Скачать 0.58 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНегосударственное образовательное частное учреждениевысшего профессионального образования«Московский социально-гуманитарный институт»УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе______________В.В. Борисова«_____» ________________20__ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины _ Б.3.2.2.4 Логопедия (Дизартрия) По направлению подготовки _050700 Специальное (дефектологическое) образование По профилю подготовки ____ Логопедия _______________ Кафедра _ специального (дефектологического) образования Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва 2012 Разработчики: _ст. преподаватель __________________ О.В. Сапронова __________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Рецензенты: _ Зав. кафедрой СДО к.п.н., доцент Г.Р. Шашкина (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «___________________________________» «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____. наименование кафедры Зав. кафедрой ________________/ ____________________ / Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.
1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков определения и анализа структуры речевого дефекта, причин и механизмов при различных формах дизартрии, формирование у студентов практических умений для осуществления коррекционно-педагогической (логопедической) работы при дизартрии. Дисциплина «Логопедия (дизартрия)» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях. Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Логопедия (дизартрия)» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Логопедия. Дизартрия» относится к вариативной части профессионального цикла (Б 3.2.2.4). Для освоения дисциплины «Логопедия. Дизартрия» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Невропатология», Неврологические основы логопедии, «Логопедия. Дислалия», «Логопедия. Нарушения голоса и ринолалия». Освоение дисциплины «Логопедия. Дизартрия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия. Заикание» «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с дизартрией (ПК-1); - готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с дизартрией (ПК-2); - способности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с дизартрией, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с дизартрическими расстройствами речи (ПК-4); - способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовность к оказанию консультативной помощи лицам с дизартрией, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способности к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); - способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с дизартическими расстройствами речи (ПК-12); - готовность к формированию общей культуры лиц с дизартрией и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с дизартрией и их семьями (ПК-13); - способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). Образовательные результаты изучения дисциплины. В результате изучения предмета «Дизартрия» студенты овладевают комплексом следующих профессиональных компетенций: ПК 1 Знать: этиопатогенетические факторы, лежащие в основе различных форм дизартрии; содержание понятий, отражающих определение каждой формы дизартрии; структуру дефекта при разных формах дизартрии; методы, методики, содержание, организацию логопедической работы при различных формах дизартрии; Уметь: применять результаты логопедического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с патогенетическими механизмами, видом, формой, симптоматикой и степенью дизартрии; Владеть: навыками разработки моделей логопедических занятий по коррекции дизартрии у детей и взрослых. ПК-2 Знать: значение, принципы организации, структуру коррекционно-образовательной среды в системе логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии; принципы организации коррекционно-образовательной среды, составляющие ее элементы и связи между ними; Уметь: определять содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, направленных на преодоление дизартрии, с учетом этапа коррекционно-логопедической работы, формы и симптоматики расстройств; анализировать и осуществлять отбор дыхательных, артикуляционных и фонационных упражнений, используемых в работе при дизартрии; Владеть: навыками разработки моделей индивидуальных и фронтальных логопедических занятий; навыками ведения документации в различных институциональных условиях ПК-3 Знать: содержание понятий, отражающих определение каждой формы дизартрии; методики логопедического обследования; методы, методики, содержание, организацию логопедической работы при дизартрии; принципы организации коррекционно-образовательной среды, составляющие ее элементы и связи между ними; уметь: анализировать и выбирать традиционные и/или альтернативные методические (коррекционно-методические) подходы, существующие в отечественной и зарубежной логопедии; осуществлять перспективное и текущее планирование индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми; анализировать дидактические материалы и приемы коррекционного обучения детей и взрослых с дизартрией; анализировать программы коррекционного обучения дошкольников и школьников в различных типах образовательных учреждений; производить отбор коррекционных методик и проводить занятия, направленные на преодоление нарушений речи у лиц с дизартрией, а также профилактические мероприятия; реализовывать в профессиональной деятельности современные логопедические технологии; владеть: навыками разработки моделей индивидуальных и фронтальных логопедических занятий; навыками ведения документации в различных институциональных условиях навыками проведения логопедических занятий с детьми с различными формами дизартрии. ПК-7 знать: критерии дифференциальной диагностики различных форм дизартрии у детей и взрослых; технологию обследования звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции; уметь: анализировать содержание логопедических занятий с целью оценки целесообразности и эффективности его использования учитывать в диагностической логопедической работе результаты клинического и психолого-педагогического обследования лиц с дизартрии; применять результаты диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с формой и степенью дизартрии. владеть: навыками применения технологий логопедического обследования. методикой коррекции звукопроизношения, развития дыхания и голоса у лиц с дизартрией; технологию обследования звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции; ПК-8 знать: место дизартрии в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей; этиологию, патогенез и клинические проявления различных форм дизартрии у детей и взрослых; речевой онтогенез в норме и при дизартрии; исходы перинатальных поражений нервной системы; клинико-педагогическую характеристику детей с дизартрией; методы, методики, содержание, организацию логопедической работы при дизартрии у больных разного возраста; уметь: анализировать и выбирать адекватные механизму, структуре речевого дефекта, возрасту больных коррекционно-методические подходы, существующие в отечественной и зарубежной логопедии; осуществлять перспективное и текущее планирование индивидуальных занятий с больными; анализировать и отбирать дидактические материалы и приемы коррекционного обучения детей и взрослых с дизартрией; проводить консультации с детьми и взрослыми с разными формами дизартрии, их родственниками и педагогами по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; владеть: навыками разработки моделей консультативных занятий с детьми и взрослыми с разными формами дизартрии, их родственниками и педагогами; технологиями и приемами коррекционно-логопедической работы при дизартрии. ПК-9 знать: структуру речевого дефекта при разных формах дизартрии; технологию обследования моторных и речевых функций при дизартрии. уметь: обследовать ребенка, подростка с дизартрией; проводить дифференциальную диагностику дизартрии с другими формами речевой патологии; учитывать в диагностической логопедической работе результаты клинического и психолого-педагогического обследования лиц с речевыми нарушениями; формулировать диагностические и прогностические выводы; применять результаты диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с формой и степенью речевых расстройств при дизартрии. владеть: навыками составления протоколов обследования речи, анализа материалов обследования различных сторон речи; навыками применения технологий логопедического обследования детей с дизартрией. ПК-10 знать: дидактические и специальные принципы, лежащие в основе коррекционно-логопедической работы при дизартрии; организацию, этапы, основные направления и приемы коррекционно-логопедической работы при дизартрии; подходы к осуществлению перспективного и текущего планирования логопедических занятий при дизартрии. уметь: разрабатывать, обосновывать педагогические проекты в области логопедии, находить пути их внедрения в практику специальных учреждений; составлять и анализировать конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми и взрослыми с дизартрией; планировать, проводить и анализировать индивидуальные логопедические занятия с детьми и взрослыми с дизартрией. владеть: навыками реализации методик проведения логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми с дизартрией; навыками планирования и проведения логопедических занятий при дизартрии; рефлексией учебной деятельности. ПК-12 знать: основные формы медицинской документации, используемые для амбулаторно-поликлинического звена, в условиях стационара, домов ребенка, дошкольных и школьных учреждений Уметь: анализировать данные анамнеза ребенка; оценить роль перинатальных факторов в возникновении заболевания нервной системы и сопутствующих ему речевых и нервно-психических расстройств; использовать данные медицинской документации для квалификации речевого дефекта и в научно-исследовательской деятельности (в т.ч. при написании дипломной работы). ПК-14 Знать: виды и условия проведения профилактики вторичных нарушений речи у детей с дизартрией; Уметь: Составить рекомендации для родителей и воспитателей по предупреждению вторичных нарушений речи у детей с дизартрией. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4____ зачетных единиц
5. Содержание дисциплины. 5.1. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Научно-теоретическое учение о дизартрии. |
Министерство образования и науки архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации | ||
Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на... | Министерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Министерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Министерство образования и науки россии министерство образования рб Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб» | ||
Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | ||
Министерство образования и науки российской федерации министерство... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по... | Министерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральная... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное... Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами... | ||
Программы студенческой «Недели науки» Министерство образования и... Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии | Тематические интернет-ресурсы в помощь образованию Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство... |