Скачать 187.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ» Курс _4_, семестр _8_, форма обучения очная Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «_11_» мая 2012 года Протокол № _10_ Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета «28» мая 2012 года Протокол № 25 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ____________Э.В. Луцевич Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии «07» июня 2012 года Протокол № 7 Председатель ученого совета, профессор ______________________Н.А. Сирота Цель и задачи дисциплины:Введение. Данная дисциплина является инновационной по своему содержанию, рассматривая патологические образцы поведения и связанные с ними причины Цель: ознакомление студентов с психологией девиантного поведения его классификацией и расстройствами личности, клинико-психологические концепции. Обучение умению психологической квалификации нарушений поведения, расстройств личности, обуславливающих отклоняющееся поведение. Задачи: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Компетентность: Умение психологической квалификации нарушений поведения, расстройств личности, обуславливающих отклоняющееся поведение. Коммуникативность: Способность выстраивать позитивные отношения с лицами, демонстрирующими нарушение поведения, их родственниками и медицинским персоналом.
а) Студень должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
в) Студент должен иметь представление о:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные на производственной практике и по клиническим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: общей психологии, патопсихологии. клинической психологии, базовым теориям в психотерапии и психологическом консультировании, суицидологии, психологии зависимости, основам психосоматики, психиатрии.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общие вопросы девиантного поведения и делинквентности, определения, положение психологии отклоняющегося поведения в системе других дисциплин. Краткий анализ разных форм отклоняющегося поведения. Стандарты поведения в обществе, психологии, психиатрии, возрастной, гендерный, этнокультуральный, профессиональный подходы. Раздел 2. Учение о диагностике поведенческих стереотипов. Ортодоксальный и феноменологический подходы . Гиподиагностика и гипердиагностика, Развитие учения о диагностике психиатрии. Принципы понимания, «эпохе», беспристрастности, контектуальности. Раздел 3. Индивидные свойства и личностные расстройства, лежащие в основе отклоняющегося поведения История развития взглядов на психическую индивидуальность. Свойства организма, темперамент, характер, личность. Акцентуации характера и «акцентуированные личности». Особенности поведения при различных типах воспитания и возможные девиации. Раздел 4. Проблема классификации девиантного поведения. Систематизация в рамках отдельных дисциплин Проблема создания единой классификации отклоняющегося поведения. Основные подходы к классификации: социально-правовой (социологический), клинический и психологический, критерии, лежащие в их основе. Раздел 5. Детерминация девиантного поведения. Личностные расстройства и психопатии. Психологические и клинические предпосылки Факторы, вызывающие, провоцирующие или поддерживающие девиантное поведение (внешние условия, социальные влияния, биологические предпосылки, патологические и внутриличностные механизмы). Раздел 6. Агрессия как основа разрушительных видов поведения (делинквентности, зависимости, суицидальности) Характеристики агрессии – направленность, формы проявления, интенсивность. Агрессивное поведение на различных возрастных этапах развития. Источники формирования агрессивного поведения . Раздел 7. Методы диагностики, профилактики интервенции и коррекции отклоняющегося поведения Задачи экспериментально-психологического исследования лиц с девиантным поведением. Профилактика отклоняющегося поведения. Психологическая интервенция в зависимости от формы девиации. Работа с подсистемами поведения (мотивацией, эмоциональными состояниями, саморегуляцией, когнитивное переконструирование, внешними действиями). Использование фармакотерапии в коррекции девиантного поведения. Тематический план лекций. 4 курс, 7 семестр
4.3. Тематический план практических занятий по семинарам. 4 курс, 7 семестр
Т.А.Донских – варианты форм отклоняющегося поведения. МКБ-10-Расстройства личности и поведения.
4.5. Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является специальной дисциплиной которая основывается на изучении других специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения» составлена доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ, к.психол.н. Крохиным Игорем Павловичем |
Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | Рабочая программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так,... | Рабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Темы контрольных работ по курсу Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология... | Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости» Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова | Рабочая учебная программа дисциплины «психология аномального развития» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «общая психология (введение)» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «клиническая психология в экспертной практике» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... |