Программа кружка по психологии «Мой мир»





Скачать 186.05 Kb.
НазваниеПрограмма кружка по психологии «Мой мир»
Дата публикации29.07.2014
Размер186.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа



                                                        

Программа кружка по психологии « Мой мир»
  Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим  системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень   расчлененности   восприятия,  сформированность  мыслительных операций  сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной  сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки,   повышение интереса ко всем школьным уро кам,   исчезновение   боязни   отвечать   на   уроках,   рост школьной успеваемости).

Участники программы: дети младшего школьного возраста.

Количество обучающихся в группе  15-20 человек.

Занятия проходят 2 раза в неделю.




Цель программы 

познавательно-личностное развитие школьников;

формирование умения осуществлять различные умственные действия

 развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения

 формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума

Задачи:

Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

Развитие познавательных способностей;

Развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Формирование умения решать творческие задачи.

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)


Актуальность программы

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами кружка «Мой мир» являются следующие умения:

  • Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

  • Знания моральных норм;

  • Развивать познавательные интересы;

  • Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями

Средством достижения этих результатов служат:

Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.

Метапредметными результатами кружка «Мой мир» является формирование УУД

Регулятивные УУД:

  • Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;

  • Учиться высказывать свое предположение (версию);

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;

  • Умение находить ответы на вопросы;

  • Делать выводы в результате совместной работы Класса с учителем.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;

  • Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Занятия в кружках проводятся в следующих формах:

  1. Групповые формы работы

  2. Индивидуальные формы работы

  3. Познавательно – развлекательные

Тематика кружковых занятий разнообразна. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.

Содержание изучаемого курса

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их.Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными об разами объектов, значительно различающихся между собой
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Структура занятия

Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стиму- лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Основная часть.

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к од ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

Заключительная часть.

Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

Оценка эффективности занятий  психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:  

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий  может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воз действие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики»
  3.Интеллектуальные задания

 Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.

Дискуссионные методы

Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Метод направленной визуализации

Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.

Метод признания достоинств

Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.

Планируемые результаты

        После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнять данное учителем задание;

Проявлять собственную активность в получение знаний;

Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

снижение уровня школьной тревожности;

мотивация на саморазвитие;

повышение коммуникативной компетентности;

активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.

Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;

принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

клей,  степлер, скотч-лента, ножницы,

бейджи,

кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,

мячик;

тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;

записи инструментальных фоновых мелодий;

необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.

Календарно – тематическое планирование работы кружка «Мой мир»



Тема

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

При-

мечание



















1

Что такое психология?

1










2

Общество людей

1










3

Эмоции

1










4

Что такое настроение!??

1










5

Как победить тревогу?

1










6

Что такое характер?

1










7

Самопознание

1










8

Диагностика познавательных процессов

1










9

Самооценка и оценивание

1










10

Зачем нам общение?

1










11

Понимать и договариваться

1










12

Как жить в мире людей?

1










13

Права человека в обществе

1










14

Словесные обозначения. Слуховые ощущения

1










15

Внимание

1










16

Развитие Артикуляции

1










17

Память

1










18

Фонетико-фонематическое восприятие

2










19

Слуховые ощущения

2










20

Анализ образца

2










21

Сказкотерапия

2










22

Пространственные представления

2










23

Психомоторика

2










24

Развитие памяти

2










25

Развитие наглядно-образного мышления

2










26

Игры на внимание

2










27

Развитие мышления

2










28

Развитие речи

2










29

Развитие моторики

2










30

Логоритмика

2










31

Фоноритмика

2










32

Сказкотерапия

2










33

Диагностика познавательных процессов

2










34

Интеллектуальный ринг

2











Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011

2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011

Список источников

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.

2.  Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя   начальной   школы.   М.:    «Вита-Пресс», 2003.

3.  Кикоин ЕЛ.  Младший  школьник:   возможности изучения   и   развития   внимания.   Методические рекомендации   для   учителя   начальных   классов.

М., 1993.

4.  Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития  школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.


2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка по психологии «Мой мир» iconРабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» 1 класс Руководитель...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федерального государственного образовательного...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной»
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconМоё педагогическое кредо Мой язык – мой мир, моя душа Учитель – мудрость мира!
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconМетодические указания для обучающихся по освоению дисциплины 29 материально-техническая база 31
Целью «Общей психологии» является ввести будущего специалиста в мир психологии как область знания и социальной практики и познакомить...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconРабочая программа кружка «Путешествие в мир экологии»
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273 фз «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12)
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconА игры не будет, что ж тогда останется?
А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрограмма кружка изобразительной деятельности (для 1 4 классов) «мир животных»
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10. 07. 1992 №3266-1) с последующими изменениями
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный...
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка по психологии «Мой мир» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск