Скачать 277.63 Kb.
|
Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)Назначение тестаЦель методики - повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда. Инструкция к тестуВедущий говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях . Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка». Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения. Следует отметить , что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл. Тестовый материалТрудовые действия
Обработка результатов тестаБаллы, проставленные учащимися по каждому трудовому действию, сопоставляются с нормами:
Значения записываются в столбик «Соответствие норме». Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то ставится «0». Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов в столбце «Соответствие норме». Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от -5 до +6 баллов.
Далее психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, готовность к которым учащиеся хотели бы проверить. В результате на доске должен появиться список из 8-12 профессий. С помощью списка «Набор профессий» определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии. В «Набор профессий» включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. В современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и подобное включение позволяет обсудить эти «профессии» со школьниками. Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям. Пример расчета готовности к профессии "Программист"
Таблица расчета готовности к профессии "Программист"
Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60-70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии. Нужно также учесть самооценку подростка:
Подобная корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии. В приведенном примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1.3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист». Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3-5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления. Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и необходимость выполнения такой работы («надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов. При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой. |
Программа «Профориентационная работа школы на 2013 2016 годы» «утверждаю» Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является профориентационная... | Отчет о результатах проведения учебного курса для классных руководителей... Поволжского управления по теме «Профориентационная поддержка старшеклассников профильной школы» | ||
Бачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Г85 Введение в профессию... А. А. Асмолов В. А. Болотов Г. А. Бордовский В. П. Борисенков А. А. Деркач А. И. Донцов | Систмета мгд-дозирования и перекачивания жидкого металла п. И. Пряжников,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Под таким девизом была проведена профориентационная декада в этом... | Российской Федерации «Об образовании» Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является профориентационная... | ||
Проекта Профориентационная работа в школе Полное название учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный... | Темы рефератов методика овладения техникой бега на короткие и длинные... ... | ||
«Профориентационная работа как средство достижения профессионального... Мкоу «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В. Ф.» | Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика... Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения... | ||
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат... Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Методика профессионального обучения Лекции Методика – это совокупность методов для достижения какой-либо образовательной цели | Информация о мероприятиях областной профориентационной акции В целях оказания помощи выпускникам школ в вопросах профессионального самоопределения и предупреждения молодежной безработицы в Тульской... | ||
Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | Методика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры |