Скачать 206.3 Kb.
|
НАЧОУ ВПО СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ 3 программа ВступительнОГО ЭКЗАМЕНА по направлению подготовки 030300.68 «ПСИХОЛОГИЯ» 8680.01.01;ПВЭ.01;1 Вступительный тест для поступления в магистратуру (магистерская программа «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ») Рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета СГА Протокол № 5 от «22» января 2013 г. Москва 2013 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Разработчик: Макаров В.А., канд. псих. наук, доц. Рецензент: Сыромятников И.В., д-р псих. наук, проф. I Содержание дисциплины 1 Темы и их краткое содержание Тема 1. Общая характеристика психологии как науки Общая характеристика психологии как науки Объект и предмет. Классификация психических явлений и процессов. Задачи психологической науки. Методы исследований в психологии. Субъективные и объективные методы исследования. Отличие обыденной психологии от научной. Междисциплинарные связи психологической науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Современная структура психологической науки. Характеристика отраслей психологии. Основные принципы познания в современной психологии: принцип непосредственности, принцип опосредованности, принцип детерминизма, принцип целостности, принцип развития, принцип системности, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода, антропологический принцип. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Основные задачи психодиагностики, психотерапии, психологического консультирования. Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для экономики, социального развития и культуры. Тема 2. Основные этапы развития психологии История развития взглядов на природу и функции психики. Душа и душесловие. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропси-хизм, мозгопсихизм Полемика о первичности материального и нематериального. Биогенетический, психогенетический, социогенетический и системный подходы к сущности психики человека. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведения. Сознание как предмет психологии. Интроспективная психология. Суть интроспективного наблюдения. Изучение сознания в школах структурализма и функционализма. Исследование глубинных структур психики в психоаналитических концепциях. Изучение структуры психики в гештальтпсихологии. Бихевиоризм как наука о поведении. Исследование высших психических функций и деятельности в отечественной психологии. Современные представления о предмете психологии. Основные парадигмы психологического познания: философско-религиозная, естественно-научная, гуманитарная, технократическая, психотерапевтическая. Исследование внутренней сущности личности (гуманистическая и экзистенциальная психология), познавательных процессов, развития интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология). Тема 3. История психологии как наука и ее место в структуре подготовки психолога. Общая характеристика истории психологии как отрасли психологической науки. Место истории психологии в системе психологического знания. Подходы к содержанию и периодизации процесса развития знаний о психике. Анализ теоретико-методологических основ и познавательных средств истории психологии. Специфика источников историко-психологического знания. Методологическое и мировоззренческое значение историко-психологической науки в формировании военного педагога-психолога. Особенности исследования психологических проблем методами историко-психологической науки в работе практического психолога. Зарождение и развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Эволюция психологии в учениях о сознании. Ассоциативная психология в XVIII веке. Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы в психологических концепциях XVIII века. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до «открытого кризиса». Развитие психологической науки в конце XIX – начале XX веков. Зарождение и развитие отечественной психологии. Современное состояние психологического знания. Тема 4. Деятельностный подход в психологии Общее понятие о деятельности. Строение деятельности. Понятия движения, действия, операции и средства осуществления деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность, индивидуальная и совместная, творческая и нетворческая. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и активность. Порождение и функции психики в деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Действие как единица человеческой деятельности. Его целенаправленный характер. Механизмы регуляции действий и операций. Регуляция действия на основе образа. Понятие об ориентировочной основе деятельности. Зависимость действия от общих особенностей деятельности (на примере учебной). Внутренние, умственные действия. Процессы целеобразования. Способы (операции) выполнения действия. Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции. Развитие человека в процессе различных видов деятельности. Игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность. Тема 5. Становление психики в филогенезе Зарождение и эволюция психики. Чувствительность как форма существования психики. В.А. Вагнера о раздражимости. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Концепция Леонтьева – Фабри о стадиях и уровнях развития психического отражения. Характеристика стадий (элементарной сенсорной психики и перцептивной психики) и уровней развития психического отражения в филогенезе. Сознание как высший уровень психического отражения. Возникновение и развитие сознания. Условия возникновения сознания. Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства деятельности и сознания. Признаки и свойства сознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Статистическая и динамическая модель. Сознание как деятельность и сознание как образ. Современные направления исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии. Неосознаваемые явления в психике и их классификация. Тема 6. Методы изучения психических явлений История становления методов изучения психики. Единицы анализа психики. Классификация методов психологии. Методы диагностики, прогнозирования и оказания психологической помощи. Вербальные и проективные методы. Обследование и исследование. Основные методы психологии: наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии; наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, моделирование, анализ продуктов деятельности и их виды. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов, метод синдромного анализа, биографический метод. Интроспекция как метод исследования психики. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов. Эмпирическое и экспериментальное исследование. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты. Сравнительно-генетический метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Сравнительно - патологический метод. Анализ отдельных случаев (клинический метод). Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании. Компьютерные способы диагностики. Тема 7. Познавательная сфера человека Структура психики человека и психические познавательные процессы. Общая характеристика познавательной сферы человека в основных школах психологии. Классификация познавательных процессов. Особенности становления и развития познавательной сферы. Универсальные психические процессы. Виды познавательных процессов. Формирование и развитие образов. Способы представления реальности: практическое действие, наглядный образ, знак. Возможности изучения явлений психики. Подходы к изучению самого процесса познания. Ориентировочный рефлекс и познавательная деятельность. Организация исследовательской деятельности в психологии. Особенности человека как субъекта и объекта познания. Познание групповых явлений. Тема 8. Психология ощущений Сущность понятия «ощущения». Развитие ощущений в фило- и онтогенезе. Ощущение как формы отражения реальности. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Пороговые показатели ощущений. Структура и функции анализаторов. Классификация ощущений. Рецептор и ощущения. Понятие «образ». Ощущения и образы Методы изучения и измерения ощущений. Законы функционирования ощущений. Сенсорная депривация и сенсибилизация. Проксимальный и дистальный стимулы. Современные приемы исследования ощущений. Психофизика и психофизиология работы сенсоров. Значение ощущений в практической деятельности, поведении и общении личности Тема 9. Психологическая характеристика восприятияСущность восприятия. Отличие восприятия от ощущения. Место восприятия в познавательной и практической сфере жизнедеятельности человека. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Восприятие и деятельность. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Экспериментальные исследования перцептивных действий. Теории восприятия. Общая характеристика основных подходов к изучению восприятия. Описание перцептивного процесса в классической психологии сознания. Аналитическая интроспекция и восприятие. Структуралистская теория восприятия. Гештальт-теория восприятия. Перцептивная психофизика. Теории субъектной ориентации. Концепция перцептивных гипотез. Восприятие, как процесс категоризации. Теория перцептивного цикла. Экологическая теория восприятия. Основные свойства перцептивных образов. Константность и предметность восприятия. Кросскультурные исследования восприятия. Исследование установок в восприятии. Виды и основания для классификации восприятия. Восприятие пространства и движения. Основные признаки восприятия реального движения. Эфферентная и афферентная теория восприятия стабильности воспринимаемого мира. Автокинетический эффект. Восприятие формы и пространства. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия. Исследование установок в восприятии. Тема 10. Общая характеристика внимания Внимание: сущность и специфика функционирования. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Внимание и сознание. Виды внимания: природное и социально обусловленное; непосредственное и опосредованное; непроизвольное и произвольное; чувственное и интеллектуальное. Концепции понимания внимания. Теория внимания Т.Рибо. Концепция Д.Н.Узнадзе. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание и деятельность. Структура деятельности и внимание. Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности. Автоматические и сознательно контролируемые процессы. Стадии развития внимания. Низшие и высшие формы внимания. Пути развития высших форм внимания. Тема 11. Психология представлений Основные характеристики. Типы представлений. Механизмы возникновения представлений. Наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство представлений. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления. Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др. Классификации представлений по содержанию и степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений. Особенности развития представлений в онтогенезе. Представление и тип личности: зрительный, слуховой и двигательный. Этапы формирования представлений. Условия развития представлений. Тема 12. Воображение: сущность и специфика функционирования Общая характеристика воображения. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы формирования воображаемых образов. Схематизация и акцентировка. Индивидуальные особенности развития воображения. Степень развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Воображение и деятельность. Воображение и творчество. Значение воображения для творчества. Тема 13. Особенности функционирование памяти Память: сущность и содержание процесса. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследования. Понятие об ассоциациях и память. Значимость событий, «эффект края», закон забывания. Гештальтпсихология о памяти. Проблемы памяти в исследованиях бихевиоризма и психоанализа. Смысловая теория памяти. Формы и виды памяти. Классификация видов памяти. Двигательная и эмоциональная память. Образная и словесно-логическая память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Основные формы забывания. Уровни памяти. Закон забывания Эббингауза. Явление реминисценции. Ошибочное узнавание как форма забывания. Понятие о ретроградной амнезии. Аномалии памяти. Амнезия. Прогрессирующая амнезия. Закон Т.Рибо. Развитие и коррекция памяти. Тема 14. Речевые функции человека Общая характеристика речевых функций человека. Развитие речи в онтогенезе. Речь и речевая деятельность. Речевое действия. Язык и речь. Психосемантика и психолингвистика. Вербальное и невербальное общение. Анализ речевых функций. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная. Виды речи. Психологическая характеристика устной, письменной монологической, диалогическойя, внутренней речи. Механизмы понимания речи. Теории порождения и восприятия речи. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Теории порождения речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.) Развитие речи. Речевые дефекты и отклонения. Способы оказания психологической помощи. Речь и профессиональная деятельность. Тема 15. Психология мышления Мышление: сущность и особенности. Связь мышления и восприятия. Мышление как обобщение и опосредствованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Язык, сознание и мышление. Виды мышления. Понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое мышление. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и эмоции. Аутистическое мышление. Классификация людей по типам мышления. Креативность. Мышление и интеллект. Понятие интеллекта. Структура интеллекта. Трехмерная модель интеллекта.. Тесты интеллекта. Коэффициент интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития. . Основные подходы к пониманию мышления. Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Логическая теория мышления. Мышление с позиций деятельностного подхода. Информационно-кибернетическая теория мышления. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж.Пиаже. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.. Информационная теория когнитивного развития. Предмет и методы исследования в психологии мышления. Диагностика мышления и интеллекта. Методика Векслера и матрицы Равена. Тема 16. Эмоции и чувстваРазвитие представлений об эмоциях в отечественной и зарубежной психологии. Исторические аспекты изучения эмоций. Концепции сущности эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии. Представление Ч. Дарвина об эмоциях. Теория Джемса – Ланге. Теория эмоций У. Кэннона. Активационная теория Линдсея-Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Физиологические теории эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций. Современные концепции эмоций. . Назначение и виды эмоциональных процессов. Функции эмоций: оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты, эвристическая. Классификации эмоций. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоциональные состояния. Эмоции и чувства: сущность и отличие. Роль и место чувств в поведении и деятельности. Тема 17. Воля и волевые процессы Сущность понятия «воля». Содержание волевых действий и волевая регуляция. Критерии оценки волевых действий. Волевые качества. Смелость и импульсивность. Решительность и смелость. Произвольное и волевое регулирование поведения. Воля и саморегулирование. Воля как высший уровень регуляции. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Подходы к исследованию воли. Структурный и функциональный подходы к пониманию воли. Структура волевых действий. Роль влечений и желаний в развитии воли. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности. Борьба мотивов и исполнение принятого решения. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Деятельность и формирование воли. Развитие воли в онтогенезе. Тема 18. Психические состояния Состояния: сущность и значение. История изучения состояний. Теории психических состояний. Диалектика состояний, свойств и психических процессов. Функции состояний. Классификация состояний. Факторы стабилизации состояния. Психологическая характеристика основных состояний. Депрессия и эйфория. Стресс и аффект. Копинг и стратегии поведения. Фрустрация. Основания для классификации. Структура психического состояния. Диагностика и регулирование психических состояний. Управление и самоуправление состояниями. Состояния и деятельность. Тема 19. Общая характеристика способностей Исторические аспекты изучения способностей. Врожденные и приобретенные способности. Соотношение способностей и задатков. Общие и специальные способности. Способности и успешная деятельность. Способности и склонности. Соотношение знаний, умений, навыков о способностей. Теории способностей. Функциональная концепция способностей. Определение способностей в дифференциальной психологии. Разновидности способностей и критерии их классификации. Соотношение интеллекта и способностей. Изучение способностей на уровне деятельности. Креативность. Диагностика креативности. Виды способностей. Одаренность, талант, гениальность. Проблема методов практического раскрытия способностей. Значение теории способностей в профессиологии. Методы диагностики способностей. Развитие способностей. Тема 19. Направленность и психические свойства личности Сущность понятия «направленность». Потребности и мотивация. Предмет потребности. Мотив и цель. Личностный смысл. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Иерархия мотивов. Борьба мотивов. Мотивация отдельных видов деятельности и состояния. Развитие мотивации в онтогенезе. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Смена ведущей мотивации и кризисы. Механизм «сдвига мотива на цель». Теории мотивации в зарубежной психологии. Проблема ценностных ориентаций. Механизм усвоения ценностей. Ценности профессиональной деятельности и ценности личности. Ценностные ориентации личности как объект психологического воздействия. Методы изучения системы ценностей человека. Проблема темперамента в психологи. История изучения. Концепции темперамента. Особенности изучения темперамента в отечественном психологическом знании. Методы психодиагностики темперамента. Темперамент и личность. Темперамент и деятельность. Конституциональные концепции темперамента. Характер: сущность и специфика понимания. История изучения. Характерология. Характер и темперамент. Признаки темперамента. Структура характера. Типы характеров. Типологии характера. Акцентуации характера. Психодиагностика акцентуаций. Защитные и адаптивные функции характера. Детерминанты формирования характера человека. Типы воспитания и характер. Проблема национального характера. Менталистика. Методы изучения и оценки характера. Тема 20. Личность как предмет изучения психологии Понятие индивид, личность, индивидуальность. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Движущие силы и условия развития личности. Личность как субъект деятельности. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Личностные свойства. Свойства «большой пятерки». Личность и социализация. Социально-исторический образ жизни личности. Личностные аспекты жизненного пути. Теории личности в отечественной психологии. Концепции личности в современных направлениях зарубежной психологии. Тенденции развития современной персонологии. Структура и типология личности. Методология изучения личности. Современные трактовки структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Факторные теории личности. Личность как психологическая система. Структурные элементы личности в разных теоретических концепциях. Интеграция и дезинтеграция структуры личности. Личность как предмет психологического исследования. Личностные опросники. Номотетическое и идеографическое описание личности. 2. Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
ЛитератураОсновная
Дополнительная
|
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | ||
Программа вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | ||
Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению... Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 38. 06. 01 – Экономика | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 №1365; программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 06 – «Техническая эстетика... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право».... | ||
Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного... Программа содержит характеристику основных разделов, тем по направленности, список литературы, необходимый для подготовки к сдаче... | Программа вступительного экзамена по направлению подготовки Направление... Строительные материалы. Под общей ред. В. Г. Микульского и Г. П. Сахарова М.; Изд-во асв, 2007 |