Скачать 0.73 Mb.
|
Муниципальное образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат ГОРОДА Тамбова Методические материалы для проведения индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по профориентации Тамбов 2009 г. Профориентационная анкета Диагностическая цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых Инструкция: «Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 – совершенно верно)». Прилагается анкета «Я ХОЧУ» Прилагается анкета «Я МОГУ» Обработка и интерпретация результатов: Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, набранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские Б) творческие Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):
Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Занятие: Классификация профессий Цели: - формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; - активизация умственной активности. 1.Организационный момент Упражнение «Сантики-фантики» Ведущий. Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторять его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь. Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге. Ведущий. У нас сменилось уже несколько ведущих и водящих – пора за работу! 2.Основная часть Вводное слово ведущего Займите свои места. Приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность? … правильно – водитель троллейбуса. Классификация профессий: 1) По предмету труда (типы) – на что направлен труд. 2) По целям труда (классы) – каковы конечная цель труда. 3) По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент. 4) По условиям труда (группы) – где работает. Начнем с характеристики типов профессий. Типы профессий: а) Предмет труда – техника, а система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д. б) Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь. в) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек-знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д. г) предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Х). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д. Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий. Но вначале теоретическая информация. Классы профессий Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель). а) Гностические («гнозис» - знание) (гн). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку. б) Преобразующие (пр). Цель – изготовить по образцу. в) Изыскательские (из). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу. Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса. Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию. Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Правильно, это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия. Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия. Теперь перейдем к характеристике отделов профессий. Отделы профессий Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда: а) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например, каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д. б) с использованием машин с ручным и ножным управлением (а); пример: оператор персонального компьютера; г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.теор Попробуйте привести свои примеры. Молодцы, усвоили! Группы профессий Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда: а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д. б) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д. в) труд в необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д. г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); пример: инкассаторы, врачи. Продолжайте. Молодцы! Ведущий. Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий. Игра «Молекулы» Ведущий. Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте проведем игру «Молекулы». Условие: по моей команде «начали» все встают хаотично передвигаются по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота. После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участниками необходимо составить формулы профессий. Пример. 1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель. 2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал). 3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист. 4 карточка: военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог. Ведущий. Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер». Ч-Ч, пр, ф, мо. Теперь работайте сами. Время работы – 10 минут. Ну что же, перейдем к обсуждению ответов. При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий. Всем спасибо! Ритуал прощания Аплодисменты. Комментарий и рекомендации Это занятие проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это пожалуй, одно из нелегких занятий. Где теоретический материал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на факторы. Влияющие на выбор вида деятельности. Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказав о системе Ч-П, можно пошутить: «Теперь вы знаете, что ЧП – это не только чрезвычайная ситуация» и т.д. |
Администрации новоуральского городского округа муниципальное образовательное... Информационная справка о муниципальном образовательном учреждении «Межшкольный учебный комбинат» 4 | Темы вашего учебного проекта Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» Советского района города Казани | ||
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный... Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | Программа В. Б. Захарова, Н. И. Сонина Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | ||
Основная образовательная программа Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | ||
Программа «Виртуальная профильная школа для учащихся 8-11 классов» Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | Отчет о результатах самообследования Муниципальное автономное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» Нижнекамского муниципального района Республики... | ||
Программа дополнительной подготовки для учащихся 10 11 классов «Искусство интерьера» Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | I. Культура первобытной эпохи Муниципальное общеобразовательное учреждение межшкольный учебный комбинат Дзержинского района 1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Банковские реквизиты: л/с 20763004190 уфк по Волгоградской области (Департамент финансов администрации г. Волгограда) Муниципальное... | ||
Доклад Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный... Учредитель: управление образования администрации Озёрского муниципального района | Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района Учащиеся мук№1 Красноперекопского района, однажды придя с экскурсией на комбинат «Красный перекоп», задумались, а как готовили работников... |