Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность





НазваниеЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
страница1/12
Дата публикации23.10.2014
Размер1.51 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.




План:

  1. Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии.

  2. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии

  3. Методы психологии.

  4. Понятия индивид, личность, субъект, индивидуальность.



Психология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранились слова и выражения, производные от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Основной предмет психологии состоит в изучении психических фактов, закономерностей и механизмов, имеющих у человека личностный характер.

Психика – это свойство нервной системы отражать внешнее воздействие.

Под психическими фактами понимают конкретные проявления психики, которые по устойчивости можно разделить на три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.

Под психическими процессами понимают наиболее динамичные изменяющиеся формы психического отражения, в которых выражено начало, конец и определено содержание. К ним относят: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т.д.).

Под психическими состояниями понимают относительно устойчивые психические явления, которые не имеют своего собственного содержания, но влияют на результат действия. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение) и т.д. К психическим свойствам, или особенностям, личности относят качества его ума, мышления, устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.

Под психическими свойствами понимают устойчивые психические отражения, проявляющиеся в течение длительного времени и влияющие на проявление его поведенческих реакций. К ним относятся: темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

2.Первыми психологами были Аристотель и Демокрит.

Начиная с глубокой древности психология развивалась в рамках философии. И только в 16 веке психология выделяется из философии. Постепенно появляются специалисты – психологи.

В психологии в основном господствовали субъективные методы. В конце 19 в. (1879 г.) в психологию был введен экспериментальный опытный метод. Открыта первая в мире экспериментальная лаборатория в Германии под руководством Вильгельма Вундта.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Психологическое знание делится на научное и житейское. Житейские представления формируются методом проб и ошибок. Научные представления носят закономерный характер и повторяются в определенных условиях с жесткой последовательностью.

В житейской психологии знания добываются разными способами – методом наблюдения, домысливания, угадывания, размышления. Житейские знания образуют донаучные психологические знания. Они способствуют ориентировке в поведении людей. Однако, эти знания лишены систематичности и доказательности, и зачастую бывают очень субъективны.

Психологическое знание обладает важной спецификой. Жан Пиаже считал, что психология занимает в классификации наук особое место: «Именно в психологии сомкнутся гуманитарные и естественные ветви».

В 1903-05 гг. во Франции Бине и Симон составили «батарею тестов» по определению способностей человека.

Важной вехой в развитии психологии в нашей стране явилось Постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.), которым был запрещен к использованию тестовый метод в психологии.

Начиная с 60-х годов психологи вернулись в методу тестов, который изучает особенности уровня знания человека. Тест должен помочь решить дилемму: более одаренный человек или более старательный.

Специфика психологического знания порождает ряд проблем, решение которых затягивается на многие годы.
3. Методы психологии

Как и у всякой науки, у психологии есть свои методы исследования. Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию.

В отечественной психологии выделяются следующие 4 группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и коррекционные методы.

Организационные методы

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков.

1) Лонгитюдный метод

В нашей стране онтогенетические исследования имеют долговременную традицию (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). Очень многие исследователи (Д.Б.Эльконин, А.А.Люблинская, Н.Д.Левитов) писали об огромном вкладе срезовых и лонгитюдных изучении проблемы развития. Особенно известны научные исследования (А.Р.Лурия (1959, 1961) развития речи и ее влияния на способность к учению и развитию личности детей.

Достоинства лонгитюдного способа, по сравнению с методом поперечных срезов:

  • лонгитюдное исследование дает возможность анализа индивидуальных особенностей развития;

  • лонгитюдное исследование дает возможность анализа изменений конкретной группы испытуемых;

  • лонгитюдное исследование дает возможность установления качественных изменений в развитии ребенка;

  • лонгитюдное исследование дает возможность выявления причин качественных изменений в развитии; оно дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами.

  • Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка;

— только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Недостатки лонгитюдных исследований:

  • значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

  • вынужденное ограничение количества испытуемых;

  • миграция испытуемых в период эксперимента ( выбытие и прибытие новых);

  • результаты исследования часто распространяются на всех испытуемых похожей выборки (с определенной долей вероятности)

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п.

Подбирают относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку (№ курса). Затем проводят необходимую диагностическую работу, полученные данные сравнивают между собой и делают вывод об особенностях проявления данного качества.

Пример: изучает особенности становления образа профессии у студентов-психологов.

Достоинства этого метода:

  • сравнительная быстрота исследования и возможность приобретения в течение короткого времени статистически достоверных результатов;

  • позволяет проводить массовые исследования.

Недостатки:

  • этот метод не дает возможности выводить заключение о динамике процесса развития, его непрерывности;

  • закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными;

  • при суммировании и последующем усреднении результатов невозможно учитывать индивидуальные особенности ребенка.


Эмпирические методы в психологии

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Наблюдение и в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворив наблюдение, чтобы быть научным методом.

Основное преимущество метода объективного наблюдения - оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.

Недостатки метода наблюдения:

  • Субъективность. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.

  • Затруднена интерпретация данных.

  • Требует значительных затрат времени.

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод.

Эксперимент предполагает создание специальных условий в целях изучения причинно-следственных связей. Он предполагает:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов (верификация)

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция — сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности школьника.

И, наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая его разновидность называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. В процесс учебно-познавательной работы с детьми изучаются условия и закономерности происхождения соответствующего психического новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране — В.В.Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим. Ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением.

Достоинства эксперимента:

  • дает возможность конструирования и переконструирования новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.

Недостаток: -сложность в организации и подборе кадров.

Психодиагностические методы

Основным инструментом психодиагностики являются психологические тесты, опрос, интервью, анкетирование.

Психологические тесты

Тест - (англ. «проба» или «испытание»). Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Г.Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей.

Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

Метод тестов в первоначальном своем специфическом значении вызывал целый ряд серьезных возражений, т.к. внешний факт решения или нерешения теста не определяет еще внутренней природы соответствующих психических актов. В первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключения о личности на основании статистической обработки внешних данных. Эта ошибка еще более усугублялась, когда на основании того же тестового метода пытались ставить прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь. Когда индивидам, прошедшим различные пути развития и формировавшимся в разных условиях, предъявляют одни и те же стандартные тесты и на основе их решения непосредственно делают вывод об одаренности подвергшихся этому испытанию лиц, то допускают явную ошибку, не учитывая зависимость результатов от условий развития.

Наряду с недостатками, тестирование имеет и заметные преимущества перед другими методами.

Достоинства тестового метода:

  • дает возможность выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие),

  • позволяет наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности,

  • используется для профотбора..

Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений? Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития. Важно также соблюдать условия проведения теста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconИстория развития психологического знания и основные направления в психологии
Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconУчебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общее понятие о психологии как науке. Предмет психологии. Материалистические, идеалистические и иные философские понимания психики....
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск