Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С





Скачать 289.3 Kb.
НазваниеУченые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С
страница1/3
Дата публикации07.07.2013
Размер289.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И Н С Т И Т У Т А ПСИХОЛОГИИ И С0ЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2009

Санкт- Петербург

Выходные данные статьи:

Яковлева И.В., Куценко О.С. Социальная реклама как средство психологической помощи беременной женщине при принятии решения о рождении ребенка. Ученые Записки Санкт –Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2009, № 2(том 12), стр. 41-49.
ISSN 1993-8101

Исследования в области прикладной психологии
ЯКОВЛЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной

работы

IAKOVLEVA I.

candidate of psychological sciences, senior lecturer, manager of chair of general and differential psychology of Saint-Petersburg state institute of psychology and social work

КУЦЕНКО ОКСАНА СЕРГЕЕВНА

соискатель научной степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербургская

Общественная Информационно —Просветительская Организация (СПб ОИПО) «Центр

Социальных программ. Отделение «Жизнь»»

KUTSENKO О.

competitor of scientific degree of candidate of psychological sciences, Saint-Petfrsburg Public Informatively — Elucidative Organization (Spb PIEO) «Center of the Social programs. Separation «Life»»

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О РОЖДЕНИИ

РЕБЕНКА

SOCIAL ADVERTISING AS MEANS OF PSYCHOLOGICAL HELP IS EXAMINED AT A DECISION-MAKING ABOUT BIRTH OF A CHILD

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается социальная реклама как средство психологической помощи при принятии решения о рождении ребенка. Анализируются каналы и способы подачи информации для беременных женщин, а также - их социального окружения, в ситуации неопреде­ленности. Описываются виды и носители социальной рекламы. Предпринята попытка систематизации существующих образцов социальной рекламы по обсуждаемому вопросу. Приводятся результаты эмпирического исследования эффективности различных образцов социальной рекламы. Выявлены недостатки и проблемные «зоны», сформулированы рекомендации по совершенствова­нию социальной рекламы, направленной на помощь в принятии решения о рождении ребенка.

ABSTRACT. In the article the social advertising as mean of psychological help is examined at a decision-making about birth of child. It is the analysis of ductings and methods of serve to information for pregnant women, and also - their social surroundings, in the situation of uncertainty. Kinds and transmitters of the social advertising are described. The attempt of systematization of existent standards of the social advertising is undertaken on the discussed question. Results over of empiric research of efficiency of different standards of the social advertising are brought. Failings are exposed and problem I «areas», formulated to recommendation on perfection of the social advertising, directed for help in a decision-making about birth of child.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная реклама, психологическая помощь, принятие решения, ситуация неопределенности, беременная женщина, социальное окружение, рождение ребенка, аборт, исследование, систематизация, оценка эффективности, рекомендации.

KEYWORDS: social advertisement, psychological help, decision-making, situation of uncertainty, pregnant woman, social environment (social surroundings), the birthing of child, abortion, research, systematization, estimation of efficiency, recommendations.

Одним из способов повышения доступнос- привлечь внимание общества к определенной про-

ти информационной и социальной среды является блеме, показать варианты ее решения и проинфор-

создание социальной рекламы, которая способна мировать, где человек может получить более под-

41

Ученые записки СПбГИПСР

робные сведения и помощь. Социальная реклама может существенно помочь человеку в сложной жизненной ситуации, когда необходимо принять важное решение, а помощи ждать не от кого. На­пример, в принятии решения о рождении ребенка при незапланированной беременности. Нередко такое решение принимают женщины, оставшиеся без поддержки своего партнера - отца будущего ребенка. Статистика неумолимо свидетельствует, что решение часто принимается не в пользу буду­щей жизни. Обычно на решение о рождении ребен­ка или прерывании беременности влияет большое количество факторов - социально-экономических и социально-психологических. Как показали наши исследования, в их число входит и социальная рек­лама.

Демографическая проблема современной Рос­сии, активно обсуждаемая в самых широких обще­ственных и политических кругах, включает и воп­росы профилактики искусственного прерывания беременности в тех случаях, когда нет медицинских или других особых противопоказаний. Россия зани­мает первое место в мире по количеству абортов. В среднем 56% беременностей в год заканчиваются абортом, то есть на 100 рожденных детей приходит­ся в настоящее время 122 аборта. Некоторые иссле­дователи придерживаются мнения, что «Россия вы­мирает, не потому что детей не зачинают, а потому что им не дают родиться». И при общей цифре 1,5 миллиона абортов в год, сохранение даже несколь­ких процентов беременностей, это уже способ ро­дить целый город с населением в 150 000 человек.

Свыше половины абортов женщины произво­дят в возрасте от 20-ти до 30-ти лет и еще около 20% - в возрасте 30- 40 лет, т.е. в наиболее активных репродуктивных возрастах [6]. Доля абортов у деву­шек в возрасте до 19 лет в общем числе абортов ос­тается стабильной — около 10% [4, 7, 9]. Известно, что через год после искусственного прерывания бе­ременности нарушения в репродуктивной системе обнаруживаются у 15,2% женщин, а через 3-5 лет -у 52,4% [7]. От последствий абортов в мире ежегод­но умирает 200 тысяч женщин [10]. Аборт является основной причиной вторичного бесплодия (до 41 % случаев) [7]. После аборта частота самопроизволь­ных выкидышей увеличивается в 8-10 раз. Около 60 % первородящих женщин в возрасте старше 30 лет страдают невынашиванием беременности, вызван­ным произведенными абортами. У молодых жен­щин, прервавших первую беременность абортом, риск развития рака молочной железы увеличивается в 2-2,5 раза [2]. Таким образом, для многих женщин решение об аборте становится роковым, ведущим к потере семьи и здоровья. Необходимо разрабаты­вать превентивные технологии, способные помочь женщине в кризисной ситуации принять решение, о котором она потом не пожалеет.

В настоящее время создаются благотворитель­ные, общественные организации для оказания по­мощи беременным женщинам в тяжелой жизненной ситуации. Цель таких фондов - помочь женщине принять решение о рождении или аборте в условиях максимального информирования по этому вопросу, а также помочь беременной (финансово, психоло-

гически, юридически и т.д.) в той ситуации, когда она выбирает аборт только из-за тяжелого матери­ального или семейного положения. Но большинс­тво беременных женщин, находящихся в состоянии выбора — рожать или делать аборт - не знают о по­добных организациях и помощи, которую им могут оказать, Как показывает опыт нашей работы, мало информированы об этом и врачи - гинекологи, на­ходящиеся в непосредственном общении с данной категорией женщин.

Чаще всего проблема аборта преподносит­ся как выбор самой женщины, но не учитывается при этом, что женщина находится в определенном информационном пространстве и социальном ок­ружении: отец ребенка, родственники беременной, социокультурная среда женщины, позиция ее вра­ча - гинеколога и т.д. Вся информация в целом об аборте, материнстве, родах, внутриутробном раз­витии ребенка влияют на конечное решение жен­щины: сохранить или прервать беременность.

Мы проанализировали 30 обращений беремен­ных женщин к психологу женской консультации за лето 2009 года, сомневавшихся относительно сохранения беременности, но в итоге, после полу­чения информации из различных источников, при­нявших решение о рождении ребенка. Из них:

  • 22 человека отметили, что стали сомневать­ся в необходимости делать аборт и решили в итоге рожать в первую очередь благодаря полученной до­полнительной информации по проблеме аборта;

  • 22 человека получили наглядную дополни­тельную информацию для принятия решения (лис­товки, информационные стенды, визитки центра психологической помощи);

  • 18 человек стали искать дополнительную информацию в интернете, из них -8 самостоятель­но нашли центр помощи через интернет;

  • 7 человек получили дополнительную ин­формацию об аборте, внутриутробном развитии ребенка, о центрах помощи беременной от врача.

Как видно из приведенных данных, социаль­ная реклама является важным социально-психо­логических фактором, влияющим на принятие решения о рождении ребенка в ситуации незапла­нированной беременности. Это соотносится и с выводами других исследований: например, по ре­зультатам П. Коулман, более чем 80% американс­ких респонденток, совершивших аборт, сообщили, что они не получили достаточно информации для принятия решения [5].

Социологическое исследование В.Ф. Волгина и И.А. Борисова, посвященное социально-психо­логическим аспектам аборта, показывает, что да­леко не всегда женщина может получить от врача женской консультации столь необходимую ей ин­формацию и психологическую помощь. В ходе опроса 67,1% врачей, работающих в женских кон­сультациях и стационарах, высказали сожаление, что женщины прерывают беременность, и 92,9% - отметили необходимость оказания социально-психологической помощи своим пациенткам. При этом 72,9% опрошенных врачей оценили свои пси­хологические знания как недостаточные. Приве­денные данные также свидетельствуют о недостат-

42

Исследования в области прикладной психологии

ке широкодоступных средств помощи беременным женщинам в ситуации неопределенности, одним из «вторых является социальная реклама [3].

Социальная реклама—это вид коммуника­ции, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. Её предназначение - гу­манизация общества, формирование нравственных идеалов и позитивного восприятия мира. Социаль­ная реклама способна изменить настрой людей и их стереотипы, заставить посмотреть на привычные способы решения проблем с иной точки зрения.

Термин социальная реклама, используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая реклама» и «обществен­ная реклама». В США для обозначения такого типа рекламы используются термины "public service

advertising" и "public service announcement" (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна об­ладать определенной социальной ценностью, Цель такого типа рекламы - изменить отношение публи­ки к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перс­пективе - создать новые социальные ценности. Воз­можно употребление и другого термина, - "public interest" (общественный интерес).

Принцип социальной рекламы заключается в невозможности преследования коммерческих или политических целей, а также упоминаний конкрет­ных коммерческих брэндов, организаций, марок товаров, политических партий и отдельных поли­тиков, что закреплено статьей 18 Федерального за­кона РФ «О рекламе».


Таблица 1. Характеристики социальной рекламы с конкретизацией применительно к проблеме профилактики абортов

Характеристики

Социальной рекламы

Рекламы по профилактике абортов

Предназначение

Гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей

Выработка установки общества на семейные ценности, негативное отношение к аборту как средству контроля над рождаемостью, повышение мотивации к рождению детей.

Миссия

Изменение поведенческой модели обще­ства с гуманистических позиций

Снижение количества абортов, повышение показателей рождаемости.

Роли

Образовательная, воспитательная, агита­ционная, коммуникационная, информа­ционная

Распространение информации о внутриутробном развитии, негативном влиянии аборта на соматическое и психологи­ческое здоровье женщины. Воспитание ответственности и семейных ценностей у женщин и мужчин. Укрепление института семьи.

Предмет

Идея, обладающая определенной соци­альной ценностью.

Рождение детей даст потенциал стране, сохранит репродук­тивное здоровье женщин, укрепит семью.

Типы/виды

Некоммерческая, общественная, государственная, социальная

Цели

Привлечь внимание к назревшим соци­альным проблемам, изменить отношение населения к какой-либо проблеме.

Привлечь внимание к масштабам абортов в России, к ста­тистике осложнений после абортов и негативных последс­твий, к девальвации семейных ценностей и разрушению института семьи.

Задачи и примеры их решения

1) формирование общественного мнения: «аборты - это беда обществ; необходимо помогать беремен­
ным в трудной ситуации; зачатые дети имеют право на жизнь»;

2) привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни: статистика абортов и нега­
тивных последствий; сравнение с показателями других стран не в пользу России;

3) стимулирование действий по решению проблемы: принятие новых законопроектов по защите прав
беременных; поощрение благотворительной помощи беременным в кризисной ситуации; разработка
программ для молодежи по воспитанию семейных ценностей и т.д.


4) формирование позитивного отношения к государственным структурам: доверие к центрам помощи
женщинам в кризисной ситуации, общественным и благотворительным организациям, помогающим
беременны;

5) демонстрация социальной ответственности бизнеса: «социальная неуверенность беременной час­
тая причина абортов»; ответственность работодателя за финансовую помощь беременным работ­
ницам;

6) укрепление социально значимых институтов гражданского общества: укрепление семьи, статуса и
значимости родительства;


7) формирование новых типов общественных отношений: взаимопомощь семей с детьми, беременных
друг другу;

8) изменение поведенческой модели общества: отказ от абортов, создание законных семей, зачатие
детей в браке с установкой на рождение детей.

43

Ученые записки СПбГИПСР

Информация для беременных женщин в различных носителях социальной рекламы

Таблица 2.



Носитель социальной рекламы

Информация для беременных

1. Пресса (газеты, журналы: рекламные модули, тексты, информационные заметки; информационно-рекламные вкладыши и приложения)

В последние десять лет стало заметно больше публикаций, издаются отдельные книги

2. Полиграфическая реклама (печатная: книги, справочники, буклеты, листовки)

Самый распространенный способ рекламы - лис­товки, буклеты

3. Реклама в электронных СМИ (на радио и телевидении: ролики, споты, передачи, спонсорство)

Периодически выходят телепередачи по проблеме абортов. Роликов существует не больше двадцати. Основное место размещения - интернет.

4. Кинореклама (включая рекламу, идущую перед фильмами на видеокассетах, DVD, в кинотеатрах)

Не создается из-за отсутствия финансирования

5. Наружная реклама (оформление зданий, пилоны, растяжки, вывески, указатели и. т. д.)

Используются только транспаранты на время уличных акций и большие информационные стенды в передвижных выставках

6. Реклама в сети Интернет (сайты, текстовая реклама, почтовые рассылки, конференции, чаты, форумы, доски объявлений, дискуссионные листы)

Самая активная часть соц.рекламы (наравне с рас­пространением листовок). Создано большое кол-во отдельных сайтов, групп, обсуждений.

7. Реклама в сотовых сетях (SMS-рассылки, инфосправочники)

8. Почтовые рассылки

9. Рекламное оформление транспорта

Использовались только в единичных случаях по запросу определенного спонсора. Не использует­ся из-за отсутствия финансирования и госзаказа.

10. Проведение различных акций и

мероприятий (праздники, конференции, конкурсы, семинары,

фестивали, выставки и т. д.)

С каждым годом увеличивается кол-во конферен­ций. В 90% случаев организатором является дви­жение «за жизнь».

11. Нетрадиционные виды рекламы (оформление пунктов продаж, сувениры, надувная реклама, шары, реклама на билетах, выписках, кассовых чеках, открытие памятников и многое другое);

Начинает активно развиваться. В России берется пример с западных аналогов, где подобная сфера социальной рекламы хорошо разработана и про­дуктивно используется.

12. Информационное спонсорство (во всех видах и на всех носителях);

Активно развивается последние пять лет, пример так же берется с западных аналогов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С icon«Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики»
Рукопись научной статьи, принимаемая к рассмотрению на предмет публикации в нашем журнале, должна удовлетворять нижеизложенным требованиям,...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconСанкт-Петербург, 2004 Выходные данные: Дипломный проект. Требования...
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 073500 Управление инновациями
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconDhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г
Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconЭкскурсионные туры в карелию
Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconМетодическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007
В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconСанкт-петербургский городской суд
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconСанкт-петербургский городской суд
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
Доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна С. Ф. Гребенников
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconВыходные данные: Диссертация на соискание ученой степени магистра....
Министерство обазования и науки Российской федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconРеферат Цель проекта поддержка мониторинговых исследований миграций...
Биологического нии санкт-Петербургского университета. В ходе выполнения проекта использовались оригинальные методики прижизненного...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconПсихология управления
...
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconПатентам и товарным знакам (19)
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву
Ученые записки санкт-петербургского государственногоинститута психологии и с0циальной работы 2009 Санкт- петербург Выходные данные статьи: Яковлева И. В., Куценко О. С iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск