Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В





Скачать 81.97 Kb.
НазваниеУдк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В
Дата публикации12.07.2013
Размер81.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
УДК 377.131.11
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПРОЦЕССАХ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАРТА БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ

Богданов Д.А.

научный руководитель канд. физ.-мат. наук Васильев В.В.

Сибирский федеральный университет



1. Актуальность проблемы. В связи с введением образовательных стандартов третьего поколения, а также принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» актуальным становится вопрос соответствия учителей требованиям данных программных документов и новым веяниям в системе образования в целом.

В «новой» школе должен работать «новый» педагог: «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего...» [1].

Уже сейчас мы можем видеть реальные шаги по изменению системы подготовки педагогических кадров. Это и создание центров повышения квалификации педагогических работников, и введение новых профессиональных стандартов, и преобразование системы подготовки в педагогических вузах. Помимо этого создаются условия для изменения отношения молодежи к учительской профессии, касающиеся пересмотра системы оплаты труда педагогов, введения грантовой поддержки студентов педагогических вузов, решивших работать по специальности.

2. Проблематика. Но этих шагов недостаточно. И в ситуации изменения системы подготовки педагогических кадров остается много проблем, связанных с одной стороны с устаревшими методами профессиональной подготовки, а с другой стороны с низким уровнем учебно-профессиональной мотивации студентов, отсутствием понимания сущности профессии. Все это проявляется в медленном, растянутом вхождении выпускников в процесс решения задач, стоящих перед школой, в необходимости специального адаптационного периода перед работой в конкретной школе.

Актуальной остаётся проблема низкого уровня учебно-профессиональной мотивации студентов. Согласно О.А. Мусатовой, учебно-профессиональная мотивация – это «важнейший фактор результативности процесса образования, и в этом качестве она составляет основу учебного потенциала студента, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на образовательный процесс» [3].

Данные социологических исследований указывают на то, что у большинства студентов вузов выражены внешние мотивы к обучению (потребность в получении диплома о высшем образовании и т.д.), а мотив к получению профессиональных компетенций, позволяющих работать по специальности, стоит на последнем месте. Кроме того, статистика показывает, что количество выпускников, окончивших вуз и вышедших работать по специальности невелико, что еще раз подчеркивает отношение студентов к выбираемой ими профессии. Эта ситуация зеркально отражается и в педвузах. Для большинства студентов педагогическая специальность стоит последней в списке приоритетов.

Подобная ситуация не позволяет решать высоких задач, содержащихся в новейших профессиональных стандартах и в первую очередь задачу успешного и быстрого профессионального старта выпускников педагогических вузов. Таким образом, актуальным становится вопрос поиска механизма, позволяющего решить эту задачу.

Данный механизм должен определять сущность учебно-профессиональной мотивации студента, этапы работы по ее формированию на протяжении всего обучения студента, особенности встраивания новых образовательных инструментов в учебный процесс, регламентируемый основной образовательной программой (ООП).

На наш взгляд, в процессе разработки подобного механизма необходимо обратить внимание на инструменты индивидуализации образовательного процесса.

3. Гипотеза. Специальным образом спроектированные инструменты индивидуализации процесса профессиональной подготовки, захватывающие профессиональный старт будущих специалистов, способны повысить уровень учебно-профессиональной мотивации, эффективность адаптации к будущему месту профессиональной деятельности студентов.

В рамках индивидуализации образования сейчас создается большое количество форматов и инструментов. Несмотря на многообразие инструментов индивидуализации в данный момент нет четкого понимания как и когда внедрять данные инструменты в образовательный процесс, как их соотнести с основными образовательными программами, как оценить их эффективность.

Мы предлагаем комплексный подход к процессу индивидуализации, который бы нивелировал все вышеуказанные проблемы. Нами была проделана работа по созданию инструмента, который бы позволял удерживать задачи индивидуализации образования и при этом безболезненно решать эти задачи в рамках существующей системы ВПО [1]. Таким инструментом стал индивидуальный образовательный проект.

