Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни»





Скачать 154.77 Kb.
НазваниеПрограмма развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни»
Дата публикации01.09.2014
Размер154.77 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ГОУ «Завьяловский детский дом

ПРОГРАММА


развития воспитательной системы

детского дома

«Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни»

на 2008 – 2012 гг.

Программу разработали:

Зам.директора по УВР

Жевнерова Т.А.,

Директор детского дома

Пашута М.Т.

c.Завьялово 2008г




ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Информационная справка о ГОУ «Завьяловский детский дом» 3-7 стр

  2. Актуальность разработки программы ……………………… … 8-10 стр

  3. Цель и задачи программы ……………………………………. ... 10 стр

  4. Содержание работы ………………………………………………..11-19 стр

  5. Этапы реализации программы ………………………………. …... 12-13 стр

  6. Структура развития воспитательной системы ………………… ...14 стр

  7. Список литературы …………………………………………… …..15-17 стр


Информационная справка

о ГОУ «Завьяловский детский дом»
ГОУ «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку в жизнь 18 детям. Детский дом находится в с.Завьялово ул. Школьная, 5.

В двухэтажном здании расположены четыре квартиры, где проживают 6-8 детей. Три квартиры расположены на 2 этаже здания и одна на первом этаже. В каждой квартире имеются: три спальни (на 2-3 человека), гостиная, бытовая комната, сан.узел. Все комнаты оборудованы необходимой мебелью, созданы все условия для проживания детей.

На первом этаже здания находятся:

Медицинская служба: процедурный кабинет, медпункт и изолятор.

Актовый зал, библиотека и книгохранилище. Фонд книг и периодических изданий составляет – 2264 экз.

Столовая с обеденным залом на 36 посадочных мест.

На территории детского дома расположены: баня, материальный склад, гараж, овощехранилище. Имеется огород – 1,5 га..

В детском доме проживает 30 воспитанников, из них 2 сироты, 1 ребенок инвалид детства. Уровень обученности детей за период 2006-2007 учебный год составляет 100%, качество знаний – 19%.

В течение 2006-2007 учебного года 2 ребенка переданы в приемную семью под опеку.

Основным направлением деятельности педагогического коллектива является социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни, заключается в освоении ими определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей им становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. С этого года дети начали вести летопись выпускников детского дома.

В детском доме соблюдаются народные традиции, проводятся православные праздники: Рождество Христово, Пасха и другие.

Для реализации творческих способностей воспитанников организованы и успешно работают кружки, секции:

  • «Вязание»

  • «Бисероплетение»

  • «Шкатулка рукодельницы»

  • «Колосок»

  • «Юный лыжник»

  • «Олимпиец»

В детском доме работают столярная и мастерские.

Дети посещают школьные кружки, секции:

  • Танцевальный

  • Биологический кружок

  • Спортивные секции.

В летний период традиционно дети отдыхают в лагерях труда и отдыха. Занятость детей в лагере способствует снижению правонарушений в летний период. На данный момент в детском доме нет воспитанников состоящих на учете в КДН.

Трудовое направление реализуется через совместную с детьми деятельностью по ремонту детского дома. Детский дом располагает подсобным хозяйством и дети выполняют посильную работу, выращивают ежегодно хороший урожай овощей. В течение лета труд детей оценивается и заносится в «Экран соревнований», на проводимых линейках постоянно отмечаются лучшие из лучших. В конце лета по результатам труда подводятся итоги, победители награждаются ценными призами. На заработанные деньги дети приобретают различные вещи, т.о. формируется основы домашней экономики, воспитывается бережливость. При посещении магазинов, рынка дети приобретают практические навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Культурно- досуговое направление реализуется в свободное время по специально составленному плану с учетом мнения членов детской организации «Дружба».

Детское самоуправление – это важнейшее педагогическое средство, способствующее решению комплекса воспитательных задач в детском доме. Самоуправление обеспечивает включение детей в решение значимых для детского дома проблем, формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

В детском доме работает организация «Дружба», существует свой устав, флаг, эмблема, гимн, в семьях создано самоуправление, каждую неделю проводятся советы семьи, где решаются основные проблемы семьи, детского дома. По необходимости в семьях собирают собрание с приглашением администрации.

Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания, расширить их диапазон как в теории, так и практике; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Умелая организация занятий, разумное распределение времени для подготовки уроков по всем предметам- обязательное требование при проведении занятий.

С целью расширения кругозора детей, повышения образовательного уровня, развитие речи и отработки навыков техники чтения в семьях проводятся дважды в неделю часы чтения. Тематика занятий планируется в соответствии с образовательными программами по чтению и литературе, в планирование включаются произведения для внеклассного чтения и дополнительного чтения.

В детском доме работают 21 педагог, из них:

  • 12 воспитателей;

  • 1 педагог-психолог;

  • 1 социальный педагог;

  • 2 инструктора по труду;

  • 1 старшая вожатая;

  • 1 педагог дополнительного образования;

  • 1 руководитель физ.воспитания;

  • 1 музыкальный руководитель.

С высшим образованием – 6 человек, со средним специальным – 15

человек.

Стаж работы педагогических работников:

  • от 1 до 5 лет – 5 человек;

  • от 5 до 30 лет – 14 человек;

  • свыше 30 лет – 2 человека.

Задачами методической работы образовательного учреждения в создании гибкой адаптивной воспитательно-образовательной системы являются:

  • Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки педагогов по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.

  • Профессиональное становление молодых педагогов.

  • Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации воспитанников.

  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.

Традиционно в образовательном учреждении работает методическое объединение для всех категорий педагогических работников, проводятся психолого-педагогические семинары, педагогические советы, конкурс «Педагог года», выставки дидактических и методических материалов, новинок литературы по направлениям работы, наставничество, организована система взаимопосещений воспитательных мероприятий, каждым воспитателем выбрана тема по самообразованию. Методический кабинет детского дома пополняется:

  • нормативными документами;

  • методическими материалами, наработанными педагогическими работниками детского дома;

  • периодическими изданиями;

  • ведется картотека статей по основным направлениям методической работы.

Материалы представлены на бумажных и электронных носителях.

За последние три года 60% педагогов повысили свой профессиональ-

ный уровень на курсах повышения квалификации.

Всего аттестовано – 17 работников детского дома, из них имеют:

  • первую категорию – 3;

  • вторую категорию – 14.

Награждены грамотами:

  • Грамота Министерства образования и науки РФ – 1;

  • Грамота Министерства образования Омской области – 1;

  • Грамота комитета по образованию Знаменского района – 4;

  • Грамота муниципального района – 1.


За период 2005 – 2007гг. воспитанники детского дома являются призерами областных и районных конкурсов и соревнований:




Областной уровень


Городской и районный уровень


2005г. Дипломы Фонда «Дорога в жизнь» за успехи в учебе, в трудовой и творческой деятельности

Две грамоты за второе место в районных соревнованиях по лыжным гонкам.


2006г. Дипломы Фонда «Дорога в жизнь» за успехи в учебе, в трудовой и творческой деятельности.

Грамота за 1 место и две грамоты за 3 место в районной спартакиаде «Золотая осень».

Диплом участника IV областного фестиваля творчества воспитанников детских домов «Созвездие Прииртышья».

Два призовых места в районной спартакиаде школьников.

2007г. Дипломы Фонда «Дорога в жизнь» за успехи в учебе, в трудовой и творческой деятельности (18 дипломов)

Диплом за участие ярмарке «Проводы зимы».

В 2006 – 2007 учебном году 6 выпускников поступили в:

  • ССУЗы – 2;

  • ПУ – 4.



Актуальность разработки программы



Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. Роль семьи в жизни человека очень велика. В семье ребенок получает первые уроки любви к близким, именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые для жизни в обществе.

Анализ условий жизни детей до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Последствия социального сиротства для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Для воспитанников свойственны проблемы психологического, медицинского, педагогического и социального характера.

Проблемы психологического характера определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей.

Проблемы социального характера выражаются в нарушении процесса социализации психологического, педагогического и социального характера усугубляется ослабленностью здоровья детей.

Таким образом, развитие детей утративших семью идет по особому пути, у них формируются специфические черты характера, поведения, они испытывают большие затруднения при создании своей семьи, в воспитании своих детей. Несформированность практических и экономических навыков ведения домашнего хозяйства приводит к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи.

Трудности вхождения в самостоятельную жизнь испытывают все подростки, но если у детей, воспитывающихся в нормальной полноценной семье, социальная адаптация происходит как естественный результат «нормальной» социализации, то дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают большие «внутренние» и «внешние» трудности.

К «внутренним» относятся:

  • особенности психического развития таких детей;

  • накопленный ими негативный социальный опыт;

  • искаженные ценности ориентации.

К «внешним» относится сама организация учреждения:

  • жестко регламентированный режим проживания;

  • система вынужденных нерегламентированных контактов с другими людьми;

  • отсутствие условий для формирования:

  • приемов саморегуляции;

  • духовного развития

  • эмоциональной полноценности

  • хозяйственных и бытовых навыков и т.д.

Все эти проблемы приводят к тому, что выпускники вступают на путь

правонарушений, начинают жить, вести аморальный образ жизни.

Исследования, проведенные в детском доме «Ценностные ориентиры в жизни» показали, что 50% детей самым ценным считают – здоровье, для 30% - ценностью в жизни является учеба, и лишь 10% опрошенных считают ценностью быть хорошими родителями.

Выявлены низкие показатели социализации:

  • не выработана социальная адаптивность у 60% опрошенных;

  • социальная активность у 30%;

  • у 20% не сформированы гуманистические ценности.

  • Эти показатели характерны не только для данного учреждения, но в целом по стране. Эти дети лишены чрезвычайно важного компонента – полноценной родительской семьи. Семья при этом рассматривается как источник информации для отработки навыков социального взаимодействия. Крайне важно дать таким детям необходимые знания, пробудить личностные ресурсы, найти педагогические средства для выработки способностей преодолевать трудности социализации, подготовки к будущей семейной жизни, формирование у них представления о личностных отношениях между членами семьи.

Традиционная система педагогической работы с детьми не решает в полной мере поставленных задач.

Возникает необходимость системного и перспективного выстраивания воспитательного процесса, потребность в координации усилий в оптимизации управления, в разработке критериев оценки эффективности работы педагогического коллектива детского дома.

Поэтому возникла необходимость в разработке программы.

Цель: Подготовка к семейной жизни и формирование навыков социальной адаптации у воспитанников Завьяловского детского дома.

Задачи:

Личностные:

  • знакомство детей с нравственными семейными ценностями;

  • формирование у воспитанников положительных жизненных планов, профессиональных намерений;

  • развитие познавательного интереса, творческих способностей у ребенка;

  • формирование навыков и умений домостроительства и домоводства;

  • формирование навыков успешной жизнедеятельности в различных сферах: 1.социальной, 2.здорового образа жизни, 3.правовой, 4.бытовой.

Управленческие:

  • создание благоприятных условий для проживания и развития детей;

  • разработка локальных программ для каждого направления воспитательной работы с детьми;

  • подбор диагностических методик для отслеживания результативности воспитательного процесса;

  • создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.

Направления программы.

  1. «Семья и её роль в жизни человека».

  2. Домашний труд в жизни семьи.

  3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Развитие эмоциональной сферы эмпатии ребенка.


Реализация программы


Реализация программы включает три этапа.

1 этап. Подготовительный.

Цель: Создание обстановки подготовки коллектива к инновационной деятельности.

Реализация подготовительного этапа предполагает:

  • проведение проблемного анализа по вопросам воспитания в детском доме (выявление проблем воспитательного процесса);

  • знакомство педагогического коллектива с научно-методической литературой и опытом работы детских домов по проблеме.

  • презентация программы развития воспитательной системы.

2 этап. Поисково-внедренческий.

Цель: Разработка методик, технологий, положений локальных программ и их реализация.

Содержание работы на 2007 – 2008 годы:

  • проведение семинаров, практикумов по повышению профессионального мастерства педагогов;

  • подбор диагностических и коррекционных методик для отслеживания результатов реализации программы;

  • разработка технологий, локальных программ по созданию условий для участия воспитанников в различных направлениях жизнедеятельности.

Содержание работы на 2009 – 2010 годы:

  • работа педагогического коллектива по направлениям воспитательной работы, внедрение локальных воспитательных программ и технологий;

  • проведение промежуточного контроля по выявлению результативности и эффективности программы развития воспитательной системы детского дома.

3 этап. Итогово-обобщающий.

Цель: систематизация методического материала, накопление и оценка деятельности по программе.

Содержание работы на 2011 – 2012 годы:

  • подведение итогов работы по внедрению программ развития воспитательной системы в форме конференции;

  • оформление документации.

Педагогами детского дома реализуется подготовительный этап программы и начата реализация поисково-внедренческого этапа.

  1. Педагоги детского дома регулярно проучиваются на курсах

повышения квалификации.

  1. Повышение профессиональной компетентности способствовало

проведение семинаров и практикумов для приемных семей и опекунов.

  1. В рамках программы развития создано 12 локальных воспитательных программ. Накоплен методический материал педагогов. В 2007году воспитатель Череп В.А. была участником областного конкурса «Воспитатель года» среди воспитателей детских домов. Были участниками областной конференции «Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, поиски, решения» с докладом «Формирование социальных ценностей у воспитанников в условиях детского дома».

  2. Коллективом детского дома были разработаны положения об организации методической работы, о работе методического совета, методического объединения, методического кабинета.

  3. Для выявления сформированности навыков и умений по социальной адаптации у воспитанников разработано положение о конкурсе «Лучшая семья», который проводится в детском доме в течение года.

Реализация программы способствует повышению профессионального мастерства педагогов и формированию навыков социальной адаптации воспитанников детского дома.

ПРОГРАММА


развития воспитательной системы, социальной адаптации

и подготовки к семейной жизни воспитанников

ГОУ «Завьяловский детский дом»





Литература:


  1. Афанасьева Т.М. Семья – М.: Просвещение, 1988.

  2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах М.: Просвещение, 1980.

  3. Безруких М.Я. «Я и правила поведения для всех» М.: Просвещение, 1980.

  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург, 1992.

  5. Байбородова О.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Учебное пособие, 1992.

  6. Васильева-Гангус Л.Н. Азбука вежливости. – М. 1989.

  7. Воспитывать анализируя (сост. С.А.Зазыкина, Л.М.Громова). Смоленск, 1994.

  8. В помощь начинающему воспитателю детского дома (сост. О.И.Лаптева. Методические рекомендации. – Омск: ООИПКРО, 2000.

  9. Воспитание и развитие детей в детском доме. Ред. И.П.Иванова, ТОО Трансервис, 1996.

  10. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985.

  11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М.: Просвещение, 1982.

  12. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара, 1998.

  13. Дорохова А.А. Как вести себя. Беседы о вежливости и правилах поведения. – Минск, 1979.

  14. Дубровин И.В. О развитии детей, оставшихся без родителей. М.: 1993.

  15. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. Ярославль, «Академия развития», «Академия К», 1999.

  16. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Сост. Т.В.Сенько. Л., 1991.

  17. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. М, СИМС, 1999.

  18. Корчак Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992.

  19. Критерии эффективности системы профилактики социального сиротства: Методический материал. Пермь,2004.

  20. Куган Б.А. Становление. – Курган, 1995.

  21. Копцев В.И. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

  22. Керженцев В.С. Проблемы социальной адаптации детей-сирот. – Пермь: СПТН, 1995.

  23. Лопанова Е.В. Знать и понимать ребенка. М, 1993.

  24. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Под ред. З.И.Васильевой, Л., 1991.

  25. Мудрик А.В. Роль социального окружения формирования личности подростка. М – Дас, 1979.

  26. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  27. Необычные воспитанники (сборник) – М: Знание, 1076.

  28. Овчинникова И.Г. Эти неродные дети. – М: Знание, 1983, № 4.

  29. Огафонова Н.Б. В жизнь вступающему. – Омск, 2000.

  30. Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (по семейному типу).

  31. Права детей в Российской Федерации. Законодательство, практика – аналитический вестник Советы Федерации. РФ, № 3,2003.

  32. Православная культура.

  33. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Методическое пособие, Ярославль, 1999.

  34. Прощинская Е.Н. Выбирайте профессию.

  35. Под редакцией Бешенкова и др. Семья и дети: воспитание трудолюбия. М.: Профиздат, 1988.

  36. Педагогическое руководство воспитательных процессов в детских домах. Ред.И.В.Мартынова – М.: Знание, 1979.

  37. Психология самостоятельности. Под ред.Осницкого А.К. – Нальчик, 1996.

  38. Преодоление труднестей социализации детей-сирот. Учебное пособие. Под ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль, 1997.

  39. Разумихина Г. Мир семьи.

  40. Рожков М.И., Байбородова Л.В. и др. Проблема социального воспитания детей-сирот. Информационно-методический сборник. – Ярославль, 2002.

  41. Сидорова Л.К. «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей». Методическое пособие. Айрис Пресс, Москва, 2004.

  42. Соколова Ф.А. Закон добра. М.: Педагогика, 1987.

  43. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье.

  44. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. – М.: Педагогика, 1990.

  45. Червакова И. Трудные судьбы. М: Знание, 1988.

  46. Чудакова Н.В. Праздник для детей и взрослых: в 2 кн. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.

  47. Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых. – М,1992.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconК семейной жизни содержание
В этой книге речь идет о подготовке к семейной жизни главным образом подростков. Но автор считает необходимым затронуть проблемы...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconМиссия и стратегия детского дома №6 «Ласточка» Наша миссия – делать...
Стратегия детского дома до 2013 года – создавать условия максимально, приближенные к домашним, всесторонне воспитывать, качественно...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconТемы рефератов по возрастной психологии
Особенности интеллектуального и личностного развития воспитанников детского дома
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconПрограмма для учащихся 1-4 классов «Мы вместе»
Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconПрограмма развития воспитательной компоненты в мбоу «исош №41»
«воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т д
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconКонкурс рисунков на пожарную тематику
«День именинника» для воспитанников Детского дома №1. Отв министерство интересных и добрых дел, Соколова Г. А
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconАнализ работы Дома детского творчества за 2013 год
Миссия мбоу дод дома детского творчества обеспечение доступных и качественных дополнительных образовательных услуг в интересах формирования...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconСоциальная адаптация воспитанников учреждений государственной поддержки
Защита состоится «24» декабря 2007 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» icon«Факел» №2 февраль 2012г стр. 2 Вести Дома детского творчества
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся более осознанно выбирают свою будущую профессию, самоутверждаются в жизни. Однако...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconКонспект занятия с детьми детского дома. Тема: «Подготовка детей...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconОбразовательная программа муниципального казённого образовательного...
Дополнительное образование – сложная и динамичная социальная структура. В стенах дома детского творчества взаимодействуют педагоги,...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятиями – социальный статус личности, социальная роль, социализация, социальная адаптация
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconДоклад мбоу дод «Дом детского творчества»
Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Института семейной психотерапии, в котором преподает. Автор книг «Единая плоть разные лица», «Принципы семейной и супружеской терапии»,...
Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни» iconШкола должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск