Скачать 41.77 Kb.
|
УДК 377.131.11 Формирование компетентности самоорганизации у студентов СПО. Шнейдерман Т.А. Научный руководитель канд.пед.наук Осипенко О.А. СФУ ИППС, магистрант 1 курса Сфера моих профессиональных интересов – среднее профессиональное образование, хочу поделиться с проблемами, которые сопровождают педагогическое сообщество, непосредственно имеющее отношение к СПО. Современная Россия – это страна, в которой происходят глобальные социальные и экономические изменения, с этим связаны в настоящее время процессы модернизации отечественной системы образования, включая и среднее профессиональное. Обществу необходимы специалисты, аккумулирующие новые качества теории и практики, современную культуру, принцип самообразовательной деятельности, способные к самоизменению, самоорганизации и самосовершенствованию в течение всей жизни. В этих условиях традиционная парадигма образования меняется. В новой парадигме актуализируется ресурс самообразовательной деятельности. От качества выпускаемых специалистов, включая среднее профессиональное образование, зависят темп и эффективность многих преобразований. Будущему специалисту необходимо уметь осуществлять поиск и переработку информации, уметь ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание. На этом пути основополагающими являются готовность студента к самообразовательной деятельности, соответственно высокий уровень его самоорганизации. В связи с этим со всей остротой встает решение проблемы формирования компетентности самоорганизации у студентов среднего профессионального образования – будущих специалистов. Как показывает практика и отзывы работодателя, выпускник СПО обладает набором профессиональных компетенций, но базовые компетенции либо развиты слабо, либо они практически отсутствуют, например, такие, как умение организовать собственную деятельность и нести ответственность за принятие решений при работе в группе. Актуальность моего исследования можно рассматривать на разных уровнях. На социально-педагогическом уровне она обусловлена социальным заказом общества на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, творческих, мобильных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих способностью к самообразованию, к самосовершенствованию, к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности. Сформированность компетентности самоорганизации позволит будущему специалисту успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс, результаты своей будущей деятельности. На научно-теоретическом уровне актуальность связана с тем, что в теории и практике нет единого подхода к определению понятий «самоорганизация» и «компетенции самоорганизации» а также недостаточно четко определены сущность и характеристики компетентности самоорганизации учебного процесса студентов ССУЗов. На научно-методическом уровне актуальность связана с необходимостью выявления педагогических условий, способствующих формированию компетентности самоорганизации у студентов СПО. В психолого-педагогической литературе нет единого, установившегося определения самоорганизации, несмотря на широкую представленность этого феномена в теоретических и прикладных исследованиях различных направлений. Самоорганизация рассматривается в связи с различными аспектами учебной деятельности, к числу которых относятся организация самостоятельной работы студентов, формирование и совершенствование самообразовательной деятельности, самовоспитание, самореализация личности в деятельности. Вместе с тем практически не разработана проблема создания психолого-педагогических условий для эффективного формирования компетентности самоорганизации, недостаточно внимания уделено поиску путей ее формирования у студентов СПО на начальном этапе обучения (младших курсов). Кроме того, опыт свидетельствует о наличии глубоких противоречий в образовательном процессе СПО:
Выделенные противоречия, теоретическая неразработанность данного вопроса в психолого-педагогической литературе и его большое практическое значение позволяют в дальнейшем сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование компетенций самоорганизации в учебном процессе студентов СПО. Основной гипотезой исследования становиться формирование компетентности самоорганизации в учебном процессе у студентов СПО, которые будут эффективными при выполнении следующих педагогических условий:
В заключении хотелось бы отметить, что самоорганизующаяся личность быстрее и эффективнее преодолевает трудности, проявляет инициативу и творческие способности, путь ее становления берет свое начало с первой ступени образования и требует специальной организации учебного процесса. Как показал опыт, организация учебно-исследовательской деятельности и внедрение ее как форму организации учебных занятий способствует формированию компетентности самоорганизации, недаром вопросы, связанные с формированием самоорганизующейся личностью сегодня становятся наиболее обсуждаемыми.
. |
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах... Москва | Электронных ресурсов «наука и образование» №03 (34) март 2012 удк 377. 4 № офэрниО: 17980 Информационный образовательный ресурс «Адаптация городской инфраструктуры для маломобильных групп населения» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний и навыков самоорганизации (организации личного труда) | Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний и навыков самоорганизации (организации личного труда) | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета Тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности... | ||
Разработал: преподаватель специальных дисциплин гбоу спо «моатт» мо финагина Ольга Алексеевна Становление и формирование социально-трудовой компетентности учащихся: -научиться приёмам работы на универсальной швейной машине;... | Реферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников» Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников | ||
1 Выписка из учебного плана специальности Целью учебной дисциплины является формирование у студентов основ профессиональной компетентности по проблемам психоконсультирования... | Теория, методология и методы психологического исследования Целью курса является формирование у студентов профессиональной компетентности в области планирования и проведения теоретического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей... Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,... | ||
Удк 004. 9 Коржик И. А Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Формирование компетентности профессионального самосовершенствования... Защита состоится 27 мая 2010 г в 14. 30 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 02 в Волгоградском государственном педагогическом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода... | Формирование методической компетентности преподавателя в современых... |