Скачать 192.01 Kb.
|
МОУ «Лицей №40» Вариативная модель «Безопасная школа» «Школа здоровья»
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья (п.51 Закон «Об образовании»). Исходя из результатов экспертизы состояния здоровья обучающихся лицея, экспертами были сделаны выводы о том, что, как и во многих российских школах, в нашем лицее практически здоровы только 10-15% обучающихся, а уровень владения здоровьесбережением находится на среднем уровне практически у всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей. Поэтому школу следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде как социальный институт защищенности и охраны здоровья всех участников образовательного процесса. Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат образования. Все компоненты обучения и воспитания в «Школе здоровья» интегрируются по вектору здоровьесберегающей среды развития детей. Вся система оздоровления ребенка в условиях УВП строится на возможности оптимизации системы адаптации детского организма через направленное формирование у ребенка рациональных стилей эмоциональной, вегетативной, когнитивной и психосоциальной сферы регуляции. Программа деятельности «Школы здоровья» в условиях образовательного процесса предусматривает: - формирование у детей рациональных стилей регуляции на вегетативном, эмоциональном, когнитивном, мотивационно-волевом и коммуникативном уровнях; - создание условий для самокомпенсации уже сформировавшихся нарушений и отклонений психосоматического здоровья; - превращение ребенка в субъект своего оздоровления; - создание в образовательном учреждении условий, обеспечивающих возможность развития здорового ребенка в самом широком смысле понятия «здоровье».
Под моделью «Школы здоровья» понимается комплексная, многоуровневая, динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, восстановление ребенка в здоровом статусе, на устранение, сглаживание, снятие конкретных причин, условий, факторов, вызывающих функциональные отклонения в развитии организма (личности) (Овчарова Р.В., 1995).
1) Принцип системности предполагает одновременное, параллельное воздействие на телесно-физиологические, эмоциональные, познавательно-интеллектуальные и духовно-нравственные составляющие процесса адаптации, влияние на системные функциональные связи. Принцип системности реализуется через разработку комплексных технологий обучения, комплексной диагностики, программ профилактики и реабилитации, включающих биологические, медицинские и психосоциальные воздействия на ребенка. 2) Принцип опосредованности учитывает, что образовательная среда оказывает влияние не только на нервно-психические, но и опосредованно, на соматические процессы, поэтому при любых информационных воздействиях на ребенка следует прогнозировать происходящие в нем изменения на всех уровнях регуляции, а не только на когнитивных и эмоциональных. Оздоровительное значение этого принципа заключается в необходимости учета особенностей психических новообразований ребенка, в возможности коррекции механизмов саморегуляции организма путем оптимизации психофизиологической адаптации. Механизмы реализации принципа опосредованности включают в работу с семьей ребенка; создание вокруг него такой системы отношений, которая бы оптимизировала стиль его социальных коммуникаций, эмоционально- волевую и мотивационную сферу; направленное формирование рациональных когнитивных стилей; коррекцию внутренней картины болезни, здоровья, образа Я, картины мира. 3) Принцип индивидуального подхода. Предполагает право ребенка быть самим собой, право на индивидуальный подход к себе. Каждый ребенок, как организм и как личность, неповторим, уникален. Реализация этого принципа предполагает предоставление детям широкого выбора способов обучения, его темпов, направленности, а также разработку индивидуальных программ развития, обеспечивающих ребенку возможность более полного самовыражениям и самореализации. 4) Принцип динамичности. Предполагает гибкие изменения стратегии и тактики профилактических и реабилитационных воздействий на ребенка в связи с ритмичностью его биологических и психических процессов, с особенностями кризисных периодов онтогенеза, ситуационными изменениями состояния физического и психического здоровья. 5) Принцип организованной среды. Предполагает регуляцию потоков информации в условиях образовательного процесса в соответствии с психофизиологическими особенностями формирования когнитивной сферы ребенка, специфическими условиями его семейного воспитания и др. При этом модулируется световая, звуковая среда, пространственная организация образовательного процесса, содержание учебного материала, методы преподавания. 6) Принцип саморазвития и саморегуляции. Предполагает перемещение источника оздоровительных воздействий из внешней среды во внутреннею.Принцип предполагает внутренне-активный и деятельностный характер оздоровления, изменение стереотипа поведения ребенка, формирования у него потребности в здоровом образе жизни. Механизм реализации - убеждение, снятие внутренних конфликтов, формирование автономной, независимой смысловой позиции самосознания, активизация поисковой активности на разных уровнях, механизмах саморегуляции, исключение авторитарных типов отношений. Необходимо отметить условия активизации процессов саморегуляции ребенка: - структуированность знаний и скорость их извлечения, как обеспечение возможности принимать конструктивные решения; - многовариантность оценки мира; - умение осмысливать прошлый опыт и прогнозировать будущее; - умение выделять существенные аспекты происходящего; - наращивать и реорганизовать индивидуальный опыт. 7) Принцип совместимости. Реализация через решение проблемы психофизиологической и психологической совместимости учитель-ученик, социальной поддержки ребенка со стороны семьи, учителей, детей. Феномен психофизиологической несовместимости учитель-ученик существует объективно. Однако решение проблемы путем специального отбора детей в класс в соответствии с особенностями преподающего там педагога представляется не только неосуществимым сегодня на практике, но и вредным, поскольку любые виды однородных систем являются весьма неустойчивыми. Решение проблемы несовместимости через осознание конфликта самим учителем и через увеличение количества учителей, преподающих в классе пока нельзя признать достаточно эффективным, так как проблема несовместимости не только психофизиологическая, но и психологическая.
Цель: Создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов. Для оптимального решения данных целей и выполнения миссии разработанной модели были поставлены следующие задачи:
Создание «здоровой территории» индивидуального развития.
План действий по реализации модели
МОУ «Лицей №40» Вариативная модель «Безопасная школа» Общеобразовательная среда индивидуального развития
Опираясь на определение В.Я.Ясвина, мы будем понимать «под образовательной средой (или средой образования) систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении. Исходя из результатов экспертизы нашей образовательной среды, экспертами были сделаны выводы о том, что, следуя личностной типологии образовательной среды, образовательная среда лицея определена как «Безмятежная», где формируется относительно свободная, но крайне пассивная личность, однако, мы понимаем, что для современного общества необходим другой тип личности, который характеризуется как активная и свободная. Для формирования такой личности необходима особая «Творческая» образовательная среда. Комплекс возможностей формирования личности, который должна обеспечить творческая (развивающая) образовательная среда всем субъектам образовательного процесса. 1. Возможности удовлетворения физиологических потребностей − соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т. п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т.д. Для младших школьников необходимо соответствующее внимание педагогов (например, чтобы все, кому необходимо, постоянно носили очки). Для детей-инвалидов наличие специальных приспособлений и т.д. 2. Возможность удовлетворения потребности в безопасности − предполагает такую организацию образовательной среды, которая, как минимум, гарантирует защиту каждого ребенка от воровства и произвола старших, от произвола учителей. 3. Возможность усвоения групповых норм и идеалов − предполагает такую организацию образовательной среды, когда обеспечивается специальная педагогическая работа классных руководителей, особенно, в отношении «новичков». Педагогическое развитие групповых норм, ценностей, идеалов, а также помощь отдельным учащимся в их освоении должно стать важной образовательной задачей. 4. Возможность удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении) предполагает такую организацию образовательной среды, в которой с помощью специальных психологических технологий целенаправленно осуществляется социальная поддержка каждого субъекта образовательного процесса. 5. Возможность удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности − предполагает такую организацию образовательной среды, когда каждый субъект образовательного процесса может реализовать свои способности в важном и серьезном деле. 6. Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки − предполагает такую организацию образовательной среды, когда критерием успехов выступают не типа «лучший ученик», «лучший спортсмен», «лучший учитель», а предметом анализа является, прежде всего, индивидуальная динамика развития каждого субъекта образовательного процесса. 7. Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов) − предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие в соответствующих кружках, клубах, секциях, свободно пользоваться хорошо укомплектованной библиотекой и т. п. 8. Возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности) − предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательской, конструкторской и другой работе, соответствующей их склонности. 9. Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки − предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса будут постоянно ощущать ее высокий эстетический уровень. 10. Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут в специально создаваемой обстановке (круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т.д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т. п. 11. Возможность удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле − предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса ощущают общественную поддержку своей основной деятельности (учебной, преподавательской, административной и т.д.), и в то же время несут ответственность за ее качество. 12. Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности − может быть обеспечена образовательной средой в результате организации всего комплекса возможностей развития субъектов образовательного процесса. Таким образом, построение лицейской образовательной среды, позволяющей обеспечить комплекс возможностей формирования личности – сущность нашей модели. Цель: Развитие условий и возможностей для активности ребенка, его личностной свободы, интеллектуального потенциала. Приближение образовательной среды лицея к типу "творческая образовательная среда", способствующая свободному развитию активного ребенка. Для оптимального решения данных целей и выполнения миссии разработанной модели были поставлены следующие задачи:
Содержание: Расширение точек роста инновационного развития. Технологии организации: План действий по реализации модели
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Трехуровневая система организации бд. Модели данных. Классификация моделей данных. Семантические модели данных. Модель полуструктурированных... | Текст, набранный курсивом, подлежит удалению Формула полезной модели должна выражать сущность полезной модели, то есть содержать совокупность ее существенных признаков, достаточную... | ||
Учебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины,... Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №939, сокращенное... | ||
Предмет научного исследования реальные объекты или модели? Сущность и постановка исследовательской проблемы, целей и задач научного исследования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предпринимательская деятельность: сущность и содержание (признаки, функции, виды предпринимательства, модели предпринимательского... | ||
Классный час Тема: «Береги здоровье!» (проблемы полового воспитания обучающихся) Предмет исследования: сущность, содержание и модели полового воспитания – слайд 2 | Основы социального государства основные разделы/темы курса Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации | ||
Учебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины,... Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... | Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя... Данная программа занятий «Школа докторов Природы» нацелен на формирование у ребенка ценностного здоровья, чувства ответственности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школа ведёт непрерывный цикл образования с 1 по 11 класс. С 5-го класса открываются гимназические классы. С 2009 года в школе открыт... | От вечерней школы к модели открытого образования Вершинин В. Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования [Текст]: творческий отчет... | ||
Результат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья» ... | 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Тема Внешняя... Студент должен знать: эволюцию менеджмента, сущность современных подходов в менеджменте | ||
«Модели компьютерного обеспечения иос. Использование цифрового интерактивного... Постепенное оснащение школы средствами икт определо педагогические модели применения информационных и коммуникационных технологий... | Тема Происхождение денег, их сущность и функции ... |