Скачать 184.76 Kb.
|
Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» Базовая площадка муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Комсомольска-на-Амуре Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей» Утверждено: Утверждено: на заседании Совета стажировочной площадки протокол № от ______2011 г. Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО» ________ /Кузнецова А.Г./ Утверждено: на заседании Совета базовой площадки МОУ _____________________________ протокол № от ______2011 г. Руководитель Совета базовой площадки Директор МБОУ лицей № 1 _______ / Гуйван Е.П / Хабаровск 2011 Пояснительная записка В соответствии со стратегией развития российского образования до 2020 года и национальной инициативой «Наша новая школа» одной из приоритетных задач системы образования является педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей. Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия такового в его методических рекомендациях, он не предпринимает каких-либо шагов по его самостоятельному созданию. Перед учителем стоит задача совершенствования организации учебного процесса за счет активного использования современных средств, форм, методов обучения, не только обеспечивающих высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и дающих наиболее полную возможность развития познавательных интересов учащихся. Предлагаемая программа стажерской практики - проект, направленный на оказание методической помощи руководителям и педагогам образовательных учреждений по реализации модели педагогического сопровождения развития одаренных детей. Цель стажерской практики: повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в области педагогического сопровождения одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае. Задачи стажерской практики:
Программа рассчитана на 72 часа, в том числе на проектирование модели 20 часов. Программа стажировки предусматривает изучение организации учебно-воспитательного процесса, исследовательской деятельности учащихся. Содержание программы ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы обучения: работа в группах, проектирование и моделирование, коллективная мыследеятельность. Формы учебной работы – лекции, интенсивные лекции, практические занятия, проектирование в группах, самостоятельное изучение слушателями теории и практики. Преобладающей формой текущего контроля выступает рефлексивный журнал, презентация результатов проектирования. Планируемые результаты: проектирование модели образовательного процесса - организации проектной или исследовательской деятельности школьников Учебный план Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в области педагогического сопровождения одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае. Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методисты муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений, педагоги образовательных учреждений. Срок обучения 72 час. (час., нед., мес.) Режим занятий 8 час. в день
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в области педагогического сопровождения одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае. Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методисты муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений, педагоги образовательных учреждений. Срок обучения 72 час. (час., нед., мес.) Режим занятий 8 час. в день
Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» Базовая площадка муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Комсомольска-на-Амуре Учебная программа дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса Тематика стажировочного курса «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей» Хабаровск 2011 Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края
Федеральная целевая программа развития системы образования на 2011-2015 г.г. Цель программы. Задачи программы. Этапы реализации программы. Ключевые общесистемные изменения. Направления программы. Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края. Образование как ресурс социально-экономического и культурного развития Хабаровского края: региональная образовательная политика.
Определение образовательной системы. Цель функционирования образовательной системы. Анализ, прогноз, оптимизация образовательной системы. Структура образовательной системы. Критерии эффективности образовательной системы. Принципы деятельности образовательной системы. Механизмы принятия управленческих решений по развитию образовательных систем.
Практический семинар. Особенности составления программ для обучения и развития одаренных детей. Методический аспект педагогического сопровождения. Модель развития интеллектуальной одаренности личности ребенка в условиях лицейского образования. Особенности учебного плана лицея №1 г.Комсомольска-на-Амуре. Программа «Одаренный ребенок». Программа интеллектуально-оздоровительного лагеря «Мыслитель». Программа воспитательной работы в лицее «Блиц». Экскурсия по музею «Культурное наследие». Проблема обучения одаренных. Принципы дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися. Проблема "обогащения содержания образования". Модуль 2. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе
Формы проявления одаренности. Одаренность ранняя и поздняя. Гетерохронность развития. Дисинхрония развития. Особенности развития познавательной сферы и психосоциальное развитие одаренных детей. Психолого-педагогические особенности детей, обучающихся в лицее. Дискуссия: Детская одаренность – дар или испытание для учащихся и педагогов?
История изучения одаренности: теория «чистой доски», функциональный подход, общая одаренность, специальная одаренность. Структура интеллекта Дж. Гилфорда. Интеллект и креативность. Наиболее популярные модели одаренности. Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности. Проблемы прогнозирования развития. Средовое влияние и прогнозирование развития потенциала личности. Основные теории развития личности и их трактовка феномена одаренности.
Особенности составления программ для обучения и развития одаренных детей. Методический аспект педагогического сопровождения. «Обучение мышлению»: структура и содержание программы. «Социальная компетенция»: структура и содержание программы. Модель развития интеллектуальной одаренности личности ребенка в условиях лицейского образования. Организация работы с одаренными детьми в Лицее № 1 г.Комсомольска-на-Амуре. Практикум: составление проекта программы по развитию детской одаренности. Модуль 3. Особенности организации самостоятельной и исследовательской деятельности одаренных учащихся
Инициативность и самостоятельность участников. Основные виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями (согласно ФГОС). Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах. Совместно-распределенная проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Деятельность управления системными объектами. Творческая деятельность. Основные виды деятельности старших школьников (согласно ФГОС). Индивидуальные самостоятельные работы. Этапы руководства творческой самостоятельной деятельностью учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся. Структура исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся. Проектно-исследовательская деятельность. Структура организации проектно-исследовательской деятельности. Учебное исследование. Исследовательское обучение. Основные задачи исследовательского обучения. Формы работы в рамках учебного исследования. Результаты исследовательского обучения. Основные функции исследовательского обучения. Педагогический проект руководителя исследовательской работы. Существенные компоненты педагогического проекта руководителя. Последовательность этапов работы педагога.
Технология разработки учебного исследования. Последовательность выдвижения задач в зависимости от основной цели проектной и исследовательской деятельности. Результативность исследовательской работы. Организация исследовательской работы учащихся через работу научного общества учащихся лицея №1 г.Комсомольска-на-Амуре. Программа работы исследовательского общества лицеистов «Мыслитель». Модуль 4. Роль современного урока в обучении одаренных детей
Стратегия современного урока. Стратегии обучения одаренных детей, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования. Психолого-педагогические основы моделирования урока. Анализ и самоанализ урока. Тактика педагогического взаимодействия в процессе реализации современного урока. Технология осуществления обратных связей в процессе оценивания и самооценивания. Сущность современного урока как системы личностно-развивающих ситуаций. Основные требования к нему, типология уроков.
Педагогические технологии: основные понятия, классификация. Основные общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения школьников. Личностно-ориентированные педагогические технологии. Современные УМК для классов с углубленным изучением предметов физико-математического цикла. Мастер-классы:
Понятие развивающего образовательного пространства. Механизм получения новых образовательных результатов. Система работы по развитию УУД в условиях школы. Определение уровня сформированности УУД. Взаимосвязи структурных компонентов учебной деятельности и видов УУД. Урок развивающего обучения. Акцентный анализ учебной деятельности на уроке. Практикум по моделированию урока. Модуль 5. Организация воспитательного пространства образовательного учреждения
Самоопределение как часть базовой культуры личности. Показатели развитости способности самоопределения. Позитивная «Я-концепция». Развитость рефлексивных способностей. Наличие антиципирующих способностей. Актуализация потребности в самоопределении и ее разрешение. Способность к самоопределению и условия ее развития. Круглый стол. Проблемная ситуация — условие для развития самоопределения.
Программа воспитательной работы в лицее «Блиц». Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся. Предметные недели. Факультативные курсы: «Информатика в играх и задачах», «Мир знаний. Физика», «Интеллектика», «Наглядная геометрия». Математические кружки «Математический праздник», «Школа олимпийского резерва». Научное общество учащихся «Интеграл». Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные проекты. Портфолио – личных достижений. Мастер-классы:
Организация родительского всеобуча в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев, семинаров - практикумов, конференций, индивидуальных консультаций, по воспитанию одаренного ребенка в семье. Организация совместной деятельности одаренных и талантливых детей, родителей и педагогов школы. Круглый стол. Система взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания одаренного ребенка. Модуль 6. Проектирование модели образовательного процесса Педагогическое моделирование деятельности. Педагогическая экспертиза процесса обучения. Проектирование модели образовательного процесса на выбор стажера: методическая модель урока в системе развивающего обучения; модель управления учебной деятельностью; модель организации проектной или исследовательской деятельности школьников Библиографический список
|
Пояснительная записка в соответствии со стратегией развития российского... Ксп) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое... | Публичный отчёт школы за 2011/2012 учебный год Законом РФ «Об образовании», другими федеральными и региональными нормативными актами, национальной образовательной инициативой «Наша... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Управление процессом дифференциации образования в школе в соответствии с концепцией модернизации и Национальной образовательной... | Анализ работы методического совета школы за 2012-2013 учебный год Основными методическими направлениями в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» стали | ||
Доклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций... Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030... | О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» В основу проекта «Наша новая школа» положены следующие направления государственной поддержки и развития школьного образования | ||
Программа развития школы, приоритетным направлением которой является... Главная задача российской образовательной политики обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности... | Публичный отчет директора гимназии за 2010-2011 учебный год. Уважаемые... Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», «Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до... | ||
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Публичный доклад разработан в соответствии со ст. 28, 29 фз №273 «Об образовании в рф», президентской Национальной образовательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реализация задач, определенных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» | ||
Анализ состояния и результатов деятельности системы образования Бай-Тайгинского... Бай-Тайгинского кожууна в 2013 учебном году осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Тыва «Об образовании»,... | Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад Санкт-Петербурга о результатах реализации национальной образовательной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-2013 учебном году деятельность школы руководствовалась Законом РФ «Об образовании», комплексным проектом образования модернизации... | ||
Отчет городскому округу иваново о реализации национальной образовательной... О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2013 году | Доклад г. Азова о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»... |