Скачать 174.39 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВПФ» Курс _3_, семестр _6_, форма обучения очная Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «11» мая 2012 года Протокол № 10 Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета «28» мая 2012 года Протокол № 25 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор____________Э.В. Луцевич Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии «07» июня 2012 года Протокол № 7 Председатель комиссии, профессор ___________________ Н.А. Сирота Введение В дисциплине впервые освещаются общие вопросы реабилитации с определениями в медицинском, социальном и психологическом аспектах. Особенностями реабилитационного обследования и диагноза. Впервые представлены дифференцированные представления о мозговом инсульте, черепно-мозговых травмах и последствиях постоперационного периода. Кроме того, инновацией программы является организация реабилитационной помощи в зависимости от возраста (у детей, взрослых, и лиц пожилого возраста).
Цель: ознакомление студентов с нейропсихологической реабилитацией больных с органическими поражениями мозга различной этиологии (опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.) и обучение принципам восстановления нарушенных патологическим процессом мозга высших психических функций – речи и мышления, внимания и восприятия, памяти и конструктивной деятельности и др. Методы восстановления и диагностики динамики восстановления. Задачи: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Коммуникативность
Компетентность
а) Студент должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
в) Студент должен иметь представление о:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, общей психологии, введению в клиническую психологию, нейропсихологии, психиатрии, неврологии.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общие вопросы восстановления психических процессов и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями ВПФ. Морфофизиологическая и функциональная организация головного мозга. Краткий анализ разных форм нарушения ВПФ, зависимость клинической картины, механизма и синдрома нарушения от топики поражения мозга. Раздел 2. Учение о восстановлении ВПФ. История и современный подход. Теоретические концепции и практика. История развития учения о локализации ВПФ в головном мозге и решение проблемы возможностей и путей восстановления ВПФ. Функциональные блоки в структуре мозга. Раздел 3. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушением психических процессов. История развития проблемы реабилитации. Проблемы терминологии. Системный подход в реабилитации Раздел 4. Анализ и характеристики нарушений ВПФ: виды нарушений, синдромы, факторы, системность. Научные основы восстановительного обучения. Современные представления о генезисе и строении ВПФ. Принципы восстановительного обучения. История развития технологии и методов восстановительного обучения. Раздел 5. Психология речи. Афазия. Слово и его роль в речи и психике человека. Речь и мозг: локализация речи, функциональные системы. Принципы выделения форм афазии. Раздел 6. Восстановительное обучение: методологические и теоретические основы. Научные методы восстановительного обучения. Новое учение о локализации ВПФ в головном мозге (о системной и динамической локализации). Принципы восстановительного обучения. Анализ современного подхода к возможности восстановления речи при афазии. Раздел 7.Пути восстановления Снятие диашиза, викариат, методы восстановительного обучения. Направленность, адекватность и научная обоснованность методов. Социально-психологический аспект восстановительного обучения. Тематический план лекций. 2 курс, 4 семестр
4.3. Тематический план практических занятий по семинарам. 3 курс, 6 семестр
4.5. Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 7.1.Рекомендуемая литература а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 6 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации и восстановления ВПФ» составлена к.психол.н, доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Петраковой Тамарой Ивановной. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления... Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Темы контрольных работ по курсу Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования... | ||
Место дисциплины в структуре ооп Целями освоения дисциплины «Психология здоровья» являются: обучение студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования... | Рабочая учебная программа дисциплины технология конструкционных материалов... ... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости» Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «общая психология (введение)» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «психология аномального развития» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «клиническая психология в экспертной практике» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Психология Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020400 «Психология».... |