Скачать 289.3 Kb.
|
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И Н С Т И Т У Т А ПСИХОЛОГИИ И С0ЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2009 Санкт- Петербург Выходные данные статьи: Яковлева И.В., Куценко О.С. Социальная реклама как средство психологической помощи беременной женщине при принятии решения о рождении ребенка. Ученые Записки Санкт –Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2009, № 2(том 12), стр. 41-49. ISSN 1993-8101 Исследования в области прикладной психологии ЯКОВЛЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы IAKOVLEVA I. candidate of psychological sciences, senior lecturer, manager of chair of general and differential psychology of Saint-Petersburg state institute of psychology and social work КУЦЕНКО ОКСАНА СЕРГЕЕВНА соискатель научной степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербургская Общественная Информационно —Просветительская Организация (СПб ОИПО) «Центр Социальных программ. Отделение «Жизнь»» KUTSENKO О. competitor of scientific degree of candidate of psychological sciences, Saint-Petfrsburg Public Informatively — Elucidative Organization (Spb PIEO) «Center of the Social programs. Separation «Life»» СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА SOCIAL ADVERTISING AS MEANS OF PSYCHOLOGICAL HELP IS EXAMINED AT A DECISION-MAKING ABOUT BIRTH OF A CHILD АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается социальная реклама как средство психологической помощи при принятии решения о рождении ребенка. Анализируются каналы и способы подачи информации для беременных женщин, а также - их социального окружения, в ситуации неопределенности. Описываются виды и носители социальной рекламы. Предпринята попытка систематизации существующих образцов социальной рекламы по обсуждаемому вопросу. Приводятся результаты эмпирического исследования эффективности различных образцов социальной рекламы. Выявлены недостатки и проблемные «зоны», сформулированы рекомендации по совершенствованию социальной рекламы, направленной на помощь в принятии решения о рождении ребенка. ABSTRACT. In the article the social advertising as mean of psychological help is examined at a decision-making about birth of child. It is the analysis of ductings and methods of serve to information for pregnant women, and also - their social surroundings, in the situation of uncertainty. Kinds and transmitters of the social advertising are described. The attempt of systematization of existent standards of the social advertising is undertaken on the discussed question. Results over of empiric research of efficiency of different standards of the social advertising are brought. Failings are exposed and problem I «areas», formulated to recommendation on perfection of the social advertising, directed for help in a decision-making about birth of child. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная реклама, психологическая помощь, принятие решения, ситуация неопределенности, беременная женщина, социальное окружение, рождение ребенка, аборт, исследование, систематизация, оценка эффективности, рекомендации. KEYWORDS: social advertisement, psychological help, decision-making, situation of uncertainty, pregnant woman, social environment (social surroundings), the birthing of child, abortion, research, systematization, estimation of efficiency, recommendations. Одним из способов повышения доступнос- привлечь внимание общества к определенной про- ти информационной и социальной среды является блеме, показать варианты ее решения и проинфор- создание социальной рекламы, которая способна мировать, где человек может получить более под- 41 Ученые записки СПбГИПСР робные сведения и помощь. Социальная реклама может существенно помочь человеку в сложной жизненной ситуации, когда необходимо принять важное решение, а помощи ждать не от кого. Например, в принятии решения о рождении ребенка при незапланированной беременности. Нередко такое решение принимают женщины, оставшиеся без поддержки своего партнера - отца будущего ребенка. Статистика неумолимо свидетельствует, что решение часто принимается не в пользу будущей жизни. Обычно на решение о рождении ребенка или прерывании беременности влияет большое количество факторов - социально-экономических и социально-психологических. Как показали наши исследования, в их число входит и социальная реклама. Демографическая проблема современной России, активно обсуждаемая в самых широких общественных и политических кругах, включает и вопросы профилактики искусственного прерывания беременности в тех случаях, когда нет медицинских или других особых противопоказаний. Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. В среднем 56% беременностей в год заканчиваются абортом, то есть на 100 рожденных детей приходится в настоящее время 122 аборта. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «Россия вымирает, не потому что детей не зачинают, а потому что им не дают родиться». И при общей цифре 1,5 миллиона абортов в год, сохранение даже нескольких процентов беременностей, это уже способ родить целый город с населением в 150 000 человек. Свыше половины абортов женщины производят в возрасте от 20-ти до 30-ти лет и еще около 20% - в возрасте 30- 40 лет, т.е. в наиболее активных репродуктивных возрастах [6]. Доля абортов у девушек в возрасте до 19 лет в общем числе абортов остается стабильной — около 10% [4, 7, 9]. Известно, что через год после искусственного прерывания беременности нарушения в репродуктивной системе обнаруживаются у 15,2% женщин, а через 3-5 лет -у 52,4% [7]. От последствий абортов в мире ежегодно умирает 200 тысяч женщин [10]. Аборт является основной причиной вторичного бесплодия (до 41 % случаев) [7]. После аборта частота самопроизвольных выкидышей увеличивается в 8-10 раз. Около 60 % первородящих женщин в возрасте старше 30 лет страдают невынашиванием беременности, вызванным произведенными абортами. У молодых женщин, прервавших первую беременность абортом, риск развития рака молочной железы увеличивается в 2-2,5 раза [2]. Таким образом, для многих женщин решение об аборте становится роковым, ведущим к потере семьи и здоровья. Необходимо разрабатывать превентивные технологии, способные помочь женщине в кризисной ситуации принять решение, о котором она потом не пожалеет. В настоящее время создаются благотворительные, общественные организации для оказания помощи беременным женщинам в тяжелой жизненной ситуации. Цель таких фондов - помочь женщине принять решение о рождении или аборте в условиях максимального информирования по этому вопросу, а также помочь беременной (финансово, психоло- гически, юридически и т.д.) в той ситуации, когда она выбирает аборт только из-за тяжелого материального или семейного положения. Но большинство беременных женщин, находящихся в состоянии выбора — рожать или делать аборт - не знают о подобных организациях и помощи, которую им могут оказать, Как показывает опыт нашей работы, мало информированы об этом и врачи - гинекологи, находящиеся в непосредственном общении с данной категорией женщин. Чаще всего проблема аборта преподносится как выбор самой женщины, но не учитывается при этом, что женщина находится в определенном информационном пространстве и социальном окружении: отец ребенка, родственники беременной, социокультурная среда женщины, позиция ее врача - гинеколога и т.д. Вся информация в целом об аборте, материнстве, родах, внутриутробном развитии ребенка влияют на конечное решение женщины: сохранить или прервать беременность. Мы проанализировали 30 обращений беременных женщин к психологу женской консультации за лето 2009 года, сомневавшихся относительно сохранения беременности, но в итоге, после получения информации из различных источников, принявших решение о рождении ребенка. Из них:
Как видно из приведенных данных, социальная реклама является важным социально-психологических фактором, влияющим на принятие решения о рождении ребенка в ситуации незапланированной беременности. Это соотносится и с выводами других исследований: например, по результатам П. Коулман, более чем 80% американских респонденток, совершивших аборт, сообщили, что они не получили достаточно информации для принятия решения [5]. Социологическое исследование В.Ф. Волгина и И.А. Борисова, посвященное социально-психологическим аспектам аборта, показывает, что далеко не всегда женщина может получить от врача женской консультации столь необходимую ей информацию и психологическую помощь. В ходе опроса 67,1% врачей, работающих в женских консультациях и стационарах, высказали сожаление, что женщины прерывают беременность, и 92,9% - отметили необходимость оказания социально-психологической помощи своим пациенткам. При этом 72,9% опрошенных врачей оценили свои психологические знания как недостаточные. Приведенные данные также свидетельствуют о недостат- 42 Исследования в области прикладной психологии ке широкодоступных средств помощи беременным женщинам в ситуации неопределенности, одним из «вторых является социальная реклама [3]. Социальная реклама—это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. Её предназначение - гуманизация общества, формирование нравственных идеалов и позитивного восприятия мира. Социальная реклама способна изменить настрой людей и их стереотипы, заставить посмотреть на привычные способы решения проблем с иной точки зрения. Термин социальная реклама, используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая реклама» и «общественная реклама». В США для обозначения такого типа рекламы используются термины "public service advertising" и "public service announcement" (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью, Цель такого типа рекламы - изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе - создать новые социальные ценности. Возможно употребление и другого термина, - "public interest" (общественный интерес). Принцип социальной рекламы заключается в невозможности преследования коммерческих или политических целей, а также упоминаний конкретных коммерческих брэндов, организаций, марок товаров, политических партий и отдельных политиков, что закреплено статьей 18 Федерального закона РФ «О рекламе». Таблица 1. Характеристики социальной рекламы с конкретизацией применительно к проблеме профилактики абортов
43 Ученые записки СПбГИПСР Информация для беременных женщин в различных носителях социальной рекламы Таблица 2.
|
«Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики» Рукопись научной статьи, принимаемая к рассмотрению на предмет публикации в нашем журнале, должна удовлетворять нижеизложенным требованиям,... | Санкт-Петербург, 2004 Выходные данные: Дипломный проект. Требования... Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 073500 Управление инновациями | ||
Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)... Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,... | Новые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2 Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,... | ||
Dhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие... | Экскурсионные туры в карелию Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога... | ||
Методическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007 В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова... | Санкт-петербургский городской суд Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе | ||
Санкт-петербургский городской суд Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе | Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского... | ||
Санкт-петербургский государственный политехнический университет Доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна С. Ф. Гребенников | Выходные данные: Диссертация на соискание ученой степени магистра.... Министерство обазования и науки Российской федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет | ||
Реферат Цель проекта поддержка мониторинговых исследований миграций... Биологического нии санкт-Петербургского университета. В ходе выполнения проекта использовались оригинальные методики прижизненного... | Психология управления ... | ||
Патентам и товарным знакам (19) Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву | Реальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия |