Программа «Здоровье»
В последнее время все чаще говорят о вреде, который наносит школа здоровью учащихся. При этом главными факторами считаются:
перегрузки;
большие объемы домашних заданий;
сложности при переходе с одной образовательной ступени на другую.
Проанализировав статистические данные динамики состояния здоровья воспитанниц за три года, мы пришли к выводу, что растет количество заболеваний органов зрения, ЛОР органов, нарушений осанки, заболеваний ССС, неврологических патологий.
Все это требует активных действий по сохранению и укреплению здоровья воспитанниц гимназии, дополнительных адаптивных действий. Гимназия имеет возможность содействовать предотвращению заболеваний детей.
С этой целью внедряется программа для воспитанниц 5-11 классов «Здоровье», которая является частью государственной программы «Здоровье детей России».
Программа «Здоровье» создана творческой группой педагогов АМЖГ. Данная программа реализуется непосредственно на уроках и во внеклассной работе. Разработчики программы исходили из того, что понятие «здоровье» есть многоаспектное интегративное понятие, включающее в себя единство трех компонентов:
физического (отсутствие каких-либо функциональных отклонений, гармоничности физического развития);
психологического (относится к личности в целом, включает в себя самодостаточность, самопознание, самоприятие и саморазвитие личности в контексте взаимодействия с окружающими людьми );
социального (понимается как состояние личности в обществе, т.е. социальное благополучие, социальный комфорт, безопасность, жизненная активность).
Цели программы:
Создать целостную систему здоровьесберегающей учебно - воспитательной среды в рамках АМЖГ.
Содействовать администрации и педагогическому коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанниц.
Содействовать всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Задачи программы:
Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психо-физиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанниц;
Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления воспитанниц гимназии, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных условий.
Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
Организация валеологической оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания.
Разработка образовательных программ, направленных на сохранение здоровья воспитанниц, на обучение их здоровому образу жизни.
Проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации для работников гимназии.
Приоритетные направления деятельности:
Учебно – воспитательная работа:
Научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно – спортивная, трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанниц, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования;
Диагностическая работа: отслеживание параметров здоровья воспитанниц и педагогов, изучение подвижности и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания;
Профилактическая и коррекционная работа: предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанниц, профилактика обострений и прогрессирования заболеваний;
Информационно – просветительская работа: пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультация по валеологическим вопросам;
Ресурсы для выполнения программы:
Кадровые – в гимназии работает врач, две медсестры, педагог – психолог, социальный педагог, квалифицированные учителя, в т.ч. физкультуры и валеологии, воспитатели, педагоги ДО, работники столовой, достаточное количество техперсонала – все они призваны заботиться о состоянии здоровья воспитанниц в широком его понимании.
Материальные – гимназия располагает оборудованной столовой, медкабинетом, спортзалом, тренажерным залом, комнатой психологической разгрузки, кабинетом хореографии; в пансионате функционирует комната отдыха с изолятором, жилые помещения, рассчитанные на 3-5-7 человек.
Режимные моменты:
гимназия работает в режиме шестидневной рабочей недели в условиях полного учебного дня;
в первой половине дня проходят уроки общеобразовательного цикла, во второй половине дня – занятия дополнительного образования;
самоподготовка, внеклассные мероприятия, в 19.00 воспитанницы, проживающие в пансионате, поднимаются в жилые комнаты, отдыхают, занимаются своими делами;
в пансионате проводятся разноплановые мероприятия, девочки посещают спортивный, тренажерный залы, плавательный бассейн;
прогулки проводятся дважды – после основных уроков и вечером после занятий;
в пансионате каждое утро проходит утренняя гимнастика, осуществляется закаливание и фитотерапия, санитарно-гигиенические процедуры;
влажную уборку в классах осуществляют сами воспитанницы, в жилых помещениях 2 раза – вечером гимназистки, а утром помощники воспитателей, в местах общего пользования уборка проводится техперсоналом дважды;
четырехразовый прием пищи - сбалансированной по калорийности, с витаминизацией третьих блюд, выдачей на десерт фруктов – осуществляется через утвержденный СЭС промежуток времени – 4 часа;
проветривание в классах и жилых помещениях проводится не менее двух раз в зависимости от температуры воздуха в здании и погодных условий на улице.
Основные принципы программы «Здоровье»
целостный подход к здоровью воспитанниц; следование санитарно-гигиеническим нормам в гимназии и пансионате;
смена форм деятельности;
достаточная двигательная активность;
предотвращение дезадаптивного поведения через снятие утомляемости и стрессов;
система лечебно – профилактических мероприятий для предотвращения массовой заболеваемости;
развитие феликсологического аспекта воспитания через гимназические праздники.
Работа по программе «Здоровье»
Направления деятельности
| мероприятия
| ответственные
| сроки
| 1. Учебно-воспитательная работа
| 1. Введение уроков по валеологии, расширение ДО физкультурно-оздоровительной направленности, подвижные игры на свежем воздухе;
2. Проведение Дней Здоровья; 3. Родительская конференция «Здоровье наших детей»;
4. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
5. Разработка проектов здоровьесберегающей направленности;
6. Конференция «Здоровьесберегающие технологии обучения;
7. Семинар «Психофизиологические перегрузки воспитанниц в учебном процессе»; 8. Оценка инновационных технологий обучения, экспериментальных методик и здоровьесберегающих программ;
9. Отдых и укрепление здоровья на природе – в походах, лыжных прогулках.
10. Вовлечение учащихся в спортивно-оздоровительные секции.
11. Конкурс «Спортсменка года». 12. Конкурс «Самый спортивный класс»
| Зам. По УВР, учитель физкультуры, учитель валеологии, кл. воспитатели, воспитатели пансионата. Зам. по ВР, министерство спорта,
воспитатели.
Творческая группа «Взаимодействие семьи и гимназии», руководители программы «Здоровье». Кл. воспитатели
Зам. по УВР, рук. МО, методисты.
Педагоги гимназии
Зам. по УВР, педагоги, методист.
Зам. по УВР, методисты, педагоги. Зам. по УВР, творческие группы.
Методист.
Учитель физкультуры, классные воспитатели, педагог –организатор.
Классные воспитатели, учитель физкультуры, тренеры спортивной школы.
Правительство республики «Верея» (министерство спорта), педагог – организатор, классные воспитатели, учитель физкультуры.
| В течение года
Раз в четверть
Вторая четверть
В течение года
2008 – 2009гг.
Сентябрь 2008г.
Сентябрь 2008г.
В течение 2008-2009 уч.года
В течение года.
Сентябрь
15 сентября – 15 мая.
| 2. Диагностическая работа
| 1. Определение влияния учебной нагрузки на психологическое здоровье воспитанниц;
2.Изучение интеллектуального развития гимназисток с целью отбора в профильные классы;
3. Выявление профессиональных и способностей с целью профессионального самоопределения;
4. Изучение и анализ познавательной активности, эмоционального состояния, трудностей обучения в 5 – 11 классах;
5. Проведение анализа социального, психологического и физического здоровья воспитанниц;
6. Мониторинг по отслеживанию состояния здоровья учащихся
| Психолог, учителя, классные воспитатели Учителя, психолог, соц. педагог, зам. по УВР. Соц педагог, классные воспитатели.
Зам. по УВР, учителя, Кл. воспитатели, психолог.
Врач, соц. педагог, психолог.
Мед. работник, учитель физ – ры, социальный педагог, педагог – психолог.
| В течение года
Вторая половина учебного года.
В 9 – 11классах.
2008 -2009 учебные годы.
Начало года – конец года.
Один раз в четверть.
| 3. Профилактическая и коррекционная
| 1. Разработка и внедрение системы медико-психолого-педагогического контроля за адаптацией воспитанниц 5-х,10-х классов;
2. Система профилактических мероприятий с целью повышения иммунитета и предотвращения инфекционных заболеваний.
3. Психокоррекционная работа с воспитанницами, проявляющими элементы дезадаптивного поведения;
4. Диспансерное наблюдение за воспитанницами с хроническими заболеваниями у узких специалистов;
5. Разработка профилактической системы мер антиалкогольной и антинаркотической, антитабачной направленности;
6. Проведение предсезонной специфической вакцинопрофилактики гриппа.
7. Профилактический осмотр детей узкими специалистами.
8. Использование на уроках физкультминуток, гимнастики для глаз (методика Ковалева), проведение подвижных игр, игр на свежем воздухе.
| 1. психолог, соц. педагог, зам. по УВР и ВР, кл. воспитатели.
Врач, медсестры.
Соц. педагог, психолог, зам. по ВР, воспитатели.
Мед. работники.
Воспитатели, зам. по ВР, психолог
Октябрь – ноябрь.
Мед. работник. Кл. воспитатели, педагог-организатор, учитель физкультуры, учителя – предметники, воспитатели пансионата.
| Первая четверть , в 5-х, 10-х классах
В течение года
В течение года
В течение года,
В 2008-2009уч. году.
Мед. служба гимназии.
1 раз в год. В течение года
| 4. Информационно- просветительская работа
| 1.Выпуск информационной справки о состоянии здоровья детей;
2.Просвещение по личной гигиене, репродуктивному здоровью, поддержанию физического здоровья. 3. Родительское собрание «Знание возрастных и индивидуальных особенностей девочек, девушек как необходимое условие их успешного воспитания;
4. Родительское собрание «Как помочь своим детям противостоять вредным привычкам»;
5. Индивидуальные консультации с родителями (законными представителями) по вопросам сохранение и укрепления здоровья;
6. Просветительская деятельность по вопросам охраны и восстановления здоровья:
- контроль за осанкой (беседы, коррекция на уроках физкультуры, контроль врача ЛФК детской поликлиники);
- психологические, социально - психологические упражнения;
7. Выпуск гимназической газеты «Здоровье»; 8. Проведение классных часов:
- Здоровый образ жизни.
- Профилактика вредных привычек.
- Гигиена девочек.
| Врач
Учителя, приглашенные врачи-специалисты (нарколог, гинеколог), воспитатели, мед. работники гимназии.
Зам. по ВР, кл. воспитатели, воспитатели пансионата, психолог.
Врач-специалист, зам. по ВР, психолог.
Врач, психолог, соц. педагог.
Мед. работник, психолог, социальный педагог.
Творческая группа по программе «Здоровье», редакционные группы классов.
Мед. работник, классные воспитатели.
| Сентябрь, май каждого года
По плану гимназии в течение года.
Первая четверть каждого учебного года.
Октябрь 2008г.
В течение года.
В течение года.
В течение года (два раза в четверть). По плану классных воспитателей.
|
Приложение к программе «Здоровья»
Состояние здоровья воспитанниц.
Динамика состояния здоровья воспитанниц:
Оценка соматического состояния по данным углубленного мед. осмотра
2001-2002 год:
Осмотрено:
| Классы
| Всего
| %
от общ.
к– ва
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 26
| 43
| 42
| 37
| 35
| 20
| 203
| 100 %
|
Из них подлежат диспансерному наблюдению
| Нарушение осанки
| 5
| 16
| 31
| 12
| 11
| 4
| 61
| 30,5 %
| Сколиоз
| 1
| -
| 4
| 4
| 4
| 5
| 18
| 8,8%
| Патология зрения
| 4
| 6
| 11
| 1
| 6
| 2
| 30
| 14,7
| Неврологическая патология
| 2
| 3
| 7
| 9
| 8
| 1
| 30
| 14,7%
| Эндокринные нарушения
| -
| 5
| 5
| 5
| 5
| 2
| 22
| 10,8 %
| Заболевания ССС в т. ч. функциональные кардиопатии
| 6
| 2
| 1
| 1
| 2
| 1
| 13
| 6,4%
| Патология ЛОР органов
| -
| 2
| 5
| 4
| 6
| 2
| 19
| 9,3%
| Хирургические заболевания
| 1
| -
| 1
| -
| 1
| -
| 3
| 1,4 %
| Заболевания ЖКТ хронические
| 1
| 5
| 3
| 5
| 5
| 1
| 20
| 9,8 %
| Заболевания мочевыделительной системы
| -
| 1
| -
| -
| 2
| -
| 3
| 1,4 %
| Тубинфицирование с инфекционным виражем туберкулиновых проб
| 5
| 2
| 4
| 7
| 1
| 1
| 20
| 9,8 %
| Заболевание печени
| 1
| 2
| -
| 3
| 4
| -
| 10
| 4,9%
| Группы здоровья
I
II
III
|
20
5
1
|
32
9
2
|
26
12
4
|
23
10
4
|
24
7
4
|
13
2
5
|
138
45
20
|
67,9%
22,1%
9,8%
| Физ.группы
Основная
Подготовительная
Специальная
Освобождены
|
20
5
1
-
|
32
10
-
1
|
26
12
4
-
|
23
9
4
1
|
24
7
4
-
|
13
2
5
-
|
138
45
18
2
|
67,9%
22,1%
8,8%
0,9%
| Состояние здоровья воспитанниц за 2002-2003 год
Оценка соматического состояния по данным углубленного медицинского осмотра:
Осмотрено
|
Классы
|
Всего
| % от общего кол-ва
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 25
| 25
| 40
| 36
| 31
| 23
| 18
| 198
| 100%
|
Из них подлежат диспансерному наблюдению
Нарушение осанки
| 11
| 12
| 7
| 12
| 11
| 11
| 9
| 71
| 35,8
| Сколиоз
| -
| -
| 2
| -
| 2
| 5
| 6
| 15
| 7,5
| Патология зрения
| 4
| 8
| 2
| 16
| 7
| 2
| 2
| 44
| 22,2
| Неврологическая патология
| 3
| 3
| 6
| 4
| 2
| 3
| 1
| 22
| 11,1
| Эндокринные нарушения
| 4
| 3
| 1
| 4
| -
| 2
| -
| 14
| 7,0
| Заболевания ССС в т. ч. функциональные кардиопатии
| -
| -
| 8
| 7
| 4
| 1
| -
| 20
| 10,1
| Патология ЛОР органов
( хр. тонзилит )
| -
| 2
| 4
| 2
| 3
| 5
| 5
| 21
| 10,6
| Хирургические заболевания
| -
| -
| 1
| -
| -
| 1
| -
| 2
| 1,0
| Заболевания ЖКТ хронические
| -
| 3
| 5
| 3
| 3
| -
| 1
| 15
| 7,5
| Заболевания мочевыделительной системы
| -
| -
| 1
| -
| 1
| -
| 1
| 3
| 1,5
| Тубинфицирование с инфекционным виражем туберкулиновых проб
| 1
| 3
| -
| 5
| 2
| 4
| 3
| 18
| 9,0
| Заболевание печени, в т.ч. хр.холецистит
| -
| -
| 3
| 5
| 2
| -
| 1
| 1
| 5,5
| Группы здоровья
I
II
III
|
20
5
|
18
7
|
30
12
|
26
10
|
21
9
1
|
15
6
2
|
13
4
1
|
143
31
4
|
72,2%
15,6%
2,0%
| Физ.группы
Основная
Подготовительная
Специальная
Освобождены
|
20
5
-
-
|
18
7
-
-
|
30
10
-
-
|
26
10
-
-
|
21
9
1
-
|
15
6
2
|
13
4
1
-
|
143
31
4
-
|
72,2%
15,6%
2,0%
-
| Состояние здоровья воспитанниц за 2003-2004 год
Оценка соматического состояния по данным углубленного медицинского осмотра:
Осмотрено
|
Классы
|
Всего
| % от общего кол-ва
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 36
| 24
| 24
| 39
| 35
| 22
| 23
| 203
| 100
|
Из них подлежат диспансерному наблюдению
Нарушение осанки
| 6
| 16
| 12
| 12
| 5
| 6
| 4
| 61
| 30,4 %
| Сколиоз
| 1
| -
| 4
| 4
| 1
| 3
| 5
| 18
| 8,8%
| Патология зрения
| 5
| 7
| 16
| 8
| 7
| 5
| 2
| 50
| 24,6%
| Неврологическая патология
| 2
| 3
| 7
| 9
| 1
| 7
| 1
| 30
| 14,7 %
| Эндокринные нарушения
| -
| 5
| 5
| 5
| 5
| 2
| -
| 22
| 10,8 %
| Заболевания ССС
в т. ч. функциональные кардиопатии
|
-
| 7
| 7
| 3
| 8
| 2
| -
| 27
| 13,3%
| Патология ЛОР органов
( хр. тонзилит )
| -
| 2
| 5
| 4
| 6
| 1
| 1
| 19
| 9,3%
| Хирургические заболевания
| 1
| -
| 1
| -
| 1
| -
| -
| 3
| 1,4 %
| Заболевания ЖКТ хронические
| 1
| 5
| 3
| 5
| 5
| 1
| -
| 20
| 9,8 %
| Заболевания мочевыделительной системы
| -
| 1
| -
| -
| 2
| -
| -
| 3
| 1,4 %
| Тубинфицирование с инфекционным виражем туберкулиновых проб
| -
| 1
| 6
| 7
| 4
| 2
| -
| 20
| 9,8 %
| |