Министерство общего и профессионального образования





Скачать 449.81 Kb.
НазваниеМинистерство общего и профессионального образования
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер449.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО

ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО


ОБРАЗОВАНИЯ

(минобразование Ростовской области)
пер. Доломановский, 31, г. Ростов-на-Дону, 344082

тел. (863) 240-34-97 факс (863) 267-86-44

E-mail: min@rostobr.ru

http://www.rostobr.ru
03.07.2012 № 8477/03.2
на № ___________ от ___________


Руководителю органа,

осуществляющего управление

в сфере образования
Руководителю областного

образовательного учреждения

О направлении методических материалов

по профилактике суицидов

среди обучающихся и воспитанников

Уважаемые коллеги!


Минобразование области направляет Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные ГБОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»:

  • методику проведения педагогического всеобуча для родителей;

  • тематику родительских собраний;

  • методические разработки (сценарии) родительских собраний.


Приложение: в электронном виде на 43 л. в 1 экз.


Министр Л.В. Балина

Н.И. Гончарова

240-46-56

Приложение

к письму минобразования области

от 03.07.2012 № 8477/03.2
Методика проведения педагогического всеобуча для родителей


Цель психолого-педагогического всеобуча - помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию и обеспечению безопасности ребёнка.

Основные задачи всеобуча:

  • повышение интереса родителей к образованию и самообразованию;

  • обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;

  • создание коллектива педагогов и родителей, заинтересованных в решении общих проблем.

Основные актуальные вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на педагогических всеобучах:

  • сохранение жизни, физического и психического здоровья учащихся;

  • создание безопасной среды в образовательном учреждении;

  • личностное и интеллектуальное развитие детей.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». И роль учителя в организации этой работы огромна. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, укреплению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также предоставление информации родителям об особенностях и условиях семейного воспитания.

Основные принципы, которыми должны руководствоваться педагоги при работе с родителями следующие:

  • ответственность перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей;

  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

  • повышение авторитета родителей в глазах детей;

  • тактичность и обоснованность предъявления необходимых требований к родителям учащихся.


Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

В работе с родителями следует использовать такие формы работы как:

  • родительские собрания;

  • лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;

  • тематические консультации;

  • педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе;

  • обмен опытом воспитания детей в семье;

  • вечера вопросов и ответов;

  • дни открытых дверей;

  • презентация семейного опыта воспитания;

  • родительский ринг;

  • круглый стол;

  • собрание-диспут;

  • деловая игра.

Родительский всеобуч должен помочь родителям найти ответ на интересующие вопросы воспитания, оказать помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, откорректировать ошибки в воспитании.


Как подготовить и провести родительское собрание
Одной из основных и эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание, которое по праву считается в учительской среде не менее «сложным жанром», чем уроки или внеклассное мероприятие.

Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей и т.д.

Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на этапе подготовки, проведения и осмысления итогов собрания.

В современной педагогической практике существуют различные виды родительских собраний. Р.М. Капралова в методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» называет и кратко характеризует следующие:

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения среди родителей;

б) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

в) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности, тщательной подготовительной работы классного руководителя и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки собрания, по мнению Е.Н.Степанова, можно отнести:

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания.

3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4. Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей.

5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

6. Подготовка сценария собрания.

7. Приглашение родителей.

8. Разработка проекта решения собрания, его рекомендацией, памяток родителям.

9. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания1.

Классному руководителю при подготовке родительского собрания необходимо учитывать, что тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей и обуславливаться закономерностями развития личности школьников, особенностями развития коллектива учащихся, логикой формирования педагогической культуры родителей.

Большую помощь при подготовке собрания может оказать психолого-педагогическая диагностика личности учащихся, классного коллектива.

Чаще всего классными руководителями используются экспресс-методики не требующие больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов: беседы с родителями и учащимися, тесты, анкеты. Хорошо, когда помощь классному руководителю оказывают школьный психолог и социальный педагог.

При подготовке к родительскому собранию, классному руководителю следует учесть и то, в какой форме родители будут оповещены о родительском собрании. Как правило, такая запись делается в дневнике учащихся, но практика показывает, что гораздо приятнее родителям получать именное приглашение с текстом примерно такого содержания:

Уважаемые Наталья Викторовна и Сергей Геннадьевич!

Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании на тему: «Роль семейных традиций в воспитании детей», которое состоится 17 февраля в 18 часов в учебном кабинете нашего класса.

Нам очень важно знать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

С уважением

классный руководитель Ирина Петровна

и члены родительского комитета.

Для того, чтобы собрание было эффективным, вызывало живой отклик у родителей, важно использовать разнообразные, но привлекательные для родителей формы общения: мастерские семейного опыта, «круглые столы», собрания практикумы, вечера вопросов и ответов, организационно - деятельностные игры, собрания-диспуты и пр. В общении с родителями следует придерживаться следующих правил:

  1. Встреча с родителями: праздник – экзамен (компетентность, одежда, прическа, настроение).

  2. Не поучать. Обсуждать проблемы. Если родитель не прав, попросите совета, помощи, разъяснения. («Я не поняла, или мне не понятно»).

  3. Никаких конкретных примеров, ни плохих, ни хороших (возможен обратный эффект).

  4. Никогда не стесняйтесь признать свои ошибки, тем более, публично.

  5. Прежде чем критиковать, найдите достоинства.

  6. Всегда считайте недостатки ваших воспитанников – своими просчетами.

  7. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

  8. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

  9. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик», не значит «плохой человек».

Закономерным этапом родительского собрания является подведение итогов, принятие решения собрания. Желательно, чтобы родительский комитет совместно с классным руководителем заранее подготовил проект решения, на собрании родители его обсудили, внесли необходимые коррективы. Решение может содержать не обязательно перечень планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендации или памяток для родителей.

Для осмысления итогов родительского собрания классному руководителю желательно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

Тематика родительских собраний

(для коррекции детско-родительских взаимоотношений, профилактики суицидального поведения)

  1. Тема: «Жизнь прекрасна или несколько слов о подростковом суициде».

Цель: информирование родителей о причинах подросткового суицида.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- познакомить родителей со способами оказания поддержки.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.

  1. Тема: «Как научиться понимать своего ребёнка

Цель: обучение родителей техникам общения, способствующим гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи:

  • провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком;

  • познакомиться с навыком активного слушания.

3. Тема: «Наши трудные дети»

Цель: информирование родителей о причинах «плохого» поведения несовершеннолетних.

Задачи:

  • познакомить со способами оказания психологической поддержки несовершеннолетним;

  • оказать поддержку родителям при решении трудных вопросов в воспитании несовершеннолетних.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.
4.Тема. «Если в семье конфликт»

Цель: способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Задача: познакомить с приемами решения и профилактики конфликтных ситуаций в семье.

Участники: родители учащихся класса, классный руководитель, психолог.

5. Тема: «Первая любовь: радость или беда?»

Цель: информирование родителей об особенностях юношеской влюбленности.

Задача: познакомить со способами оказания психологической поддержки.

Участники: родители учащихся класса, учитель, психолог.

Родительские собрания

Тема: «Жизнь прекрасна или несколько слов о подростковом суициде»

Цель: информирование родителей о причинах подросткового суицида.

Задачи:

  • расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

  • познакомить родителей со способами оказания поддержки

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовка: памятки для родителей.

Ход собрания

Вариант выступления психолога или классного руководителя.

Нет ничего нелепее смерти, ничего, кроме самоубийства. Когда человек добровольно уходит из жизни, чувство вины посещает даже тех, кто никак не мог повлиять на его последнее решение. И здесь лидируют именно подростки, причем часто из весьма благополучных семей.

Шаг из окна высотного дома... Огромная доза нелепых родительских таблеток... Зажатая в кулаке бритва... Более старомодный бросок с моста...

Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают по причинам религиозных запретов и исходя из пожеланий семьи.

Существует крайне любопытная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть таких случаев приходится на долю подростков или юношей и девушек в переходном возрасте. На сухом языке медицины это называется специальным термином - "пубертатный суицид", т.е. "самоубийство, совершенное в пору полового созревания". Русский психоневролог В. Хорошко еще в 50 – е годы писал: «Психический склад подростка имеет особенности, которые по факту своего существования предрасполагают его к самоубийству». Понятно, что В. Хорошко имел в виду импульсивность, эмоциональную и аффективную неустойчивость, нестабильную самооценку, сниженный фон настроения, коммуникативную несостоятельность и пр. и пр. – словом те свойственные подросткам проявления психической жизни, наличие которых вообще характеризует пубертатный период.

Западные суицидологи при опросе 2668 школьников обнаружили, что 38 % из них имели мысли о самоубийстве, 6 % проводили подготовку к нему, 4 % совершили суицидальную попытку.

Ученые обследовали юношей и девушек, покушавшихся на самоубийство, провели психологический анализ завершенных самоубийств с целью определения факторов риска и пришли к выводу, что таковыми являются:

  • психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами;

  • проявления психического насилия, то есть запугивание, унижение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п.;

  • проявление физического насилия. Подростки, в буквальном смысле слова, бывают доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями;

  • сексуальное насилие в семье (инцест);

  • предыдущая попытка самоубийства;

  • глубокое чувство безнадежности или беспомощности;

  • употребление наркотиков и алкоголя;

  • стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод родителей или разлука с близким человеком.

Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. Психологи московского детско-подросткового суицидологического кабинета отмечали, что 70 % пациентов в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но, разобравшись в существе дела, как правило, обнаруживается неблагополучие в семье. Однако это "неблагополучие" имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет о нарушениях родительско-детских отношений. Роль "последней капли" играют школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, не гибкая, к ребенку не расположенная.

Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он "дебатирует" именно с семьей. В то же время корни этого неблагополучия психологи видят именно в социальных переменах.

Психологи считают, что причина детско- подросткового суицида часто в том, "что в сознании подростка нет негативного отношения к суициду». Самоубийца вызывает в нашем христианском обществе сочувствие, сожаление, но ни в коем случае не возмущение или презрение. И если человек воспитывается в подобной культуре, то, попав в трудную ситуацию, он покушается на свою жизнь, оправдывая себя тем, что "я им всем докажу". Так что не от одной только нестабильности процент самоубийств у нас так высок. Для сравнения - в Англии, например, самоубийство не только уголовное преступление, но и большой позор для родителей. И поэтому процент покушений на собственную жизнь - там на порядок ниже, чем в России.

В какой-то степени жалость к самоубийцам способствует распространению среди подростков и в особенности детей так называемого демонстративного суицида, при котором ставится цель не уйти их жизни, а привлечь внимание родителей, учителей, "обидчиков", наказать их, заставить их "понять" и т.д. Такой суицидальный акт обставлен соответствующей атрибутикой, растянут на длительный период времени, и происходит при "зрителях", среди которых обязательно присутствуют собственно родители, учителя, не понявшие их друзья, возлюбленные. Кончаются такие "спектакли" порой трагически, подростки ошибаются в расчетах, переигрывают, и, в конце концов, умирают, сами того не желая.

С другой стороны, как утверждают те же психологи, четкой границы между истинным и демонстративно-шантажном суицидом у подростков нет. Подросток, совершивший демонстративно-шантажную суицидальную попытку, уже готов к суициду, он перешагнул через страх перед смертью, о чем свидетельствует их выбор способа разрешения конфликтной ситуации.

В последнее время психологи выделяют еще одну причину детских самоубийств - прессинг успеха.

"Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешнее других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, продать (если имеют) и дачу, и машину, влезть в долги...

Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств: сразу после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

В последнее время увеличилось количество случаев самоубийств фанатов. Самоубийство фанатов - явление давно известное, распространенное не только среди молодежи, но и среди взрослых людей. Известны случаи самоубийств после гибели Сергея Есенина, после выхода в свет "Страданий молодого Вертера" Гете, в прессе то и дело мелькают сообщения о самоубийствах спортивных болельщиков из-за проигрыша их команды, и, что совсем нелепо, из-за невозможности попасть на матч. Но подростковые самоубийства фанатов имеют одну страшную тенденцию - они часто носят массовый характер. Не только смерть кумира, но и единичный случай самоубийства в школе вызывает эпидемию суицидальных попыток подростков. Самоубийство может вызвать эмоциональное состояние, в которое попадает подросток под влиянием творчества тех или иных артистов. Весь ужас этого явления в том, что ни родители, ни учителя, ни психологи практически не могут предупредить суицид ребенка или подростка, совершенный "за компанию" или в связи со смертью любимого артиста. "Вина" за такие суицидальные эпидемии ложится только на присущие всем детям и подросткам внушаемость и подражание. Безусловно, агрессивная информационная среда, которая окружает детей и подростков, может в значительной степени повлиять на принятие решения о добровольном уходе из жизни.

Что же делать?

Обращаться к психологам, даже если у вас прекрасные взаимоотношения с ребенком, и ничто не предвещает столь трагичного финала. Для детей, и особенно подростков, самоубийство – типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы. А это значит, что в любой момент он может почувствовать себя совершенно лишним в этом мире.

Современные исследователи отмечают следующие симптомы суицидентного поведения у детей подростков:

    • дисфория или потеря интереса к жизни и способности получить удовольствие;

    • изменение аппетита и веса тела;

    • потеря энергии; изменение продолжительности сна;

    • изменение психомоторной активности;

    • чувство собственной никчемности или вины;

    • мысли о смерти;

    • суицидальные намерения или попытки;

    • социальная замкнутость;

    • снижение успеваемости или изменение отношения к школе;

    • несвойственная ранее агрессивность;

    • жалобы на плохое самочувствие;

    • ожидание наказания.

Маскированная депрессия часто выражается в следующем:

    • неуживчивость;

    • драчливость;

    • поведенческие проблемы;

    • гиперактивность;

    • пропуски уроков, снижение успеваемости;

    • соматические жалобы;

    • употребление алкоголя, наркотических веществ;

Как правило, подростки, решившиеся на самоубийство, делают это не потому, что хотят смерти, а просто потому, что не видят иного выхода из ситуации. И именно поэтому всем нам так важно быть чуткими к чувствам живущих рядом с нами людей. Почти наверняка те проблемы, которые ребенку в состоянии глубокого душевного кризиса представляются неразрешимыми, нам такими не кажутся. И, может быть наша помощь будет достаточной, чтобы спасти ему жизнь.

Решение родительского собрания.

  • Решение принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается памятка о воспитании в семье.

Памятка родителям

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

  2. Принимайте решение совместно с ребенком, а так же давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что он волен сам выбирать из нескольких возможностей.

  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.

  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

  5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований, т.к. ему трудно делать все сразу.

  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Рекомендации

(по материалам Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи)

Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • Не отталкивайте его, если он решил разделить свои проблемы с вами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.

  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно твоя семья тебе поможет».

  • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая –то информация может повлиять на его безопасность.

  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте не зависимо от того, что вы говорите.

  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза.

  • Знайте, что суицидальные мысли не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле он/она, поговорив с кем – нибудь о своих проблемах, могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.

  • Постарайтесь узнать, есть ли у него/нее план действий. Конкретный план – это знак реальной опасности.

  • Убедите его/ее в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться. Утром будет гораздо лучше».

  • Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его/ее за эти чувства.

  • Помогите ему/ей постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

  • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс.

  • Обратитесь вместе с ребенком или подростком к специалистам.

Желаем Вам успехов в трудном деле воспитания детей!

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство общего и профессионального образования iconПрограмма дисциплины "методы стратегического менеджмента" для направления...
Министерство экономики Министерство общего и Российской Федерации профессионального образования Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования iconРоссийская Федерация Министерство общего и профессионального образования...
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования 171
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Программа предназначена для студентов направления 080100. 62 «Экономика», обучающихся на 1 курсе бакалавриата факультета мэиМП
Министерство общего и профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство общего и профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство общего и профессионального образования iconДиректор гбоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Министерство общего и профессионального образования iconРоссийской Федерации Министерство общего и профессионального образования...
...
Министерство общего и профессионального образования iconРеферат экзаменационный по упк тема: Уход за кожей
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации общеобразовательная школа №8
Министерство общего и профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа составлена на основании примерной программы среднего общего образования (Министерство образования, 2004 г) для...
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство образования и науки
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего...
Министерство общего и профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство общего и профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство общего и профессионального образования iconОтчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего...
Основные принципы дидактики, с опорой на которые разрабатывалась система заданий творческого характера


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск