Скачать 1.44 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ» ПОДГОТОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Методические рекомендации ЕКАТЕРИНБУРГ, 2005 ББК 74.202.5 П 44 Подготовка образовательного учреждения к единому государственному экзамену: методические рекомендации / М.Л. Жигулина, Л.Е. Брюханова, Ф.Д. Ковалев, Почечихина В. Н., Рогальская Т.Н., Ячменева И.Г. — Екатеринбург: ИРРО, 2005. — 129 с. Научные редакторы: Гайнанова О.В. Денисенко Л.И. Предложенные материалы содержат описание предпосылок, целей, задач проведения единого государственного экзамена. Материалы включают систему методических рекомендаций по подготовке образовательного учреждения к проведению ЕГЭ. Материалы рекомендуются педагогическим и руководящим работникам системы образования Свердловской области. © Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области», 2005 СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемые коллеги! Предлагаемые Вам методические рекомендации представляют собой практикоориентированное пособие, на основании которого станет возможной оптимизация временных, энергетических, технологических затрат на принятие управленческих решений и упорядочение управленческих действий в период подготовки всех участников образовательного процесса к государственной (итоговой) аттестации обучающихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Коллектив авторов-составителей рекомендаций при подготовке материалов учитывал целый ряд объективных сложностей, возникающих перед руководителями образовательных учреждений, впервые участвующими в новой форме проведения итоговой аттестации:
Мы перечислили лишь наиболее явные проблемы, подстерегающие руководителя образовательного учреждения, впервые вступающего в эксперимент по ЕГЭ, так как именно забота об успешном преодолении этих сложностей лежала в основе отбора материалов для данного пособия. 1. Предпосылки введения единого государственного экзамена 1.1. Необходимость интеграции России в мировое сообщество Актуальность вопросов, связанных с подготовкой и проведением единого государственного экзамена, заключается в том, что они находятся на пересечении интересов всех субъектов образовательного процесса, всех граждан России, государства как института политического управления. «Стратегия Правительства России исходит из важной роли образования:
Особое внимание при этом уделяется достижению нового качества массового образования, которое «не достигалось советской и не достигается современной российской школой»2, понимаемого, как соответствия требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Идея соответствия современным тенденциям и требованиям к содержанию и результату образования, необходимость повышения качества российского образования и интеграции его в мировое образовательное пространство положены в основу «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Одной из задач, которые необходимо решить для изменения качества общего образования, является осуществление перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования. Задачу вхождения в мировое образовательное пространство государство решает путем введения в теорию и практику такой формы выявления уровня образовательной подготовки выпускников, как единый государственный экзамен (ЕГЭ), констатирующий достижение обучающимся определенных государством образовательных уровней. 1.2. ЕГЭ как способ объективной оценки качества образованности выпускников В образовательных учреждениях России сегодня имеет место широкое разнообразие методов, форм и программ изучения различных предметов (дисциплин). Это является одной из причин неоднозначности определения понятия «учебные достижения», вариативности форм и методов их оценки. Учебные достижения (результат обучения) рассматриваются как уровень предметных знаний и интеллектуального развития, достигнутый в процессе обучения в одном из образовательных учреждений или при самостоятельном обучении. Оценка учебных достижений является обязательной частью образовательного процесса. При этом результат обучения зафиксирован государством в форме государственного образовательного стандарта, а выбор форм и методов оценки при промежуточной аттестации – относится к компетенции образовательного учреждения, учителя (см. Ст. 15, п.3 Закона Российской Федерации «Об образовании»3). Поэтому в педагогической практике применяются разнообразные системы оценивания уровня образованности обучающихся. Использование многообразия форм и методов оценки учебных достижений на этапах рубежного или тематического контроля знаний возможно и допустимо. Однако на этапе перехода с одной ступени образования на другую (младшая – основная – средняя (полная) – средняя специальная – высшая профессиональная школа) «выбор способа оценки учебных достижений («итоговой оценки») должен определяться конечной целью данной ступени образования – обязательным уровнем подготовки».4 В противном случае итоговые оценки выпускников разных ОУ, как и оценки разных педагогов одного образовательного учреждения, не могут считаться сопоставимыми. Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся не позволяет получить точную, полную, объективную и достоверную информацию об уровне учебных достижений обучающегося. ЕГЭ же, используя систему автоматизированной обработки и независимой экспертизы работ выпускников, позволяет получить достоверную и точную информацию о результатах образованности школьников. 1.3. Демократическая направленность ЕГЭ Введение ЕГЭ связано и с проблемами доступности высшего профессионального образования. Для многих выпускников из отдаленных регионов страны, из сельских местностей в результате неустойчивости социально-экономического положения их семей снизились возможности поступления в ВУЗы крупных городов. Сертификат ЕГЭ (его копия) в ряде случаев может помочь одаренному ребенку с периферии поступить в престижный ВУЗ страны. Более 80% государств мира используют аналог «Единых государственных экзаменов» взамен системы «выпускных – вступительных» экзаменов. Россия сегодня пока остается в числе менее чем 10% стран мира, использующих систему поступления в вузы. Сложившаяся двухэтапная система экзаменов имеет ряд недостатков, среди которых следующие:
|
Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования... Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище... | Министерство общего и профессионального образования свердловской... Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
Отчет о результатах самообследования Государственное бюджетное образовательное... Министерство культуры свердловской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования... | «Мы выбираем будущее!» Избирательная комиссия Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области,... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Директор гоу спо ро «нмк» Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального... | ||
Директор гоу спо ро «нмк» Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального... | Директор гбоу спо ро «нмк» Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего... | ||
Программа оп. 02 Основы электротехники откорректирована с соответствии... Иро: Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования... | Рабочая учебная программа общЕпрофессионального цикла Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт... | ||
Доклад о деятельности Государственного бюджетного образовательного... Наименование: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Екатеринбургский... | Министерство общего и профессионального образования свердловской... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | ||
Образовательная программа основного общего образования Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» | Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |