Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета





НазваниеМуниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета
страница1/6
Дата публикации27.07.2013
Размер0.73 Mb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Информатика > Инструкция
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное образовательное

Учреждение

межшкольный учебный комбинат ГОРОДА Тамбова

Методические материалы

для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации


Тамбов 2009 г.
Профориентационная анкета
Диагностическая цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых

Инструкция: «Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности

(0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 – совершенно верно)».
Прилагается анкета «Я ХОЧУ»
Прилагается анкета «Я МОГУ»
Обработка и интерпретация результатов: Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, набранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

  1. человек – человек,




  1. человек – техника,



  1. человек – знаковая система,




  1. человек – художественный образ,



  1. человек – природа.


Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:

А) исполнительские

Б) творческие
Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):



1

Знакомиться с новыми людьми

Быть чутким и доброжелательным

Выслушивать людей

Разбираться в людях

Хорошо говорить и выступать публично

0123

0123

0123

0123

0123



2

Искать и устранять неисправности

Использовать приборы, машины, механизмы

Разбираться в технических устройствах

Ловко обращаться с инструментами

Хорошо ориентироваться в пространстве

0123

0123

0123

0123

0123



3

Быть сосредоточенным и усидчивым

Хорошо считать в уме

Кодировать информацию

Оперировать знаками и символами

Искать и исправлять ошибки

0123

0123

0123

0123

0123



4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

Разбираться в литературе и искусстве

Петь, играть на музыкальных инструментах

Сочинять стихи, писать рассказы

Рисовать

0123

0123

0123

0123

0123



5

Разбираться в животных или растениях

Разводить растения или животных

Бороться с болезнями, вредителями

Ориентироваться в природных явлениях

Работать на земле

0123

0123

0123

0123

0123



А

Быстро выполнять задания

Точно следовать инструкциям

Работать по заданному алгоритму

Выполнять однообразную работу

Соблюдать правила и нормативы

0123

0123

0123

0123

0123



Б

Создавать новые инструкции и давать указания

Принимать нестандартные решения

Легко придумывать новые способы деятельности

Брать на себя ответственность

Самостоятельно организовывать свою работу

0123

0123

0123

0123

0123



Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):



1


Обслуживать людей

Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

0123

0123

0123

0123

0123



2

Управлять машинами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи

Заниматься строительством

0123

0123

0123

0123
0123



3

Обрабатывать тексты и таблицы

Производить расчёты и вычисления

Перерабатывать информацию

Работать с чертежами, картами и схемами

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0123

0123

0123

0123

0123



4

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства

Выступать на сцене

Вышивать, вязать

0123

0123

0123

0123

0123



5

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

0123

0123

0123

0123

0123



А

Работать руками

Выполнять решения

Воспроизводить имеющиеся образцы

Размножать, копировать

Получать конкретный практический результат

Воплощать идеи в жизнь

0123

0123

0123

0123

0123
0123



Б

Работать головой

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать

Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать

0123

0123

0123

0123

0123

Занятие: Классификация профессий
Цели:

- формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

- активизация умственной активности.

1.Организационный момент

Упражнение «Сантики-фантики»

Ведущий. Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторять его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.

Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге.

Ведущий. У нас сменилось уже несколько ведущих и водящих – пора за работу!

2.Основная часть

Вводное слово ведущего

Займите свои места. Приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность? … правильно – водитель троллейбуса.

Классификация профессий:

1) По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

2) По целям труда (классы) – каковы конечная цель труда.

3) По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

4) По условиям труда (группы) – где работает.

Начнем с характеристики типов профессий.

Типы профессий:

а) Предмет труда – техника, а система «человек-техника» (Ч-Т).

Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

б) Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч-П).

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.

Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

в) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек-знак» (Ч-Зн.).

Этот вид деятельности относится к умственному труду.

Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.

г) предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Х).

Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий. Но вначале теоретическая информация.

Классы профессий

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

а) Гностические («гнозис» - знание) (гн). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

б) Преобразующие (пр). Цель – изготовить по образцу.

в) Изыскательские (из). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Правильно, это изыскательская профессия.

Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.

Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Отделы профессий

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

а) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например, каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.

б) с использованием машин с ручным и ножным управлением (а); пример: оператор персонального компьютера;

г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.теор

Попробуйте привести свои примеры.

Молодцы, усвоили!

Группы профессий

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д.

б) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.

в) труд в необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д.

г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); пример: инкассаторы, врачи.

Продолжайте. Молодцы!

Ведущий. Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

Игра «Молекулы»

Ведущий. Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте проведем игру «Молекулы». Условие: по моей команде «начали» все встают хаотично передвигаются по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота.

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участниками необходимо составить формулы профессий.

Пример.

1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.

2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал).

3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.

4 карточка: военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог.

Ведущий. Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер». Ч-Ч, пр, ф, мо.
Теперь работайте сами. Время работы – 10 минут.

Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.

Всем спасибо!

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарий и рекомендации

Это занятие проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это пожалуй, одно из нелегких занятий. Где теоретический материал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на факторы. Влияющие на выбор вида деятельности.

Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказав о системе Ч-П, можно пошутить: «Теперь вы знаете, что ЧП – это не только чрезвычайная ситуация» и т.д.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconАдминистрации новоуральского городского округа муниципальное образовательное...
Информационная справка о муниципальном образовательном учреждении «Межшкольный учебный комбинат» 4
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconТемы вашего учебного проекта
Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» Советского района города Казани
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconМуниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма В. Б. Захарова, Н. И. Сонина
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconОсновная образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconГ о. Тольятти Использование игровых технологий на урок
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма «Виртуальная профильная школа для учащихся 8-11 классов»
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconОтчет о результатах самообследования
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» Нижнекамского муниципального района Республики...
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма дополнительной подготовки для учащихся 10 11 классов «Искусство интерьера»
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconI. Культура первобытной эпохи
Муниципальное общеобразовательное учреждение межшкольный учебный комбинат Дзержинского района 1
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Банковские реквизиты: л/с 20763004190 уфк по Волгоградской области (Департамент финансов администрации г. Волгограда) Муниципальное...
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconДоклад Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный...
Учредитель: управление образования администрации Озёрского муниципального района
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета iconМежшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района
Учащиеся мук№1 Красноперекопского района, однажды придя с экскурсией на комбинат «Красный перекоп», задумались, а как готовили работников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск