Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения»





Скачать 187.87 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения»
Дата публикации06.04.2015
Размер187.87 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03__» __июля___________2012 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ»

Курс _4_, семестр _8_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«_11_» мая 2012 года Протокол № _10_

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор ______________________Н.А. Сирота

Цель и задачи дисциплины:


Введение.

Данная дисциплина является инновационной по своему содержанию, рассматривая патологические образцы поведения и связанные с ними причины

Цель: ознакомление студентов с психологией девиантного поведения его классификацией и расстройствами личности, клинико-психологические концепции. Обучение умению психологической квалификации нарушений поведения, расстройств личности, обуславливающих отклоняющееся поведение.

Задачи:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Методология и теоретические основы психологии девиантного поведения ее место в системе наук о поведении. Основные понятия. Гипердиагностичекая и гиподиагностическая парадигмы.

  • Поведенческая норма и девиации. Диагностика поведенческих стереотипов

  • Системный и уровневый подходы к анализу нарушений поведения. Индивидные свойства, конституциональные особенности, темперамент, характер личность в клинике и психологии.

  • Проблемы классификации девиантного поведения. Психологический и клинический подходы.

  • Детерминация девиантного поведения внешние, социальные, биологические и патологические предпосылки.

  • Психологические механизмы отклоняющегося поведения как результат расстройств или развития личности в различных концепциях.

  • Овладение методами работы с больными с различными видами психопатий и расстройств личности.

Компетентность:

Умение психологической квалификации нарушений поведения, расстройств личности, обуславливающих отклоняющееся поведение.

Коммуникативность:

Способность выстраивать позитивные отношения с лицами, демонстрирующими нарушение поведения, их родственниками и медицинским персоналом.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студень должен знать и уметь использовать:

  • Вариабельность возможных подходов к пониманию психической нормы и патологии.

  • Психологическую диагностику нарушений поведения при различных видах расстройств или нарушений развития личности.

  • Общие методы и принципы работы .

  • Принципы программирования работы.

  • Методы профилактики и психокоррекции девиантного поведения.

б) Студент должен иметь навыки:

  • Практического применения методов психологической диагностики.

  • Практической психологической коррекции больных.

  • Использования и интерпретации психологических методик.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Методологии и теоретических основах отклоняющегося поведения

  • Нарушениях поведения, и расстройствах личности их обуславливающих

  • Психологическом и клиническом подходах к анализу нарушений поведения.

  • Роли воспитания формировании и коррекции нарушений поведения.

  • О связи научных воззрений с психологической практикой.

  • Теоретико-методических принципах коррекции девиантного поведения.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные на производственной практике и по клиническим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: общей психологии, патопсихологии. клинической психологии, базовым теориям в психотерапии и психологическом консультировании, суицидологии, психологии зависимости, основам психосоматики, психиатрии.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины

60







VII
















Аудиторные занятия:

  • лекции

  • семинарские занятия (СЗ)

34

10

24







34

10

24

Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля

Тесты

Реферат+сообщение

Ответы на занятии

50 - 60

20 - 20

0 - 20

Всего: 70 - 100

Вид итогового контроля

ЗАЧЕТ



  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР




1.

Общие вопросы девиантного поведения и делинквентности, определения, положение психологии отклоняющегося поведения в системе других дисциплин.

1

2

3

6

2.

Учение о диагностике поведенческих стереотипов. Ортодоксальный и феноменологичкский подходы.

1

4

3

8

3.

Индивидные свойства, лежащие в основе отклоняющегося поведения

1

4

3

8

4.

Проблема классификации девиантного поведения. Систематизация в рамках отдельных дисциплин

2

4

4

10

5.

Детерминация девиантного поведения. Личностные расстройства (психопатии). Психологические и клинические предпосылки.

3

4

5

12

6.

Агрессия как основа разрушительных видов поведения (делинквентности, зависимости, суицидальности)

1

3

4

8

7.

Методы диагностики, профилактики интервенции и коррекции отклоняющегося поведения

1

3

4

8




Зачет










+







10

24

26

60



4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы девиантного поведения и делинквентности, определения, положение психологии отклоняющегося поведения в системе других дисциплин.

Краткий анализ разных форм отклоняющегося поведения. Стандарты поведения в обществе, психологии, психиатрии, возрастной, гендерный, этнокультуральный, профессиональный подходы.
Раздел 2. Учение о диагностике поведенческих стереотипов. Ортодоксальный и феноменологический подходы .

Гиподиагностика и гипердиагностика, Развитие учения о диагностике психиатрии. Принципы понимания, «эпохе», беспристрастности, контектуальности.
Раздел 3. Индивидные свойства и личностные расстройства, лежащие в основе отклоняющегося поведения

История развития взглядов на психическую индивидуальность. Свойства организма, темперамент, характер, личность. Акцентуации характера и «акцентуированные личности». Особенности поведения при различных типах воспитания и возможные девиации.
Раздел 4. Проблема классификации девиантного поведения. Систематизация в рамках отдельных дисциплин

Проблема создания единой классификации отклоняющегося поведения. Основные подходы к классификации: социально-правовой (социологический), клинический и психологический, критерии, лежащие в их основе.
Раздел 5. Детерминация девиантного поведения. Личностные расстройства и психопатии. Психологические и клинические предпосылки

Факторы, вызывающие, провоцирующие или поддерживающие девиантное поведение (внешние условия, социальные влияния, биологические предпосылки, патологические и внутриличностные механизмы).
Раздел 6. Агрессия как основа разрушительных видов поведения (делинквентности, зависимости, суицидальности)

Характеристики агрессии – направленность, формы проявления, интенсивность. Агрессивное поведение на различных возрастных этапах развития. Источники формирования агрессивного поведения .
Раздел 7. Методы диагностики, профилактики интервенции и коррекции отклоняющегося поведения

Задачи экспериментально-психологического исследования лиц с девиантным поведением. Профилактика отклоняющегося поведения. Психологическая интервенция в зависимости от формы девиации. Работа с подсистемами поведения (мотивацией, эмоциональными состояниями, саморегуляцией, когнитивное переконструирование, внешними действиями). Использование фармакотерапии в коррекции девиантного поведения.

Тематический план лекций.
4 курс, 7 семестр

  1. Краткий анализ различных форм отклоняющегося поведения. Представления оповеденческой норме в обществе, психологии, психиатрии, возрастной, гендерный, этнокультуральный, профессиональный подходы.

  2. Гиподиагностика и гипердиагностика, Развитие учения о диагностике в психиатрии. Принципы понимания, «эпохе», беспристрастности, контектуальности. Их значение в исследовании лиц с девиантным поведением.

  3. История развития взглядов на психическую индивидуальность. Свойства организма, темперамент, характер, личность. Акцентуации характера и «акцентуированные личности». Особенности поведения при различных типах воспитания и возможные девиации.

  4. Проблема создания единой классификации отклоняющегося поведения. (Междисциплинарный характер, поливариантность понятия «нормы»). Основные подходы к классификации: социально-правовой (социологический), клинический и психологический, критерии, лежащие в их основе.

  5. Факторы, вызывающие, провоцирующие или поддерживающие девиантное поведение (внешние условия, социальные влияния, биологические предпосылки, патологические и внутриличностные механизмы).

  6. Характеристики агрессии – направленность, формы проявления, интенсивность. Агрессивное поведение на различных возрастных этапах развития. Источники формирования агрессивного поведения .

  7. Задачи экспериментально-психологического исследования лиц с девиантным поведением. Профилактика отклоняющегося поведения. Психологическая интервенция в зависимости от формы девиации. Работа с подсистемами поведения (мотивацией, эмоциональными состояниями, саморегуляцией, когнитивное переконструирование, внешними действиями). Использование фармакотерапии в коррекции девиантного поведения.



4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.
4 курс, 7 семестр


  1. Различные формы отклоняющегося поведения в зависимости от представлений о поведенческой норме в обществе, психологии, психиатрии; возрастной, гендерный, этнокультуральный, профессиональный подходы. Патология поведения по П.Б.Ганнушкину. Характерологические, патохарактерологические реакции и психопатологические проявления.

  2. Гиподиагностика и гипердиагностика, Развитие учения о диагностике в психиатрии. Принцип Курта Шнайдера. Принципы понимания, «эпохе», беспристрастности, контектуальности. Их значение в исследовании лиц с девиантным поведением.

  3. История развития взглядов на психическую индивидуальность. С.Л.Рубинштейн о свойствах темперамента. Взгляды Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова на индивидные свойства, Свойства организма, темперамент, характер, личность и отклоняющееся поведение. Акцентуации характера и «акцентуированные личности». Особенности поведения при различных типах воспитания и возможные девиации.

  4. Проблема создания единой классификации отклоняющегося поведения. Междисциплинарный характер психологии девиантного поведения, поливариантность понятия «нормы». Основные подходы к классификации: социально-правовой (социологический), клинический и психологический, критерии, лежащие в их основе. Б.Д.Карвасарский, М.Д.Менделевич, И.Н.Пятницкая, Е.В.Змановская, Ц.П.Короленко,

Т.А.Донских – варианты форм отклоняющегося поведения. МКБ-10-Расстройства личности и поведения.

  1. Факторы, вызывающие, провоцирующие или поддерживающие девиантное поведение (внешние условия, социальные влияния, биологические предпосылки, патологические и внутриличностные механизмы). Шелдон, Ламброзо, Морель и современные исследования о биологических признаках, связанных с девиантным поведением. Лемерт,Д.Мид, М.Дойч, Г.Сайк, Ю.А.Клейберг. и др. – социально-психологические факторы и девиантное поведение. Психологические механизмы отклоняющегося поведения в экзистенциально-гуманистическом подходе, психодинамическом направлении, и теориях социального научения. Ядерные и краевые психопатии как расстройства личности

  2. Агрессия – разрушительное поведение, связанное с делинквентностью, зависимостью и суицидальностью. Характеристики агрессии – направленность, формы проявления, интенсивность. Агрессивное поведение на различных возрастных этапах развития. Источники формирования агрессивного поведения .

  3. Задачи экспериментально-психологического исследования лиц с девиантным поведением. Разграничение психопатологических проявлений и патохарактерологических реакций. Учет профессиональных, гендерных, образовательных и этнокультуральных особенностей. Определение темперамента, характера и личностных особенностей. Оценка социально-психологической адаптированности Стратегии профилактики отклоняющегося поведения – социальная реклама, информирование, реализация профилактических программ, альтернативная деятельность, Психологическая интервенция в зависимости от формы девиации. Работа с подсистемами поведения (мотивацией, эмоциональными состояниями, саморегуляцией, когнитивное переконструирование, внешними действиями). Использование фармакотерапии в коррекции девиантного поведения.


4.5. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Общие вопросы девиантного поведения и делинквентности, определения, положение психологии отклоняющегося поведения в системе других дисциплин.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование.

1

2.

Учение о диагностике поведенческих стереотипов. Ортодоксальный и феноменологичкский подходы

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

1

3.

Индивидные свойства и личностные расстройства, лежащие в основе отклоняющегося поведения

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

1

4.

Проблема классификации девиантного поведения. Систематизация в рамках отдельных дисциплин

1. Работа с литературой.

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Классификация форм отклоняющегося поведения»

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

2

5.

Детерминация девиантного поведения. Социальные, биологические и клинические факторы формирующие и поддерживающие девиантное поведение.

Психологические механизмы.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Психологические механизмы девиантного поведения».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3

6.

Агрессия как основа разрушительных видов поведения (делинквентности, зависимости, суицидальности)

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

1

7.

Методы диагностики, профилактики интервенции и коррекции отклоняющегося поведения

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

1

Всего

10



  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  1. Выделение специфики исследований девиантного поведения

  2. Научный, практический и методологический анализ разных подходов к пониманию отклоняющегося поведения

  3. Психологический анализ личности и подсистем поведения .

  4. Методы применения профилактики и коррекции девиантного поведения.

  5. Клинико-психологический анализ различных форм девиаций.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


    1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Бержере Ж., Бекаш А. Патопсихология. Психоаналитический подход. Теория и клиника. Учебное пособие. – М.:Аспект Пресса, 2008.-397с.

  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: учебное пособие– СПб.: Речь, 2009. -256с.

  3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -880с.: ил.


б) Дополнительная литература:

  1. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  2. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.

  3. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб. пособие . – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 208 с. : ил.


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является специальной дисциплиной которая основывается на изучении других специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения» составлена доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ, к.психол.н. Крохиным Игорем Павловичем

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так,...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconТемы контрольных работ по курсу
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология личности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология аномального развития»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «общая психология (введение)»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «клиническая психология в экспертной практике»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск