Скачать 0.73 Mb.
|
Цель данного курса – сформировать представления студентов об особенностях эмоционально-личностной и познавательной сфер логопатов. Задачи курса:
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:
Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙЛабораторные занятия. Тема 1. Психологические особенности детей и подростков, страдающих заиканием. (4 часа) План: 1. Посещение учреждения для детей и подростков с заиканием, беседа с психологом об особенностях данной группы лиц. 2. Наблюдение за особенностями общения и поведения заикающихся. Тема 2. Обучение и воспитание детей с НР и ТНР в системе учреждений образования и здравоохранения. (8 часов) План: 1.Посещение учреждений для обучения и воспитания детей с ТНР, НР (ДОУ, СШ, школа-интернат 5 вида, логопедический кабинет при детской поликлинике), беседа с логопедами, психологом. 2. Обследование ребенка-дошкольника или школьника с речевой патологией по следующему плану:
Литература: 1. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.,1999. 2. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998. 3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб, 1993. 4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб., 1993. 5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. 6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М., 1998. Практические занятия. Занятие 1,2. Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.(4 часа) План.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Конспектирование статей:
6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.
//Дефектология. – 1993. - №2. – С.7. Литература Основная:
Дополнительная:
Занятие 3,4,5. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.(6 часов) План.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Особенности восприятия при различной речевой патологии. 2. Особенности памяти при различной речевой патологии. 3. Особенности мышления при различной речевой патологии. 4. Особенности внимания при различной речевой патологии. 5. Особенности познавательной деятельности при дизартрии у детей с ДЦП. Задания для самостоятельной работы: работа с литературой (конспектирование):
Литература Основная: 1. Выготский Л.С. Собр. Соч. : В 6 т. – М., 1986. – Т.5. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998. Дополнительная: 1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. Занятие 6,7, Психологические особенности заикающихся.(4 часа) План.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Особенности поведения при заикании у детей, подростков и взрослых. 2.Особенности общения при заикании у детей, подростков и взрослых. 3.Особенности деятельности при заикании у детей, подростков и взрослых. Задание для самостоятельной работы: Работа с литературой (конспектирование): 1. Калягин В.А., Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов.//Дефектология. – 1996. - №3. – С.36.
Литература Основная: 1. Выготский Л.С. Собр. соч. : В 6 т. – М., 1986. – Т.5.
Дополнительная: 1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. Занятие 8,9,10. Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи. (6 часов) План.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 1. Архип И.А. Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями. – Мурманск: МГПИ, 1999. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998. 3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. Пособие для студ. Мед. Пед. Учеб. Заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001. Дополнительная: 1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. Занятие 11, 12. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. (4 часа). План.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Задачи психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. 2. Методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Задания для самостоятельной работы: работа с литературой (конспектирование): 1. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб., 2001. – С. 244.
|
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях... | Изучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов Якушкина, З. Н. Изучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов : учеб пособие для студентов факультетов... | ||
Реферат тема: "Язвенные гастродуоденальные кровотечения" Цель исследования: изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и особенностей хирургической тактики при язвенных гастродуоденальных... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью курса является изучение особенностей политического, экономического и социального развития государств Азии и Африки в ХХ и начале... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является изучение особенностей сексологического развития и информированности человека в норме и при патологии и его значение... | Программа дисциплины для подготовки аспирантов по специальности 23.... Охватывает круг вопросов, связанных с изучением интеграционных процессов, развивающихся в современном мире. При этом упор делается... | ||
Гемореологические профили у пациентов с хронической обструктивной... Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ярославская государственная... | Реферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи... Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники | ||
Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной... | Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Процесс социальной адаптации имеет особое значение для полноценного психического и личностного развития детей не только в начале... | Клиническая характеристика и методы лечения вирусных гепатитов у... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "российский государственный медицинский университет... | ||
0 6 14 влияние йоддефицитных состояний различной степени тяжести... Используя их, учителя могут получить доступ к содержанию специализированных мультимедиа библиотек, энциклопедий, справочников, учебников,... | Сетевой курс по выбору учащихся (11 класс) «История развития физики»... Целью курса является изучение школьниками основных этапов развития физической науки, закономерностей развития науки, развития научных... | ||
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду... В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой... | Пояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир» Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром... |