Скачать 211.36 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСИМОСТИ» Курс _4_, семестр _7_, форма обучения очная Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «11» мая 2012 года Протокол № 10 Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета «28» мая 2012 года Протокол № 25 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор____________Э.В. Луцевич Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии «07» июня 2012 года Протокол № 7 Председатель комиссии, профессор ___________________ Н.А. Сирота 1.Инновационость программы, цель и задачи дисциплины. Разработанная программа по специальности «Психология зависимости» является отражением нового направления в медицинской психологии и наркологии, расширяющим проблемное поле этих специальностей и воплощением на практике новой идеи о роли совладающего с зависимостью поведения в адаптации к социальной среде. Она обеспечивает студентов необходимой инновационной информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области психологии зависимости, необходимыми для профессиональной деятельности по специальности» медицинская психология». Целью дисциплины является усвоение студентами основных положений и методов психологии зависимости в их приложении к задачам клинической психологии; изучение методологических основ и теоретических проблем психологии зависимого поведения; ознакомление с основными психотехническими приемами в работе с зависимыми и созависимыми лицами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, работающими в наркологии и использующими в своей деятельности различные приемы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Клинико – психологические разборы больных, психологическая диагностика, групповые дискуссии, элементы психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений являются ведущими компонентами в освоении изучаемой дисциплины. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой. Задачи дисциплины. Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. А. Студент должен знать и уметь:
Б. Студент должен иметь навыки:
В. Студент должен иметь представление о:
Г.Уровень компетентности студента - получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения, влияющих на возникновение и динамику заболевания, а также определяющих стратегию лечения и профилактики. Д. Уровень комммуникативности студента - осмысленно осуществлять социальное взаимодействие с пациентом и другими участниками лечебного процесса и реабилитации (медперсонал, консультанты по смежным специальностям, родственники пациента, другие члены социальных сетей и т.д.). Е. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и другим дисциплинам, в том числе по психиатрии, наркологии, неврологии, психологии личности, психофизиологии, психодиагностике, введении в клиническую психологию, психологии ощущения, восприятия, памяти, психологии внимания, мышления, воображения, психологии развития и возрастной психологии 3. Объем дисциплины в виде учебной работы.
Формы текущего контроля:
4. Содержание дисциплины. 4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.
4.2.Содержание тем дисциплины. Тема 1. Введение в психологию зависимости. Зависимость как предмет клинической психологии. Исторические аспекты развития психологии зависимости. Основные понятия. Аддиктивное и саморазрушающее поведение. Синдромология зависимостей. Зависимость психическая, физическая, групповая и индивидуальная. Синдром отмены (абстинентный синдром). Виды влечения к психоактивным веществам. Стадии зависимости. Теории зависимости: биологический, психологический, интегративный подходы. Тема 2. Основные виды зависимого поведения. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (V-раздел международной классификации болезней-МКБ-10). Химические и нехимические формы зависимого поведения. Зависимость вследствие употребления алкоголя, опиатов, каннабиноидов, седативных или снотворных веществ, кокаина и других стимуляторов, галлюциногенов, табака и летучих растворителей. Иньекционные наркотики, психостимуляторы и ВИЧ/СПИД. Тема 3. Нехимические формы зависимого поведения. Классификация. Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг). Пищевые аддикции (переедание и голодание). Технологические зависимости. (интернет – зависимость, зависимость от компьютерных игр). Проблемное использование компьютера и мобильного телефона. Работоголизм. Компульсивный шоппинг. Компульсивное влечение к чрезмерному накоплению.Зависимость от физических упражнений. Психология созависимости. Сочетанные формы зависимого поведения. (интернет-казино, киберсекс). Тема 4. Зависимость как проблема психологической адаптации. Психологические ресурсы и адаптационные возможности человека. Совладание со стрессом (coping behavior). Трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса. Копинг – стратегии и копинг – ресурсы. Первичная и вторичная самооценка, переоценка. Стратегии разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания. Проактивный копинг. Ресурсы преодоления - Я-концепция, локус контроля, самоэффективность, эмпатия, аффилиация, компетентность, цели и ценностные ориентации. Базисные потребности, мотивация и копинг. Концепция социальной поддержки – модель основного эффекта и буферная модель. Социально – поддерживающий процесс. Зависимость как проблема саморегуляции и малоадаптивное совладающее поведение. Модели адаптивного функционального, псевдоадаптивного и дисфункционального совладающего поведения. Тема 5. Личность и зависимость от психоактивных веществ. Роль личности в развитии зависимости. Основные клинико-психологические направления исследования личности зависимых. Личностный выбор, свобода, направленность, активность. Проблема контроля и ответственность личности. Ценностные ориентации, цели жизни. Акцентуации характера.Я - концепция зависимых. Эмоциональные и волевые нарушения. Тема 6. Методы психологической диагностики зависимости. Психодиагностические задачи клинического психолога в наркологической клинике. Методы измерения мотивации в наркологии (мотивация на воздержание от употребления ПАВ и употребления ПАВ; ценностные ориентации, цели и смысл жизни; самоэффективность; готовность к изменению поведения, стадии и процесс изменения поведения, степень готовности к изменению поведения, баланс решений, мотивация на лечение). Психодиагностика личностных особенностей и межличностных отношений зависимых от психоактивных веществ. Методы исследования нарушенной адаптации (психологические стратегии и ресурсы преодоления стресса, механизмы психологической защиты) у лиц, зависимых от психоактивных веществ. Психодиагностика психических состояний (нарушения эмоциональной сферы, патология влечения и контроля. Проективные тесты. Принципы построения комплексного психологического портрета зависимых. Тема 7. Зависимость как проблема мотивации. Теории мотивации. Ценностные ориентации,цели и смысл жизни. . Когнитивные, эмоциональные и поведенческие предикторы мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Амбивалентность. Самоэффективность. Психология патологического влечения к психоактивным веществам. Мотивация на воздержание от употребления психоактивных веществ. Мотивация на употребление психоактивных веществ. Мотивация к лечению. Методы измерения мотивации в наркологии. Тема 8. Введение в терапию зависимости и психологию лечебного процесса. Введение в фармакотерапию зависимости. Детоксикация. Аверсивная терапия. Немедикаментозные методы терапии (рефлексотерапия, управляемая гипертермия). Субъективный фактор в лечении (внутренняя картина болезни, активная позиция, ответственность, приверженность терапии (adherence to treatment, compliance). Психология лечебного процесса в наркологии. Длительность и интенсивность лечения, цели терапии. Активность, ответственность в процессе лечения. плацебо (эффект, реактивность, терапия). Недобровольное лечение. Стигматизация. Оценка эффективности лечения. Организационные вопросы работы клинического психолога в наркологии. Тема 9. Психологическое консультирование и психотерапия. Психологические и психотерапевтические интервенции в медицине. Индивидуальное и групповое консультирование лиц, зависимых от психоактивных веществ. Телефонное консультирование. Краткосрочная психотерапия. Индивидуальная и групповая психотерапия.
Тема 10. Реабилитация больных с зависимостью (клинико – психологические аспекты). Основные положения реабилитации в наркологии. Модель поэтапных изменений Д.Прочаски и К.ДиКлементе. Определение стадий изменения. Готовность к изменению поведения. Модель рецидива. Факторы, способствующие рецидивированию. Профилактика рецидивов. Срыв. Ремиссии (этапы формирования, клинико-психологические особенности формирования, прогноз). Терапия средой, занятостью. Работа с семьей. Терапевтические сообщества. Группы самопомощи. Роль принуждения в лечении. Снижение вреда и заместительная терапия. Процесс выздоровления. Социальная работа в наркологии. 4.3.Тематический план лекций. 1. Введение в психологию зависимости. 2. Основные виды зависимого поведения. 3. Нехимические формы зависимого поведения. 4. Зависимость как проблема психологической адаптации. 5. Личность и зависимость от психоактивных веществ. 6. Методы психологической диагностики зависимости. 7. Зависимость как проблема мотивации. 8. Введение в терапию зависимости и психологию лечебного процесса. 9. Психологическое консультирование и психотерапия. 10. Реабилитация больных с зависимостью. 4.4.Тематический план практических занятий.
4.5.Самостоятельная работа студентов.
Учебно-методическое обеспечение. а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
5. Средства обеспечения усвоения дисциплины:
6. Материально-техническое обеспечение:
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где формируются навыки и умения будущих специалистов. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где студент получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений психотерапевтической работы. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то есть ведения научно-исследовательской работы. Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. В процессе изучения дисциплины проводится зачёт. Автор программы: профессор кафедры клинической психологии, доктор медицинских наук В.М. Ялтонский. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Зависимости: клиника, психология, лечение» Г. В. Старшенбаум. «Зависимости: клиника, психология, лечение». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 28 с | Темы контрольных работ по курсу Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «общая психология (введение)» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология аномального развития» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «клиническая психология в экспертной практике» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Психология Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020400 «Психология».... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Рабочая учебная программа дисциплины «общая психология (внимание, мышление, воображение)» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |