Министерство образования и науки





НазваниеМинистерство образования и науки
страница1/3
Дата публикации15.10.2013
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины _ Б.3.2.2.4 Логопедия (Дизартрия)
По направлению подготовки _050700 Специальное (дефектологическое) образование

По профилю подготовки ____ Логопедия _______________

Кафедра _ специального (дефектологического) образования
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Москва

2012

Разработчики:

_ст. преподаватель __________________ О.В. Сапронова __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:

_ Зав. кафедрой СДО к.п.н., доцент Г.Р. Шашкина

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

    «___________________________________»

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.

    наименование кафедры

    Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /

    Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.






Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.2.2.4

Профессиональный цикл




V





























Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Заочная

3

5-6

144

16

8

6

2

_

92

экзамен


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков определения и анализа структуры речевого дефекта, причин и механизмов при различных формах дизартрии, формирование у студентов практических умений для осуществления коррекционно-педагогической (логопедической) работы при дизартрии.

Дисциплина «Логопедия (дизартрия)» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Логопедия (дизартрия)» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • ознакомление студентов с основным научно-теоретическим учением о дизартрии;

  • ознакомление с методикой работы логопеда при различных дизартрических расстройствах речи у детей и взрослых;

  • ознакомление студентов с основными понятиями о структуре речевого дефекта при дизартрии и специфике проявления дизартрических расстройств у разных категорий (например, у детей с ДЦП);

  • овладение знаниями о психолого - педагогической характеристике и клинической типологии детей с дизартрией;

  • ознакомление с методикой работы логопеда с детьми с дизартрией в группах ДОУ и СОШ;

  • формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптома­тике дизартрии, принципах их анализа;

  • ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы профилактики, выявления и преодоления дизартрических расстройств речи;

  • формирование у студентов представлений об организации логопедической помощи в Российской Федерации детям с дизартрией;

  • формирование у студентов представлений о компенсации и коррекции речевых нарушений в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с дизартрией;

  • ознакомление студентов с основными аспектами изучения, образования, развития, абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей с дизартрией как в специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • формирование у студентов научно-методологической основы построения и корректировки индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с дизартрией;

  • развитие навыков осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с дизартрией и их семей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • развитие умений организовывать и проводить диагностическое исследование речевой деятельности и выявлять различные дизартрические расстройства речи;

  • овладение практическими умениями анализировать проявления дизартрии;

  • развитие навыков консультирования родителей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения детей с дизартрией на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с дизартрией по вопросам семейного воспитания;

  • в области исследовательской деятельности:

  • ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

  • знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дизартрические нарушения различной степени тяжести, с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей и речевой культуры будущего логопеда и обучение студентов основам развития общей культуры детей с дизартрией;

  • воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с дизартрией, а также к членам их семей;

  • воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с детьми с дизартрическими нарушениями речи.



2. Место дисциплины в структуре ООП:

    Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49).

Дисциплина «Логопедия. Дизартрия» относится к вариативной части профессионального цикла (Б 3.2.2.4).

Для освоения дисциплины «Логопедия. Дизартрия» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Невропатология», Неврологические основы логопедии, «Логопедия. Дислалия», «Логопедия. Нарушения голоса и ринолалия».

Освоение дисциплины «Логопедия. Дизартрия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия. Заикание» «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с дизартрией (ПК-1);

- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с дизартрией (ПК-2);

- способности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с дизартрией, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с дизартрическими расстройствами речи (ПК-4);

- способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с дизартрией, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способности к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с дизартическими расстройствами речи (ПК-12);

- готовность к формированию общей культуры лиц с дизартрией и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с дизартрией и их семьями (ПК-13);

- способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Образовательные результаты изучения дисциплины.

В результате изучения предмета «Дизартрия» студенты овладевают комплексом следующих профессиональных компетенций:

ПК 1

Знать:

 этиопатогенетические факторы, лежащие в основе различных форм дизартрии;

 содержание понятий, отражающих определение каждой формы дизартрии;

 структуру дефекта при разных формах дизартрии;

 методы, методики, содержание, организацию логопедической работы при различных формах дизартрии;

Уметь:

 применять результаты логопедического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с патогенетическими механизмами, видом, формой, симптоматикой и степенью дизартрии;

Владеть:

 навыками разработки моделей логопедических занятий по коррекции дизартрии у детей и взрослых.

ПК-2

Знать:

 значение, принципы организации, структуру коррекционно-образовательной среды в системе логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии;

 принципы организации коррекционно-образовательной среды, составляющие ее элементы и связи между ними;

Уметь:

 определять содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, направленных на преодоление дизартрии, с учетом этапа коррекционно-логопедической работы, формы и симптоматики расстройств;

 анализировать и осуществлять отбор дыхательных, артикуляционных и фонационных упражнений, используемых в работе при дизартрии;

Владеть:

 навыками разработки моделей индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;

 навыками ведения документации в различных институциональных условиях

ПК-3

Знать:

 содержание понятий, отражающих определение каждой формы дизартрии;

 методики логопедического обследования;

 методы, методики, содержание, организацию логопедической работы при дизартрии;

 принципы организации коррекционно-образовательной среды, составляющие ее элементы и связи между ними;

уметь:

 анализировать и выбирать традиционные и/или альтернативные методические (коррекционно-методические) подходы, существующие в отечественной и зарубежной логопедии;

 осуществлять перспективное и текущее планирование индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми;

 анализировать дидактические материалы и приемы коррекционного обучения детей и взрослых с дизартрией;

 анализировать программы коррекционного обучения дошкольников и школьников в различных типах образовательных учреждений;

 производить отбор коррекционных методик и проводить занятия, направленные на преодоление нарушений речи у лиц с дизартрией, а также профилактические мероприятия;

 реализовывать в профессиональной деятельности современные логопедические технологии;

владеть:

 навыками разработки моделей индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;

 навыками ведения документации в различных институциональных условиях

 навыками проведения логопедических занятий с детьми с различными формами дизартрии.

ПК-7

знать:

 критерии дифференциальной диагностики различных форм дизартрии у детей и взрослых;

 технологию обследования звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции;

уметь:

 анализировать содержание логопедических занятий с целью оценки целесообразности и эффективности его использования

 учитывать в диагностической логопедической работе результаты клинического и психолого-педагогического обследования лиц с дизартрии;

 применять результаты диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с формой и степенью дизартрии.

владеть:

 навыками применения технологий логопедического обследования.

 методикой коррекции звукопроизношения, развития дыхания и голоса у лиц с дизартрией;

 технологию обследования звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции;

ПК-8

знать:

 место дизартрии в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей;

 этиологию, патогенез и клинические проявления различных форм дизартрии у детей и взрослых;

 речевой онтогенез в норме и при дизартрии;

 исходы перинатальных поражений нервной системы;

 клинико-педагогическую характеристику детей с дизартрией;

 методы, методики, содержание, организацию логопедической работы при дизартрии у больных разного возраста;

уметь:

 анализировать и выбирать адекватные механизму, структуре речевого дефекта, возрасту больных коррекционно-методические подходы, существующие в отечественной и зарубежной логопедии;

 осуществлять перспективное и текущее планирование индивидуальных занятий с больными;

 анализировать и отбирать дидактические материалы и приемы коррекционного обучения детей и взрослых с дизартрией;

 проводить консультации с детьми и взрослыми с разными формами дизартрии, их родственниками и педагогами по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

владеть:

 навыками разработки моделей консультативных занятий с детьми и взрослыми с разными формами дизартрии, их родственниками и педагогами;

 технологиями и приемами коррекционно-логопедической работы при дизартрии.

ПК-9

знать:

 структуру речевого дефекта при разных формах дизартрии;

 технологию обследования моторных и речевых функций при дизартрии.

уметь:

 обследовать ребенка, подростка с дизартрией;

 проводить дифференциальную диагностику дизартрии с другими формами речевой патологии;

 учитывать в диагностической логопедической работе результаты клинического и психолого-педагогического обследования лиц с речевыми нарушениями;

 формулировать диагностические и прогностические выводы;

 применять результаты диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с формой и степенью речевых расстройств при дизартрии.

владеть:

 навыками составления протоколов обследования речи, анализа материалов обследования различных сторон речи;

 навыками применения технологий логопедического обследования детей с дизартрией.

ПК-10

знать:

 дидактические и специальные принципы, лежащие в основе коррекционно-логопедической работы при дизартрии;

 организацию, этапы, основные направления и приемы коррекционно-логопедической работы при дизартрии;

 подходы к осуществлению перспективного и текущего планирования логопедических занятий при дизартрии.

уметь:

 разрабатывать, обосновывать педагогические проекты в области логопедии, находить пути их внедрения в практику специальных учреждений;

 составлять и анализировать конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми и взрослыми с дизартрией;

 планировать, проводить и анализировать индивидуальные логопедические занятия с детьми и взрослыми с дизартрией.

владеть:

 навыками реализации методик проведения логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми с дизартрией;

 навыками планирования и проведения логопедических занятий при дизартрии;

 рефлексией учебной деятельности.

ПК-12

знать:

 основные формы медицинской документации, используемые для амбулаторно-поликлинического звена, в условиях стационара, домов ребенка, дошкольных и школьных учреждений

Уметь:

 анализировать данные анамнеза ребенка;

 оценить роль перинатальных факторов в возникновении заболевания нервной системы и сопутствующих ему речевых и нервно-психических расстройств;

 использовать данные медицинской документации для квалификации речевого дефекта и в научно-исследовательской деятельности (в т.ч. при написании дипломной работы).

ПК-14

Знать:

 виды и условия проведения профилактики вторичных нарушений речи у детей с дизартрией;

Уметь:

 Составить рекомендации для родителей и воспитателей по предупреждению вторичных нарушений речи у детей с дизартрией.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4____ зачетных единиц



Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.

5 семестр

6семестр




зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

1,4

16



















в том числе:

























Лекции




8

0,7

8













Практические занятия




6

0,54

6













Семинары




-



















Лабораторные работы




2

0,16

2













Самостоятельная работа (всего)

2,6

92



















в том числе:

























Курсовой проект (работа)




-



















Расчетно-графические работы




-



















Реферат




-



















Другие виды самостоятельной работы

























Подготовка к практическим занятиям

























Подготовка к промежуточной аттестации

























Вид промежуточной аттестации - экзамен




36










36







Общая трудоемкость

4

144



















5. Содержание дисциплины.
5.1. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Научно-теоретическое учение о дизартрии.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Министерство образования и науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки россии министерство образования рб
Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб
П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральная...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Министерство образования и науки iconПрограммы студенческой «Недели науки» Министерство образования и...
Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии
Министерство образования и науки iconТематические интернет-ресурсы в помощь образованию
Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск