Учащихся первых классов к начальной школе





Скачать 62.52 Kb.
НазваниеУчащихся первых классов к начальной школе
Дата публикации01.10.2014
Размер62.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Первый год школьного обучения особенно труден для детей: меняется привычный уклад жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и детям. Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Наблюдения за первоклассниками показывают, что основная часть детей (50-60%) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу и выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно около 30%) требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не слышать словесной инструкции, не сразу выполнять требования учителя, часто ссорятся с одноклассниками. У этих детей встречаются трудности в усвоении учебного материала.

В каждом классе есть несколько детей, у которых к значительным трудностям учебной деятельности прибавляются еще и трудности длительной (до года) адаптации. Учиться они не хотят, посещать школу не желают, часто и подолгу болеют, причем болезни могут носить психосоматичесий характер. Эти ребята составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. К середине учебного дня они уже переутомлены, т.к. школа является для них стрессогенным фактором, а тут еще многие из них остаются в группе продленного дня. Таким образом, на протяжении всего дня у детей нет возможности полного расслабления, прежде всего эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, появляются головные боли, боли в области живота; страх, тревога перед предстоящей в классе работой, из-за расставания с домом и родителями настолько велики, что в некоторые дни они просто отказываются идти в школу. Чтобы этого не было, и наша помощь детям была действенной, в нашей школе практикуются индивидуальные и групповые консультации для учителей и родителей первоклассников, на которых они знакомятся, либо освежают в памяти психофизиологические особенности детей этого возраста. Хочу предложить Вашему вниманию основные позиции, на которых мы останавливаемся.

Успешность и безболезненность адаптации любого ребенка к школе связаны с его физиологической и психологической готовностью к началу систематического обучения.

Дети младшего школьного возраста способны осознавать изменение своего социального статуса. В детском саду их уже научили общаться между собой, сопереживать друг другу,

знать и выполнять основные правила поведения. В школе этот процесс продолжается. О том, что касается развития основных познавательных процессов. Для детей этого возраста наиболее характерны наглядно-образное и предметно-действенное мышление, но встречаются первоклассники с хорошо развитым словесно-логическим мышлением, умеющие уставливать причинно-следственные связи, делать правильные выводы. Тип мышления и уровень его развития диагностируется во время психологических исследований, которые мы проводим в октябре – ноябре каждого учебного года с использование обычной «батареи» методик. Это матрицы Равенна, «Эталоны», «4-й лишний». Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса, общий запас знаний об окружающих предметах и явлениях, умение правильно произносить все звуки родного языка. Однако несформированность речи, по нашим наблюдениям встречается более, чем у половины первоклассников, это нарушение звукопроизношения, трудности в простейшем анализе слов, в их написании. Таким детям нужна помощь учителя-логопеда.

Особое значение имеет уровень развития внимания и памяти учеников. У многих детей произвольное внимание уже сформировано, однако его устойчивость невелика и зависит от условий организации обучения и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении могут существенно осложнить процесс обучения. В ходе исследований с использованием проверенных методик, таких, как «Корректурные пробы», таблицы Шульте, «Красно-черные таблицы», методика «10 Слов», «Запомни пару», мы выявляем детей с соответствующими трудностями. Из них организуются группы, с которыми работает психолог, оказывая детям необходимую помощь. Работа ведется с использованием психодиагностических таблиц, специальных методик и коррекционных упражнений.

Наши педагоги, в свою очередь, используют большое количество развивающих заданий, игр, упражнений, и во время уроком, и во внеурочно и индивидуальной деятельности.

Хочу отметить, что на протяжении уже многих лет мы работаем дружно и сообща: я корректирую свои занятия в соответствии с тематикой уроков, педагоги постоянно интересуются новыми методиками, коррекционно- развивающими упражнениями, которые могут помочь их детям в развитии основных познавательных процессов.

Особое внимание уделяется детям с ММД (СДВ и ГА). Как вы знаете, тренировать память, внимание и произвольность в данном случае бессмысленно, а иногда и вредно.

Эти процессы не могут полноценно развиваться, пока не будет нормализована работа мозга. Для учителей и родителей составлены четкие рекомендации, позволяющие организовать работу с такими детьми. Составлены они в виде памятки.

1.Работа должна быть организована как четкая последовательность конкретных форм деятельности, между которыми можно немного передохнуть. Инструкции должны быть четкие и короткие. Предварительное проговаривание этапов работы делает ее для таких детей осмысленной.

2..Расписание уроков должно быть составлено так, чтобы уроки по основным предметам не оказывались в конце учебного дня, иначе стойкая неуспеваемость обеспечена.

3.Обратите внимание на то, что повторы в речи, «зацикливания» и «застревания» - признак утомления. Выявите цикличность работоспособности и утомляемости, учитывайте это время для соответствующих форм деятельности.

4. Не трогайте ребенка, если он «выключился».

5. Позволяйте детям немного «нарушать» дисциплину (повернуться и спросить что-то шепотом у соседа, посидеть в удобной для ребенка позе и т.д.), допуская мелкие дисциплинарные нарушения.

6. Не позволяйте « заполнять пустоты», заниматься бессмысленной деятельностью, так же как и монотонная, неинтересная работа, она только утомит его.

7.Объясняя новый материал, помните о его нейтральной эмоциональной окраске. Излишне эмоциональный тон, театральность может вызвать у таких детей «приступ» неконтролируемой гиперактивности или, наоборот, оказать тормозящее действие на детей с СДВ.

8.У детей с ММД проблемы с закреплением материала (слабо развита долговременная память). Поэтому на протяжении урока варьируйте один и тот же алгоритм или тип задания. Это повышает вероятность освоения основного содержания занятия или урока.

9.Справляться с учебой детям с ММД позволяет развитие интеллекта в пределах возрастной нормы и даже высших форм мышления (изначально они не страдают, хотя мышление долгое время остается как бы «линейным»).

10. Существенную помощь детям с ММД оказывает опора на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления. «Схватывание» по нескольким параметрам невозможно, поэтому решение примеров дается легче, чем решение задач.

11. Излишнюю нагрузку с оперативной памяти и мышления снимают рисунки, чертежи, таблицы, опорные схемы.

12. Развитие зрительно-моторной координации позволяет детям научиться контролировать свои движения. Помогают задания по срисовыванию простых геометрических фигур, выделению и классификации их по форме, размерам, направлению штрихов. В то же время для семилетних детей характерно слабое развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, выкладывание фигур из палочек, пазлы, разного вида шнуровки, мозаики помогают справиться с этой задачей.

Но самым важным вопросом в организации обучения первоклассников является создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья. Это режим учебных занятий, полноценный отдых, питание, благоприятная психологическая обстановка в классе и дома. Для осознания первоклассниками позиции «Я – школьник», выстраивания дружеских отношений с одноклассниками и учителями, развития уверенности в себе и своих учебных возможностях мы проводим уроки психологического развития. Они носят развивающий характер, направлены на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Занятий проходят в игровой форме, дети знакомятся со сказкой-метафорой М.А. Панфилова «Лесная школа», «Смешные страхи».

Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, легче осознают причины своих волнений через образы «лесных школьников». Описание школьных атрибутов, класса, правил поведения позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. Таким образом, на занятиях решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развиваются воображение, мышление, речь.

Для выявления уровня адаптации, профилактики возможных неврозов, выяснения их причин, определения способов коррекции на заключительном уроке проводится перспективная методика Панченко «Школа зверей», анализ которой дает возможность сделать предположения о трудностях, возникших у детей в процессе учебной деятельности. Также оценивается уровень школьной адаптации по опроснику МОШАП, который дает возможность определить, какая из сфер ( педагогическая, социальная, психологическая или физиологическая) является причиной дезадаптации и наметить направления коррекционной работы с учащимися.

В школе ведется большая работа с родителями: проводятся Дни Открытых Дверей для родителей будущих первоклассников, родительские собрания, на которых им рассказывается об особенностях данного возраста. Проводится анкетирование для выяснения особенностей поведения каждого ребенка, даются рекомендации по выстраиванию отношений с ребенком в период адаптации, разработаны памятки для родителей будущих первоклассников, которые помогают ребенку этот сложный этап с наименьшими потерями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учащихся первых классов к начальной школе icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2012/2013 учебном году в начальной школе обучалось 390 человек: 4 первых класса – 107 учащихся, 3 вторых класса – 86 учащихся,...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Было скомплектовано 19 классов (в начальной школе 9 классов, в основной школе 8 классов и старшей- 2 класса). Функционировали классы:...
Учащихся первых классов к начальной школе iconСправка по итогам методической недели в начальной школе
В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской...
Учащихся первых классов к начальной школе icon«Внутренняя система оценки качества образования в начальной школе»
Еропова Марина Акимовна, учитель мбоу «сош №8 им. А. С. Пушкина», первая квалификационная категория руководитель временной творческой...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПояснительная записка к программе «введение в проектно- исследовательскую...
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной
Учащихся первых классов к начальной школе iconПрограмма по физическому воспитанию как средство реализации фгос в начальной школе
Ия внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
Учащихся первых классов к начальной школе iconП лан проведения декады начальных классов в 2013-2014 учебном году
Круглый стол «Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности начальной школы. Особенности педагогической диагностики в начальной...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Численность учащихся на 01. 09. 2011 года – 104 человека, всего 10 классов – комплектов, все занимаются в одну смену. В начальной...
Учащихся первых классов к начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
Учащихся первых классов к начальной школе iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
Учащихся первых классов к начальной школе icon«Формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся...
В переходный период обуславливается различными факторами, но, прежде всего, сохранением психического здоровья учащихся, сохранения...
Учащихся первых классов к начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольная работа должна быть выполнена в следующих вариантах: урок музыки в начальной школе; разработка внеклассных мероприятий...
Учащихся первых классов к начальной школе icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск