для реализации цели воспитательной системы, были поставлены перед педагогическим коллективом основные задачи воспитания: 1) направлять воспитательную работу на содействие учащимся в усвоении и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, вхождение в мир культуры, осознание себя гражданами правового демократического государства; 2)способствовать интеллектуальному развитию личности и формированию умения самообразования, овладение творческими методами познания через рациональное сочетание урочной и внеурочной учебной деятельности; 3)создавать условия для самореализации учащихся, освоению ими навыков творческой деятельности через организацию активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива; 4) создание благоприятной психологической атмосферы сотрудничества через организацию индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности, создание «ситуации успеха» для учеников и для учителей. На решение первой задачи в нашей школе было проведено большое количество гражданско-патриотических мероприятий, где ребята активно принимали участие. Чтобы решить вторую задачу и способствовать интеллектуальному развитию личности, в этом учебном году в нашей школе активно ребята занимались исследовательской работой. Была проведена школьная научно-практическая конференция» Ломоносовские чтения», посвященная М.В. Ломоносову. Охвачены 2-11 классы. Активно принимали участие в школьных , окружных и Международных конкурсах . Работа дополнительного образования во второй половине дня позволяет ребятам самореализоваться. В этом учебном году особенно активно реализовывали третью задачу объединения художественно-эстетического и патриотического направлений. Для разрешения четвертой задачи велась активная работа классными руководителями, школьными психологами, социальным педагогом, руководителями структурных подразделений. Была оказана помощь трудным подросткам и их родителям. Тем не менее, есть еще проблемы с поведением и учебой некоторых ребят. Есть случаи постановки на внутришкольный контроль неблагополучных ребят. Проводится профилактическая работа среди учащихся и родителей по предупреждению правонарушений. Подробный анализ у соц.педагога. Концепция воспитывающей деятельности школы основывается на претворении в жизнь трех групп ценностей: I группа – общечеловеческие ценности: Человек, как личность, Семья, Родина, Россия, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания. Эти ценности могут быть привиты школьникам при воплощении следующих идей: - идея согласования ценностей поколений, приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности; - идея оптимально организованной деятельности школьников. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать, - в действии приобретается опыт. II группа – ценности, отражающие культурно-историческую память. Объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, культурно-исторической памяти поколений. Идея сохранения и развития традиций предполагает: - организацию поисковой, научно-исследовательской деятельности через взаимодействие со школьным музеем; - историческое и литературное краеведение через внеклассную работу по предмету; - изучение и сохранение истории школы и ее традиций. III группа ценностей – личностные ценности. Основная идея - формирование интересов потребностей ребенка, стимулирующих его саморазвитие. Воспитывающая деятельность в школе строится на следующих принципах: - принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются; - принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает; - принцип разумной требовательности. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинства других; - принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия; - принцип диалога. Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач и проектов; - принцип педагогической поддержки. Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием; - принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически, рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности; - принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соотноситься с реальными делами района, города, края, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо; - принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей. Ожидаемый результат - владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения; - знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде; - понимает сущность и социальную значимость будущей профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности; - умеет организовать свой труд; - проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение; - владеет навыками сотрудничества, способами осуществления познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности; - умеет управлять собой, своими эмоциями, самосовершенствуется, владеет навыками организационной культуры; - наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран; - способен терпимо относиться к людям другой национальности; - имеет положительную мотивацию к здоровому образу жизни, позитивное отношение к созданию и сохранению семьи, умеет противодействовать асоциальным проявлениям. Воспитательная программа «Я – гражданин России» выполняет следующие функции: - развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации; - интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей; -защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание; -корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности; -компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых; -управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы. Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при определенных условиях. Необходимо: - поддержка благоприятного и интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе; - обеспечение свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности учащихся; - поиск новых форм работы с родителями, с целью пониманию важности их участия в делах школы и класса; - создание необходимых условий для развития ученического самоуправления; - создание условий для эффективной работы классных руководителей, повышения статуса классного руководителя, через совместную деятельность с учащимися, использование системного подхода, личностно-ориентированных технологий, приемов и методов в обучении и воспитании учащихся; - моделирование и построение воспитательных систем классов, ориентированных на содействие личности в формировании и проявлении собственных свойств и качеств; - обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности учебного заведения с родителями и общественностью. В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности: - познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии; - научно-исследовательская деятельность, развивающая, творческие способности, что дает возможность приобретать знания, личностно значимые для конкретного ученика; - художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям; - спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни; - трудовая деятельность в виде общественно- полезного труда, положительное отношение к которому является показателем отношения к людям и прежде всего к самому себе; - ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях; - общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности; - свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. Воспитательная работа нашей школы включает в себя 3 взаимосвязанных и взаимозависимых блока: 1."Воспитание в процессе обучения", 2."Внеурочная деятельность" , 3."Внешкольная деятельность". I блок. Воспитание в процессе обучения. Цель воспитывающей деятельности школы – вырастить из ученика достойного гражданина своей страны находит свое отражение в уроке. Педагоги нашей школы уроки проводят, решая не только образовательные задачи, а также и воспитательные. В начальной школе делается акцент на доброте, уважению друг к другу. В средней и старшей школе – на толерантности, ведь в школе учатся ребята разных национальностей и вероисповеданий (много детей из Киргизии). В течение года проводились предметные недели, которые завершались познавательными мероприятиями. В процессе учебной деятельности ребята формируют свое Портфолио. Анализируя достижения учащихся, на окружной конкурс «Ученик года» была выдвинута кандидатура: Прамзина Александра (11 кл.). Александра достойно прошла все этапы и была награждена грамотой за активное участие в конкурсе. В рамках «Инновационной Программы гражданского и патриотического воспитания » проводятся мероприятия «Духовно-нравственного воспитания школьников»
|