В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции





НазваниеВ. Д. Шадриков Интеллектуальные операции
страница1/11
Дата публикации26.09.2014
Размер1.06 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


В.Д. Шадриков



Интеллектуальные операции


Монография подготовлена при поддержке индивидуального исследовательского гранта 2005 г. Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) «Способности человека. (Интеллектуальные операции)».
Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В контексте мышления данная проблема была четко поставлена еще С.Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.

В рукописи впервые в отечественной литературе дается системное описание интеллектуальных операций, которые лежат в основе деятельности учителя и студентов. Книга дает ответ на вопрос – как научить ученика учиться?

Книга адресована психологам, учителям общеобразовательной школы и преподавателям вузов, учащимся, студентам и аспирантам психологических и педагогических специальностей, родителям.

Оглавление



Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Общие подходы к изучению интеллектуальных операций………………… 7

1.1. Методология исследования……………………………………………... 7

1.2. Определение интеллектуальной операции…………………………….. 8

1.3. Психология и логика…………………………………………………….. 8

1.4. Интеллектуальные операции и эмоции……………………………….. 10
2. Содержательная характеристика основных интеллектуальных операций..11

2.1. Порождение мысли и интеллектуальные операции………………….. 11

2.2. Состав интеллектуальных операций мышления……………………... 16

2.3. Интеллектуализация образа…………………………………………… 33

2.4. Генезис интеллектуальных операций…………………………………. 37

2.5. Интеллектуальные операции в процессах восприятия и памяти……. 41
3. Метаинтеллектуальные операции…………………………………………... 43

3.1. Формулирование гипотез…………………………………………….…. 43

3.2. Целеполагание…………………………………………………………... 44

3.3. Интеллектуальная операция «понимание»……………………………. 54

3.4. Принятие решения как интеллектуальная операция…………………. 59
4. Классификация интеллектуальных операций……………………………… 72
5. Формирование интеллектуальных операций. Возрастная периодизация... 77
6. Целенаправленное обучение интеллектуальным операциям……………... 85
Заключение……………………………………………………………………… 97
Библиография…………………………………………………………………… 99


Введение
Проблема интеллектуальных операций находиться в центре психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В практическом плане она является главной в «субъектной» педагогике. Без разработки системы интеллектуальных операций невозможно ответить на вопрос: «Как научить ученика учиться?» С этой точки зрения она является главной и для педагогической психологии.

Еще в 20х годах ХХ века Л.С. Выготский отмечал, что развитие способностей – это, прежде всего, проблема овладения субъектом своими способностями. Таким образом, задача изучения способностей – это задача поиска ответа на вопрос, как субъект овладевает своими способностями. Ответить же на данный вопрос невозможно, если не обратиться к интеллектуальным операциям как операционным механизмам способностей.[29]

При рассмотрении вопросов развития обращаются к физическому, моторному, когнитивному и социальному развитию человека. Нас в большей мере интересует умственное развитие. В этой проблеме одним из центральных вопросов является развитие способностей человека. Недаром С.Л. Рубинштейн отмечал, что проблема развития – это прежде всего проблема развития человека. А как мы отметили выше, развитие способностей нельзя понять без обращения к интеллектуальным операциям. Следовательно и проблему развития нельзя в полной мере осознать без осознания места интеллектуальных операций в развитии человека.

У проблемы развития отмечают и другую сторону – её связь с обучением. В значительном числе исследований авторы пробуют ответить на вопрос: «Обучение следует за развитием или развитие определяется обучением?» Большинство подобного рода исследований проводились и проводяться на детях дошкольного и младшего школьного возраста. То есть в тот период, когда интенсивно развертывается генетически обусловленная программа развития организма. Но даже в этот период на развитие, определяемое генетической структурой, накладывается воздействие окружающей среды. Оба эти фактора влияют на развитие ребенка. Ж. Пиаже показал, что способы видения и понимания мира у детей и взрослых принципиально отличаются. Вместе с развитием ребенка, развитием способности мыслить в символических и абстрактных терминах, всё большее значение приобретает обучение и овладение интеллектуальными операциями.

Наконец, невозможно понять мышление без обращения к интеллектуальным операциям. Мышление – есть прежде всего разрешение задачи. А любая задача разрешается на определенном содержании, определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции. К сожалению приходиться констатировать, что проблема интеллектуальных операций в контексте мышления была четко поставлена С.Л. Рубинштейном, [20] но не нашла систематического развития.

Отдельно следует отметить связь проблемы интеллектуальных операций с проблемой диагностики и тестирования способностей и интеллекта человека. Не разобравшись с местом интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта, нельзя вообще осознанно проводить диагностику данных качеств индивида и разрабатывать теорию способностей и интеллекта. (Что, к сожалению, мы наблюдаем сегодня). Осознав роль интеллектуальных операций в развитии человека, мы обоснованно перенесем усилия с тестирования интеллекта на его развитие.

Осознавая важность интеллектуальных операций, в настоящей работе поставлена задача выделить интеллектуальные операции в самостоятельный класс психологических явлений, дать определение интеллектуальным операциям, систематизировать выделенные интеллектуальные операции и показать возможности их развития.

Материал, содержащийся в работе, представляет интерес для психологов, педагогов и родителей. Он может быть использован учащимися и студентами, всеми кто хочет научиться учиться, кто хочет развить свои способности.

1. Общие подходы к изучению интеллектуальных операций.

1.1. Методология исследования

Ставя перед собой задачу определить сущность интеллектуальных операций, мы должны прежде всего определиться в методологии решения данного вопроса. С нашей точки зрения ведущим методологическим принципом здесь должен стать принцип психофизического единства. На наш взгляд наиболее глубокую трактовку данного принципа дал С.Л. Рубинштейн. «При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль – «функции мозга»; с другой – в соответствии со специфической природой психики как отражения бытия – необходимо учесть зависимость её от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознание-осознанное бытие».[19] И далее: «Первая связь психики и её субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь – это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нём отражается. Она определяется положением о единстве субъективного и объективного».[19]

Исходя из приведенного выше понимания принципа психофизического единства, интеллектуальная операция должна рассматриваться, с одной стороны, с позиций единства строения и функции, с другой, с позиции её обусловленности объектом, порождающим мысль. Иными словами, мы должны ответить на вопрос как структура мозга определяет порождение мысли, а с другой, как эта мысль обуславливается внешним объектом. При этом, мозг как орган, служащий для осуществления связи с внешним миром, является органом человека: индивида, субъекта деятельности, личности. «Мозг – только орган психической деятельности, человек – её субъект».[18]

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconРеферат Вопрос №58 : «цб рф: основные операции в т ч. операции на «открытом рынке»
Вопрос №58: «цб рф: основные операции (в т ч операции на «открытом рынке» и девизные операции), нормы обязательного резервирования,...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconЛекция по теме «операции коммерческих банков» 1 вопрос. Пассивные операции коммерческих банков
А. Операции по формированию собственных средств кб включают в себя внесение средств учредителями в уставный капитал и формирование...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconЕстественный язык, важнейшее средство человеческого общения
Математически операции в С++. Основные типы данных, Операция присваивания. Операции инкремента и декремента
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconТарифы по выпуску и обслуживанию банковских карт акб «евромет» (оао)...
Комиссия за проведение процедуры опротестования операции, совершенной с использованием банковской карты
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2014 г.,...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconИтоги городской экологической операции «Елочка»
Накануне маоу дод детский эколого-биологический центр №4 города Набережные Челны при поддержке Прикамского ту мэпр рт проводил городскую...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconВладимир Шадриков: «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые...

В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconЗадачи для тренировки заданий типа В12: Во всех задачах для обозначения...
Во всех задачах для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции icon¬ (Первая буква согласная)  ¬
Во всех задачах для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconПрограмма развития кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные...
«Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд....
СД. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд. Р. 3, Сд 38) «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения»
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconЗадачи для тренировки А18
Во всех задачах для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconУтверждаю утверждаю
Руководитель государственной службы В. Д. Шадриков Морского флота Министерства 19. 07. 2001г
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconВ. Д. Шадриков 07 03 2000 г
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconЗадачи для тренировки
Во всех задачах для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ...
В. Д. Шадриков Интеллектуальные операции iconЗадачи для тренировки 1
Во всех задачах для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск