Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя





Скачать 81.84 Kb.
НазваниеЭмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя
Дата публикации11.07.2013
Размер81.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя.

Информация заслушана

на ШМО педагогов 08.04.10г.

Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие таких качеств как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность следует считать важнейшим признаком профессионализма.
Более подробно я рассмотрю профессионально значимое личностное качество учителя - эмоциональную привлекательность. Эмоциональная привлекательность вызывает эмоции, которые способствуют выражению своего отношения к чему-либо или кому-либо таким образом, что это вызывает ответную реакцию душевного или физического притяжения.

Эмоциональная привлекательность учителя имеет подчинённое значение, но тоже очень важна в педагогической деятельности. Она включает в себя умение располагать к себе манерой поведения, внешним видом; проявление вежливости, доброжелательности; тактичное обращение к ученику; уважение окружающих; широкий круг интересов и т.д.

Некоторые авторы, характеризуя эмоциональную привлекательность, используют иные термины, например, визуальность, имея в виду внешнюю привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.

Иногда бывает, что основные элементы педагогической компетентности на месте, но все равно не складываются отношения с учащимися. Возможно, может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

В американских учебных заведениях провели необычное исследование. На этот раз любопытствующим ученым стала интересна зависимость между успеваемостью и физической привлекательностью учителя. И, к удивлению мужей науки, такая зависимость нашлась. Оказалось, что в классах, где преподаванием занимаются внешне привлекательные учителя, успеваемость немного выше. Впрочем, эта разница достаточна для того, чтобы не принять ее за статистическую погрешность. Впрочем, подобные результаты неудивительны: в старших классах, а также в техникумах и университетах мужская часть учащихся гораздо пристальнее следит за симпатичной молодой преподавательницей — в отличие от какого-нибудь стареющего профессора. А уж излагаемый материал, при столь тесном визуальном контакте, несомненно усваивается чуть лучше.

Помните, привлекательные люди :

  • часто и охотно улыбаются;

  • обладают хорошим чувством юмора;

  • естественно себя ведут;

  • веселы;

  • часто и охотно говорят комплименты;

  • знакомы с этикетом и следуют ему;

  • уверены в себе;

  • умеют посмеяться над собой;

  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

  • дружелюбны, с ними легко в общении.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика.

Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях. Его приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся.

Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам учитель чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась детскому коллективу. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что-то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить учащихся на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.

Поэтому при выборе одежды необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит.

Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать, затенять привлекательные черты или привлекать к себе чрезмерное внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета – все это отвлекающие жесты.

Всем манерам эмоционально привлекательного учителя присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволила бы сохранить обоим личное достоинство.

Профессиональный такт педагога – это особое умение строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Основой педагогического такта является уважение к личности воспитанника, определяющее выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Важной частью эмоциональной привлекательности педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность. Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

- Я, конечно, понимаю, что они учителя, но обидно, когда они кричат.

- Самое главное качество в учителе, что она не кричит.

Помимо этого, многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос – это то звучание, которое произносит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может повысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное – в агент разлагающего воздействия.

Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, волнующим… Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим…

Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.

Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.

Характеризуя невербальные действия учителя как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса. (упражнение)

Проиллюстрировав результаты, можно заметить, как поза учителя влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела учителя в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка не только располагающе влияют на воспитанников, но и заставляют разделить точку зрения педагога.

Характеризуя язык жестов как систему телодвижений, используемую в качестве средства общения наряду с вербальной речью, можно показать, как язык жестов связывается с культурными традициями народов, социальных групп. Так, например, с помощью жестикуляции во время речевой заминки как бы временно «выручает», «защищает» от нападения оппонента: размашистость и решительность жестов говорит о волевых качествах учителя; нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности человека, психологическом дискомфорте.

Говоря о походке учителя, целесообразно подчеркнуть, что она также влияет на эмоциональное отношение детей к учителю. Сутуловатая фигура учителя, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности учителя, чем на важности учебного материала.

Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий учитель не умеет управлять своим лицом и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи учителя. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.

Конечно, создание позитивного имиджа педагога, вызывающего в детской душе положительные эмоции – непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным.

Список литературы
1.Вилсон Г. Язык жестов – путь к успеху – СПб: Изд."Питер", 2000. – 224 с.

2.М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.

3.Капустина . Имидж современного педагога //Учитель. - 2006 - №1. - С.59-61.

4.Митина Л.М. психология труда и профессионального развития учителя. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.Оводова А.Г. «Имидж современного педагога» //Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - с.80.

6.Руководство “Виды одежды. Когда и как одеваться”. Москва, ассоциация “Книга”, 1992 г.

7.Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.

8.Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.

9.Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися.//Учитель. – 1999.-№1. – С. 64-69.


Педагог-психолог

Швечкова Лидия Владимировна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconТезисы выступления
...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Толерантность – это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconУчебник (новый) Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 класс
Лавной целью географического образования является развитие ребенка, профессионально- трудовой выбор, личностное саморазвитие, развитие...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconПравдивые истории для тебя Каждому овощу свой срок
Привлекательность вообще весьма относительное и переменчивое качество. Особенно это заметно во время встреч выпускников. Сердцеед...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Учреждение создано Распоряжением Государственного профессионального образования рсфср от 16. 11. 1982 №267 и приказом Московского...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconФормирование пространства профессионально-творческого развития учителя...

Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconТворческая работа это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное...
Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального...
«Профессиональный лицей №28» (далее – Учреждение) создано приказом Ставропольского краевого управления профессионально-технического...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение данной темы является актуальной, так как взаимодействие родителей и учителя одна из типичных проблем, с которой приходится...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconРекомендации для учителя по оптимизации обучения детей с ммд
К концу 4 класса нормализа­ция часто бывает полной, программа усвоенной, личностное и эмо­циональное развитие проходит без травм,...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как повысить качество знаний? Это один из главных вопросов в сфере образования. Этим вопросом задаётся каждый учитель. Нет единого...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconТемы рефератов. Современные подходы к определению категории «качество»...
Сравните представленные в табл. 4 определения понятия «качество», что между ними общего и в чем разница, какие аспекты этой категории...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconПротокол №1 «утверждён»
О каких потребностях младенца должна позаботиться мама с первых дней его жизни? Как происходит эмоциональное развитие младенца и...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconВ. Сойма запрещенный сталин
О каких потребностях младенца должна позаботиться мама с первых дней его жизни? Как происходит эмоциональное развитие младенца и...
Эмоциональная привлекательность как профессионально значимое личностное качество учителя iconАнализ государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов (2012/2013 учебный год
Сновное общее образование. Всем вручены аттестаты. Успеваемость составила 100%. Троим ученицам 9 классов вручены аттестаты особого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск