Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности»





Скачать 357.18 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «психология личности»
страница1/3
Дата публикации23.10.2014
Размер357.18 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью дисциплины «Психология личности» является освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области психологии личности, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности клинического психолога.

Задачи освоения дисциплины:

  • Формирование представления об основных принципах исследования личности

  • Интеграция знаний об отдельных аспектах личности: структуре, развитии, мотивации, норме и патологии, психокоррекции и психотерапии

  • Углубленное знакомство с различными направлениями в психологии личности

  • Создание целостного представления о разнообразных классических и современных подходах к психологии личности


2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Психология личности" входит в базовую часть цикла С3. Профессиональные дисциплины. Изучается в V семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Общая психология

Знания: филогенез и онтогенез психики, психические процессы.

Умения: анализ теоретических концепций.

Навыки: изучение учебной литературы.

- Психология развития и возрастная психология

Знания: о факторах, влияющих на развитие человека; об особенностях психического развития на разных этапах онтогенеза.

Умения: анализ учебного материала.

Навыки: изучение учебной литературы.

- Дифференциальная психология:

Знания: об индивидуальных особенностях в функционировании психических процессов человека.

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психология личности»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Психодиагностическая.

  3. Консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство).

  4. Психолого-просветительская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№№пп

индекс компе-тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-3

способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум



ОК-4

способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности

+

+

+

Коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи



ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+

+

Ситуационные задачи, отчетная работа



ПК-2

готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии

+

+

+

Выступление на семинаре, учебная дискуссия



ПК-9

владение необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности

+

+




Выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-21

владение навыками популяризации психологических знаний,

рекомендаций по использованию результатов психологических

исследований и инноваций

+

+

+

Учебная дискуссия, деловая игра, ситуационные задачи

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

  • основные понятия психологии личности

  • фундаментальные классические и современные, отечественные и зарубежные психологические теории личности

  • методы, используемые в психологии личности, и способы их практического применения

  • основные эмпирические исследования в психологии личности

  • специфику вопросов и проблем, рассматриваемых психологией личности

б) уметь:

  • излагать в форме письменного или устного отчета основные положения, содержащиеся в учебно-методической или специальной научной литературе

  • проводить сопоставительный анализ теоретических подходов к изучению личности человека

в) владеть:

  • навыками ведения дискуссии, аргументации своей позиции

  • навыками самостоятельного подбора литературы по определённой программе, оформления реферативных работ согласно требованиям к научным текстам

  • навыками оценки результатов экспериментальных исследований в области психологии личности

  • навыками интерпретации результатов, представленных в специальных научных статьях, докладах или сообщениях по экспериментальной психологии личности

г) иметь представление о:

  • о разнообразных направлениях в психологии личности

  • о критериях анализа теорий личности

  • о методах, применяемых в психологии личности

  • об основных дискуссионных вопросах по проблемам психологии личности

  • об истории вопроса

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

V

часов

1

2

3

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

34

34

Лекции (Л)

10

10

Практические занятия (ПЗ)

10

10

Семинары (С)

14

14

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

38

38

Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)







Реферат (Реф)(Монография - М)

10

10

Расчетно-графические работы (РГР)

-

-

Подготовка к занятиям(ПЗ)

10

10

Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

10

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

8

8

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет




экзамен (Э)







ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72

ЗЕТ

2

2


3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-3, 4, ПК-2

Введение в психологию личности

Методологические основы анализа понятий личности. Личность как поле для психологического исследования. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как субъект биологической, социальной и культурной жизни. Движущие силы и условия развития личности. Индивидуальные свойства и их роль в развитии человеческой личности. Личность в социогенезе. Индивидуальность личности и её жизненный путь.

Критерии психологического анализа теорий личности. Компоненты теории личности. Структура личности и различные методологические подходы к её изучению. Мотивация в психологии личности. Проблема развития личности. Психопатология и психическое здоровье. Возможности психокоррекции и психотерапии личностных расстройств. Основные методы исследования личности, значение их для психологии.



ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Психоаналитические теории личности

Психодинамическая теория личности: З. Фрейд. Основные концепции и принципы психоанализа. Топографическая модель сознания. Структура личности. Инстинкты как движущая сила поведения человека. Психосексуальные стадии развития. Природа тревоги. Типы тревоги. Защитные механизмы эго (вытеснение, проекция, регрессия, отрицание, замещение, формирование реакции, рационализация, сублимация). Методы психоанализа. Достижения психоаналитической терапии.

Индивидуальная психология: А. Адлер. Основные тезисы индивидуальной терапии личности. Индивидуум как единое и само согласующееся, как творческое и самоопределяющееся целое. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Понятие социального интереса. Стиль жизни. Фикционный финализм. Порядок рождения: теоретические положения и эмпирические доказательства.

Аналитическая теория личности: К.Г. Юнг. Основные концепции и принципы. Структура личности. Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипов. Эго-направленности и психологические функции. Развитие личности: индивидуация.

Эпигенетическая теория: Э. Эриксон. Эго-психология: результат развития психоанализа. Эпигенетический принцип. Психосоциальные стадии развития личности. Базовое доверие – базовое недоверие. Автономия – стыд, сомнение. Инициативность – вина. Трудолюбие – неполноценность. Эго-идентичность – ролевое смешение. Интимность – изоляция. Продуктивность – инертность, застой. Целостность личности – отчаяние.

Теория Э. Фромма. Личность в современной культуре. Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм. Разрушительность. Автоматизированный конформизм. Позитивная свобода. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

Социокультурная теория личности: К. Хорни. Представление о развитии личности. Базальная тревога. Стратегии компенсации базальной тревоги. Невротические потребности. Невротическая личность. Ориентация на людей, от людей, против людей. Идеализированный образ.



ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Теории личности в бихевиоризме

Научающе-бихевиоральное направление. Теория оперантного научения: Б. Скиннер. Подход Скиннера к психологии: какой должна быть наука о поведении. Личность с точки зрения бихевиористов. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Условное подкрепление. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Возможности использования достижений концепции синнеровского оперативного научения в различных сферах психологической практики.

Социально-когнетивная теория личности: А. Бандура. Саморегуляция и познание в поведении. Научение через моделирование. Основные процессы научения через наблюдение (роль внимания, памяти, моторных действий, мотивации). Косвенное подкрепление. Самоподкрепление. Появление саморегуляции. Проблема самоэффективности и самоконтроля в психологической теории и практике.

Теория социального научения: Дж. Роттер. Потенциал поведения. Ожидание. Ценность подкрепления. Психологическая ситуация. Основная формула прогноза поведения. Основные потребности человека. Компоненты потребности. Интернальный и экстернальный локус контроля. Измерение локуса контроля. Характеристики интерналов и экстерналов.



ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Гуманистическая психология личности

Психология третьей силы. Основные принципы гуманистической психологии. А. Маслоу. Мотивация: иерархия потребностей. Физиологические потребности. Потребности безопасности и защиты. Потребности принадлежности и любви. Дефицитарная и бытийная любовь. Потребности уважения и самоуважения. Потребности самоактулизации. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метаобраз жизни: путь к совершенствованию. Характеристики самоактуализирующихся людей. Эупсихея.

Феноменологическая теория личности: К. Роджерс. Взгляды Роджерса на природу человека. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Я-концепция. Методика Q-сортировки. Полноценно функционирующий человек. Терапия, центрированная на клиенте. Терапевтические условия для изменения личности.

Логотерапия и экзистенциональный анализ: В. Франкл. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как основная мотивация. Ценности творчества, переживаний, отношения. Совесть, её роль в поиске смысла. Понятие сверхсмысла. Учение Франкла о свободе воли. Психотерапевтический аспект логотерапии.

Психосинтез: Р. Ассаджиоли. Взгляды на психологическую структуру личности в концепции психосинтеза. Представления о развитии личности в психосинтезе. Уровни сознания. Понятие субличности. Возможности психосинтеза применительно к психотерапии и психологии личностного роста.



ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Диспозициональное и когнитивное направления в теории личности

Г. Олпорт: диспозициональная теория личности. Концепция черты личности. Характеристики черт личности. Общие и индивидуальные черты. Типы индивидуальных диспозиций. Проприум: развитие самости. Мотивация: функциональная автономии, её виды. Характеристики зрелой личности.

Р. Кеттел: структурная теория черт личности. Основные принципы. Формула описания поведения. Категории черт личности. Источники данных для факторного анализа. Выявление исходных черт эмпирическим путём. Роль наследственности и окружающей среды.

Г. Айзенк: теория типов личности. Основные типы личности. Интроверт. Экстраверт. Нейротизм. Эмоциональная стабильность. Психопатия. Измерение черт личности. Нейрофизиологические основы черт и типов. Пятифакторная модель личности.

Дж. Келли: основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм. Особенности мотивации. Личностные конструкты: модели для действительности. Свойства конструкторов. Типы конструкторов. Основной постулат теории личностных конструкторов и выводы из него. Репертуарный тест ролевого конструктора. Конструкты и их влияние на взаимоотношения людей. Психическое здоровье. Характеристики зрелой, здоровой личности.



ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Отечественные теории личности

Бехтерев. Основные идеи и принципы. Зарождение психологии личности в отечественной науке. Лазурский. Эндо- и экзопсихика. Д.Н. Узнадзе. Проблема установки у человека. Проблема объективации. Индивидуальные типы установок. Б.Т. Ананьев. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека. Основные характеристики человека и его развития. Структура индивидуального развития человека. Черты психологической структуры личности. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.

В.Н. Мясищев. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. Психология отношений. Структура личности и отношение человека к действительности.

А.Н. Леонтьев. Деятельность и личность. Личность как предмет психологического исследования. Индивид и личность. Деятельность как основание личности. Сознание и личность. Формирование личности. Б.С. Братусь. Смысловая сфера личности. Циклы развития деятельности. Координаты пространства личности.



ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Перспективы исследований в области психологии личности

Сравнительная характеристика различных направлений в психологии личности.

Критерии оценки теорий личности.

Новые перспективы в теоретическом и практическом исследовании личности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconПрограмма дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология»
Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconТемы контрольных работ по курсу
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» icon7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности
Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconРабочая программа дисциплины «психология личности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология личности»
Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск