Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования





НазваниеОтчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования
страница1/6
Дата публикации20.12.2014
Размер0.57 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Литература > Отчет
  1   2   3   4   5   6
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г.М.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования г. Североуральска Свердловской области

МОУ СОШ №14

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

за межаттестационный период

с 2005 по 2009 годы

Составитель: Никитина Галина Михайловна.

Должность:учитель русского языка и литературы

Североуральск 2009

Введение.

1. Общая часть.

1.1 Основные принципы дидактики, с опорой на которые разрабатывалась система заданий творческого характера.

1.2 Определение этапов работы по данной теме.

1.3 Подбор учебного материала - важнейшее условие

развития творческих способностей учащихся.

1.4 Виды творческих заданий, используемых на уроках.

1.5 Методы и приёмы, которые помогают эффективно

осуществлять процесс развития творческих способностей.

1.6 Система творческих заданий, используемых на уроках

литературы.

1.7 Использование на речи и культуре общения заданий,

направленных на развитие коммуникативных и творческих

способностей учащихся.

1.8 Результаты педагогической деятельности.

1.9 Проблемы, возникающие в результате организации

учебной деятельности.

2. Проектная часть.

3. Список литературы.

4. Приложения.

Введение.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи говорящего можно сразу определить уровень его мышления, нравственного, интеллектуального развития. Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в формировании духовной жизни человека. Через слова усваиваются понятия, при их помощи выстраивается мысль и речь. Речь в свою очередь способствует развитию интеллекта. Поэтому развитие речи является одной из составляющих частей будущего успеха школьников. М. Горький писал: «Вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт вам радость и удовлетворение, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений».

Развитие речи – один из важнейших и сложных уроков, который позволяет исключить однообразие видов работы, шаблонность, стихийность в усвоении материала.

На первый взгляд может показаться, что для средней школы задача развития речи неактуальна: все наши ученики уже владеют родным языком – они умеют читать, понимать устную речь, могут писать по-русски. Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности; как несовершенна устная и письменная речь: жаргоны, скудная, однообразная, клишированная лексика.

Поэтому в течение предыдущего аттестационного периода я работала над развитием связной, монологической речи учащихся при работе над синтаксисом текста.

Цель моей деятельности была определена так:

· продумать систему работы для формирования у учащихся умения воспринимать свои мысли в устной и письменной речи, умение правильно и уместно использовать языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

За прошлый межаттестационный период мною была продумана система работы таким образом, чтобы она способствовала построению текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров, способствовала созданию высказывания, отбору языковых средств для выражения своих мыслей.

Развитие монологической речи (устной или письменной) – это особый вид работы, требующий нередко от ребёнка не только конкретных знаний, но и проявления творческих способностей. Именно поэтому обучение русскому языку нельзя подменять зубрёжкой правил и усвоением грамматических клише. Обучение должно превратиться в творческий процесс. Тогда изучение русского

языка приобретёт иной смысл, станет средством развития творческой личности.

Поэтому в проектной части аналитического отчёта я планировала остановиться не только на формировании умения создавать монологические тексты, но и на развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы, речи и культуре общения.

Цели своей деятельности определила так:

1) отобрать и на практике апробировать формы и методы обучения, которые позволяют эффективно осуществлять развитие творческих способностей учащихся в процессе учебной деятельности, способствуют развитию образного видения, выражению своих мыслей, формированию речевой культуры, развитию и обогащению речи;

2) научить пользоваться всеми возможными знаниями, чтобы учащиеся уверенно чувствовали себя и активно участвовали в различных конкурсах и олимпиадах.

Задачи:

1) продумать систему заданий, направленных на развитие творческих способностей, исходя из основный принципов дидактики: постепенность (поэтапность), системность, целенаправленность работы;

2) к каждому этапу работы по развитию творческих способностей учащихся подобрать различные виды заданий и применить их на практике;

3) создание дидактического материала, в том числе подбор разноуровневых заданий.

Творческая деятельность определяется в Педагогическом энциклопедическом словаре как «форма деятельности человека, направленная на созидание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта».

Начало моего межаттестационного периода (2004-2009 гг.) совпало с работой в 7 классах. И хотя можно было отметить, что учащиеся отличались активностью на уроках в процессе обучения, хорошими способностями, я стала замечать, что усвоение материала в 5-м и 6-м классах, хотя творческие работы, выполняемые на уроках и связанные с построением устной и письменной монологической речи, выполнялись учащимися достаточно хорошо. Это я могла объяснить тем, что курс русского языка в 7-м классе достаточно сложный во всех отношениях. В этом же году я начала работать и в 8-х классах, где учащиеся тоже испытывали затруднение при изучении материала. Передо мной встал вопрос о развитии не только творческих способностей, но и о развитии познавательного интереса.

Поэтому цель своей работы на первом этапе я определила так:

· продумать и апробировать систему творческих заданий так, чтобы они способствовали усвоению нового материала и развитию творческой деятельности учащихся на материале курса 7-ого и 8-ого классов.

Задачи:

1. опираясь на содержание курса, воздействовать на умственное развитие ребят;

2. разработать и по возможности применять групповую форму работы для создания творческой атмосферы.

Формированию творческих способностей могут помочь различные упражнения. Но чтобы быть эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:

а) должны быть систематическими;

б) постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными;

в) должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные через анализ промежуточных результатов.

Поддерживать интерес к предмету я стараюсь, используя самый близкий для ребят, материал: сказки, загадки, скороговорки. Сначала в урок включаю готовые материалы, а потом учащиеся сами сочиняют, складывают. Их использование на уроке помогает мыслить, анализировать, лучше усваивать материал урока, способствуют развитию речи. Часто на уроках применяю игровые моменты, ребята с удовольствием играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку», «Подскажи словечко».

Выполнению поставленных передо мной задач во многом способствовали нестандартные уроки: уроки-соревнования, конкурсы, викторины, КВН, игры; уроки, напоминающие публичные формы общения (устный журнал, урок-деловая игра); уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-путешествие). (Папка: разработки уроков)

Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют развитию творчески мыслящего человека, использовала задания, основывающиеся на воображении учеников:

1. СОЧИНИ СКАЗКУ. (Приложение 1) Лучшие работы использовала затем в качестве дидактического материала. В качестве образца использовала и готовые лингвистические сказки.

2. РИФМОВКА ПРАВИЛ по русскому языку.

Например: НЕ с существительным пишется раздельно, если есть с союзом противопоставление.

Нередко в качестве творческого домашнего задания ребятам также предлагалось срифмовать правило или написать стихотворение по правилу для более быстрого запоминания материала. Вот что получилось у некоторых:

· С этим словом не шути,

Ты внимательно смотри:

Окончаний у наречий

Не бывает никогда! (Костин Дима, 7 «А»)

· Особая форма глагола

У нас в языке живёт.

Форму свою не меняет,

Что делая? любит вопрос. (Скоков Коля, 7 «В»)

· Причастие дружить готово

И с прилагательным, и с глаголом.

Разные признаки есть у него,

Но не перепутай ты ничего! (Моргунов Серёжа, 7 «В»)

Такие формы работы над правилом помогают лучше запомнить изученный материал. А учащиеся, которые побоялись проявить себя в выполнении такого рода заданий, с интересом слушали выступления своих одноклассников, и в последующем тоже пытались создать работы.

3. УПРАЖНЕНИЕ: НЕБЫЛИЦА за несколько минут. Выполнение задания требует от учащихся перевоплощения, так как темы могут быть самыми неожиданными: «Ты – бездомная собака, что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя». Данное задание можно включать в уроки-обобщения после изучения конкретной части речи. При этом задание можно усложнить, оговорив, что в рассказ включаем изученную только что часть речи.

Зачастую такую работу я провожу на уроках речи и культуры общения при изучении тем:

- «Необычные тексты»;

- «Газетно-публицистический жанр»;

- «Речевая деятельность».

Темы небылиц должны быть разными.

4. Использовала КРОССВОРДЫ разных типов. Если в 5-6 классах я сама составляла и предлагала для работы кроссворды, в 7-м классе ребята с удовольствием делали это сами. Кроссворды можно применять на уроках по «Лексике», при знакомстве с новыми словами из словаря, при изучении морфологических признаков разных частей речи. (Приложение 2)

5. В своей практике я использовала и такой вид работы по развитию речи – СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ. Особенно этот вид работы эффективен при запоминании словарных слов, слов-исключений, для чего объединяла их в смысловые ряды, на основе которых ученики составляют небольшой текст-миниатюру. Не обязательно употреблять в сочинении все слова. Главное – умело подобрать тему и ввести в речевую ситуацию.

Подобного вида задания я применяла и на уроках речи и культуре общения при изучении тем: «Изобретение речи», «Речевая деятельность».

При изучении значения частиц учащимся предлагается составить диалог на тему «Перед отходом поезда», используя вопросительные частицы; составить небольшой текст-описание «Сад весной», «В весеннем лесу»), употребляя восклицательные частицы.

Предлагая ребятам то или иное задание, я стараюсь идти от желания учеников, учитывая их возрастные, психологические особенности.

6. СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ. Это эффективный способ применения знаний учащихся, умений самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. («Ох, уж эти наречия», «Непростые предлоги»).

Реализации поставленной цели способствует организация творческих самостоятельных работ, которые позволяют учащимся использовать, проявлять и развивать свои способности и таланты, так как учитель не передаёт знания, не натаскивает, а создаёт, благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, позволяет самостоятельно осваивать новые знание.

Что такое творческие самостоятельные работы?

Занимаясь этой проблемой в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что творческая самостоятельная работа – это изложенный устно или письменно материал по определённой теме, красочно оформленный учеником в соответствии с его способностями и представленный для оценивания.

Творческая работа – это процесс и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Это также способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством родного языка.

Творческие работы я провожу во всех классах по многим учебным темам.

При разработке заданий учитываю:

· общий уровень развития ученического коллектива;

· возрастные особенности формирования креативной среды;

· личностные особенности учащихся;

· специфические черты и особенности учебного предмета.

Исходя из собственного практического опыта, я выделяю два типа творческих работ:

- обязательные;

- по желанию.

Также исходя из практического опыта, разработала несколько видов творческих заданий, которые служат основой для реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку.

Виды творческих заданий, развивающих:

1) языковую компетенцию (кроссворды, ребусы, шарады, загадки, стихотворения);

2) речевую компетенцию (иллюстрированные сочинения, создание сюжетных рассказов, лингвистические сказки).

Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны с коммуникативным характером обучения, способствующие развитию познавательной активности в учении, с формированием способности и потребности к саморазвитию.

Цели и задачи творческих работ.

1) Формируют культурную социально активную личность.

2) Помогают лучше усваивать материал, запоминать новые слова, грамотно использовать их в устной и письменной речи.

3) Способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения.

4) Побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство.

5) Повышают интерес к изучению родного языка. Даже самые слабые ученики с удовольствием выполняют работы, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности.

6) Создают положительные мотивы учения. За творческие работы я выставляю две оценки: первую – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторую – за материал (в зависимости от трудности темы качество от 50% до 90%); тем самым реализуется один из важнейших принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению».

7) Ориентируют на позитивные результаты обучения. Творческие задания приносят несомненный эффект, так как опираются на положительные результаты учебной деятельности ребёнка.

8) Вызывают сильные эмоции. Учащиеся приобретают «опыт эмоционального отношения к своей деятельности».

Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся (одно из главных условий: работа должна быть чистой и аккуратной); помогают учителю в дальнейшей работе, являясь хорошим наглядным средством для объяснения нового материала.

Творческое взаимодействие учителя и обучающихся строится на основе проблемно-поисковых форм работы, которые служат развитию чувства языка, обогащению словарного запаса, повышению качества знаний, повышение грамотности.

В конце учебного года я подвела итоги и увидела, что целенаправленность, системность работы, использование различных форм и методов при развитии творческих способностей обеспечивает положительные результаты:

1) речь детей обогатилась новыми словами, лексический запас стал богаче;

2) возрос интерес к изучению русского языка;

3) улучшилась успеваемость по русскому языку;

4) выполнение творческих заданий способствует развитию познавательных интересов, наблюдательности, мышления, воображения;

5) дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconАналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя,...
Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconУрока по выбранной теме
Структура портфолио достижений педагогического работника в межаттестационный период
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год гбоу со «Верхотурская гимназия»
Полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство общего и профессионального образования свердловской области
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconПрограмма дисциплины "методы стратегического менеджмента" для направления...
Министерство экономики Министерство общего и Российской Федерации профессионального образования Российской Федерации
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconОтчет о внедрении курса «Новой школе новый учитель»
Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconРоссийская Федерация Министерство общего и профессионального образования...
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования 171
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Программа предназначена для студентов направления 080100. 62 «Экономика», обучающихся на 1 курсе бакалавриата факультета мэиМП
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconДиректор гбоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconРоссийской Федерации Министерство общего и профессионального образования...
...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconРеферат экзаменационный по упк тема: Уход за кожей
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации общеобразовательная школа №8
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа составлена на основании примерной программы среднего общего образования (Министерство образования, 2004 г) для...
Отчет за межаттестационный период Никитиной Г. М. Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство образования и науки
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск