Сочинение «Мои представления о сильной личности»





Скачать 119.24 Kb.
НазваниеСочинение «Мои представления о сильной личности»
Дата публикации20.09.2014
Размер119.24 Kb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Психология > Сочинение
Значение и необходимость профилактики суицидальных тенденций у подростков
Жизнь сегодня предъявляет к подрост­кам высокие требования, определяет приоритеты и навязывает ценности, реализовать которые молодой человек зачастую не может по объективным причинам:

-не­возможность самостоятельного трудоустройства;

-не­достаток средств у родителей для получения образования;

- неумение самореализоваться и др.

Современный подросток испытывает высокую тревожность в от­ношении будущего, остро переживает конфликты с родителями, что порождает у него чувства одиноче­ства и незащищенности.

Все эти феномены провоцируют суицидальную неза­щищенность данной возрастной группы.

Одним из направлений профилактики саморазрушающего поведения является работа с подростками по развитию их духовно-нравственной сферы:

-по­мощь в осознании своей жизни как главной ценно­сти;

-поддержка в планировании и структурировании собственной жизни;

-содействие пониманию своих истинных целей и ценностей.

Такого рода работа в школе формирует личностное качество, как жизнестойкость, выступающую в виде антисуи­цидального барьера.

Виды и формы работы с подростками в образова­тельном учреждении по профилактике суицидаль­ного поведения могут быть различными:
-беседа «Мои жизненные планы»;
-упражнения на социаль­ную компетентность

-семинар «Как успешно преодолевать трудности?»
-сочинение «Мои представления о сильной личности»;
-обсуждение и анализ поведе­ния в экстремальной жизненной ситуации;
-встре­ча с человеком, успешно преодолевшим жизненные трудности;
-обсуждение примеров жизненной стойкости известных людей и пр.
Но наиболее рас­пространенной и доступной формой по-прежнему остаются классные часы, которые сегодня должны проводиться при активном участии всех учащихся класса, с использованием современных методов и форм (мозгового штурма, тренинговых упражне­ний, ролевых и деловых игр и др.).

В данном материале представлены разработки практических занятий для старшеклассников, кото­рые могут быть включены в программу работы об­разовательного учреждения по профилактике суи­цидальных тенденций у школьников.

РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

классный час № 1

Цель:Формирование у старшеклассников жизнеутверждающих установок

  1. Мотивация учащихся на разговор

Ведущий. 9-й класс — второй серьезный итог ва­шей школьной жизни. Когда был первый? (Оконча­ние начальной школы.) Кто-то после девятого класса покидает школу, и у него начинается новая жизнь, требующая социальной смелости и самостоятельно­сти. Для тех, кто остается в школе, это тоже совер­шенно новый этап. Вам предстоит выбор профессионального пути. В стенах ли школы, в других учебных заведениях вас ждут новый коллектив, новые требо­вания, новые радости и новые трудности. Поэтому именно сегодня нужен и уместен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах.

  1. Использование техники «Жизненная прямая»

Учащимся предлагается нарисовать линию и представить, что это — символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку сегодняшнего дня. Далее следует обсудить, все ли события были радостными.

Резюме. В жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают отрицательные со­бытия. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончит­ся этот кошмар и нет никакой надежды, но...

Педагог рассказывает притчу и читает рассказ, затем предлагает учащимся привести пример из жизни, когда терпение побеждало.

Притча Л. Пантелеева о лягушке

Две лягушки попали в кувшин со сметаной, вы­браться не могли, как ни старались. Одна отчая­лась, перестала сопротивляться и пошла на дно. А вторая не сдавалась, продолжала барахтаться и пыталась выбраться наружу. От ее движений сме­тана постепенно сбивалась в масло, и через неко­торое время лягушка выпрыгнула из кувшина.

Рассказ о моряке

В древние времена в одной стране был обычай приговоренных к смерти преступников отвозить на корабле на необитаемый остров, где все источники воды были отравлены, и люди постепенно умирали там медленной мучительной смертью. Одного моряка за дерзость приговорили к смерти, посадили на корабль и повезли на остров. Путь до острова занимал четыре дня. Весь путь моряк, закованный в цепи, сидел на палубе и мысленно прощался с жизнью. Он решил, что не будет ждать мучительной смерти на острове, а, когда до конца пути останется немного, бросится за борт. Корабль был в пути уже три дня, когда поднялся страш­ный ураган. Капитан и экипаж отчаянно боролись за живучесть судна, но океан побеждал. Капитан приказал расковать пленника, а поскольку тот был очень опытным моряком, его умелые действия фак­тически спасли корабль и команду. Благодарный капитан доставил моряка в порт другой страны и подарил ему кошелек с золотыми монетами.



  1. Групповое обсуждение темы «Жизненный успех»

Ведущий. Иногда говорят: «везунчик», «счастлив­чик», «родился в рубашке».

Составление группового портрета успешного че­ловека.

Откуда берутся успешные люди? Что помогает им стать успешными? Природа? Судьба? Благословение свыше? Или это результат усилий самого человека?

Во время обсуждения необходимо внимательно слушать подростков, руководить процессом разго­вора, приводить примеры «везунчиков», потерпев­ших жизненный крах, а также успешных людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон, Виктор Франкл и др. Как они сумели добиться успеха наперекор судьбе?

Иллюстрации: фильмы «Жизнь прекрасна», «Ве­ликан», книга о судьбе Александра Маресьева «По­весть о настоящем человеке» и др.

Вывод. На каждом жизненном этапе будут опреде­ленные трудности, и побеждает в жизни тот, кто су­меет их преодолеть.

  1. Обсуждение «Трудности, которые

могут встретиться на моем жизненном пути»

Ведущий. Каким вы представляете свое будущее? Какие трудности могут встретиться на вашем пути? Задумываетесь ли вы хотя бы иногда о том, как бу­дете с ними справляться?

Для дополнительной стимуляции учащихся к раз­говору следует заметить, что человек, который не видит трудностей, еще незрелый и невзрослый. Если человек на вопрос о своих проблемах отвечает, что у него их нет, значит, он серьезно не задумы­вается о жизни и, встретившись с трудностями, не сможет их решить конструктивно, так как не имеет опыта анализа проблем. Некоторые ребята, когда думают о своем будущем, представляют его в виде солнечной зеленой лужайки с цветочками, на которой никогда не бывает пасмурно. Но ведь как цветы не растут без дождя, так и жизнь человека не бывает без проблем.


4. Заключение

В заключение делается вывод, что любые трудно­сти и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.

Примечание. Рекомендуется проводить в апреле- мае в 9-х классах.

КЛАССНЫЙ ЧАС № 2

Цель: Формирование умения справляться с трудностями

  1. Мотивация учащихся на совместную работу

Ведущий. Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями? У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они ре­шают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудно­стей отличают «счастливчиков» от «невезучих».

Хотите, чтобы вас считали «везунчиком»? Хотите на­учиться преодолевать трудности? Это занятие для вас.

  1. Алгоритм решения проблемной ситуации

(На доске вывешивается плакат.)

    1. Критическая оценка ситуации.

    2. Конструктивные выводы.

    3. Действия по преодолению проблемы.

  1. Чтение по ролям.

Анализ проблемной ситуации «Везунчик»

Роли: автор, Антон, Денис, психолог.

Автор. Два друга, Денис и Антон, восемнадцати лет, студенты политехнического техникума, летом работали на путине. На заработанные деньги ребя­та купили себе подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на учебу на своих машинах. Наступила поздняя осень, зарядили дожди, а однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились поменять летнюю резину на зимнюю, и «на авось» поехали в техникум. По до­роге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не по­страдал, но машины были разбиты.

Антон. Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.

Психолог. Антон критически оценивает ситуа­цию? Он оправдывает себя? Он прав или нет? Мо­жет, ему просто не повезло и авария была случайно­стью? (Обсуждение.)

Антон. Больше я никогда в жизни не поеду на лет­ней резине в гололед, лучше пойду пешком.

Психолог. Делает ли Антон конструктивные выво­ды? Какой бы вывод сделали вы? Согласны ли вы с Антоном? (Обсуждение.)

Автор. Больше Антон тему разбитой машины не обсуждал. На следующий день он пригласил масте­ра по кузовному ремонту. Тот назвал сумму ремонта, она оказалась очень высокой. В выходной день Антон собрал друзей, попросил отца о помощи, они разо­брали машину и отложили неповрежденные детали, годные для продажи. Антон составил их список и дал объявление в газету о продаже запасных частей. Ве­черами он сидел на телефоне и в течение двух недель распродал практически все запчасти. Оставшиеся не проданными он отвез в автомагазин, где принимали подержанные запчасти на реализацию.

Вырученную сумму Антон положил в банк на кар­точку, устроился работать курьером на почту, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. Все заработанные деньги он складывал на карточку, и к лету у него накопилась сумма, практически равная стоимости машины. Летом Антон снова поехал на путину, и 1 сентября в техникум он приехал на но­вой машине. Все ребята завидовали Антону, до него доносились реплики: «Везет же этому... уже на но­вой машине ездит».

Психолог. Предпринял ли Антон действия по пре­одолению проблемы? Какие бы действия предпри­няли вы? (Обсуждение.)

Денис. Я разбил машину, потому что мне не повез­ло. Полно народу выехало утром на летней резине, мой сосед Петька, например, и ничего. Если бы не тот мужик на белом микроавтобусе, не та тетка на красной шкоде (я бы теткам вообще права не давал, ездить не умеют), ничего бы не случилось. Просто он меня подрезал, а она не вовремя затормозила, уроды такие на дорогах ездят.

Психолог. Как оценивает ситуацию Денис? Со­гласны ли вы с ним? (Обсуждение.)

Денис. Мне просто не повезло.

Психолог. Кто еще делает такой вывод? Конструк­тивный ли это вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Дениса? Как будут развивать­ся события? (Обсуждение.)

Автор. На следующий день Денис пошел к соседу Петьке, рассказал ему о случившемся. Петька ему по­сочувствовал и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Петька говорил о случайности, жертвой которой стал невезучий Денис. Денис провел у Петьки вечер, и как будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из техникума, рассказал о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на не­везение и предложили «оттянуться» коктейлем. Еще через день Денис сам взял пару «полторашек» пива и пошел к Петьке с ответным визитом. Так прошла не­деля, две... А машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Денис чувствовал себя са­мым невезучим человеком.

Психолог. Предприняты ли действия по преодоле­нию проблемы? Можно ли назвать конструктивны­ми (ведущими к решению проблемы) действия Де­ниса? Какая из позиций вам ближе? Как вы думаете, определяет ли способ, которым человек преодолева­ет трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение.)

Вывод. Для тех, кто никуда не плывет, нет попут­ного ветра. Если человек старается активно решить проблему, ему везет.

4. Самодиагностика

«Как ты справляешься с трудностями?»

Методика: моторная проба Шварцландера.

Инструкция. На листках в клеточку начертите 4 таблички размером 18x8 клеточек и расчертите их в виде сеток квадратиками размером 2x2 клетки. Пронумеруйте полученные сеточки № 1,2, 3, 4. По­думайте, какое максимальное количество квадрати­ков в сеточке № 1 вы сможете закрыть за 10 секунд, и напишите эту цифру рядом — это будет ваш уро­вень притязаний (УП). Например, УП №1=7.

Начинаем работу с сеточкой № 1. За 10 секунд за­кройте крестиками максимальное количество клето­чек в сеточке № 1, причем крестики должны полно­стью закрывать клеточку. Полученную цифру напи­шите рядом с сеточкой № 1 — это будет ваш уровень достижений (УД) № 1. Например, УД №1=9. Таким образом, вы отметили свой предполагаемый и дей­ствительный результаты.

Далее с учетом вашего опыта вновь ставите себе задание и предполагаемый результат записываете около сеточки № 2: УП № 2 = ... Затем вновь за 10 секунд заполняете крестиками максимальное ко­личество клеточек в сеточке № 2 и записываете ре­зультат: УД № 2 =...

С учетом вашего нового опыта вновь ставите себе за­дание, и предполагаемый результат записываете около сеточки № 3: УП № 3 =... Затем за 10 секунд запол­няете крестиками максимальное количество клеточек в сеточке № 3 и записываете результат: УД № 3 =...

(При работе с сеточкой № 3 инструкция остает­ся неизменной, но педагог дает на выполнение за­дания вместо 10 секунд только 8, и учащиеся искус­ственно оказываются в ситуации неуспеха. Ребята обычно обескуражены низкими результатами, но некоторые замечают, что времени было дано мень­ше. Педагог никак не реагирует на замечания детей и быстро переключает их внимание на выполнение следующей части задания.)

Далее с учетом вашего очень обширного опыта вы вновь ставите себе задание, и предполагаемый резуль­тат записываете около сеточки № 4: УП № 4 =... Затем вновь за 10 секунд заполняете крестиками макси­мальное количество клеточек в сеточке № 4 и запи­сываете результат: УД № 4 =.

Анализ. Сравниваются результаты УП № 1,2, 3,

  1. и анализируются с учетом УД. Учащиеся должны в зависимости от полученного результата коррек­тировать свой УП, повышать планку желаемого на 1-2 единицы. Если учащийся повышает УП на

  2. и более единиц при низком УД, можно говорить о нереалистично завышенном УП. Наиболее пока­зательным является сопоставление УП № 4 и № 3, после того как учащийся попал в ситуацию неуспе­ха, именно здесь проверяется модель его поведения при столкновении с трудностями.

Если подросток имел достаточно высокие успехи, УП его повышался в зависимости от достижений, а неуспех вызывал чувство здоровой злости, при­лив энергии, желание победить; если УП № 4 был не ниже, чем УП № 2 и УД № 1 и 2, а может быть, даже на 1-2 единицы выше, то можно говорить о том, что этот учащийся имеет высокую уверенность в собственных силах, не пасует перед трудностями, а активно их преодолевает.

Если подросток при высоком УД, попадая в ситуа­цию неуспеха, резко снижал свой УП (ниже достиг­нутого ранее), то это сигнализирует о неконструк­тивном поведении при столкновении с трудностя­ми, о неуверенности в собственных силах. Если же учащийся ставит уровень притязаний ниже, чем уровень достижений, то это говорит о том, что он боится ситуации успеха, такая ситуация вызывает у него тревогу и неуверенность.

Педагог во время классного часа объясняет общие позиции анализа, а каждый из подростков может проконсультироваться индивидуально после урока относительно своих результатов. Подростка необхо­димо не только проинформировать, но и дать ему рекомендации. Неуспех учащегося не должен стать предметом всеобщего обсуждения.

Примечание. Эта графическая методика много­кратно применялась автором во время работы с подростками и всегда вызывала живой интерес ребят. Она проста в применении и экономична по времени.

5. Упражнение «Банка»

Предложить ребятам анонимно записать свои «трудности» и сдать учителю листочки, которые помещаются в банку. Далее вынимать по одной за­писке из банки и обсуждать ситуации. Предложить учащимся написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной про­блемы. Заметить, что победит тот, кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни.

Примеры трудных ситуаций для данного воз­раста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с родителями, ссоры с учителями, по­зор, «разборки», одиночество и др.

Обсуждение следует проводить по каждой пред­ложенной ситуации. При обсуждении любой ситу­ации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь — это высшая цен­ность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.

Примечание. Рекомендуется проводить в течение учебного года в 9-10-х классах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconКонкурсное сочинение на тему «Мои впечатления о поездке в Москву»
...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconМои мечты бесполезны, мои планы всего лишь прах. Мои цели недосягаемы,...

Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconЗаконы лидерства
Мои мечты бесполезны, мои планы всего лишь прах. Мои цели недосягаемы, во всем этом нет проку, если они не закреплены действием
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconМ. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Раскрывая «историю души человеческой», Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconПраздник «Посвящение в первоклассники»
Ой, ребятишечки! Мои миленькие, мои дорогие девочки – вертелочки, мальчишки – кочерыжки! А вы узнали меня?
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconУрок мужества Викторины: «Мои права и мои обязанности»
Формировать мотивацию к обучению, содействовать познавательным интересам Учащихся
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconКак правильно писать сочинение на литературную тему
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconИтоговое сочинение
Выберите только одну из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности...
Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной...
Сочинение, которое пишется в рамках егэ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconТема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла»
Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему
Формы работы: слово учителя, лингвистический анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа,...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconМоя малая Родина
Тамбовской земле. В родном селе Протасово я прожила 16 лет, здесь родились и трудятся мои родители, и потому все мне в нем знакомо,...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» iconНандор Фодор Меж двух миров предисловие русского издателя
Эти слова Шекспира как нельзя более удачны, чтобы служить эпиграфом к предлагаемой книге. «Лавина сногсшибательных фактов, сметающая...
Сочинение «Мои представления о сильной личности» icon«Князь Владимир Святосла во вич. Принятие христианства»
Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя
Сочинение «Мои представления о сильной личности» icon9-а, напоминаю вам ваши долги Русский язык: Сочинение лирическая...
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск