Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования





НазваниеМинистерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
страница1/14
Дата публикации19.06.2013
Размер1.44 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


ПОДГОТОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Методические рекомендации

ЕКАТЕРИНБУРГ, 2005
ББК 74.202.5

П 44

Подготовка образовательного учреждения к единому государственному экзамену: методические рекомендации / М.Л. Жигулина, Л.Е. Брюханова, Ф.Д. Ковалев, Почечихина В. Н., Рогальская Т.Н., Ячменева И.Г. — Екатеринбург: ИРРО, 2005. — 129 с.

Научные редакторы: Гайнанова О.В.

Денисенко Л.И.
Предложенные материалы содержат описание предпосылок, целей, задач проведения единого государственного экзамена. Материалы включают систему методических рекомендаций по подготовке образовательного учреждения к проведению ЕГЭ.

Материалы рекомендуются педагогическим и руководящим работникам системы образования Свердловской области.

© Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области», 2005

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

5

1

Предпосылки введения единого государственного экзамена

7

1.1

Необходимость интеграции России в мировое сообщество

7

1.2

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образованности выпускников

8

1.3

Демократическая направленность ЕГЭ

9

1.4

Управленческий аспект ЕГЭ

10

1.5

ЕГЭ – шаг к модернизации системы образования в России

12

1.6

Результаты эксперимента по введению ЕГЭ и задачи на 2005 год

14

2

Организационно-педагогическая и управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений по подготовке к новой форме аттестации обучающихся

18




Примерный план-график подготовки ОУ к ЕГЭ

22




Примерный проект решения педагогического совета

29




Примерный план проведения проблемного семинара

31




Примерная программа постоянно действующего семинара педагогов по основам педагогической диагностики

32




Примерная тематика «круглых столов», деловых игр по вопросам организации и содержания процедуры ЕГЭ в ОУ

35




Алгоритм действий коллектива ОУ по подготовке и проведению ЕГЭ

35




Приложение 1. Положение о проведении единого государственного экзамена

45




Приложение 2. Положение о Государственной экзаменационной комиссии Свердловской области

54




Приложение 3 (к шагу 1)

64




Приложение 4 (к шагу 2)

66




Приложение 5 (к шагу 3)

68




Приложение 6 (к шагу 4)

70




Приложение 7 (к шагу 5)

71




Приложение 8 (к шагу 6)

72




Приложение 9 (к шагу 7)

73




Приложение 10 (к шагу 8)

74




Приложение 11 (к шагу 9)

76




Приложение 12 (к шагу 9)

78




Приложение 13 (к шагу 9)

79




Приложение 14 (к шагу 10)

81




Приложение 15. Макет циклограммы управленческой деятельности по подготовке к организации и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

86




Приложение 16. Технологическая карта подготовки ОУ к ЕГЭ

94




Приложение 17. Программа самонаблюдений за качеством подготовки ОУ к ЕГЭ

102




Приложение 18. Словарь терминов ЕГЭ

108




Приложение 19. Деловая игра «Единый государственный экзамен: технология проведения»

117




Приложение 20. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ для родителей

125




Приложение 20. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ для учащихся

126




Список литературы

129

Уважаемые коллеги!

Предлагаемые Вам методические рекомендации представляют собой практикоориентированное пособие, на основании которого станет возможной оптимизация временных, энергетических, технологических затрат на принятие управленческих решений и упорядочение управленческих действий в период подготовки всех участников образовательного процесса к государственной (итоговой) аттестации обучающихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Коллектив авторов-составителей рекомендаций при подготовке материалов учитывал целый ряд объективных сложностей, возникающих перед руководителями образовательных учреждений, впервые участвующими в новой форме проведения итоговой аттестации:

  • ЕГЭ имеет статус эксперимента, но затрагивает интересы практически каждого жителя России, выступающего в роли выпускника, родителя или педагога. Поэтому от руководителя образовательного учреждения потребуется развертывание просветительной работы, связанной с разъяснением целевых, содержательных, организационно-технологических и даже финансово-экономических аспектов проведения ЕГЭ;

  • экспериментальность ЕГЭ ведет, в частности, к тому, что в массовую педагогическую практику вводятся тестовые технологии контроля результатов образованности выпускников, к которым долгое время в российской педагогике формировалось отрицательное отношение. Вот и сегодня одним из наиболее весомых аргументов против введения тестов в качестве контрольно-измерительных материалов (КИМ), используемых на экзамене, звучит мнение о том, что тест способен выявить лишь репродуктивно-зуновскую компоненту образованности выпускников, но не ценностно-смысловую и не творческую. Поэтому для продуктивной подготовки к ЕГЭ от руководителя образовательного учреждения потребуется знание структуры и подходов к составлению КИМов, владение элементарными навыками их анализа и оценки. Востребованными окажутся и знания подходов к созданию критериально-оценочной базы КИМов, и обучение педагогов замене обычной пятибалльной системы оценивания («5», «4», «3», «2», «1») на иную – параметрально-критериальную;

  • ЕГЭ выступает в качестве формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся (выпускников), однако отличие от традиционного экзамена совсем не формальное: требуется дополнительная специальная психологическая подготовка к тестированию, нужны технологии содержательной подготовки (не натаскивания) школьников к этой процедуре. Иными словами, потребуется внесение важных изменений в систему классно-урочной организации учебного процесса, психологического консультирования всех участников образовательного сообщества и другие меры.

Мы перечислили лишь наиболее явные проблемы, подстерегающие руководителя образовательного учреждения, впервые вступающего в эксперимент по ЕГЭ, так как именно забота об успешном преодолении этих сложностей лежала в основе отбора материалов для данного пособия.
1. Предпосылки введения единого государственного экзамена

1.1. Необходимость интеграции России в мировое сообщество

Актуальность вопросов, связанных с подготовкой и проведением единого государственного экзамена, заключается в том, что они находятся на пересечении интересов всех субъектов образовательного процесса, всех граждан России, государства как института политического управления. «Стратегия Правительства России исходит из важной роли образования:

  • в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

  • в укреплении демократического правового государства и развития гражданского общества;

  • в кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентноспособностью и инвестиционной привлекательностью;

  • в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики».1

Особое внимание при этом уделяется достижению нового качества массового образования, которое «не достигалось советской и не достигается современной российской школой»2, понимаемого, как соответствия требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал.

Идея соответствия современным тенденциям и требованиям к содержанию и результату образования, необходимость повышения качества российского образования и интеграции его в мировое образовательное пространство положены в основу «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Одной из задач, которые необходимо решить для изменения качества общего образования, является осуществление перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования. Задачу вхождения в мировое образовательное пространство государство решает путем введения в теорию и практику такой формы выявления уровня образовательной подготовки выпускников, как единый государственный экзамен (ЕГЭ), констатирующий достижение обучающимся определенных государством образовательных уровней.

1.2. ЕГЭ как способ объективной оценки качества образованности выпускников

В образовательных учреждениях России сегодня имеет место широкое разнообразие методов, форм и программ изучения различных предметов (дисциплин). Это является одной из причин неоднозначности определения понятия «учебные достижения», вариативности форм и методов их оценки.

Учебные достижения (результат обучения) рассматриваются как уровень предметных знаний и интеллектуального развития, достигнутый в процессе обучения в одном из образовательных учреждений или при самостоятельном обучении. Оценка учебных достижений является обязательной частью образовательного процесса. При этом результат обучения зафиксирован государством в форме государственного образовательного стандарта, а выбор форм и методов оценки при промежуточной аттестации – относится к компетенции образовательного учреждения, учителя (см. Ст. 15, п.3 Закона Российской Федерации «Об образовании»3). Поэтому в педагогической практике применяются разнообразные системы оценивания уровня образованности обучающихся.

Использование многообразия форм и методов оценки учебных достижений на этапах рубежного или тематического контроля знаний возможно и допустимо. Однако на этапе перехода с одной ступени образования на другую (младшая – основная – средняя (полная) – средняя специальная – высшая профессиональная школа) «выбор способа оценки учебных достижений («итоговой оценки») должен определяться конечной целью данной ступени образования – обязательным уровнем подготовки».4 В противном случае итоговые оценки выпускников разных ОУ, как и оценки разных педагогов одного образовательного учреждения, не могут считаться сопоставимыми.

Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся не позволяет получить точную, полную, объективную и достоверную информацию об уровне учебных достижений обучающегося. ЕГЭ же, используя систему автоматизированной обработки и независимой экспертизы работ выпускников, позволяет получить достоверную и точную информацию о результатах образованности школьников.

1.3. Демократическая направленность ЕГЭ

Введение ЕГЭ связано и с проблемами доступности высшего профессионального образования. Для многих выпускников из отдаленных регионов страны, из сельских местностей в результате неустойчивости социально-экономического положения их семей снизились возможности поступления в ВУЗы крупных городов. Сертификат ЕГЭ (его копия) в ряде случаев может помочь одаренному ребенку с периферии поступить в престижный ВУЗ страны.

Более 80% государств мира используют аналог «Единых государственных экзаменов» взамен системы «выпускных – вступительных» экзаменов. Россия сегодня пока остается в числе менее чем 10% стран мира, использующих систему поступления в вузы. Сложившаяся двухэтапная система экзаменов имеет ряд недостатков, среди которых следующие:

  • выпускники средней школы дважды проходят через систему экзаменационных испытаний, что повышает нагрузку на них;

  • требования к выпускнику школы и к абитуриенту во многом расходятся;

  • существующая система не обеспечивает единства требований к подготовленности выпускников – за одни и те же ответы в разных школах могут поставить разные отметки, и поэтому не удается получить объективную и достоверную информацию для оценки качества подготовки выпускников ни на уровне отдельного региона, ни на федеральном уровне;

  • актуальность проблемы независимой, объективной оценки выпускников школ России связана также и с возрастанием эмиграционного потока из стран ближнего и дальнего зарубежья, интенсификацией интеграционных процессов и возрастанием количества российских граждан, выезжающих на работу на длительные сроки за рубеж, где их дети вынуждены учиться в местных образовательных учреждениях. Введение ЕГЭ направлено на исправление описанных выше недостатков.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconРоссийская Федерация Министерство общего и профессионального образования...
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconОтчет о результатах самообследования Государственное бюджетное образовательное...
Министерство культуры свердловской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования icon«Мы выбираем будущее!»
Избирательная комиссия Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области,...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconДиректор гбоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconПрограмма оп. 02 Основы электротехники откорректирована с соответствии...
Иро: Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconРабочая учебная программа общЕпрофессионального цикла
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconДоклад о деятельности Государственного бюджетного образовательного...
Наименование: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Екатеринбургский...
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconОбразовательная программа основного общего образования
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Министерство общего и профессионального образования свердловской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск