Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения





Скачать 265.92 Kb.
НазваниеСпециалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения
Дата публикации25.07.2014
Размер265.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

А.Д. ВИЛШАНСКАЯ, Москва

Организация в общеобразовательной школе учебно-воспитательного процесса с учащимися классов VII вида, работающих по системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), предпо­лагает предоставление комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся, специализированное консультирование учителей, родителей, администрации (С.Г.Шевченко, 2005). В общеобразовательной школе создается команда специалистов, работающая по принципу системной организации. Тем самым обеспечивается возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.

Можно выделить следующие формы такого взаимодействия: комплексное обследование учащихся, построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов, планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития, взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПк). Основной из перечисленных форм является организация деятельности ШПМПк, который создается приказом директора. Деятельность консилиума регламентируется Положением о классах коррекционно-развивающего обучения (см. п. П. 10), письмом Министерства Образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901/6 от 27.03.2000.

Данная статья представляет собой обобщение опыта деятельности консилиума школы № 960 г. Москвы, «школы-лаборатории» (научный руководитель — к. пед. н. Шевченко С.Г.) и рабочих материалов его специалистов: психологов Залеской (Казанцевой) О.В., Рахновской И.В., Шатуновой ТА., логопеда Протченко Е.М., психиатра Мунтян И.Д., дефектолога Вильшанской А.Д.

Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк, в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:

  • диагностико-консулътативное,

  • коррекционно-развивающее,

  • просветительское,

  • профилактическое,

  • организационно-методическое.

Основными формами работы являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка заседаний школьного ПМПк и непосредственное участие в них.

Важным в деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

  1. Многоуровневую диагностику развития ребенка.

  2. Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.

  3. Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

  4. Организацию развивающего пространства (кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты).

В организации работы специалистов выделяется ряд этапов.

1. Диагностико-консультативный этап

На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с

- учителем и родителями ребенка для составления общей картины его учебной деятельности в классе,

изучается медицинский анамнез. Проводится наблюдение за школьником на уроке и переменах с

целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, об

уровне сконцентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости и т.д. Наблюдение на переменах позволяет определить, насколько учащийся включен в жизнь класса, узнать, адаптировался ли он к детскому коллективу. Беседы с учителем и родителями дополняют сведения о ребенке, помогают обозначить те проблемы и трудности, которые не были выявлены в процессе наблюдения. Кроме того, встреча с родителями дает возможность помочь им справиться с трудными ситуациями в воспитании и способствует лучшему пониманию проблем ребенка.

Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребенка: дефектологом (учебная и познавательная ^деятельность); логопедом (речевая деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося (см. Приложение).

Далее проводится повторная консультативная встреча с родителями и учителем, на которой до их сведения доводятся результаты диагностики, разъясняются этапы коррекционной программы, происходит включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

2. Организационно-методический этап

Организуется проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития. В составе консилиума принимают участие: руководитель консилиума (зам. директора по учебно-воспитательной работе), психолог, дефектолог, логопед, врач-психиатр, учитель (классный руководитель), социальный педагог. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребенка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются 1<о1йплёксные программы развития, рассчитывается суммарная нагрузка на ребенка, разрабатываются различные модели взаимодействия ""спёциалистов в~ каждом отдельном случае. Так, с ребенком могут работать сразу несколько специалистов или один из специалистов подготавливает базу для работы другого: психолог проводит поведенческую коррекцию, подготавливая ребенка для работы в группе дефектолога.

3. Коррекционно-развивающий этап

Усилия специалистов направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребенка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.

На данном этапе необходимо, учитывая учебную нагрузку и особенности детей классов КРО, не перегрузить ребенка, сформировать у него положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения.

Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

1. Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет должен
быть оснащен всем необходимым для проведения игровой и песочной терапии, арттерапии и
организации свободного самовыражения ребенка (краски, глина, скульптурный пластилин,
природные материалы).

  1. Групповые интегративные занятия. В целях адаптации учащихся коррекционных классов к условиям общеобразовательной школы в составе групп вместе с ними занимаются дети из обычных классов, имеющие те же психологические проблемы. Группы небольшие (по 4-5 человек).

  2. Занятия-путешествия (групповые игры вне кабинета специалиста, обычно в них вовлечены учителя, администрация школы, с которыми группа детей вступает во взаимодействие. Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу).

4. Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребенка к новым условиям развития
в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это
специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.

  1. Социальные игры — специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией — выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и др.).

  2. Занятия-тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия-релаксации и т.д.).

  1. Постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать все, что хотят.

  2. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом.

4. Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.

Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

5. Итоговый этап

По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.

Следует отметить, что любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.

Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения детей классов КРО, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает в коррекционной работе взаимодействие всех специалистов.

По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация: ^У^^^ /^cx/^/^:'c^j2/
1. Протоколы заседаний консилиума. " ^

1. Протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста).

3. Представления на учащихся.

4. Карта динамического развития ребенка (представления, выписка из протокола с указанием
"рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программа комплексного

развития).

Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.

Приведенный ниже протокол заседания консилиума отражает специфику взаимодействия специалистов, позволяет рассмотреть на примере конкретного ученика процесс разработки индивиду­альной комплексной программы развития и коррекции. Следует отметить, что все обследование и последующая работа специалистов проводились с письменного согласия родителей ребенка, в некоторых случаях в присутствии мамы.

Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума

«Составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.»

Повестка: составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.

Присутствовали: председатель консилиума, зав. диагностико-консультативной службой, зам. директора школы по экспериментальной работе, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, психиатр, учитель начальных классов (классный руководитель).

Заслушали: выступления специалистов, наблюдающих учащегося, и учителя.

Заключение психиатра

Краткие сведения об учащемся. Трудности поведения Павла Я. в школе отмечались с начала обучения. С первого класса учащийся был переведен на надомное обучение. Со второго класса и по настоящее время обучается в условиях системы КРО, состоит на диспансерном учете.

В настоящее время остается двигательно-расторможенным, раздражительным, аффективно возбудимым, нарушает дисциплину в классе. Невнимателен. Быстро истощается.

Ребенок от первой нормально протекавшей беременности, роды на сроке 36 недель, родился с обвитием пуповины вокруг шеи, закричал не сразу.

Раннее развитие своевременное, речевое развитие с задержкой. С 1,5-2 лет стал беспокойным, непослушным, чрезвычайно подвижным. Играть целенаправленно мог только при участии взрослых. С 3-х лет поступил в ДОУ, где быстро адаптировался. В 4 года в связи с задержкой развития был переведен в группу для детей с ЗПР. Отмечалась неровность поведения, ребенок не подчинялся требованиям воспитателей, были конфликты с детьми. Мать заметила, что поведение сына изменилось в 3,5 года после ее развода с мужем, отцом ребенка. На ситуации развода свое внимание ребенок не фиксировал, о папе спрашивал редко, но стал непослушным, .грубым, общаться с ним становилось все тяжелее.

Наблюдался невропатологом с рождения, были выявлены изменения на ЭЭГ, получал лечение и получает терапию до настоящего времени. Проходил лечение амбулаторно и в стационаре. В настоящее время результаты ЭЭГ в пределах нормы, ЭХО-ЭГ — норма. В клинической картине имеет место задержка психоэмоционального развития, в структуре которой преобладает выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с расстройствами психопатоподобного круга (повышенная аффективная возбудимость, конфликтность, драчливость, двигательная расторможенность). Лечение получает.

Рекомендации: продолжить лечение, необходимы занятия с психологом, дефектологом.

Заключение дефектолога

Краткие сведения: Павел Я. обучается в классе КРО со 2 класса.

Медицинский статус: анамнез отягощен, состоит на ДУ психиатра.

Заключение обследования. Специфические особенности учебной деятельности и трудности формирования учебных навыков ребенка обусловлены резидуально-органической симптоматикой поражения ЦНС и рядом энцефалопатических расстройств (синдром психомоторной возбудимости, аффективная неустойчивость).

В основе структуры дефекта — нарушение произвольного компонента деятельности. Психическая активность слабоконтролируема ребенком, выраженно снижен уровень осознанной саморегуляции познавательной деятельности, нарушено произвольное внимание (его объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

В процессе выполнения тестовых заданий учащийся показал средний уровень продуктивности их выполнения (за исключением проб на внимание). Снижение некоторых показателей во многом было связано с большим количеством импульсивных действий. При организующей помощи педагога число ошибочных ответов сокращалось.

Сформированностъ высших психических функций. Восприятие характеризуется малой дифференцированностью (что включается в симптомокомплекс при синдроме дефицита внимания). Узнавание реалистических, зашумленных, наложенных изображений не вызывало трудностей у ребенка. Ошибки были допущены в тех заданиях, когда количество анализируемых объектов значительно увеличивалось. Пробы на слухомоторную координацию по подражанию были выполнены без ошибок. Затруднения возникали в пробах по речевой инструкции, что связано с недостаточностью речевой регуляции действий.

Пространственная ориентация сформирована на элементарном уровне. При назывании признаков времен года учащийся ограничился очевидными, затруднялся в дифференцировании схожих се­зонных изменений.

Память: объем зрительной памяти — 7 единиц, слуховой — 4 единицы, что соответствует среднему значению.

Внимание. Пробы на внимание вызывали отказ от деятельности, негативную реакцию, возрастала нервозность, возникали вспышки гнева. Выполнение проб: обратный счет (субтест Вексле-ра) — 2 единицы, что соответствует низкому значению показателей внимания; таблица Шульте — 2 мин. 17, сек.; нахождение фигуры по образцу из ряда подобных — не выполнил.

В мыслительной деятельности — развитие наглядно-образного мышления на уровне показателей возрастной нормы. При конструировании кубиков Коса отмечались трудности пространственного анализа расположения деталей.

Выполнение заданий словесно-логического плана вызывало определенные трудности. При установлении последовательности серии сюжетных картинок требовалась стимулирующая помощь взрослого (определение первой картинки последовательности). Трудности связаны с импульсивностью, слабой направленностью внимания.

Учащийся затрудняется в понимании скрытого смысла сюжетной картинки, текста. Но при этом хорошо воспринимает помощь направляющего характера со стороны взрослого, правильно отвечает на наводящие вопросы педагога. Обобщение производит по функциональному признаку в сочетании

с обобщением по существенному. На интуитивно-практическом уровне дал 70% правильных ответов, на словесно-логическом — 50%. Задание «Простые аналогии» выполнил правильно, работая самостоятельно.

В речевом развитии отмечаются трудности построения речевого высказывания, обусловленные нарушением функций программирования и контроля. Общее речевое развитие в пределах нижней границы нормы.

Организация деятельности: структурные компоненты деятельности сформированы слабо (планирование, целеполагание, реализация, контроль), допускает много импульсивных реакций, слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, отсутствует произвольный самоконтроль. Собственно учебная мотивация, уровень самостоятельной работы на низком уровне.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется неспособностью к волевому усилию, эмоциональной лабильностью, склонностью к аффективным реакциям (в ситуации неуспеха — слезы, агрессия). В процессе работы над заданиями быстро устает по причине высокой пресыщаемое™.

Рекомендации: коррекция в условиях реализации комплексной программы развития (психолог, дефектолог, врач-психоневролог).

Заключение логопеда

Словарный запас в пределах обиходно-бытовой тематики, звукопроизношение, фонематический слух и грамматический строй речи не нарушены. Отмечается недоразвитие связной речи.

На письме стойких ошибок, характерных для дисграфии, нет. Вместе с тем наблюдаются единичные несистематические пропуски букв, которые скорее обусловлены дефицитом внимания. Многочисленные орфографические ошибки и многократно сделанные исправления придают письменным работам крайне небрежный вид.

В логопедических занятиях не нуждается, в то же время следует рекомендовать педагогу для работы на уроке: 1) сократить объем письменных работ с целью увеличения времени на отработку навыка аккуратного внимательного письма; 2) способствовать развитию функции самоконтроля, используя для этого опорные схемы, памятки, алгоритмы решения орфографических задач; 3) использовать дополнительные упражнения, основанные на грамматическом и лексическом материале для тренировки функции внимания.

Заключение психолога

Павел Я. воспитывается в неполной семье, родители развелись, когда ребенку было 3 года, что послужило причиной изменений в поведении ребенка. Отношение мамы к проблемам ребенка скорее формальное, рекомендации врачей, психолога, педагога выполняются частично. Большую часть времени ребенок проводит с дедушкой, который часто ругает его, наказывает. Выполняя тест «Ки­нестетический рисунок семьи», Павел рисовал обстановку квартиры, при этом одного листа бумаги ему не хватило. В начале работы долго отказывался выполнять задание, не знал, что рисовать. В результате из членов семьи нарисовал одного дедушку, себя не нарисовал.

Личностные характеристики ребенка: высокий уровень тревожности, низкая самооценка, мотивационно-волевая сфера слабо сформирована. Результаты анкеты по изучению школьной мотивации показали низкий уровень ее сформированное™. Несмотря на желание ходить в школу, учащийся не готов к волевому и длительному интеллектуальному усилию, преодолению трудностей. Павел негативно относится к неуспеху. Школа привлекает переменами, возможностью общения, положительным контактом с педагогом.

Познавательная и учебная деятельность. Ребенок правша. Выявлен низкий уровень произвольности и самоконтроля (методика «Запрещенные слова»). Интеллектуальное развитие в пределах нижней возрастной нормы.

Эмоциональный фон нестабилен, поведение агрессивное, отмечается двигательная и аффективная возбудимость.

В деятельности повышена утомляемость, темп в начале работы средний, к концу — либо отказывается от ее продолжения, либо выраженно замедляет темп. Коммуникативные навыки не соответствуют возрасту: в общении использует стратегию конфликта, решает конфликт дракой, часто неадекватно обижается на детей. В рисунке человека проявляется стремление ребенка к общению. В беседе использует компенсаторное фантазирование, говоря, что у него много друзей в классе. Общий фон рисунков («Рисунок человека», «Кинестетический рисунок семьи», «Несуществующее живот­ное»): небрежное и неряшливое выполнение, что указывает на импульсивность, также отмечается тревожность, склонность к агрессии, проблемы с общением. Рекомендуется наблюдение у психиатра, работа дефектолога и психолога, необходимо включение социального педагога для работы с семьей.

Заключение педагога

Основная проблема, из-за которой Павел Я. испытывает трудности в школе, — это его поведение на уроке. Учащийся не удерживает поведенческих норм и правил, нарушает дисциплину, может игнорировать замечания педагога, не выдерживает весь урок. Продуктивность на уроке и поведение часто зависят от настроения учащегося. Павел крайне негативно реагирует на неудачи, часто плачет. Эмоционально воспринимает оценку педагога. Во время урока может отказаться от выполнения непонравившихся ему заданий.

Учебные навыки сформированы на среднем уровне, любимый предмет -природоведение. Испытывает трудности по русскому языку, допуская большое количество орфографических ошибок. Орфографические правила учащийся понимает, но затрудняется в их использовании. По математике допускает ошибки при вычислениях, испытывает трудности при решении задач, т.к. торопится с ответом, не желает подумать. Чтение невыразительное, прочитанное понимает.

Самостоятельно работает плохо, требует одобрения; контроля взрослого. С одноклассниками конфликтует.

Родители мало помогают ребенку, все сводится к наказанию и изоляции.

Заключение: требуется индивидуальное внимание, нуждается в коррекционных занятиях специалистов.

Планирование коррекционной работы специалистов, составление комплексной

индивидуальной программы развития и коррекции учебно-познавательной деятельности и

личностной сферы учащегося. Рекомендации педагогу

1. Следует создавать на уроках и во внеучебной деятельности ситуацию успеха,
способствующую повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы,
указания на хорошо выполненную часть задания и т.п. При этом оставаться объективным в оценке
конечного результата работы, выставлении отметки.

  1. Хвалить на уроке (или в конце урока) учащегося при правильном его поведении, комментируя и одобряя его положительные поступки. В то же время постараться ограничить количество замечаний, не усиливая внимания учащегося на негативных поступках.

  2. Учить школьника ориентировке в задании, планированию предстоящих действий, требовать от него словесного отчета о проделанной работе. Развивать навык самоконтроля.

  3. Дозировать предъявляемую ученику помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.

5. При переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка

специальными приемами.

