Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 103.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер103.68 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
ГОУ СОШ №25



Конспект занятия

«Сказочное путешествие»
«Педагогический дебют. Педагог – психолог Москвы - 2011»
Педагог – психолог Келина Марина Юрьевна

Москва, 2010
Введение

Актуальность занятия.

Процесс социальной адаптации имеет особое значение для полноценного психического и личностного развития детей не только в начале обучения в школе, но и при переходе их в основное звено. Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за учащимися младшего подросткового возраста.

Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются и оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления Я, обретения новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.

При переходе в пятый класс некоторые школьники довольно остро переживают процесс адаптации к новым условиям обучения, и результатом этих переживаний является наличие повышенного/высокого уровня тревожности, который в дальнейшем будет влиять на формирование учебно - познавательной мотивации школьника и успешность его обучения в целом.

Страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения – это два фактора, наиболее выраженные у заявленных участников занятия *

Наличие этих страхов, как и тревожность в целом, оказывает негативное влияние на формирование учебно - познавательной мотивации и учебные успехи в целом. Поэтому необходимо проводить с данной группой школьников, являющихся потенциальной группой риска, психологические занятия с целью снижения/снятия тревожности по описанным факторам.

Мы представляем Вашему вниманию одно из таких занятий, создание которого строилось при учете трех основных направлений в работе с тревожными детьми:

  • Повышение самооценки

  • Обучение школьников умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих их ситуациях

  • Снятие мышечного напряжения

*по результатам диагностики тревожности (методика Филлипса)

Цель занятия - создание благоприятных условий для снижения страха самовыражения и страха ситуации проверки знаний.

Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

  • Обучение элементам техники глубокого дыхания

  • Обучение навыкам снятия эмоционального напряжения

  • Создание благоприятных условий для повышения самооценки: участие в игре («Ладошка»), которая поможет школьнику узнать много приятного о себе; отсутствие соревновательных моментов в играх и др.

Научно - практическая новизна занятия.

Данное занятие является уникальным в том плане, что здесь используются модифицированные под поставленные цели и задачи нейропсихологические упражнения (элементы дыхательной техники, растяжки, упражнение на развитие пространственных функций), которые, за исключением последнего, направлены на повышение энергетического потенциала головного мозга - улучшение кровоснабжения и кислородного питания. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на интеллектуальные способности (повышается скорость актуализации информации) и на общий эмоциональный фон (снижение чувства тревоги).

Последнее нейропсихологическое упражнение (оригинальное название, предложенное его автором - «Робот») используется впервые в качестве инструмента для снижения страха самовыражения. Целесообразность включения данного упражнения в цикл по снижению тревожности получила свое подтверждение в результате наблюдения автора занятия за особенностями его выполнения детьми разных возрастных категорий.

Кроме этого, занятие представляет собой сплав различных методов психокоррекционной работы, взятых из телесно - ориентированной психотерапии, сказкотерапии, а также модифицированных автором занятия классических методик, которые используются при работе с тревожными детьми.

Теоретико – методологическое обоснование занятия.

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.

  • Культурно - историческая концепция

  • Принцип единства аффекта и интеллекта

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975

  • Теория деятельности - принцип активности, принцип предметности, принцип интериоризации как механизм усвоения, принцип опосредствования

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989.

  • Периодизация психического развития в детском возрасте.

  • Взгляды на роль игровой деятельности на разных возрастных этапах развития.

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Генезис, 2008.- 474 с.

  2. Громова Т.В., Чибисова М. Ю. «Правильный» набор. Правила в групповой психологической работе с детьми и подростками. Методическое пособие.- М.: Генезис, 2009.- 32 с.

  3. Основы профилактики социально – психологической дезадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними. ЦПРП «Перекресток», 2006.

  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008.- 176 с.: ил.

Материалы и оборудование: магнитофон, диск с мелодиями, плакаты с изображениями сказочных героев, воздушные шары, цветные фломастеры, картонные ладошки.

Содержание занятия.

Занятие состоит из трех логически вытекающих друг из друга частей - вводной части, основной и завершающей. Общая продолжительность занятия составляет 40 минут.

Перед занятием участники группы выполняют два домашних задания:

  1. Создать картонную ладошку - для этого на листе цветного картона необходимо обвести свою ладонь, затем вырезать ее по контуру и написать в центре ладошки свое имя.

  2. Нарисовать иллюстрации к сказке - каждый участник занятия рисует иллюстрацию к сказке на конкретную тему, которую ему дает психолог.


Вводная часть

Задачи:

  • Создание доброжелательной атмосферы для общения учащихся друг с другом

  • Выработка и принятие правил работы в группе

  1. Приветствие участников занятия

Каждый участник называет свое имя, то, что ему нравится (делать, есть, смотреть и др.) и сопровождает это придуманным жестом

Время выполнения – 5 минут

  1. Работа с групповыми правилами

Всем в группе должно быть:

  • Интересно! Для этого необходимо уметь слушать каждого (правило тишины, правило своего мнения)

  • Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется (правило вежливости)

  • Безопасно! Все, что происходит на занятиях – остается между нами (правило секретности)

  • Полезно! Для этого необходимо быть активным (правило активности)

Время выполнения- 3 минуты


Основная часть

Задачи:

  • Обучение навыкам техники глубокого дыхания

  • Обучение навыкам снятия эмоционального напряжения

  • Групповое взаимодействие

  1. Прослушивание сказки о маленьком принце

Время выполнения- 5 минут

  1. Упражнение «Воздушный шарик»

Психолог обращается к участникам занятия со следующими словами: «представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух через нос, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем». Необходимо повторить упражнение 4-5 раз.

Время выполнения- 3 минуты

  1. Разминка - блиц - опрос по содержанию сказки

Вопросы:

  • Назовите главных героев сказки.

  • Каким образом Крик-Крик отомстил королю?

  • Какая история повторялась с принцем Анри каждый вечер?

  • Что случилось с Крик-Криком после того, как он заколдовал Анри и покинул замок?

  • Почему, по словам волшебницы Розмарины, на принца подействовало заклинание злого волшебника?

  • Как Розмарина помогла принцу справиться с его страхами?

  • На какой вопрос принц Анри не смог ответить учителю?

  • Докажите, что советы волшебницы оказались полезными для Анри

Время выполнения- 3 минуты

  1. Волшебная зарядка

  • упражнение «К солнцу»- по команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы потягивается (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды)

  • упражнение «Бабочка» - ребенок ровно стоит, спина прямая, руки вытянуты в стороны, глаза смотрят вперед. По команде взрослого:

- пальцы сжимаются в кулак

- руки сгибаются в локтях, кулаками вверх, плечи параллельны полу

- голова запрокидывается назад, глаза смотрят в потолок

- плечи, находясь параллельно полу, сводятся максимально назад

- плечи возвращаются в исходное положение, находясь параллельно полу, кулаками вверх, а голова остается запрокинутой вверх

- голова приходит в исходное положение

- руки разгибаются и разводятся в стороны

- кулаки разжимаются

Время выполнения- 3 минуты

  1. Упражнение «Стражники»

Участники тренинга разбиваются на пары, в которых они распределяют между собой роли - один из пары берет на себя роль командира, другой - стражника. Командиры получают листок со списком упражнений для тренировки стражника. Задача командира - следить за тем, чтобы стражник выполнял все упражнения верно. После этого ребята меняются ролями - тот, кто был командиром, становится стражником, а бывший стражник превращается в командира. Список упражнений отличается от предыдущего тем, что он зашифрован: стражник должен выполнять инструкции командира строго наоборот (если в инструкции сказано «2 шага вправо», стражник выполняет 2 шага влево, если сказано «прыжок», стражник должен присесть и т.д.)

Время выполнения – 6 минут

  1. Упражнение «Непослушные шарики»

Участники занятия делятся на две команды по три человека в каждой. Ведущий дает каждой команде 2- 3 воздушных шарика. Задача группы - любыми способами, не расцепляя рук, удержать шарики в воздухе (на шарики можно дуть, подкидывать их головой ,плечом и т.д.)

Время выполнения- 6 минут
Завершающая часть

Задачи:

  • Обобщение результатов проделанной работы

  • Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций

  1. Упражнение «Ладошка»

Участники группы стоят в кругу. У каждого участника в руках заранее заготовленная картонная ладошка, в центре которой написано имя ее обладателя. По команде ведущего ладошки передаются соседу справа, который пишет в одном из пяти пальцев что-то, что ему нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг заполненная ладошка возвращается к своему хозяину.

Время выполнения- 5 минут

Инструкции для стражников.


  • Сделай три шага влево и повернись два раза направо,

  • Прыгни на правой ноге три раза, а потом сделай шаг влево,

  • Сделай один прыжок вперед, затем шаг вправо,

  • Повернись три раза налево, а потом сделай шаг назад,

  • Прыгни вверх 2 раза и скажи три раза: «Да здравствует король»,

  • Сделай шаг влево, прокричи один раз «Ура!» и поверни направо,

  • Сделай 3 шага вперед на пяточках, поверни налево, 2 шага назад,

  • Сделай поворот направо, 3 шага назад, поворот налево,

  • Правую руку положи на левое плечо, левую руку положи на левый бок и сделай 2 шага вперед, прыгни вверх,

  • Сделай 4 шага влево, присядь, сделай вперед три шага на корточках,

  • Поверни направо, прыгни один раз на левой ноге вперед, один шаг назад,

  • Сделай правой ногой шаг влево, а левой ногой шаг вправо, поставь ноги вместе

  • Прыгни три раза вверх на левой ноге, поверни направо,

  • На месте шагом марш!!!

«Зашифрованные» инструкции

для стражников.

  • Сделай один шаг вперед, два шага направо и прыжок вверх,

  • Сделай три шага налево, поверни направо, еще раз направо, три раза присядь,

  • Сделай один шаг вперед правой ногой, один шаг назад левой ногой,

  • Поверни два раза налево и скажи медленно- медленно «Всегда улыбайся!»,

  • Положи левую руку на левый бок, правую руку опусти вниз и прыгни вперед два раза,

  • Прыгни один раз влево и три раза вправо,

  • Сделай 4 шага вправо, присядь, поверни направо,

  • Сделай два шага назад на пяточках, три шага вправо, поверни налево,

  • Сделай шаг налево левой ногой, два шага вперед начиная с правой ноги,

  • Прыгни влево и прыгни назад,

  • Поверни налево, встань на правую ногу, а потом на левую ногу,

  • Вытяни правую руку вправо и повернись направо,

  • На месте шагом марш!!!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск