Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников)





Скачать 277.63 Kb.
НазваниеАктивизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников)
страница1/6
Дата публикации27.07.2013
Размер277.63 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Психология > Инструкция
  1   2   3   4   5   6

Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)

Назначение теста

Цель методики - повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Инструкция к тесту

Ведущий говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях .

Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».

Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения.

Следует отметить , что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.
Тестовый материал

Трудовые действия

  1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).

  2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).

  3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).

  4. Много чертить, рисовать.

  5. Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.

  6. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.

  7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.

  8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).

  9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).

  10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.

  11. Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).

  12. Много запоминать по ходу работы.

  13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции).

  14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.

  15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.

  16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).

  17. Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).

  18. Переносить однообразную, монотонную работу.

  19. Терпеть насмешки, грубость.

  20. Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).

  21. Уметь организовывать, руководить людьми.

  22. Владеть иностранным языком.

  23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.

  24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).

  25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).

  26. Часто работать по вечерам и без выходных.

  27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).

  28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).

  29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).
Обработка результатов теста

Баллы, проставленные учащимися по каждому трудовому действию, сопоставляются с нормами:

  • если баллы попадают в норму (включительно), то ставится «0»,

  • если больше нормы - «+1»,

  • если меньше - «-1».

Значения записываются в столбик «Соответствие норме».

Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то ставится «0».

Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов в столбце «Соответствие норме». Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от -5 до +6 баллов.

  • если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»);

  • если результат выше нормы - самооценка несколько завышенная;

  • если ниже нормы - самооценка заниженная.

Далее психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, готовность к которым учащиеся хотели бы проверить. В результате на доске должен появиться список из 8-12 профессий.

С помощью списка «Набор профессий» определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Набор профессий» включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. В современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и подобное включение позволяет обсудить эти «профессии» со школьниками.

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Пример расчета готовности к профессии "Программист"

  • Сначала в бланк записывается название профессии - «программист».

  • Затем в списке «Набор профессий» отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.

  • Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) - 7 баллов; третье (выполнять расчеты) - 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) - 3 балла и т.д.

  • После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка.

  • Затем полученные результаты суммируются.

Таблица расчета готовности к профессии "Программист"

Номера действий

Названия действий для профессии

Значимость действий для профессии

 

Самооценка готовности к действиям

 

Вероятность готовности к действиям

1

следить за приборами

2

х

7

=

14

3

выполнять расчеты

4

х

5

=

20

18

переносить монотонную работу

2

х

3

=

6

28

уметь работать в коллективе

1

х

2

=

2

32

придумывать новое

1

х

5

=

5




Сумма: 47%

Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60-70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.

Нужно также учесть самооценку подростка:

  • если она - повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7,

  • если пониженная - на 1,3,

  • если самооценка оказалась адекватной, то никаких корректировок можно не делать.

Подобная корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии.

В приведенном примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1.3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».

Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям.

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3-5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и необходимость выполнения такой работы («надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconПрограмма «Профориентационная работа школы на 2013 2016 годы» «утверждаю»
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является профориентационная...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconОтчет о результатах проведения учебного курса для классных руководителей...
Поволжского управления по теме «Профориентационная поддержка старшеклассников профильной школы»
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconБачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Г85 Введение в профессию...
А. А. Асмолов В. А. Болотов Г. А. Бордовский В. П. Борисенков А. А. Деркач А. И. Донцов
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconСистмета мгд-дозирования и перекачивания жидкого металла п. И. Пряжников,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconПод таким девизом была проведена профориентационная декада в этом...

Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является профориентационная...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconПроекта Профориентационная работа в школе
Полное название учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconТемы рефератов методика овладения техникой бега на короткие и длинные...
...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) icon«Профориентационная работа как средство достижения профессионального...
Мкоу «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В. Ф.»
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconМуниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат...
Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconМетодика профессионального обучения Лекции
Методика – это совокупность методов для достижения какой-либо образовательной цели
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconИнформация о мероприятиях областной профориентационной акции
В целях оказания помощи выпускникам школ в вопросах профессионального самоопределения и предупреждения молодежной безработицы в Тульской...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников) iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск