Скачать 154.77 Kb.
|
ГОУ «Завьяловский детский домПРОГРАММАразвития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» на 2008 – 2012 гг. Программу разработали: Зам.директора по УВР Жевнерова Т.А., Директор детского дома Пашута М.Т. c.Завьялово 2008гОГЛАВЛЕНИЕ
Информационная справка о ГОУ «Завьяловский детский дом» ГОУ «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку в жизнь 18 детям. Детский дом находится в с.Завьялово ул. Школьная, 5. В двухэтажном здании расположены четыре квартиры, где проживают 6-8 детей. Три квартиры расположены на 2 этаже здания и одна на первом этаже. В каждой квартире имеются: три спальни (на 2-3 человека), гостиная, бытовая комната, сан.узел. Все комнаты оборудованы необходимой мебелью, созданы все условия для проживания детей. На первом этаже здания находятся: Медицинская служба: процедурный кабинет, медпункт и изолятор. Актовый зал, библиотека и книгохранилище. Фонд книг и периодических изданий составляет – 2264 экз. Столовая с обеденным залом на 36 посадочных мест. На территории детского дома расположены: баня, материальный склад, гараж, овощехранилище. Имеется огород – 1,5 га.. В детском доме проживает 30 воспитанников, из них 2 сироты, 1 ребенок инвалид детства. Уровень обученности детей за период 2006-2007 учебный год составляет 100%, качество знаний – 19%. В течение 2006-2007 учебного года 2 ребенка переданы в приемную семью под опеку. Основным направлением деятельности педагогического коллектива является социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни, заключается в освоении ими определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей им становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. С этого года дети начали вести летопись выпускников детского дома. В детском доме соблюдаются народные традиции, проводятся православные праздники: Рождество Христово, Пасха и другие. Для реализации творческих способностей воспитанников организованы и успешно работают кружки, секции:
В детском доме работают столярная и мастерские. Дети посещают школьные кружки, секции:
В летний период традиционно дети отдыхают в лагерях труда и отдыха. Занятость детей в лагере способствует снижению правонарушений в летний период. На данный момент в детском доме нет воспитанников состоящих на учете в КДН. Трудовое направление реализуется через совместную с детьми деятельностью по ремонту детского дома. Детский дом располагает подсобным хозяйством и дети выполняют посильную работу, выращивают ежегодно хороший урожай овощей. В течение лета труд детей оценивается и заносится в «Экран соревнований», на проводимых линейках постоянно отмечаются лучшие из лучших. В конце лета по результатам труда подводятся итоги, победители награждаются ценными призами. На заработанные деньги дети приобретают различные вещи, т.о. формируется основы домашней экономики, воспитывается бережливость. При посещении магазинов, рынка дети приобретают практические навыки, необходимые в самостоятельной жизни. Культурно- досуговое направление реализуется в свободное время по специально составленному плану с учетом мнения членов детской организации «Дружба». Детское самоуправление – это важнейшее педагогическое средство, способствующее решению комплекса воспитательных задач в детском доме. Самоуправление обеспечивает включение детей в решение значимых для детского дома проблем, формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. В детском доме работает организация «Дружба», существует свой устав, флаг, эмблема, гимн, в семьях создано самоуправление, каждую неделю проводятся советы семьи, где решаются основные проблемы семьи, детского дома. По необходимости в семьях собирают собрание с приглашением администрации. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания, расширить их диапазон как в теории, так и практике; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Умелая организация занятий, разумное распределение времени для подготовки уроков по всем предметам- обязательное требование при проведении занятий. С целью расширения кругозора детей, повышения образовательного уровня, развитие речи и отработки навыков техники чтения в семьях проводятся дважды в неделю часы чтения. Тематика занятий планируется в соответствии с образовательными программами по чтению и литературе, в планирование включаются произведения для внеклассного чтения и дополнительного чтения. В детском доме работают 21 педагог, из них:
С высшим образованием – 6 человек, со средним специальным – 15 человек. Стаж работы педагогических работников:
Задачами методической работы образовательного учреждения в создании гибкой адаптивной воспитательно-образовательной системы являются:
Традиционно в образовательном учреждении работает методическое объединение для всех категорий педагогических работников, проводятся психолого-педагогические семинары, педагогические советы, конкурс «Педагог года», выставки дидактических и методических материалов, новинок литературы по направлениям работы, наставничество, организована система взаимопосещений воспитательных мероприятий, каждым воспитателем выбрана тема по самообразованию. Методический кабинет детского дома пополняется:
Материалы представлены на бумажных и электронных носителях. За последние три года 60% педагогов повысили свой профессиональ- ный уровень на курсах повышения квалификации. Всего аттестовано – 17 работников детского дома, из них имеют:
Награждены грамотами:
За период 2005 – 2007гг. воспитанники детского дома являются призерами областных и районных конкурсов и соревнований:
В 2006 – 2007 учебном году 6 выпускников поступили в:
Актуальность разработки программыСчастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. Роль семьи в жизни человека очень велика. В семье ребенок получает первые уроки любви к близким, именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые для жизни в обществе. Анализ условий жизни детей до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Последствия социального сиротства для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Для воспитанников свойственны проблемы психологического, медицинского, педагогического и социального характера. Проблемы психологического характера определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей. Проблемы социального характера выражаются в нарушении процесса социализации психологического, педагогического и социального характера усугубляется ослабленностью здоровья детей. Таким образом, развитие детей утративших семью идет по особому пути, у них формируются специфические черты характера, поведения, они испытывают большие затруднения при создании своей семьи, в воспитании своих детей. Несформированность практических и экономических навыков ведения домашнего хозяйства приводит к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи. Трудности вхождения в самостоятельную жизнь испытывают все подростки, но если у детей, воспитывающихся в нормальной полноценной семье, социальная адаптация происходит как естественный результат «нормальной» социализации, то дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают большие «внутренние» и «внешние» трудности. К «внутренним» относятся:
К «внешним» относится сама организация учреждения:
Все эти проблемы приводят к тому, что выпускники вступают на путь правонарушений, начинают жить, вести аморальный образ жизни. Исследования, проведенные в детском доме «Ценностные ориентиры в жизни» показали, что 50% детей самым ценным считают – здоровье, для 30% - ценностью в жизни является учеба, и лишь 10% опрошенных считают ценностью быть хорошими родителями. Выявлены низкие показатели социализации:
Традиционная система педагогической работы с детьми не решает в полной мере поставленных задач. Возникает необходимость системного и перспективного выстраивания воспитательного процесса, потребность в координации усилий в оптимизации управления, в разработке критериев оценки эффективности работы педагогического коллектива детского дома. Поэтому возникла необходимость в разработке программы. Цель: Подготовка к семейной жизни и формирование навыков социальной адаптации у воспитанников Завьяловского детского дома. Задачи: Личностные:
Управленческие:
Направления программы.
Реализация программыРеализация программы включает три этапа. 1 этап. Подготовительный. Цель: Создание обстановки подготовки коллектива к инновационной деятельности. Реализация подготовительного этапа предполагает:
2 этап. Поисково-внедренческий. Цель: Разработка методик, технологий, положений локальных программ и их реализация. Содержание работы на 2007 – 2008 годы:
Содержание работы на 2009 – 2010 годы:
3 этап. Итогово-обобщающий. Цель: систематизация методического материала, накопление и оценка деятельности по программе. Содержание работы на 2011 – 2012 годы:
Педагогами детского дома реализуется подготовительный этап программы и начата реализация поисково-внедренческого этапа.
повышения квалификации.
проведение семинаров и практикумов для приемных семей и опекунов.
Реализация программы способствует повышению профессионального мастерства педагогов и формированию навыков социальной адаптации воспитанников детского дома. ПРОГРАММАразвития воспитательной системы, социальной адаптации и подготовки к семейной жизни воспитанников ГОУ «Завьяловский детский дом» Литература:
|
К семейной жизни содержание В этой книге речь идет о подготовке к семейной жизни главным образом подростков. Но автор считает необходимым затронуть проблемы... | Миссия и стратегия детского дома №6 «Ласточка» Наша миссия – делать... Стратегия детского дома до 2013 года – создавать условия максимально, приближенные к домашним, всесторонне воспитывать, качественно... | ||
Темы рефератов по возрастной психологии Особенности интеллектуального и личностного развития воспитанников детского дома | Темы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки... Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,... | ||
Программа для учащихся 1-4 классов «Мы вместе» Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить... | Программа развития воспитательной компоненты в мбоу «исош №41» «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т д | ||
Конкурс рисунков на пожарную тематику «День именинника» для воспитанников Детского дома №1. Отв министерство интересных и добрых дел, Соколова Г. А | Анализ работы Дома детского творчества за 2013 год Миссия мбоу дод дома детского творчества обеспечение доступных и качественных дополнительных образовательных услуг в интересах формирования... | ||
Социальная адаптация воспитанников учреждений государственной поддержки Защита состоится «24» декабря 2007 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 01 по философским и социологическим... | «Факел» №2 февраль 2012г стр. 2 Вести Дома детского творчества Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся более осознанно выбирают свою будущую профессию, самоутверждаются в жизни. Однако... | ||
Конспект занятия с детьми детского дома. Тема: «Подготовка детей... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура | Образовательная программа муниципального казённого образовательного... Дополнительное образование – сложная и динамичная социальная структура. В стенах дома детского творчества взаимодействуют педагоги,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с понятиями – социальный статус личности, социальная роль, социализация, социальная адаптация | Доклад мбоу дод «Дом детского творчества» Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Института семейной психотерапии, в котором преподает. Автор книг «Единая плоть разные лица», «Принципы семейной и супружеской терапии»,... | Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... |