Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф»





Скачать 174.39 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф»
Дата публикации09.11.2014
Размер174.39 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_____» _________________2012


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВПФ»

Курс _3_, семестр _6_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«11» мая 2012 года Протокол № 10

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель комиссии, профессор ___________________ Н.А. Сирота

Введение

В дисциплине впервые освещаются общие вопросы реабилитации с определениями в медицинском, социальном и психологическом аспектах. Особенностями реабилитационного обследования и диагноза. Впервые представлены дифференцированные представления о мозговом инсульте, черепно-мозговых травмах и последствиях постоперационного периода. Кроме того, инновацией программы является организация реабилитационной помощи в зависимости от возраста (у детей, взрослых, и лиц пожилого возраста).

  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель: ознакомление студентов с нейропсихологической реабилитацией больных с органическими поражениями мозга различной этиологии (опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.) и обучение принципам восстановления нарушенных патологическим процессом мозга высших психических функций – речи и мышления, внимания и восприятия, памяти и конструктивной деятельности и др. Методы восстановления и диагностики динамики восстановления.

Задачи:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Методология и теоретические основы нейропсихологической реабилитации и восстановления ВПФ.

  • Синдромы нарушения ВПФ, их механизмы и патогенез у больных с поражениями мозга.

  • Системный и уровневый подход к анализу нарушений ВПФ, роль личности в формировании и преодолении дефекта.

  • Современные представления о связи науки и психологической практики.

  • Теоретико-методические принципы восстановительного обучения.

  • Овладение методами восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазией), памяти, внимания, интеллектуальной деятельности, мышления и др.


Коммуникативность

  • с пациентами с нарушениями речи.

  • с коллегами, врачами и медицинским персоналом.


Компетентность

  • В проблемах реабилитации по созданию индивидуальных реабили- тационных программ

  • В медицинских аспектах реабилитации (в плане понимания логики и целей медицинских мероприятий)

  • Психологических аспектах реабилитации: восстановительном обучении и аппеляции к личности.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студент должен знать и уметь использовать:

  • Вариабельность возможных подходов к пониманию психической нормы и патологии.

  • Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга и различных мозговых дисфункциях.

  • Общие методы восстановительного обучения при афазии.

  • Принципы программирования восстановительного обучения.

  • Методы растормаживания речи.

б) Студент должен иметь навыки:

  • Практического применения методов нейропсихологической диагностики.

  • Практической нейропсихологической реабилитации больных.

  • Использования и интерпретации нейропсихологических методик.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Методологии и теоретических основах нейропсихологической реабилитации и восстановления Высших Психических Функций.

  • Синдромах нарушения ВПФ, их механизмах и патогенезе у больных с поражением мозга.

  • Системном и уровневом подходе к анализу нарушений ВПФ.

  • Роли личности в формировании и преодолении дефекта.

  • Современных представлениях о связи науки с психологической практикой.

  • Теоретико-методических принципах восстановительного обучения.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, общей психологии, введению в клиническую психологию, нейропсихологии, психиатрии, неврологии.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины










VI




60







60

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • семинарские занятия (СЗ)

34

10

24







34

10

24

Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля

Контрольная работа

Реферат+сообщение

Тесты

Ответы на занятии

20 - 30

30 - 30

20 - 30

0 - 10

Всего: 70 - 100

Вид итогового контроля

Зачет




  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР




1.

Общие вопросы восстановления психических процессов и нейропсихологической реабилитации больных с нарушенными ВПФ.

1

2

4

7

2.

Учение о восстановлении высших психических функций (ВПФ). История и современный подход. Теоретические концепции и практика.

2

4

3

9

3.

Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями ВПФ.

1

3

4

8

4.

Анализ и характеристики нарушений ВПФ: виды нарушений, синдромы, факторы, системность.

2

4

4

10

5.

Психология речи. Афазия

1

3

4

8

6.

Восстановительное обучение. Методологические и теоретические основы.

2

3

4

9

7.

Методы восстановительного обучения.

1

5

3

9




Зачет










+







10

24

26

60



4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы восстановления психических процессов и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями ВПФ.

Морфофизиологическая и функциональная организация головного мозга. Краткий анализ разных форм нарушения ВПФ, зависимость клинической картины, механизма и синдрома нарушения от топики поражения мозга.
Раздел 2. Учение о восстановлении ВПФ. История и современный подход. Теоретические концепции и практика.

История развития учения о локализации ВПФ в головном мозге и решение проблемы возможностей и путей восстановления ВПФ. Функциональные блоки в структуре мозга.
Раздел 3. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушением психических процессов.

История развития проблемы реабилитации. Проблемы терминологии. Системный подход в реабилитации
Раздел 4. Анализ и характеристики нарушений ВПФ: виды нарушений, синдромы, факторы, системность.

Научные основы восстановительного обучения. Современные представления о генезисе и строении ВПФ. Принципы восстановительного обучения. История развития технологии и методов восстановительного обучения.
Раздел 5. Психология речи. Афазия.

Слово и его роль в речи и психике человека. Речь и мозг: локализация речи, функциональные системы. Принципы выделения форм афазии.
Раздел 6. Восстановительное обучение: методологические и теоретические основы.

Научные методы восстановительного обучения. Новое учение о локализации ВПФ в головном мозге (о системной и динамической локализации). Принципы восстановительного обучения. Анализ современного подхода к возможности восстановления речи при афазии.
Раздел 7.Пути восстановления

Снятие диашиза, викариат, методы восстановительного обучения. Направленность, адекватность и научная обоснованность методов. Социально-психологический аспект восстановительного обучения.
Тематический план лекций.
2 курс, 4 семестр

  1. Краткий анализ разных форм нарушения ВПФ, зависимость клинической картины, механизма и синдрома нарушения от топики поражения мозга. Социальный аспект восстановления нарушенных ВПФ.

  2. Теоретические концепции и практика восстановления ВПФ. История развития учения о локализации ВПФ в головном мозге. Современное учение о системной динамической локализации ВПФ. Пути восстановления высших психических процессов после локальных поражений мозга.

  3. История развития проблемы реабилитации. Терминология.

  4. Функции речи. Материальные основы и виды речи. Речь и невербальные формы общения. Речь и язык. Речь и мозг: локализация речи, функциональные системы. Афазия. Другие виды нарушений речи.

  5. Научные основы восстановительного обучения. Поведенческие функциональные системы и их характеристики. История развития учения о системной и динамической локализации ВПФ в головном мозге. Теоретико-методологические принципы восстановительного обучения (по Л.С.Цветковой). История развития методик (технологии) и методов (техники) восстановительного обучения. Анализ современного подхода а возможности восстановления речи при афазии. Влияние афазии на личность, поведение и систему отношений больного.

  6. Адекватность нейропсихологических методов восстановительного обучения механизму и структуре дефекта. Анализ методов восстановления устной экспрессивной и импрессивной речи при моторных и сенсорных формах афазии. Эмпирический и научный подход к восстановлению функций.


4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.
3 курс, 6 семестр


  1. Компенсаторные попытки организма, мозга включить в работу сохранные компоненты функциональных систем и мозговых структур.

  2. Психоморфологический подход. Теория «центров» (Брока, Вайзенбург, Вернике, Дакс, Болотников, Пик и др.). Учение об антилокализационизме. Теория эквипотенциальности (равноценности) зон мозга. Отсутствие «специфических центров» локализации ВПФ (Лешли, Гольдштейн и др.). Психоморфологические, физиологические, психологические аспекты природы и структуры дефекта мозга.

  3. Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга. Пути восстановления ВПФ (снятие диашиза, перестройка функциональной системы, викариат).

  4. Функции живой (разговорной) речи и их роль в восстановлении речи при афазии. Формы речи. Лингвистические уровни речи. Речь и язык, их роль и место в афазии. Определение афазии и ее психологическое содержание: классическое и современное. Локализация афазий, речевая зона. Характеристики дизартрий, мутизма, аномии, алалии.

  5. Методологические концепции (Выготский, Анохин, Ухтомский, А.Н.Леонтьев, Лурия и др.). Методы восстановительного обучения. Психолого-педагогические требования к восстановительному обучению. Задачи и цели восстановительного обучения.

  6. Методы восстановления значения и смысла слова при разных формах афазии. Невербальные методы восстановительного обучения. Групповые и индивидуальные занятия.


4.5. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Общие вопросы восстановления психических процессов и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями ВПФ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование.

4

2.

Учение о восстановлении высших психических функций (ВПФ). История и современный подход. Теоретические концепции и практика.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Пути восстановления высших психических функций».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3

3.

Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушением психических процессов.


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

4.

Анализ и характеристики нарушений ВПФ: виды нарушений, синдромы, факторы, системность.


1. Работа с литературой.

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Пути восстановления ВПФ».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

5.

Психология речи. Афазия.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Сравнительный анализ двух форм височной афазии».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

6.

Восстановительное обучение: методологические и теоретические основы.


1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Принцип установки личности» и методы его применения в восстановительном обучении.


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

7.

Методы восстановительного обучения.

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3

Всего

26



  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  • Выделение специфики исследований нейропсихологии.

  • Научный, практический и методологический анализ разных подходов к пониманию восстановительного обучения.

  • Нейропсихологический анализ внутренней картины протекания афазии.

  • Методы применения «принципа установки личности» в восстановительном обучении.

  • Синдромный анализ афазий.

  • Выбор конкретных психологических методов для восстановительного обучения больных с нарушениями памяти, внимания, мышления и речи.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1.Рекомендуемая литература
а) Основная литература:

  1. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – М.: Смысл, 2008.- 267с.

  2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.-864с.


б) Дополнительная литература:

  1. Нейропсихолог в реабилитации и образовании /под ред. А.Г. Асмолова, М.: Теревинф, 2008.-400с.


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.

  • Презентации.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 6 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации и восстановления ВПФ» составлена к.психол.н, доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Петраковой Тамарой Ивановной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconУчебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления...
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconТемы контрольных работ по курсу
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconМесто дисциплины в структуре ооп
Целями освоения дисциплины «Психология здоровья» являются: обучение студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины технология конструкционных материалов...
...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология личности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «общая психология (введение)»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология аномального развития»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая учебная программа дисциплины «клиническая психология в экспертной практике»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» iconПсихология
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020400 «Психология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск