ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Специальность:030301.65 «Психология»
Срок обучения 5 лет, очная форма обучения
5 семестр Тема 7. Перинатальная психология
Самостоятельное изучение вопросов по предмету (СИ):
Перинатальная психология, психопатология и психотерапия.
Перинатальная психология как область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психологического и психического развития на самых ранних этапах отногенеза человека от зачатия до первых месяцев жизни после рождения.
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье. Факторы риска психической патологии у нежелательных детей.
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Стадии развития семьи: стадия добрачных отношений, конфронтации, компромиссов, зрелого супружества, экспериментирования с независимостью, «ренессанса» супружеских отношений.
Составление презентаций по темам (ПП):
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье.
Критические периоды онтогенеза.
Типы психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный.
Влияние особенностей течения родов на развитие человека и его здоровье.
Написание докладов по темам (ПНС):
Базовые пренатальные матрицы Станислава Грофа.
Типы поведения детей, формирующиеся под влиянием общения с матерью.
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Модели работы с младенцами и их родителями.
Модель терапевтического раннего вмешательства «Тренировка взаимодействия». Терапевтический подход «Руководство взаимодействием».
Психодинамическая психотерапия.
Оценивание поведения младенца.
Оценивание характеристик взаимодействия.
Системный подход Д. Штерна и Н. Штерн-Брусчвейлер.
Социально-педагогическая ранняя помощь.
Подготовка к семинарским занятиям (СЗ);
Тема 8. Геронтологические аспекты психологии здоровья
Подготовка к семинарским занятиям (СЗ);
Понятие возраста в психологии.
Фазы геронтогенеза.
Законы геронтогенеза.
Факторы, влияющие на старение.
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Периодизации, психологические характеристики и особенности личностного определения в различных периодах старости, варианты самоопределения, личностное самоопределение как утверждение собственного достоинства.
Написание докладов по темам (ПНС):
Психологические особенности личности в пожилом возрасте: конструктивный, защитный, агрессивно-активный тип и тип пассивного старения.
Составление презентаций по темам (ПП):
Старость и взаимоотношения: проблемы взаимоотношений в преклонном возрасте, отношения стариков с людьми разных поколений, тесные взаимоотношения в старости, общение и совместное проживание с пожилыми людьми.
Подготовка рефератов по темам (ПР);
Теории старения.
Проблемы пожилых людей.
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Личностное самоопределение в преклонном возрасте (Н.С. Пряжников): проблема
Тема 9. Позитивная кризисная теория развития личности
Самостоятельное изучение вопросов по предмету (СИ):
Влияние жизненных кризисов на развитие личности.
Стресс, экстремальная ситуация, фрустрирующая ситуция, конфликт, критическая ситуация, духовный кризис.
«Потрясение» как кризис.
Определение «потрясения» как феномена.
Составление презентаций по темам (ПП):
Влияние жизненных кризисов на развитие личности.
Написание докладов по темам (ПНС):
Психические механизмы адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования.
Подготовка рефератов по темам (ПР);
Адаптация как жизнедеятельность человека, как приспособление к среде обитания, как устойчивость к воздействию внешних факторов и как способ самореализации человека в жизни.
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Знакомство с техникой «Потрясающая психотерапия».
Основные концептуальные положения.
Структурный круг потрясающей психотерапии: 0 - «Гадание», 1 - «Свет в конце тоннеля», 2 -«Взбалтывание», 3 - «Алертный транс», 4 - «Консолидация личности», 5 - «Возвращение» - «Самоузнавание», б - «Провокация», 7 - «Постказание».
Подготовка к семинарским занятиям (СЗ);
Тема 10. Человек и его болезни
Самостоятельное изучение вопросов по предмету (СИ):
Актуальность проблем психологии здоровья.
Внутренняя картина здоровья.
Внутренняя картина болезни.
Составление презентаций по темам (ПП):
Классификация отношений к болезни.
Написание докладов по темам (ПНС):
Проблемные ситуации подростков и источники их преодоления. Распространенность болезней адаптации в детско-подростковом возрасте. Группы здоровья детей.
Подготовка рефератов по темам (ПР);
Проблема детской депрессии: определение понятия «депрессия», особенности проявления депрессии в детском возрасте, основные признаки детской депрессии.
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Социально-психологическая и психосоматическая дезадаптация:
типы эмоциональных расстройств в зависимости от тяжести симптомов (акцентуации характера; неврозы и соматоформные вегетативные дисфункции; психопатии; психозы).
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Акцентуации характера по А. Личко, Леонгарду.
Подготовка к семинарским занятиям (СЗ);
Тема 11. Превентивная наркология
Самостоятельное изучение вопросов по предмету (СИ):
Психологические основы первичной профилактики девиантного поведения. Профилактические модели аддиктивного поведения: успокаивающая, коммуникативная, активирующая, гедонистическая, конформная, манипулятивная, компенсаторная.
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Принципы первичной профилактики зависимого поведения: дифференцированность,аксиологичность, многоаспектность, тетность, экспансивность, динамичность, компетентность, позитивность и последовательность.
Легальные и нелегальные наркотики. Табак. Алкоголь. Лекарственные препараты.
Составление презентаций по темам (ПП):
Личность и наркотики.
Стадии развития зависимости от наркотических веществ.
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков: объективные и субъективные.
Написание докладов по темам (ПНС):
Современные теории полинаркомании.
Понятие о компьютерной зависимости.
Подготовка рефератов по темам (ПР);
Современная психология о феномене: «созависимость».
Подготовка к семинарским занятиям (СЗ);
Тема 12. Профилактическая суицидология
Написание докладов по темам (ПНС):
Суицидологическая служба: телефон доверия, кабинеты социально-психологической помощи при соматических поликлиниках, кризисный стационар.
Подготовка рефератов по темам (ПР);
Суицидальный риск населения России.
Самостоятельное изучение вопросов по предмету (СИ):
Понятие и общие черты суицидального поведения.
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе (поведенческие, когнитивные и эмоциональные).
Категории суицидентов: вялотекущие и транзиторные.
Факторы, повышающие вероятность суицида.
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Социально-демографические факторы суицидального риска (возраст, пол, профессия).
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Особенности суицидального поведения детей и подростков.
Составление презентаций по темам (ПП):
Формирование составляющих риска самоубийства: оценка реакций на стресс в прошлом; оценка уязвимости к угрожающим жизни аффектам; оценка внешних ресурсов поддержки суицидентов; оценка фантазий о смерти; оценка способности пациента к проверке своих суждений реальностью.
Подготовка к семинарским занятиям (СЗ);
Тема 13. Методы психотерапии в психологии здоровья
Самостоятельное изучение вопросов по предмету (СИ):
Применение психотерапевтических техник в психологии здоровья.
Краткая характеристика основных методов психотерапии.
Работа с интернет ресурсами (ИР);
Конспектирование материала по вопросу (СК):
Психическая саморегуляция по В.Лобзину.
Написание докладов по темам (ПНС):
Концепции психической саморегуляции.
Аутогенная тренировка.
Медитация.
Йога.
Подготовка рефератов по темам (ПР);
Психомышечная тренировка.
Идеомоторная тренировка.
Составление презентаций по темам (ПП):
Фототерапия.
Определение фототерапии.
Психотерапевтические факторы, обеспечивающие лечебно-коррекционное и здоровье сберегающее воздействие фототерапии: фактор художественной экспрессии, психотерапевтических и групповых отношений, интерпретации и вербальной обратной связи.
Варианты психотерапевтического использования фотографии.
Составление презентаций по темам (ПП):
Музыкальная терапия.
История музыки в психодраме.
Индивидуальная музыкальная импровизация.
Техники музыкальной психодрамы. Сценарии музыкальной психодрамы.
Подготовка к экзамену (ПЭ);
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Никифоров Г.С Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики.. - М.: ЭКСМО, 2010. - 368 с.
Дополнительная:
Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья: учебник. - Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2007. - 608 с.
Кандыба В. Психологическая саморегуляция. Теория и техника сверхсознания. - СПб.: Питер,2000.
Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М.: Институт психотерапии, 2001.
Селье Г. Стресс без дисстресса. – Рига : Виеда, 1992.
Тарабрина Н.В. Лазебная Е.О. Синдром постравматических стрессовых нарушений //Психологический журнал. Т.13. №2. 1992
|