Индивидуальный образовательный проект (ИОП) – это деятельность, направленная на создание и конкретизацию идеальной формы успешности, а в пределе и ее преодоление молодым человеком. Именно успешность видится авторами тем ориентиром, к которому стремятся молодые люди, той формой, в которую «складываются» все их личностные, профессиональные, учебные цели, желания, мечты, ожидания.

ИОП позволяет на начальном этапе обсуждать успешность, конкретизировать ее проявления для себя самого и затем – становиться успешным, измерять свой индивидуальный прогресс. Отличием ИОП от разнообразных инструментов профессионального самоопределения является то, что сама форма индивидуального проекта требует не просто фиксации готовности к той или иной профессиональной деятельности, но и обязательного вхождения в нее, освоения.

Цель индивидуального образовательного проекта – поиск важных для человека ориентиров (цели в жизни, ценности, интересы и пр.), конкретизация учебно-профессиональных задач, решение которых необходимо для приближения к озвученным ориентирам.

ИОП студента-педагога включает в себя:

- общие данные о студенте (фио, контакты, краткая биография);

- описание учебных, профессиональных целей на определенный период времени;

- описание опыта прохождения учебных и профессиональных практик;

- матрицу освоения профессиональных компетенций, предусмотренных ООП (описание компетенции, форма освоения, сроки освоения, форма оценки, результат освоения, примечания).

Включение ИОП в образовательный процесс происходит поэтапно:

1. Позиционирование ИОП как формы адаптации к процессу обучения в ВУЗе и знакомства с педагогической профессией на первом семестре обучения.

2. Позиционирование ИОП как инструмента оценки во втором семестре.

3. Позиционирование ИОП как инструмента планирования учебной, научной и профессиональной деятельности на втором курсе обучения.

4. Позиционирование ИОП как инструмента планирования итоговой производственной практики на третьем курсе.

5. Позиционирование ИОП как инструмента оценки готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, студенты на протяжении всего процесса обучения получают возможность конкретизировать собственные учебные и профессиональные цели, представлять их своим сокурсникам и преподавателям, получать экспертную оценку. Студент отвечает за те компетенции, которые он отметил как значимые и которые ставятся перед ним ООП. Весь список компетенций, обозначенных в ООП, должен быть освоен, но у студента есть возможность выразить отношение к этим компетенциям, рассказать, почему он делает упор на одну, а не на другую, как скажется освоение компетенции на его профессионализме.

Использование ИОП подразумевает включение молодого человека в следующие виды деятельности:

1. Аналитическая. Студент включается в анализ существующих форм успешности, собственных потребностей и интересов, современной социокультурной ситуации.

2. Рефлексивная. Структура ИОП предполагает прохождение «точек замысла» и «точек осознания». Студент учится планировать, представлять собственные идеи, выслушивать критику со стороны сверстников, преподавателей. Полученные отзывы влияют на переосмысление представленных замыслов, изменяют их.

3. Практическая. Оформляя замыслы и защищая собственный проект, студент берет на себя ответственность за их исполнение. Таким образом, он включается в практики, которые направлены на а) апробацию представленных им некоторых идей, прожектов; б) освоение профессиональных компетенций, заявленных в ИОП самим студентом и предусматриваемых ООП.

4. Презентационная. Студент на постоянной основе представляет собственные наработки на практиках, конференциях, семинарах, посвященных оформлению ИОП.

В перечисленных видах деятельности формируются коммуникативная, управленческая, рефлексивная компетенции, самостоятельность, инициативность и ответственность. Эти компетенции называют сквозными или базовыми компетенциями становящегося профессионала. ИОП позволяет оценить сформированность этих и узкопрофессиональных компетенций у студента и представить траекторию движения их развития.

Приобретая умения проектировать собственный учебно-профессиональный путь, студент переносит их в профессиональную жизнь, где они помогают ему профессионально расти и развиваться. Иными словами мы разделяем два типа формирующихся и развивающихся мотива, управлением которыми достигается с помощью ИОП - это мотивы профессионального обучения и мотивы роста в профессиональной деятельности. Таким образом, ИОП выступает не только инструментом формирования мотивации процессе подготовки, но и средством ее развития в профессиональной деятельности.

Работодатели получают в виде ИОП инструмент измерения профессиональной компетентности студента и уровня его учебно-профессиональной мотивации. Особенность этого инструмента в том, что работодатель имеет возможность отслеживать изменения в ИОП студента, самостоятельно определяя, являются ли эти изменения признаками профессионального развития человека.

4. Выводы. ИОП может стать универсальным инструментом конкретизации учебных целей, формирования учебно-профессиональной мотивации студентов. Обсуждение личных потребностей и интересов студентов, компетенций, обозначенных в ООП, необходимость ставить конкретные цели и отвечать за их выполнение позволяют студенту пересмотреть свое отношение к учебному процессу, по-новому взглянуть на профессию и на свое место в ней.

Использование ИОП в качестве инструмента оценки учебно-профессиональных практик и итоговой практики позволяет увидеть реальные возможности студента в качестве будущего профессионала – учителя. ИОП здесь выступает средством формирования профессионализации, через освоение базовых компетенций. Студент же получает инструмент развития своего профессионализма и после окончания учебы в ВУЗе, перенеся умения работать с ИОП в профессиональную деятельность.

Для работодателя ИОП выступает в качестве инструмента оценки профессиональной компетенции и уровня учебно-профессиональной мотивации. Оценка первой возможна через презентацию способов и результатов освоения профессиональных компетенций, предусмотренных ООП, оценка второй возможна через отслеживание изменений в ИОП на протяжении всего срока обучения студента.

Внедрение индивидуально-образовательного проекта в качестве инструмента формирования и развития учебно-профессиональной мотивации в процесс подготовки студентов требует дальнейшего детального изучения и экспериментальной апробации.

Список литературы
1. Индивидуальный образовательный проект как инструмент формирования и развития учебно-профессиональной мотивации студентов / Д.А. Богданов // Молодежь и наука: сборник материалов 8-ой Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского [Электронный ресурс]. – Красноярск: СФУ, 2012.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591, свободный.

3. Профессиональная мотивация сотрудников, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России / О.А. Мусатова // Вестник Московского университета МВД России. Педагогические и психологически науки. – М., 2010. - №5. – С.9-13.

4. Семенов, А.Л. Одна из черт педагога следующего поколения – это педагог как человек учащийся [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.city-fm.ru/programs/issues/show/439213.html, свободный.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconЭ лектронный образовательный ресурс «алгоритмы быстрых вычислений»...
Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconОб однонаправленном движении трёх вязких теплопроводных жидкостей...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconРасчет деформации рабочей поверхности роликоподшипника иванов В....
Определение функции податливости для случая контакта ролика конечной длины с упругим слоем конечной толщины является целью данной...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconНеклассические логические элементы и квантовые компьютеры керп А....
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconИнтегральное представление для композиции адамара кратных рядов лорана...
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Локоть Вадим Владимирович, кандидат физ мат наук, доцент кафедры математики и мом, Беляев Владимир Яковлевич кандидат...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconВ. Н. Ракова канд физ мат наук, доцент А. А. Меленцов
Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. –М.: Айрис-пресс, 2006г
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconОб арифметических прогрессиях из аликвотных дробей биндиман А. П.,...
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconАнализа иерархий бескорсый Н. С. научный руководитель д-р физ мат...
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconРабочая программа учебной дисциплины интегрированная защита садовых...
Составители: Попов С. Я., доктор биолог наук, проф., Поддымкина Л. М., канд с. Х наук, Попова Т. А., канд биолог наук, доц., Егорова...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconПерспетивы развития геотермальной энергетики ракитянский Е. М. Научный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconУдк 159. 922. 736. 4 Соотношение антропометрических особенностей...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconРеферат Отчета по проекту №1812
Отчета по проекту №1812 «Управляемая спиновая динамика квантово размерных полупроводниковых наноструктур». Руководитель проекта:...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconПлазменная наплавка износостойких материалов толстошеев В. А., научный...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconУдк 377. 131. 11 Формирование компетентности самоорганизации у студентов спо
Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса)
Удк 377. 131. 11 Индивидуальный образовательный проект в процессах подготовки и профессионального старта бакалавров-педагогов богданов Д. А. научный руководитель канд физ мат наук Васильев В. В iconПроблемы современного маркетинга разуваева К. С., Молчанова О. Н.,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск