Скачать 0.78 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра специальной психологии Организация и содержание специальной психологической помощи УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 - «Логопедия», Специальный психолог, логопед КРАСНОЯРСК 2013 УМКД составлен Обсужден на заседании кафедры специальной психологии «05» сентября 2012 г. Заведующий кафедрой д.м.н., профессор С.Н. Шилов Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» «_20_»_сентября_2012 г. Председатель НМСС Н.Г. Иванова Протокол согласования рабочей программы дисциплины «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ» с другими дисциплинами специальности 050716.65 - «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ 050715.65 - «ЛОГОПЕДИЯ» НА 20___/ ___ УЧЕБНЫЙ ГОД
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры специальной психологии "___"_________ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой С.Н. Шилов Декан / Директор "_____"___________ 20__г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Организация и содержание специальной психологической помощи» для студентов очной формы обучения по специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 - «Логопедия» состоит из следующих элементов:
Структура научно-методического комплекса дисциплины «Организация и содержание специальной психологической помощи» состоит из входного модуля, который позволяет определить, по средствам тестирования, уровень подготовленности студентов к освоению данной учебной программы; трёх базовых модулей с чётким и последовательно представленным теоретическим и практическим материалом, в рамках учебного курса, и, дополнительного модуля, позволяющего студентам в результате выполнения определённых заданий, добрать недостающие балы. Итоговый контроль изучаемой дисциплины представлен одним зачётом, по итогам усвоения всех базовых модулей. В структуре изучаемого курса содержатся необходимые сведения об универсальных составляющих процесса психологической коррекции, основных научных школах, направлениях и их подходах к особенностям психического и личностного развития. Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Организация и содержание специальной психологической помощи ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050716.65 - «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 - «Логопедия» утвержден в 2005 г. Специальная психология как часть практической психологии в системе образования. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специального психолога в системе образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Научно-методическая основа организации специальной психологической помощи. Модели возможного включения специального психолога в образовательное пространство. Специфика решения диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач в зависимости от вида образовательного учреждения (общего вида, компенсирующего, комбинированного). Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в такой помощи. Место психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, в системе организации специальной психологической помощи. Содержание работы по обеспечению социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка. Современные технологии специального психологического сопровождения. Введение Дисциплина «Организация и содержание специальной психологической помощи» преподаётся на специальности 050716.65 - «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 - «Логопедия» и является необходимым звеном в подготовке институтом высококвалифицированных специалистов данного профиля. Данный курс рассчитан на студентов, уже имеющих теоретические и практические навыки анализа нормального детского развития и владеющих основными принципами детской и специальной психологии и коррекционной педагогики. Курс «Организация и содержание специальной психологической помощи» является естественным продолжением таких учебных дисциплин, как «психология», «педагогика», «анатомия и физиология», «введение в специальность», «специальная психология», «специальная педагогика», «генетика» и др. Дисциплина «Организация и содержание специальной психологической помощи» является частью профессиональной подготовки специальных психологов. Преподавание курса ведётся на завершающем этапе обучения будущих специалистов и предполагает у них наличие достаточно глубоких и обширных знаний по смежным наукам. Цель курса «Организация и содержание специальной психологической помощи» — теоретическая и практическая подготовка студентов, будущих специальных психологов к самостоятельной работе. Полученные знания помогут применять научно-обоснованные методы и средства для решения конкретных проблем детей, их родителей и педагогов. В результате изучения материала у студентов будут сформированы представления о методах психологической коррекции личности, с учетом различных категорий детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Освоение теоретического и практического курса дисциплины «Организация и содержание специальной психологической помощи» предполагает развитие представлений у студентов о видах и способах психологической помощи, методологических основах коррекционного воздействия; совершенствованию навыков практической работы; формирование умений работать с психологическими техниками, а также умение применять свои знания на практике. Изучение курса «Организация и содержание специальной психологической помощи» будет способствовать формированию у студентов навыков профессионального самоопределения, развитию рефлексии, проектированию образа профессионального будущего, осмысления и совершенствования своей профессиональной позиции, а также развитию позитивного профессионального самопринятия. Дисциплина «Организация и содержание специальной психологической помощи» содержит необходимый базовый теоретический материал основных методологических школ и направлений, а также включает практические сведения, освещающие вопросы использования психологических техник в реальной действительности. В структуре изучаемого курса содержатся необходимые сведения об универсальных составляющих процесса консультирования, основных научных школах, направлениях и их подходах к особенностям психического и личностного развития. Курс содержит лекции, практические и самостоятельные занятия. Лекционный курс направлен на теоретическое изучение методологии основ психологической коррекции, структуры коррекционного занятия, её универсальных составляющих, основных типах, уровнях и приёмах коррекции. Задачей практических занятий является выработка необходимых умений для реализации психологической помощи нуждающимся в процессе коррекционного воздействия. На занятиях студенты делают тематические сообщения на основе изучения рекомендуемой литературы, коллективно обсуждают актуальные проблемы психологической коррекции. Основной целью курса «Организация и содержание специальной психологической помощи» является освоение определённых видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологической коррекции, развитие личностных и профессиональных качеств психолога. В процессе освоения курса предусмотрено решение следующих задач:
психологии; 6. Сформировать представление о целях, задачах, специфике и содержании психокоррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Для решения этих задач основное внимание в курсе уделяется построению коррекционной ситуации, организации взаимодействия в диаде «психолог - клиент», личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога; раскрывается содержание, структура и динамика процесса психологической коррекции, отрабатываются приёмы психокоррекционной работы. В рамках изучаемого курса уделяется внимание разнообразным средствам активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимание своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях, и в целом, своим профессиональным развитием. В процессе освоения дисциплины студент должен овладеть следующими умениями: — теоретическими основами психологической коррекции; — методологическими принципами психологической коррекции; — практическими навыками в некоторых видах психологической коррекции. Студенты должны приобрести следующие знания: — этических принципов работы психолога; — основных правил проведения психокоррекционных мероприятий; — специфики психокоррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Студенты должны овладеть навыками: — разработки мероприятий, направленных на коррекцию различных сфер личности при разных типах нарушения развития; — использования различных видов психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой и др. — рефлексивного и объективного анализа своей деятельности, с точки зрения ее соответствия цели психокоррекционной работы. В процессе освоения программы студенты делают тематические сообщения, выполняют практические задания, пишут рефераты, заполняют таблицы, по желанию выполняют индивидуальную работу, анализируют современные публикации, работают с периодикой, готовят доклады с сообщениями. На практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студенты получают навыки работы с психологическими текстами. Технология процесса обучения по дисциплине «Организация и содержание специальной психологической помощи» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачёта. РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Содержание теоретического курса дисциплины БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1. Введение в организацию и содержание специальной психологической помощи. РАЗДЕЛ № 1. Психологическая диагностика, коррекция и консультирование как сферы деятельности специального психолога. Понятие психологической коррекции. Связь психологической коррекции с психологическим консультированием, психодиагностикой и психотерапией. Цели и задачи психологической коррекции. Виды психологической коррекции. Основные формы психокоррекции: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. Общая и частная психокоррекция. Пути получения психологической информации для осуществления психологической коррекции. Понятие нормы и отклонения в психическом развитии. Общая характеристика основных теоретических направлений психологической коррекции. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности. Принцип системности. Деятельностный принцип коррекции. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу – вверх». Принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей ребёнка. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции: симптоматический, диагностический и субъективный критерии. РАЗДЕЛ № 2 Требования к составлению психокоррекционных программ. Виды коррекционных программ. Принципы составления психокоррекционных программ. Требования, предъявляемые к оформлению пояснительной записки: актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи программы, принципы. Этапы реализации коррекционных программ. Содержание программы, специфика её проведения. Диагностический инструментарий, оборудование. Продолжительность коррекционных занятий. Состав группы. Требования к оформлению литературы. БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2. Основные направления специальной психологической помощи. РАЗДЕЛ № 3 Психодинамическое направление. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе. История становления методов психоаналитической терапии. Этапы психоаналитического воздействия. Перенос, контрперенос и эмпатия в психоаналитическом процессе. Работа с переносом и сопротивлением в аналитическом процессе. Позиция аналитика и характер его взаимоотношений с пациентом. Психоаналитическая модель терапевтического эффекта. Психоанализ детей и подростков. Особенности психоаналитической коррекции в эгопсихоанализе, телесно-ориентированной терапии В.Райха, конструктивном анализе К.Юнга, индивидуальной психологии А.Адлера, психолингвистическом подходе Ж.Лакана. Развитие психоаналитической теории и практики в России. РАЗДЕЛ № 4 Поведенческое и когнитивное направления. Поведенческий подход и поведенческая коррекция как «модификация поведения». Три психологических направления, обуславливающих появление поведенческой коррекции. Классическая теория условных рефлексов. Теория оперантного обусловливания. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. Программы поведенческого тренинга. Цель коррекции – приобретение индивидом новых поведенческих реакций, обеспечивающих успешную адаптацию к среде. "Исполнительская компетентность" – успешное достижение жизненных целей в поведенческих ситуациях в результате специальной тренировки или приобретения жизненного опыта. Цель коррекции – сформировать у индивида "исполнительскую компетентность", навыки контроля окружения, увеличение свободы и индивидуальность поведения. Основные обучающие техники поведенческого тренинга. Коррекция поведения путем тренинга социальных навыков, уверенности и т.п. Когнитивная коррекция: модификация поведения путем изменение "образа мыслей", ошибочных посылок, установок-предположений субъекта. Основные функции терапевта: три терапевтические задачи. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса. Когнитивный подход А. Бека. Реальностная терапия У. Глассера. Скилл-терапия: коррекционная программа, направленная на развитие саморегуляции. Последовательные этапы коррекционной программы. Направленность программ на увеличение способности к разрешению проблемных ситуаций за счет развития умения специфицировать задачу, выдвинуть и верифицировать альтернативные варианты ее решения. РАЗДЕЛ № 5. Гуманистическое направление. Концепция личностного роста и развития в гуманистической психотерапии. Клиентцентрированная терапия К. Роджерса. Основные принципы клиентцентрированной психотерапии: эмпатия, безусловно позитивное отношение к клиенту, безоценочность суждений, искренность в выражении чувств и мыслей. Группы встреч: теория и практика групповой психотерапии в гуманистическом подходе к психотерапевтическому процессу. Экзистенциальный анализ В. Франкла. Гештальт ориентированная коррекция. Философские и психологические теории, лежащие в основе гештальт подхода к психологической коррекции личности. Методы гештальт-терапии. Понимание психологической защиты в гештальт-терапии. Теория личностного роста в гештальт подходе. Объяснительная модель эффективности гештальт-терапии. БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3. Методы организации специальной психологической помощи. РАЗДЕЛ № 6. Методы и средства психокоррекционного воздействия. Методологическое обоснование методов и средств психологической коррекции. О системе психокоррекционных воздействий на учащихся. Виды психокоррекционных воздействий. Варианты основных методов психокоррекции. Игротерапия. Арттерапия. Психогимнастика. Методы поведенческой коррекции. Психодрама. Суггестивные методики, аутотренинг. Место и роль гипнотерапии в возникновении систем психологической помощи населению. Внушение и гипноз. Аутогенная тренировка и гетерогенный релаксационный тренинг. Характер взаимоотношений между пациентом и клиентом в гипнотерапии. Понимание измененный состояний сознания в современной науке и практике. Гипноз по М.Эриксону. Нейролингвистическое программирование. Дыхание по С.Гроффу. Суггестивные методы воздействия в психолого-педагогической практике. Саногенное мышление и методы обучения ему. Групповые и индивидуальные формы работы. РАЗДЕЛ № 7. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений. Семья как объект психокоррекционного воздействия. Основные направления в коррекционной работе с семьей: психодинамическое, системное и стратегическое, эклектическое. Динамика семьи. Социально-психологическая ситуация в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Функциональные и дисфункциональные семьи. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений. "Семейная фотография". "Семейная скульптура". "Ролевая карточная игра". "Семейный ритуал". "Сравнение ценностей". "Экокарта". "Семейный совет". "Родительский семинар". "Честная борьба". |
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логопедическая ритмика» с другими дисциплинами специальности 050716. 65 Специальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные... Специальность – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» |