ГОУ СОШ №25
Конспект занятия
«Сказочное путешествие» «Педагогический дебют. Педагог – психолог Москвы - 2011» Педагог – психолог Келина Марина Юрьевна
Москва, 2010 Введение
Актуальность занятия.
Процесс социальной адаптации имеет особое значение для полноценного психического и личностного развития детей не только в начале обучения в школе, но и при переходе их в основное звено. Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за учащимися младшего подросткового возраста.
Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются и оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления Я, обретения новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.
При переходе в пятый класс некоторые школьники довольно остро переживают процесс адаптации к новым условиям обучения, и результатом этих переживаний является наличие повышенного/высокого уровня тревожности, который в дальнейшем будет влиять на формирование учебно - познавательной мотивации школьника и успешность его обучения в целом.
Страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения – это два фактора, наиболее выраженные у заявленных участников занятия *
Наличие этих страхов, как и тревожность в целом, оказывает негативное влияние на формирование учебно - познавательной мотивации и учебные успехи в целом. Поэтому необходимо проводить с данной группой школьников, являющихся потенциальной группой риска, психологические занятия с целью снижения/снятия тревожности по описанным факторам.
Мы представляем Вашему вниманию одно из таких занятий, создание которого строилось при учете трех основных направлений в работе с тревожными детьми:
Повышение самооценки
Обучение школьников умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих их ситуациях
Снятие мышечного напряжения
*по результатам диагностики тревожности (методика Филлипса)
Цель занятия - создание благоприятных условий для снижения страха самовыражения и страха ситуации проверки знаний.
Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
Обучение элементам техники глубокого дыхания
Обучение навыкам снятия эмоционального напряжения
Создание благоприятных условий для повышения самооценки: участие в игре («Ладошка»), которая поможет школьнику узнать много приятного о себе; отсутствие соревновательных моментов в играх и др.
Научно - практическая новизна занятия.
Данное занятие является уникальным в том плане, что здесь используются модифицированные под поставленные цели и задачи нейропсихологические упражнения (элементы дыхательной техники, растяжки, упражнение на развитие пространственных функций), которые, за исключением последнего, направлены на повышение энергетического потенциала головного мозга - улучшение кровоснабжения и кислородного питания. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на интеллектуальные способности (повышается скорость актуализации информации) и на общий эмоциональный фон (снижение чувства тревоги).
Последнее нейропсихологическое упражнение (оригинальное название, предложенное его автором - «Робот») используется впервые в качестве инструмента для снижения страха самовыражения. Целесообразность включения данного упражнения в цикл по снижению тревожности получила свое подтверждение в результате наблюдения автора занятия за особенностями его выполнения детьми разных возрастных категорий.
Кроме этого, занятие представляет собой сплав различных методов психокоррекционной работы, взятых из телесно - ориентированной психотерапии, сказкотерапии, а также модифицированных автором занятия классических методик, которые используются при работе с тревожными детьми.
Теоретико – методологическое обоснование занятия.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
Культурно - историческая концепция
Принцип единства аффекта и интеллекта
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975
Теория деятельности - принцип активности, принцип предметности, принцип интериоризации как механизм усвоения, принцип опосредствования
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989.
Периодизация психического развития в детском возрасте.
Взгляды на роль игровой деятельности на разных возрастных этапах развития.
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Генезис, 2008.- 474 с.
Громова Т.В., Чибисова М. Ю. «Правильный» набор. Правила в групповой психологической работе с детьми и подростками. Методическое пособие.- М.: Генезис, 2009.- 32 с.
Основы профилактики социально – психологической дезадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними. ЦПРП «Перекресток», 2006.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008.- 176 с.: ил.
Материалы и оборудование: магнитофон, диск с мелодиями, плакаты с изображениями сказочных героев, воздушные шары, цветные фломастеры, картонные ладошки.
Содержание занятия.
Занятие состоит из трех логически вытекающих друг из друга частей - вводной части, основной и завершающей. Общая продолжительность занятия составляет 40 минут.
Перед занятием участники группы выполняют два домашних задания:
Создать картонную ладошку - для этого на листе цветного картона необходимо обвести свою ладонь, затем вырезать ее по контуру и написать в центре ладошки свое имя.
Нарисовать иллюстрации к сказке - каждый участник занятия рисует иллюстрацию к сказке на конкретную тему, которую ему дает психолог.
Вводная часть
Задачи:
Создание доброжелательной атмосферы для общения учащихся друг с другом
Выработка и принятие правил работы в группе
Приветствие участников занятия
Каждый участник называет свое имя, то, что ему нравится (делать, есть, смотреть и др.) и сопровождает это придуманным жестом
Время выполнения – 5 минут
Работа с групповыми правилами
Всем в группе должно быть:
Интересно! Для этого необходимо уметь слушать каждого (правило тишины, правило своего мнения)
Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется (правило вежливости)
Безопасно! Все, что происходит на занятиях – остается между нами (правило секретности)
Полезно! Для этого необходимо быть активным (правило активности)
Время выполнения- 3 минуты
Основная часть
Задачи:
Обучение навыкам техники глубокого дыхания
Обучение навыкам снятия эмоционального напряжения
Групповое взаимодействие
Прослушивание сказки о маленьком принце
Время выполнения- 5 минут
Упражнение «Воздушный шарик»
Психолог обращается к участникам занятия со следующими словами: «представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух через нос, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем». Необходимо повторить упражнение 4-5 раз.
Время выполнения- 3 минуты
Разминка - блиц - опрос по содержанию сказки
Вопросы:
Назовите главных героев сказки.
Каким образом Крик-Крик отомстил королю?
Какая история повторялась с принцем Анри каждый вечер?
Что случилось с Крик-Криком после того, как он заколдовал Анри и покинул замок?
Почему, по словам волшебницы Розмарины, на принца подействовало заклинание злого волшебника?
Как Розмарина помогла принцу справиться с его страхами?
На какой вопрос принц Анри не смог ответить учителю?
Докажите, что советы волшебницы оказались полезными для Анри
Время выполнения- 3 минуты
Волшебная зарядка
упражнение «К солнцу»- по команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы потягивается (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды)
упражнение «Бабочка» - ребенок ровно стоит, спина прямая, руки вытянуты в стороны, глаза смотрят вперед. По команде взрослого:
- пальцы сжимаются в кулак
- руки сгибаются в локтях, кулаками вверх, плечи параллельны полу
- голова запрокидывается назад, глаза смотрят в потолок
- плечи, находясь параллельно полу, сводятся максимально назад
- плечи возвращаются в исходное положение, находясь параллельно полу, кулаками вверх, а голова остается запрокинутой вверх
- голова приходит в исходное положение
- руки разгибаются и разводятся в стороны
- кулаки разжимаются
Время выполнения- 3 минуты
Упражнение «Стражники»
Участники тренинга разбиваются на пары, в которых они распределяют между собой роли - один из пары берет на себя роль командира, другой - стражника. Командиры получают листок со списком упражнений для тренировки стражника. Задача командира - следить за тем, чтобы стражник выполнял все упражнения верно. После этого ребята меняются ролями - тот, кто был командиром, становится стражником, а бывший стражник превращается в командира. Список упражнений отличается от предыдущего тем, что он зашифрован: стражник должен выполнять инструкции командира строго наоборот (если в инструкции сказано «2 шага вправо», стражник выполняет 2 шага влево, если сказано «прыжок», стражник должен присесть и т.д.)
Время выполнения – 6 минут
Упражнение «Непослушные шарики»
Участники занятия делятся на две команды по три человека в каждой. Ведущий дает каждой команде 2- 3 воздушных шарика. Задача группы - любыми способами, не расцепляя рук, удержать шарики в воздухе (на шарики можно дуть, подкидывать их головой ,плечом и т.д.)
Время выполнения- 6 минут Завершающая часть
Задачи:
Обобщение результатов проделанной работы
Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций
Упражнение «Ладошка»
Участники группы стоят в кругу. У каждого участника в руках заранее заготовленная картонная ладошка, в центре которой написано имя ее обладателя. По команде ведущего ладошки передаются соседу справа, который пишет в одном из пяти пальцев что-то, что ему нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг заполненная ладошка возвращается к своему хозяину.
Время выполнения- 5 минут
Инструкции для стражников.
Сделай три шага влево и повернись два раза направо,
Прыгни на правой ноге три раза, а потом сделай шаг влево,
Сделай один прыжок вперед, затем шаг вправо,
Повернись три раза налево, а потом сделай шаг назад,
Прыгни вверх 2 раза и скажи три раза: «Да здравствует король»,
Сделай шаг влево, прокричи один раз «Ура!» и поверни направо,
Сделай 3 шага вперед на пяточках, поверни налево, 2 шага назад,
Сделай поворот направо, 3 шага назад, поворот налево,
Правую руку положи на левое плечо, левую руку положи на левый бок и сделай 2 шага вперед, прыгни вверх,
Сделай 4 шага влево, присядь, сделай вперед три шага на корточках,
Поверни направо, прыгни один раз на левой ноге вперед, один шаг назад,
Сделай правой ногой шаг влево, а левой ногой шаг вправо, поставь ноги вместе
Прыгни три раза вверх на левой ноге, поверни направо,
На месте шагом марш!!!
«Зашифрованные» инструкции
для стражников.
Сделай один шаг вперед, два шага направо и прыжок вверх,
Сделай три шага налево, поверни направо, еще раз направо, три раза присядь,
Сделай один шаг вперед правой ногой, один шаг назад левой ногой,
Поверни два раза налево и скажи медленно- медленно «Всегда улыбайся!»,
Положи левую руку на левый бок, правую руку опусти вниз и прыгни вперед два раза,
Прыгни один раз влево и три раза вправо,
Сделай 4 шага вправо, присядь, поверни направо,
Сделай два шага назад на пяточках, три шага вправо, поверни налево,
Сделай шаг налево левой ногой, два шага вперед начиная с правой ноги,
Прыгни влево и прыгни назад,
Поверни налево, встань на правую ногу, а потом на левую ногу,
Вытяни правую руку вправо и повернись направо,
На месте шагом марш!!!
|