Программа коррекционной работы дефектолога

1 блок. Коррекция произвольности экстериоризованных действий:

  • умение произвольно направить свое внимание на мышцы, участвующие в движении (упражнения на праксис позы, пробы Хэда);

  • умение различать и сравнивать мышечные ощущения (упражнения на кинестетический праксис, подражательное повторение действий ведущего: напряженных—расслабленных, резких — плавных, частых — медленных и др.);

  • умение определять соответствующий характер ощущений, характер движений, сопровождаемых этими ощущениями: напряжение — расслабление/сила — слабость;

—умение менять характер движений, опираясь на контроль мышечных ощущений (по условным обозначениям, по словесной инструкции);

— умение волевой регуляции экстериоризованных действий: реакция выбора движения, конфликтная произвольная деятельность (кулак — палец);

// блок. Формирование произвольности интериоризованных действий:

1. Формирование активного произвольного внимания, волевого усилия. Формирование свойств внимания:

— объем внимания («Найди два одинаковых предмета», «Точки»);

  • переключение внимания («Найди отличия», модификация таблицы Шульте, счет «плюс два минус три»);

  • распределение внимания («чтение» цветных кругов, таблицы Шульте, корректурные пробы,

кодирование, рисование одновременно правой и левой руками);

— устойчивость и концентрация внимания (графические диктанты — «вышивка», срисовывание
по клеточкам, «лабиринты», отыскивание слов в ряду букв).

2. Формирование «внимательного письма» на основе планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина). Данная методика (Лидере А.Г., 1992) направлена на формирование контрольных действий проверки ошибок в текстах по русскому языку как одного из компонентов внимательного письма.

III блок. Формирование целенаправленной деятельности:

— умение принимать и удерживать многозвеньевую инструкцию, воспринятую на слух и
прочитанную самостоятельно;

— умение ориентироваться в задании;

—умение планировать предстоящие действия (в форме работы по алгоритму; предварительному проговариванию предстоящих действий);

—умение внешнеречевого контроля за выполняемой деятельностью (в форме словесных ответов, поэтапных и итоговых);

—умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль);

—умение осуществлять самоконтроль по результатам действий.

Используемые упражнения: игры на конструктивный праксис, выполнение заданий по заданному образцу, аналитические задачи.

Программа психологических занятий с Павлом Я.

I этап. Формирование умения сконцентрировать внимание на самом себе, на собственных ощущениях. На этом этапе проводятся тактильные и сенсорные занятия (работа с песком и водой, размазывание глины и красок руками по разным поверхностям); произвольные игры в комнате для игровой терапии.

II этап. Упражнения на релаксацию и дыхание, направленные на формирование умения расслабить свое тело и способствующие развитию навыка самоконтроля за своим состоянием («Драка», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Подарок под елкой» и т.д.). Упражнения на расслабление разных групп мышц (спины, рук, плечевого пояса).

После успешного усвоения этих упражнений проводятся релаксационные игры «Водопад», «Танцующие руки», «Слепой танец».

III этап. Игры на тренировку одной функции: внимания («Найди отличия», «Запрещенное движение»); контроля двигательной активности («Разговор руками»); контроля импульсивности («Говори», «Съедобное - несъедобное»).

Игры на тренировку двух и трех функций: внимания и контроля импульсивности («Кричалки-шепталки-молчалки», «Гвалт»); внимания и контроля двигательной активности («Колпак мой тре­угольный», «Расставь посты», «Замри»).

По завершении третьего этапа программы — продолжение групповых занятий по повышению самооценки и снижению тревожности.

Решение консилиума

  1. Принять за основу построения комплексной программы рекомендации специалистов, предложенное планирование коррекционной работы психолога, учителя-дефектолога.

  2. Проводить корреляцию результатов работы специалистов с учебными успехами ребенка, наблюдениями врача.

  3. Довести до сведения родителей решение и рекомендации консилиума, провести дополнительную разъяснительную консультацию мамы с целью включения ее в коррекционно-развивающий процесс реабилитации ребенка.

4. Установить динамическое наблюдение за развитием учебно-познавательной деятельности
учащегося, его эмоционально-личностным и социальным развитием, о результатах которого
докладывать на очередных заседаниях консилиума.

Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя, отчество Павел Я.
Школа № 3 класс КРО.

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) эмоционально лабилен, в ситуации неуспеха реагирует аффективно, может заплакать, в контакт вступает легко.

Развитие общей и мелкой моторики слабовыраженное, недоразвитие мелких мышц руки. Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) инструкция в целом доступна, но иногда требуется разъяснение в связи с низкой речевой регуляцией действий.

Обучаемость:

  • восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь) требуется постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого; к помощи восприимчив;

  • способность переноса на аналогичные задания перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль) структурные компоненты деятельности сформированы слабо, допускает много импульсивных реакций, слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, отсутствует самоконтроль.

Темп работы (на учебном и неучебном материале) нестабилен, средний ниже среднего, снижение связано с особенностями эмоционально-волевой сферы, мотивацией.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) отмечается быстрая истощаемость, пресыщаемость (в анамнезе органическая симптоматика).

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация соответствует нижней границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений ориентация в схеме тела, в ближайшем пространстве, понимание предлогов не нарушено, слабая дифференцированность признаков времен года, некоторые трудности в понимании лексико-грамматических категорий.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз) зрительное восприятие и стереогноз без особенностей, трудности в пробах на слухомоторную координацию в связи с невозможностью удерживать речевые звенья инструкции.

Особенности внимания снижение уровня показателей свойств внимания; внимание низкопродуктивное.

Особенности памяти объем зрительной памяти 7 единиц, слуховой 4 единицы.

Особенности мышления: —уровень развития наглядных форм мышления в пределах возрастной нормы,

—словесно-логическое мышление трудности аналитико-синтетической деятельности, незначительное снижение функции обобщения.

Особенности конструктивной деятельности трудности при анализе частей узора на ориентировочном этапе, в условиях оказания помощи планирующего характера задание выполняется на среднем уровне продуктивности.

Общая характеристика речевого развития словарь в пределах обихода, трудности построения развернутых речевых высказываний (нарушение функций программирования и контроля речевой деятельности), слабая речевая регуляция действий.

Сформированность учебных навыков:

Математика:

—сформированность понятий числа, числовой последовательности навык сформирован,

—вычислительный навык сформирован,

—навык решения задач испытывает трудности,

—характерные ошибки невнимателен, допускает много импульсивных действий.

Русский язык:

— навык каллиграфического письма не сформирован на достаточном для возраста уровне,
работы крайне небрежные;


—навык орфографического письма под диктовку допускает большое количество орфографических

ошибок, присутствуют пропуски букв;

—списывание текста многочисленные исправления, пропуски букв;

—выполнение грамматических заданий доступно понимание грамматических категорий, при

выполнении допускает ошибки;

—характерные ошибки не сформирован навык внимательного письма.

Чтение:

—темп чтения средневозрастной;

—способ чтения целые слова;

—понимание прочитанного не нарушено;

—навыки работы с текстом справляется с заданиями вида: «Озаглавить текст, разделить его на

смысловые части»;

—характерные ошибки затруднен последовательный пересказ (трудности программирования и

контроля целенаправленной деятельности).

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) собственно

учебная мотивация снижена, низкий уровень самостоятельной работы, неспособность к волевому

усилию, нарушена планомерность деятельности, самоконтроль, произвольность.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Планируемые мероприятия специалиста формирование структурных компонентов учебно-познавательной деятельности, коррекция произвольности экстериоризированных действий, формирование произвольности интериоризированных действий, формирование навыка внимательного письма, коррекция функции внимания.

Дата обследования .

Подпись специалиста .

Психологическое представление на учащегося

Ф.И.О. ученика Павел Я. Возраст 9лет.
Школа № 3 класс КРО.

Жалобы родителей трудности в обучении и поведении.

Жалобы педагогов неуправляемый, рассеянный, раздражительный, плаксивый.

Сведения о семье неполная семья, родители в разводе, мать {28 лет).

Особенности поведения, общения, привычки, интересы гиперрасторможен, испытывает трудности в общении с одноклассниками, повышена личностная тревожность. Сформированность социально-бытовой ориентировки сформирована в пределах возраста.

Моторная ловкость неловок, тонкая моторика плохо сформирована.

Ведущая рука правая, нога правая, ухо правое, глаз правый. Характеристики деятельности: Мотивация низкая. Критичность соответствует возрасту (к себе очень критичен). Работоспособность низкая. Темп деятельности средний в начале работы, медленный к концу или отказ.

Особенности внимания низкая устойчивость и концентрация, плохая переключаемостъ.

Особенности памяти нижняя граница нормы.

Характеристика интеллектуального развития средний уровень.

Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях сформированы.

Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка небрежность в работах, неряшливость.

Характерные ошибки: при письме пропуски букв, при чтении нет, при счете редкие ошибки. Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности высокий уровень тревожности, низкая самооценка, мотивационно-волевая сфера слабо сформирована.

Заключение школьного психолога: уровень актуального развития в пределах возраста, нарушения эмоционально-личностного и волевого развития. Рекомендуется наблюдение у психиатра, работа дефектолога и психолога, необходимо включение социального педагога для работы с семьей. Дата обследования Подпись специалиста

Педагогическое представление на учащегося

Ф.И.О. ученика Павел Я.

Школа № 3 класс КРО.

Общее развитие ребенка: Осведомленность о себе и о своей семье сведения о семье недостаточные.

Знания и представления об окружающем сформированы на среднем уровне.

Развитие моторики расторможен, работы в тетради небрежные.

Развитие речи речь эмоциональная, ребенок с любопытством относится к новым словам, старается сразу узнать их значение и использовать в речи.

Отношение к школе и учебной деятельности (желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы, отношение к оценкам, дублирование обучения и т. п.) в школу идет с желанием, все предметы любит, если по ним все получается, к оценкам относится с повышенным эмоциональным фоном, особенно любит природоведение.

Сформированность учебных навыков: по математике навыки сформированы на среднем уровне, по чтению чтение вялое, невыразительное, переходит в полушепот, по письму допускает множественные исправления и пропуски, орфографические правила понимает, но не может их применять при диктанте. Сформированность школьно-значимых умений:

Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать сформировано плохо.

Способность понять инструкцию самостоятельно с первого раза понять затрудняется и как следствие ошибается при выполнении задания. Отношение к неудаче резко негативное. Темп работы ниже среднего.

Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями) в семье воспитанием практически не занимаются, все сводится к наказанию и изоляции ребенка.

Заключение и рекомендации по коррекционно-развивающему обучению: нарушено поведение, требуется индивидуальное внимание, нуждается в коррекционных занятиях специалистов.

Дата обследования

Подпись специалиста

Логопедическое представление на учащегося

Ф.И.О. ученика Павел Я.
Школа № 3 класс КРО.

Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.п.) не отмечается недостатков речи у членов семьи.

Занятия с логопедом в дошкольном возрасте нарушение звукопроизношения (ротацизм), исправлено. Устная речь:

—фонематическое восприятие нарушений нет; —звукопроизношение без особенностей; —состояние словаря в пределах обиходно-бытовой тематики; —грамматический строй речи не нарушен; —связная речь недоразвитие связной речи. Письменная речь:

—чтение читает целыми словами, прочитанное понимает, темп средний;

—письмо на письме стойких ошибок, характерных для дисграфии, нет, вместе с тем наблюдаются несистематические пропуски букв, которые скорее обусловлены дефицитом внимания.

Заключение: в логопедических занятиях не нуждается.

Дата обследования .

Подпись специалиста

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconЦель изучения курса содействие формированию профессиональной компетентности...
Цель изучения курса – содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах коррекционно-педагогического...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В системе развивающего обучения дело обстоит иначе. И проблема вовсе не в том, что эта система оформилась как альтернативная традиционной...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кяхта, Заслуженный учитель рб, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, тема самообразования:...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconЦель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих...
Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения icon«Прыгать, петь, играть, шутить и красиво говорить»
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется взаимосвязь в работе логопеда, специалистов...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по...
Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения icon«Принято» «Утверждено» Решением Педагогического Совета Приказом по гбоу сош №481
Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПамятка к работе над задачами на основе моделирования
Представленный урок проведен мною в ходе районного семинара учителей начальных классов коррекционно – развивающего обучения «Моделирование...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подбирали инновационные подходы, соединяли элементы ранее известных методик с современными технологиями коррекционно – развивающего...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коипкро по теме «Организация коррекционно-развивающего обучения детей в оу» с 11. 02. 08 – 05. 04. 08гг
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПояснительная записка Учебная программа по русскому языку разработана...
Т. Е. Хохловой; авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной мо и науки РФ для классов коррекционно-развивающего...
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные технологии коррекционно-развивающего обучения: общая характеристика, алгоритм реализации
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация коррекционно-развивающего обучения детей с овз (зпр) в условиях общеобразовательной школы
Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения iconПрограмма проведения педагогического консилиума по проблемам адаптации...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск