Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий





Скачать 254.57 Kb.
НазваниеЗадачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий
страница1/3
Дата публикации22.09.2014
Размер254.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Тема 4

Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий
От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

На уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов —- вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.

Главный объект внимания учителя — его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

• возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры;

• утомлены, выглядят уставшими;

• взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;

• сосредоточены, деловиты, настроены на урок;

• насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя);

• дурашливы, расторможены, расслаблены.

И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников — своеобразных индикаторов состояния всего класса.

В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:

• быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;

• отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;

• более склонны к нарушениям дисциплины;

• опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;

• вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.

Если ученики из последних трех групп относятся к числу формальных или неформальных лидеров класса, то в тактике работы учителя на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися.

Объектом особо пристального наблюдения учителя на всем протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков, например, после перенесенного заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых — прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.

Одна из самых сложных диагностических задач не только для учителя, но и для врачей, психологов — выделить в актуальном состоянии то, что обусловлено индивидуальными особенностями личности, и то, что является ситуативными проявлениями сегодняшнего дня, часа, минуты. Так, у старшеклассников большую роль играют гормональные влияния (включая «критические» дни у девушек). У учителя нет возможности анализировать каждый случай, но учитывать многообразие причинных факторов необходимо всегда.

Решать коррекционные задачи учителю также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических — набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика — до технологичных — изменить темпо-ритм проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса и т.д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.

Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, учитель может просто подойти к нему, не прерывая объяснения, и ласковым движением руки исправить позу. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, можно попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это также удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать несколько упражнений физкультминутки и упражнений для отдыха глаз.

При отслеживании психофизиологических состояний учеников группы риска важны первые признаки утомления, состояния во время ответа и после него, реакция на оценку и т.д. Слишком эмоциональные или неадекватные реакции учащихся должны быть зафиксированы в памяти учителя (а после урока — в специальном дневнике наблюдений), чтобы на следующих уроках в аналогичных ситуациях обратить на этих учеников более пристальное внимание. Фиксация таких наблюдений в дневнике позволит лучше оценить динамику происходящих изменений, не упустить важные детали, более аргументировано обсуждать психолого-педагогическую тактику в отношении конкретных учащихся при проведении медико-психолого-педагогического консилиума.

Для того чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здоровьеразрушающего воздействия на школьников (задача-минимум), но решали бы и позитивную задачу — пусть в небольшой степени, зато постоянно, капля за каплей, способствовали формированию потенциала здоровья учащихся, в неразрывном единстве с формированием и развитием их личности. Речь идет о здоровьеформирующих образовательных технологиях как совокупности психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на формирование у учеников культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, воспитание привычки действенно и постоянно заботиться о своем здоровье.

Перед учителем, который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи.

• Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

• Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

• Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.

• Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

• Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.

• Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

• Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.

• Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

• Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

• Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.

• Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

• Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координаторных тренажей) и др.

• Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке.

• Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

• Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приемов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.

• Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным, и т.д., что является одним из главных показателей профессионализма учителя.

• Максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.

• Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика — как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).

• Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.

• Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.

• Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Перечень этих задач (не исчерпывающий всего их многообразия) может быть использован администрацией школы, управлением образования в качестве критериев оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя. С целью самооценки и сам учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности.

Необходимыми условиями решения этих задач являются:

• прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий (курсы, отдельные семинары, профессиональная переподготовка);

• проведение ревизии приемов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно — задача почти не выполнимая, поэтому необходима поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);

• подключение к работе школы (района, города) по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики, внедрению ЗОТ каждого учителя;

• привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего образа жизни, чтобы слова и призывы, обращенные к школьникам, соответствовали действительности.
Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся
«Все в учителе оказывает то или иное воздействие на класс» — этот тезис из учебника педагогики в полной мере относится и к влиянию учителя на психологическое состояние его учеников. Внешний вид учителя, его заметное, даже по незначительным проявлениям, эмоциональное и биоэнергетическое состояние — все это на сознательном и бессознательном уровнях фиксируется школьниками. Особо значимыми с точки зрения воздействия на психологическое здоровье учащихся являются следующие характеристики учителя.

Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся (разбиты по группам со сходным воздействием на психику учащихся).

1. Авторитарность (иногда достигающая степени деспотичности), категоричность, бескомпромиссность — педагогическая тактика и стиль общения как проявление черт характера и недостаточной профессиональной компетенции, связанной с невозможностью другими способами замотивировать учащихся на учебную деятельность и соблюдение дисциплины. Эти воздействия повышают уровень психической напряженности ученика, стрессируют его, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические, психологические ресурсы. Мобилизующее действие такой педагогической тактики приносит дивиденды в основном учителю, позволяя ему легче манипулировать школьниками, которые расплачиваются за это своим здоровьем. В качестве воспитательной программы такая тактика способствует снижению самооценки учащихся, создает у них предпосылки к выработке и закреплению психологических моделей манипулятивного и зависимого поведения.

Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.

2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень стрессированности, тревожности школьников, порождает тенденциозность при выставлении оценок, создает в классе нервозную атмосферу с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов. Если подобные проявления становятся частыми и явно выраженными — это сигнал о необходимости обратиться к психотерапевту (психологу) и серьезно задуматься о смене работы, так как, становясь привычными, такие проявления наносят невосполнимый ущерб здоровью и самого учителя, и его учеников.

3. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность отличают тип учителя, которого точнее назвать урокодателем. Такие проявления зиждятся на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью. Вероятность использования здоровьесберегающих технологий в таких случаях минимальна. (Не путать с характерологической замкнутостью, проявлениями интроверсии.)

4. Недоброжелательность, злость, враждебность как проявления черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. Служат проявлением патогенного мышления (в отличие от саногенного, по Ю.М. Орлову), неизбежно сочетаются с завистливостью, расчетливостью и подобными чертами, осложняющими жизнь самому человеку и его окружающим. В педагогической работе таких учителей явно проявляются экстрапунитивные тенденции (установка на поиск внешних причин своих неудач), что самым негативным образом отражается на психологическом состоянии их учеников и на воспитательном воздействии.

В каждом случае проявления у учителя подобных качеств администрации с помощью психолога (лучше не из своей школы) желательно понять их причины: насколько они глубоки, изменяемы, от чего зависят, какими общими сознательными и подсознательными тенденциями обусловлены. Среди внешних, лежащих на поверхности причин — неправильный выбор профессии, разочарование в работе, несбывшиеся надежды на карьеру, финансовые проблемы, неустроенность личной жизни, не сложившиеся отношения в школе или с классом и т.д. Часто это проявления синдрома выгорания. Более глубокие причины могут касаться чувства незащищенности (что по-рождлот страхи или защитную агрессивность), зависимости, психологической несвободы (приводит к социальной тревоге или деструктивной агрессивности), одиночества, покинутости (проявляется н демонстративной агрессивности или замкнутости, уходе в себя). Проявления агрессивности в этих случаях различны, но всегда чреваты конфликтами и повышенным риском психотравмптизации школьников.

С точки зрения интересов учащихся, их здоровья и воспитания учителей с выраженными проявлениями указанных черт не следовало бы допускать к педагогической работе. Но поскольку в реальных условиях это не выполнимо, приходится стараться хотя бы уменьшить уровень негативных воздействий.

Негативные психологические тенденции в работе учителя обуславливаются как чертами характера, особенностями личности, когда трудно что-либо изменить, так и ситуативными напластованиями, связанными с нерешенными проблемами, состоянием хронического стресса, в котором пребывает не менее трети учителей. Эта составляющая поддается корректировке, именно в этом можно и нужно оказывать помощь учителю (при его желании, разумеется). Такая работа организуется на уровне школы как целостного организма, отдельные элементы (органы) которого взаимосвязаны друг с другом. Поэтому самое важное и трудное — заинтересовать, замотивировать учителей на осознание и исправление своих психологических недостатков. Это достигается, в первую очередь, повышением общей психологической культуры учителя.

В противном случае, учитель невольно будет транслировать свои нерешенные проблемы на учащихся, заражать их вирусом своего неблагополучия, аналогичным по контагиозности вирусу гриппа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconУрок посетили учителя начальных классов
Внедрение здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья учащихся
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconЗадачи: Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Коллектив школы работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconУчителя начальных классов второй квалификационной категории
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconДоклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих...
Возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий icon«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения...
В рамках реализации профилактической образовательной программы «Разговор о правильном питании», в целях привлечения родителей, общественности...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconГодовые задачи работы на 2012-2013 учебный год
Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconЗакон РФ об образовании принят гд 12. 07. 1995 г. Основы законодательства...
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, рекомендованных на федеральном уровне учителя физической...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconМодуль 12. Мероприятия по реализации здоровьесберегающих технологий
В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconПрограмма проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих...
«Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. В процессе использования информационно-...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconРусакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95
Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них обучение диафрагмально-релаксационному...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconВек активного использование информационных технологий
Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию...
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск