Реферат по курсу «Экология»





НазваниеРеферат по курсу «Экология»
страница1/4
Дата публикации23.12.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4



Реферат

по курсу «Экология»

не тему:

«Этническая психология»


Выполнил:

студентка 4 курса, ДО,

факультета «психология»,

Савченко Н.А.

Проверил: Денисова Т.В.

г. Ростов-на-Дону

2007

Содержание:
Введение 3
Предмет, понятийный аппарат, проблемы

и задачи этнопсихологии 3
Связь этнопсихологии с другими науками 9
История зарубежной этнопсихологии 10
История отечественной этнопсихологии 14
Методы этнопсихологии

Методы межэтнических исследований в этнопсихологии 17

Методы внутриэтнических исследований в этнопсихологии 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Введение
Этносы… народы... нация… В последнее время мы все чаще сталкиваемся с этими словами. Слышим их как на бытовом уровне, так и из уст ученых, политиков, руководителей государства.

Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Общество сегодня расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно.

Сегодня мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область прикладной социальной психологии, как этническая психология. Датой рождения этнической психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать 1859г., когда немецкие ученые М.Лазарус и Х.Штейнталь ввели в научный обиход понятие «психология народа».

Современная этнопсихология не представляет единого целого как по тематике проблем, так и по методам из изучения.

Тенденция абсолютизма предполагает сравнительный анализ психологических феноменов как одинакого присущих общностям вне зависимости от уровня развития. В результате делается вывод, что представители одного этноса более интеллектуальны, чем другого, поэтому существуют различия между ними, а следовательно, и превосходство одних народов над другими.

И наконец, тенденция универсализма, которая предполагает, что базовые психологические феномены являются общими для всех, но их проявление зависит от их уровня развития и истории народа. Сами же этносы равны и только внешне отличаются друг от друга.

Язык, происхождение, обычаи, материальная культура выступают определяющими признаками этноса, поэтому актуальным является тезис : «Мы – такие-то, а все прочие - другие».

Исследования в области этнической психологии требуют аккуратного и внимательного подхода, ибо необоснованные заключения о психологических особенностях тех или иных народов могут оскорбить их национальные чувства.
Предмет, понятийный аппарат, проблемы и задачи этнопсихологии
Этническая психология - наука о психическом своеобразии людей, принад­лежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Этническая психология возникла на стыке двух гумани­тарных дисциплин: социальной психологии и этнографии, образовав новую от­расль знания, в которой уже определился предмет исследования, проблематика и цели, но еще недостаточно отработана собственная методика и терминология. От­деление этнопсихологии от социальной психологии и этнографии весьма условно, можно сказать, что она представляет собой «психологизированную этнографию».

Этнография, первоначально призванная описывать и анализировать нравы, обычаи, быт различных этносов, их взаимоотношения в семье, ценностные ориен­тации и т д., не может обойти вниманием и собственно психологические характе­ристики народов, но ее больше интересует не столько психологическая, сколько этнокультурная специфика, исторический опыт определенной нации или народа. Подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологических феноменов основываются не на психологических, а на социологических закономерностях.

Предмет этнопсихологии. Проблемы национальной психологии относятся к наиболее сложным в структуре психологической науки. Интерес к выявлению природы национальной психологии проявляют не только психологи, но и этно­графы, физиологи, историки, философы, политики, военные и представители дру­гих наук, в частности такой относительно молодой науки, как валеология.

Национальную психологию нельзя свести только к сфере социальной психо­логии, к сфере культуры, к этнографическому описанию. Национальная психоло­гия имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в мировоз­зрении, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реак­циях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе.

Сам факт существования отличий в психологии различных этнических общ­ностей получил довольно широкое признание. Представители этнопсихологиче­ской науки признают наличие специфических психологических черт и особого сочетания этих черт (психического склада) у представителей той или иной этни­ческой общности. Различия могут быть ясно выраженными, могут иметь менее очерченные контуры, но они есть. Конечно, реальность психологии менее ощути­ма, чем, скажем, реальность языка.

Каждые племя, народность, нация в определенную историческую эпоху об­ладают рядом психических особенностей, присущих данной этнической общности и не свойственных другой. Несходные географические, экономические и истори­ческие условия породили значительные различия в психологии таких близких по происхождению, языку и ступени общественного развития человеческих популя­ций, как, например, американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы. В ре­зультате возникли заметно отличающиеся культуры со своими традициями, се­мейным бытом, отношениями между полами, между возрастами, неодинаково воспринимаются религиозные догмы и т д. Вся эта система представлений, куль­туры, поведения и специфических действий, свойственных отдельному народу, и является предметом этнопсихологии.

Психологические особенности этноса выполняют роль защитного механиз­ма, механизма отчуждения (эйленизации) всего поступающего извне. Особенно­сти этноса это - сетка, цензура, призванная выделить постороннее, с тем чтобы принять его и переработать в соответствии со сложившимися в народе нормами или отвергнуть.

Таким образом, на формирование этнопсихологии оказывают воздействие: генетический склад сформировавшейся популяции, климатогеографические усло­вия, влияние коренного и пришлого населения, уровень общей культуры, эконо­мического развития, связи с другими народами, странами.

Методологической основой этнопсихологии как науки являются принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного под­хода.

Принцип детерминизма связан с выявлением причин существования этноп­сихологических явлений. Для того, чтобы правильно осмыслить конкретный эт­нопсихологический феномен, необходимо понять национально-специфические причины и условия, его породившие.

Современная этнопсихологическая наука видит причины этнопсихологиче­ских феноменов в социальных, климато-геофафических, наследственно обуслов­ленных и других факторах, имевших место в процессе формирования той или иной национальной общности. Этнопсихологические особенности народа могут быть следствием социально-исторического своеобразия развития одной нации в отличие от других; результатом сочетания воздействия экономических, политиче­ских социальных и культурных факторов.

Психологический принцип единства сознания и деятельности отражает зависимость этнопсихологических феноменов от особенностей тех видов деятельности, в которые вовлечен представитель национальной общности. С одной сто­роны, общие закономерности конкретной деятельности определяют сходство в психологии субъектов ее осуществления, с другой - национальное самосознание, своеобразное у каждого народа, вносит такое же своеобразие и в формы и резуль­таты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологи­ческих явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, кон­кретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждою человека присутствует и личностно, и национально особенное.

Понятийный аппарат этнопсихологии. Прежде чем приступать к изуче­нию любой науки, необходимо разобраться в ее дефинициях, т.е. смыслосодержании ее основных понятий. Этнопсихология имеет свой понятийный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, кото­рые она изучает.

Этническая общность, этнос — исторически сложившаяся устойчивая груп­пировка людей - племя, народность, нация. Этническая общность предполагает общность территории, климато-географических условий, социально-экономического единства и языка населяющих се людей, а также общность и специфичность культуры и быта и факт сознательного самовыделения себя в качест­ве самостоятельной общественной группы. Единство особенностей психического склада рассматривается в качестве важного показателя, характеризующего этни­ческую общность.

Этническая группа - родственная по языку и близкая по культуре общность людей. Этническими группами были, например, древние славяне, разделившиеся впоследствии на несколько этнических объединений - русских, белорусов, укра­инцев. Типичные этнические группы - кельтские народы, потерявшие языковое единство, но сохранившие культурное и этнографическое своеобразие, эскимосы РФ, Канады, США и Гренландии, арабы Азии и Африки.

Этногенез - процесс сложения этнической общности на базе этнических факторов.

Ряд исследователей в области этнопсихологии предлагают считать данную науку специфическим разделом общей психологии. На этом основании считается правомерным применение определений психических явлений и процессов, суще­ствующих в общей психологии, к характеристике психики представителей разных этносов.

Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психологи­ческого склада нации. Однако, будучи заимствованным из общественных наук, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. Предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях Как синоним «психологиче­скому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «нацио­нальное самосознание».

Национальная психология включает структурообразующий и динамический компоненты. Структурообразующий компонент - это специфические качества национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек. Динами­ческий компонент национальной психологии включает в себя национально-психологические особенности этноса, к которым относятся коммуникативные, мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, во­левые особенности представителей этнических групп.

Национальный характер формируется под влиянием исторических и соци­ально-экономических условий Национальный характер - это исторически сло­жившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный об­раз действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к ок­ружающему миру, к труду. Национальный характер представляет собой совокуп­ность более или менее устойчивых социально-психологических черт и свойств, присущих большинству представителей нации.

Отношение к социально-бытовому окружению проявляется в таких чертах национального характера, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др. Отношение к труду в национальном характере выражается в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязатель­ность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т. д. У представи­телей различных наций эти качества имеют несколько различное проявление. На­пример, есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и пред­ставителей других наций Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство Трудолюбие немца - это аккуратность, основа­тельность, пунктуальность, точность, дисциплинированность Трудолюбие аме­риканца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.

Понятия национальный характер и национальный темперамент не призна­ются тождественными. В национальном темпераменте заключены эмоционально-волевые аспекты реакции того или иного народа. На формирование национально­го темперамента оказывает влияние генетический фактор, преобладающие в данной стране типы высшей нервной деятельности. Национальный темперамент слу­жит как бы предпосылкой, способствующей формированию определенных черт национального характера. Национальные темпераменты народов, проживающих в странах с жарким климатом могут быть весьма сходными, тогда как их нацио­нальные характеры могут отличаться весьма существенно, ибо каждая страна идее] особенности своего исторического развития, свои традиции, обычаи, обря­ды, свою культуру.

Национальные чувства и настроения отражают эмоциональные аспекты от­ношения людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок выражается в таких формах, как чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к своему народу. Отрицательный - проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам и т. д.

Национальные интересы и ориентации — что мотивационные приоритеты этнической общности, они служат сохранению ее единства и целостности. По­пытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается народами как по­кушение на их жизненные устои, как угроза безопасности существования госу­дарства. Поэтому этнические общности обычно не поступаются своими нацио­нальными интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. Обеспечив реализацию своих национальных интересов, этническая общ­ность может пойти на сознательное ущемление интересов других народов. Столк­новение национальных интересов различных национальных общностей часто приводит к возникновению кровопролитных вооруженных конфликтов и войн.

Национальные традиции - правила поведения, действий, общения людей, сложившиеся исторически, укоренившиеся в повседневной жизни и передающие­ся новым членам этнической общности Практика свидетельствует, что недоста­точное знание национальных традиций, обычаев нередко служили причиной серь­езных осложнений в общении с представителями других этнических общностей. Люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не нарушать.

Отдельные народы в разной степени придерживаются национальных тради­ций Так, англичане слепо преклоняются перед своими традициями. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, ими наслаждаются. Англичане стремятся сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, ассортимент блюд, свою манеру поведения. Отношение русского народа к своим традициям менее щепетильно.

Динамический компонент национальной психологии имеет свою структуру и содержание. Национально-психологические особенности можно структурно представить следующим образом:

- мотивационно-фоновые - работоспособность, деловитость, осмотритель­ность, степень усердия и т. д. Все эти качества - общечеловеческие. Не существу­ет работоспособности без усердия, нельзя наделить работоспособностью один на­род, а усердием – другой. Поэтому речь может идти не о каких-то наборах этих черт, а о степени выраженности той или иной черты, о специфике их сочетания и проявления;

- интеллектуальные - широта и глубина абстрагирования, скорость мысли­тельных операций, характер организации мыслительной деятельности, степень приверженности к логике и др. Различным народам свойственны своеобразные интеллектуальные характеристики. Например, англичан и китайцев отличает кри­тицизм, склонность к конкретным формам мышления, тогда как немцев - сила абстрагирования, приверженность формальной логике. Ф. Энгельс отмечал у французов «математический уклон ума» и «прирожденную изобретательность», а у англичан - слабую «скорость мыслительных операций» и «нелюбовь к абст­рактным теориям»;

- познавательные - глубина и целостность восприятия, яркость и живость воображения, концентрация и устойчивость внимания, особенности памяти и т. д. Ф. Энгельс говорил о специфических характеристиках познавательных процессов у представителей английской нации: хорошем глазомере и слабом воображении. Он же указывал на то, что французам свойственны богатство воображения, на­стойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира;

- эмоциональные - динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций. Ф. Энгельс подметил флегматичность и выдержанность англичан и нем­цев, большую возбудимость, легкомыслие и горячность французов и ирландцев;

- волевые — волевая активность, устойчивость волевых процессов, длитель­ность волевых усилий. Например, в национальном характере японцев и китайцев присутствуют такие качества, как упорство, настойчивость. Финны способны до­биться поставленной цели, несмотря на объективные противодействия;

- коммуникативные - характер взаимодействия, общения и взаимоотноше­ний между людьми, сила сцепления в группах (сплоченность и отчужденность). Например, говорливость французов и итальянцев резко контрастирует с молчаливостью англичан, скандинавов, японцев.

Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание. Национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими нациями. Функция национального самосознания - в фик­сации своеобразных национальных черт и отделении на этой основе одной нацио­нальной общности от другой.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу «Экология» iconКнига учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Реферат по курсу «Экология» iconЗадачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая...
Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными
Реферат по курсу «Экология» iconРеферат по курсу: Социальная экология тема: Формирование различных экосистем
К экологии часто относят большое количество смежных отраслей знаний, главным образом из области охраны окружающей среды. В данной...
Реферат по курсу «Экология» iconРеферат в номинации: «Экология и здоровье» Тема: «Защитные полосы...
...
Реферат по курсу «Экология» iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Реферат по курсу «Экология» iconИнтернет – ресурсы по курсу «Экология»
Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра мгу им М. В. Ломоносова)
Реферат по курсу «Экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Реферат по курсу «Экология» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Реферат по курсу «Экология» iconРабочая программа По учебному курсу «Экология Вологодской области» в 7 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района
Реферат по курсу «Экология» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Реферат по курсу «Экология» iconРабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»
Реферат по курсу «Экология» iconРеферат «Учебно-материальная база для обучения учащихся по курсу «Основы военной службы»
Роль и значение учебно-материальной базы в осуществлении учебно-воспитательного процесса по курсу овс… … … … … … 3
Реферат по курсу «Экология» iconРеферат по дисциплине «Радиационная экология»
Роль ядерной энергетики в структуре мирового энергетического производства X 20
Реферат по курсу «Экология» iconЭлектрическое поле и шум, создаваемые воздушными линиями электропередач высокого напряжения
Методические указания по выполнению практических работ по курсу «Экология». Н. Новгород, 2005 г., 9с
Реферат по курсу «Экология» iconРешение задач, предлагаемых в изученной литературе
Выявить уровень владения абитуриента научной терминологией, ведущих идей, закономерностей и законов, относящейся к курсу экология...
Реферат по курсу «Экология» iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск