Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология»
страница1/19
Дата публикации12.12.2014
Размер2 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Кафедра специальной психологии


Психофизиология индивидуальных различий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Направление подготовки: 050716.65 «Специальная психология»





Красноярск 2012

УМКД составлен к.м.н., доцентом кафедры специальной психологии ИСП КГПУ Бардецкой Я.В.
УМКД обсужден на заседании кафедры специальной психологии ИСП КГПУ
"05" сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор С.Н. Шилов
Одобрено научно-методическим советом
"20" сентября 2012 г.
Председатель НМСС Н.Г. Иванова
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Психофизиология индивидуальных различий» с другими дисциплинами специальности 050716.65 «Специальная психология»

с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия»
на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Психопатология

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1


Основы нейрофизиологии и ВНД

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1


Нейропсихология

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1


Невропатология

Специальной психологии

Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1



Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 2012/13 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Изменен титульный лист.

2. Скорректирована рабочая учебная программа.
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Специальной психологии "05" сентября 2012 г., протокол № 1

Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой ___________________________

Декан факультета (директор института) ____________________________
"_____"___________ 20___г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 13 стр.

    5. Учебно-методическая карта дисциплины 15стр.

    6. Карта литературного обеспечения 20 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 22 стр.

    8. Журнал рейтинговой оценки студентов 24 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов

и преподавателей 25 стр.

  1. Банк контрольных заданий и вопросов 28 стр.

  2. Тематика рефератов 55 стр.

  3. Вопросы к зачету 56стр.

  4. Глоссарий 59 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психофизиология индивидуальных различий» для студентов очной формы обучения по специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» включает в себя следующие элементы:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психофизиология индивидуальных различий».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Психофизиология индивидуальных различий», который представлен различными тестами, вопросами для самостоятельной работы, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы психофизиологии индивидуальных различий, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  5. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психофизиологии индивидуальных различий.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психофизиология индивидуальных различий

Выписка из стандарта

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия» утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Психофизиология индивидуальных различий» является частью курсов по выбору, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические дисциплины не предусмотрены.

Введение

В системе подготовки студентов в цикле дисциплин по выбору, формирующих у будущих специалистов мировоззрение о единой биосоциальной сущности человека, важное место принадлежит психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, возрастной физиологии, в том числе и психофизиологии индивидуальных различий (дифференциальной психофизиологии) - разделу психофизиологии, изучающему зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой деятельности.

Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, связанных с природными биологическими факторами. Значит, предметом изучения этой научной дисциплины является и функциональная асимметрия (например, разделение людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу. Поэтому предметом дифференциальной психофизиологии являются также функциональные асимметрии человека. Практическое значение данной проблемы состоит в частности в том, что она определяет пути, которые обеспечивают гармоническое развитие человека.

Помимо чисто теоретического значения (соотношение биологического и социального в развитии человека), знание проблем психофизиологии индивидуальных различий имеет и большое практическое значение, так как на ее основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей в различные виды профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Знания, полученные при изучении курса, будут полезны для усвоения курса клинической психологии, когнитивной психологии, психофизиологии, поскольку понимание основных закономерностей психофизиологических основ индивидуальных различий будет способствовать пониманию механизмов, обеспечивающих все этапы осуществления познавательных и эмоционально-мотивационных процессов, реализуемых при системном взаимодействии различных структур мозга. Они также необходимы и для понимания нейрофизиологических основ индивидуальных различий в профессиональной, учебной деятельности, спорте.
Цели освоения дисциплины «Психофизиология индивидуальных различий»:

  1. ознакомить студентов с индивидуальными и типическими различиями между людьми, обусловленными психофизиологическими особенностями их нейрофизиологического развития;

  2. ознакомить с методологией изучения физиологических основ высшей нервной деятельности человека, основных свойств нервной системы и индивидуальности;

  3. ознакомить студентов с основными методами дифференциальной психофизиологии;

  4. дать представление о психофизиологических особенностях индивидуальности, характера, способностей;

  5. вооружить студентов знаниями о психофизиологических основах функциональных асимметрий, их роли в профессиональной и учебной деятельности;

  6. дать представление о механизмах регуляции функционального состояния мозга и о параметрах индивидуальной устойчивости к стрессу.


Место дисциплины в структуре ООП.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы прочные знания по анатомии человека, общей биологии, химии и физике в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: о ключевых проблемах, имеющих место в дифференциальной психофизиологии; иметь прочные знания основных понятий и категорий из области индивидуальных различий человека; иметь отчетливые представления об истории становления предмета психофизиологии индивидуальных различий; иметь четкое представление о теоретических подходах к изучению индивидуальности человека.

Уметь: устанавливать закономерности развития индивидуально-психологических особенностей человека.

Владеть: методами дифференциальной психофизиологической диагностики основных психических процессов и состояний.
Технология обучения по дисциплине включает в себя лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, промежуточный тестовый контроль, зачет в конце курса. В ходе работы активно применяются мультимедийные материалы, таблицы, специальное оборудование.

Содержание теоретического курса


Наименование раздела.


Содержание

Модуль 1. Основы дифференциальной психофизиологии

Тема 1. Предмет и задачи психофизиологии индивидуальных различий. Теоретические основы дифференциальной психофизиологии.

Индивидуальные различия у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения индивидуальных различий: наследственность и среда, врожденное и приобретенное.

Единство природного и социального в человеке: понятия “организм”, “личность”, “индивидуальность”, их соотношение. Структура индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии и психофизиологии. Подструктуры индивидуальности — мотивация, темперамент, способности, характер и связывающие их структурообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Основные природные факторы, связанные с подструктурами индивидуальности. Личность и индивидуальность как “закрытые” и “открытые” системы. Направленность и ее виды. Категории деятельности, жизнедеятельности, поведения.

Тема 2. Методы дифференциальной психофизиологии.

Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. “Типологический” и “измерительный” принципы. Виды статистического анализа.

Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий. Спонтанная и вызванная ритмика. Основные составляющие ЭЭГ, вызванные потенциалы и реакция навязывания ритма, их использование в анализе безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности мозга и поведения. Резонансная теория. Роль генотипа в параметрах спонтанной и вызванной ритмики. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий.

Тема 3. Характеристика

        1. отдельных свойств

нервной системы.

Сила нервной системы. Подвижность-инертность и лабильность нервных процессов. Баланс нервных процессов. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы. Методические вопросы изучения свойств нервной системы. "Произвольные" и "непроизвольные" методики изучения свойств нервной системы. О методах наблюдения и опроса при изучении свойств нервной системы. Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Тема 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления.

Соотношение понятий "свойство нервной системы" и "типологические особенности проявления свойств нервной системы". Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Структура и классификация свойств нервной системы. Парциальные и общие свойства нервной системы.

        1. Тема 5. Темперамент и

        2. типологические

        3. особенности

        4. проявления свойств

нервной системы.

Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента. Формальные теории видов темперамента. Описание типов темперамента И. Кантом.

Энергетические теории темперамента. Новый подход В. Вундта. Конституциональные теории темперамента. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента. Психологические (факторные) теории темперамента. Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина. Изучение типов темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова. Соотношение темперамента и характера.

Модуль 2. Дифференциально-психофизиологические проблемы

Тема 6. Онтогенез темпераментальных свойств. Половые различия в структуре индивидуальности.

Половые различия в структуре индивидуальности. Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения). Этология пола. Половые различия в психологических качествах.

Тема 7. Значение наследственности и среды в развитии темперамента.

Взаимодействие программ репродуктивного поведения и выхаживания потомства.

Тема 8. Понятие о личности и ее структуре. Темперамент и характер. Характер как свойство индивидуальности.

Теория черт личности, разработанная Р. Б. Кеттеллом. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт. Прогностическая сила черт. Характер как свойство индивидуальности. Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А. Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса - Р. ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрацию. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А. Е. Личко.

Тема 9. Особенности личности и деятельности как дифференциально-психофизиологическая проблема.


Особенности личности и свойства нервной системы. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Познавательные способности и типологические особенности. Волевые качества и свойства нервной системы. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.

Тема 10. Дифференциально-психофизиологические аспекты

учебной деятельности.

Типологические особенности и учебная успеваемость. Когнитивные стили. Типологические особенности и стили учебной деятельности. Учет типологических особенностей при использовании педагогами различных приемов и методов обучения и воспитания. Стили педагогической деятельности.

Состав и объем дисциплины «Психофизиология индивидуальных различий»


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

V

Общая трудоемкость

60

60

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

20

20

Практические занятия (семинары)

10

10

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

30

30

Вид итогового контроля

Зачет

Зачет


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «логопедическая ритмика» с другими дисциплинами специальности 050716. 65 Специальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методы психологической коррекции» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716. 65 «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск