Ск ргутис





НазваниеСк ргутис
страница1/5
Дата публикации15.11.2014
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

СК РГУТИС

________

Лист из 28









УТВЕРЖДАЮ




Зам.председателя НМС,

проректор, д.с.н., проф. Т.Н.Ананьева

______________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр

Наименование дисциплины

Б.3.8

Психология делового общения




Код по ОКСО

Наименование направления подготовки (ООП)

Квалификация (степень) выпускника

101100.62

Гостиничное дело

бакалавр

Разработчики:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

ст. преподаватель




Н.Ю. Баклагина


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

заведующий кафедрой психологии и социальной работы




д.м.н., профессор Е.А.Сигида


Рабочая программа согласована и одобрена руководителем ООП:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

Директор Института туризма и гостеприимства (г.Москва) (филиал)




к.т.н., доцент

Субботина Е.В.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании НМС:

должность

подпись

ученая степень и звание, ФИО

И.о.начальника методического отдела:





Князева Т.Н.

Год утверждения (переутверждения)

2011

2012

2013

2014

2015

Номер и дата

протокола НМС




















Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Психология делового общения» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Гостиничное дело». Дисциплина реализуется на факультете кафедрой психологии и социальной работы.

Дисциплина направлена на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника:

ОК-5 готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий;

ОК-6 готовностью к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов;

Формирование профессиональных компетенций выпускника:

ПК-3 готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме экзамена, промежуточный контроль в форме тестирования, контроль в виде подготовки тематических таблиц, видеопрезентаций и рефератов.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Программой дисциплины предусмотрены: для очного обучения лекционные занятия - 36 часов, семинары - 36 часов, самостоятельная работа студента - 72 часа; для заочного обучения: лекционные занятия - 4 часа, семинары - 8 часов, самостоятельная работа студента - 132 часа.

Целью курса является ознакомление студентов с основами психологии общения, раскрытие ее значения и роли в управленческой деятельности, спецификой ведения деловых переговоров, совещаний, психологических особенностей публичного выступления и ориентированием в конфликтной ситуации.

Задачи курса:

  1. Дать студентам знания о планировании, прогнозировании и анализировании делового общения;

  2. Обучить техникам и приёмам эффективного общения в профессиональной деятельности;

  3. Научить использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

  4. Обучить процессу установления деловых контактов с учётом особенностей партнёров по общению и соблюдением делового этикета;

  5. Научить использовать эффективные приёмы управления конфликтам.

Связь с другими дисциплинами.

Место дисциплины в структуре ООП:

Психология делового общения — это наука, сформировавшаяся на стыке двух научных дисциплин — теории управления и психологии. Поэтому она базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных структур. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем необходимо их комплексное рассмотрение. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельности. Именно она — своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные психологические закономерности и явления проявляются в наиболее полном виде. Данный курс направлен на изучение психологических основ делового общения, особенностей личности и их проявлений в трудовой деятельности, специфики управленческого общения и его отдельных видов.
В своей профессиональной деятельности специалист по гостиничному делу тесно связан взаимоотношениями с клиентами, которым он предлагает и предоставляет свои услуги. Эффективность деятельности специалиста по гостиничному делу невозможна без знаний основ речевой коммуникации, психологии общения, конфликтологии, основ делового общения, а также знаний деловой этики и специфики делового общения.

«Психология делового общения» входит в «Профессиональный блок» дисциплин по направлению образования «Гостиничное дело» (бакалавриат).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента:

- иметь базовый уровень знаний по психологии и основам речевой коммуникации;

- уметь самостоятельно работать с информационными источниками, необходимыми для самостоятельного и дополнительного ознакомления с дисциплиной;

- иметь сформированные компетенции в самостоятельном поиске дополнительных материалов по курсу «Психология делового общения».

«Психология делового общения» тесно связана с дисциплинами «Основы речевой коммуникации», «Основы делового общения, формируя понятийную базу сферы делового общения, представления об особенностях делового общения, его видах и специфике каждого в сфере делового общения, организаций и управления, а также знания по конфликтологии и профилактике стресса в сфере делового общения, организаций и управления.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



п/п

Индекс компетенции


Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1.

ОК-5

Обладать готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий;

Специфику взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный» и типы собеседников.

Ориентироваться в тактиках общения и моделях поведения в рабочей группе

Навыками проведения деловых совещаний и деловой беседы в рабочей группе

2.

ОК-6

Обладать готовностью к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов;

Межнациональные особенности невербального общения

Соблюдать национальные и культурные традиции в споре

Навыками ведения переговоров с учетом национальных стилей в рамках делового общения

4.

ПК-3

Овладеть готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий;

Социально-психологические особенности рабочей группы.

Парировать замечания собеседника и высказать собственные замечания.

Навыками публичного выступления и техниками аргументации.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 з.е.


Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Очное обучение

Заочное

обучение

Аудиторные занятия (всего)




144

144

В том числе:










Лекции




36

4

Практические занятия




36

8

Семинары










Лабораторные работы










Самостоятельная работа (всего)




72

132

В том числе:










Курсовой проект (работа)

нет







Контрольные работы

нет







Реферат




2




Подготовка тематических таблиц




1

2

Видеопрезентация




1

2

Рецензирование реферата




2




Аннотация на научную статью в периодике

нет



















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен







Общая трудоемкость час

з.е.










4 ед.







  1. Содержание дисциплины

5.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование блока (раздела)

Наименование тем блока (раздела) дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1.

Блок 1. Общение как социально-психологическая проблема

1.1. Введение в дисципину "Психология делового общения». Предмет, основные категории и задачи курса

2

2

4

8

1.2. Деловое общение: структура, функции и виды. Управление деловым общением

2

2

4

8

1.3. Перцептивная сторона делового общения.

2

2

4

8

1.4. Коммуникативная сторона делового общения.

2

2

4

8

1.5. Психологическая культура вербального общения

2

2

4

8

1.6. Невербальные особенности в процессе делового общения

4

4

8

16

1.7. Интерактивная сторона делового общения

2

2

4

8

Всего

16

16

32

64

2.

Блок 2. . Деловое общение, его виды и формы.


2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения

2

2

4

8

2.2.. Психологические аспекты переговорного процесса.

2

2

4

8

2.3. Деловые совещания.

2

2

4

8

2.4. Психологические особенности публичного выступления

2

2

4

8

2.5.Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.

2

2

4

8

Всего

10

10

20

40

3.

Блок 3 Затрудненное деловое общение и этика делового общения.

3.1. Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.

4

4

8

16

3.2. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.

2

2

4

8

3.3. Служебные документы в деловом общении.

2

2

4

8

3.4 Имидж как средство делового общения

2

2

4

8

Всего

10

10

20

40




Всего




36

36

72

144


5.2. Семинары

№ п/п

Наименование блока (раздела) дисциплины

Наименование семинара

Трудо-емкость в часах

1.

Блок 1. Общение как социально-психологическая проблема.

Тема 1. Введение в дисципину "Психология делового общения». Предмет, основные категории и задачи курса.

2

2.

Тема 2. Деловое общение: структура, функции и виды. Управление деловым общением

2

3.

Тема 3. Перцептивная сторона делового общения.

2

4.

Тема 4. Коммуникативная сторона делового общения

2

5.

Тема 5. Психологическая культура вербального общения

2

6.

Тема 6. Невербальные особенности в процессе делового общения

4

7.

Тема 7. Интерактивная сторона делового общения

2




Всего




16

8.


Блок 2. Деловое общение, его виды и формы..


Тема 8. Деловая беседа как основная форма делового общения.

8.1. Психологические принципы беседы.

1

8.2. Вопросы и замечания собеседников в ходе беседы.

1

9.


Тема 9.. Психологические аспекты переговорного процесса.

2

10.

Тема 10.. Деловые совещания

10.1. Формальная сторона совещания и его динамика.

2

11.

Тема 11. Психологические особенности публичного выступления.

2

12.

Тема 12. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.

12.1. Приемы ведения дискуссии.

2

12.2. Происхождение и психологические особенности спора.

12.3. Психологические приемы убеждения в споре.




Всего




10

13.

Блок 3. Затрудненное деловое общение и этика делового общения

Тема 13. . Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.


4

14.

Тема 14. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.

2

15.

Тема 15. Служебные документы в деловом общении.

2

16.

Тема 16. Имидж как средство делового общения

16.1. Имидж делового человека

2




Всего




10


5.3. Самостоятельная работа студента

№ п/п

Наименование блока (раздела) дисциплины

Виды СРС

Трудо-емкость в часах

1.

Блок 1. Общение как социально-психологическая проблема.

Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема.

1.1. Характеристика, структура и функции общения.


2

1.2. Психологическое воздействие: виды и специфика.

2

2.

Тема 2. Перцептивная сторона общения.

2.1. Сущность и основа межличностного восприятия.


2

2.2. Первое впечатление и самоподача в общении.

2

3.

Тема 3. Коммуникативная и интерактивная стороны общения.

3.1. Общение как коммуникация. Барьеры общения.

2

3.2. Сущность и особенности взаимодействия и взаомоотношения.

2

4.

Блок 2. . Деловое общение, его виды и формы.


Тема 4. Деловое общение, его виды и формы.

4.1. Деловая беседа как основная форма делового общения.


2

4.2. Вопросы собеседников и их психологическая сущность.

2

4.3. Психологические приемы влияния на партнера.

2

5.


Тема 5. Невербальные особенности в процессе делового общения.

5.1. Кинестетические, проксемические и пралингвистические особенности невербального общения.



2

5.2. Межнациональные различия невербального общения.

2

6.

Тема 6. Социально-психологические проблемы руководства.

6.1. Психологический аспект руководства.

2

6.2. Многомерные модели стилей руководства.

2

6.3. Имидж делового человека.

2

7.

Тема 7. Деловое общение в рабочей группе.

7.1. Рабочая группа: социально-психологические особенности.


2

7.2. Морально-психологический климат коллектива.

2

8.

Тема 8. Психологические аспекты проведения беседы.

8.1. Психологические принципы беседы.


2

8.2. Вопросы и замечания собеседников в ходе беседы.

2

8.3. Психологические типы собеседников.

2

9.

Тема 9. Психологические аспекты проведения совещаний.

9.1. Формальная сторона совещания и роль руководителя.

2

9.2. Приемы ведения дискуссии.

2

9.3. Динамика совещательного процесса.

2

10.

Тема 10. Психологические аспекты проведения переговоров.

10.1. Стратегии ведения переговоров и их динамика.


2

10.2. Техника и тактика аргументирования.

2

10.3. Национальные стили ведения переговоров.

2

11.

Тема 11. Психологические особенности публичного выступления.

11.1. Подготовка к выступлению.



2

11.2. Риторические приемы публичного выступления.

2

11.3. Личность и особенности речи убеждающего.

2

12.

Блок 3. Затрудненное деловое общение и этика делового общения.

Тема 12. Конфликты и пути их разрешения.

12.1. Конфликты: виды, структура и стадии протекания.


2

12.2. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации.

2

12.3. Методы снятия психологического напряжения в конфликте.

2

13.

Тема 13. Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности.

13.1. Спор, дискуссия, полемика.

2

13.2. Происхождение и психологические особенности спора.

2

13.3. Психологические приемы убеждения в споре.

2

14.

Тема 14. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении.

14.1. Понятие, причины и профилактика стресса в деловом общении.

2

14.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

2




ИТОГО




72



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

6.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств



пп

Вид контроля и аттестации


№ и наименование блока (раздела) дисциплины

Оценочные средства

Форма

Количество вопросов в задании

Количество независимых вариантов

1.


Промежуточная аттестация

Блок 1. Общение как социально-психологическая проблема.

Тестирование

19

6

2.

Промежуточная аттестация

Блок 2. Деловое общение, его виды и формы.

Тестирование

35

5

3.

Промежуточная аттестация

Блок 3. . Затрудненное деловое общение и этика делового общения.

Тестирование

22

5


6.2. Примеры оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине для текущего контроля по дисциплине

«Психология делового общения»





Видеопрезентация

Подготовка тематических таблиц

Реферат

Самостоятельная работа по рецензированию реферата

Промежуточное тестирование


6.2.1.Написание рефератов и самостоятельных работ по рецензированию реферата

Реферат и самостоятельная работа представляют собой письменную работу, которая защищается устно на семинарском занятии. Работа выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой учебной дисциплины. Оформление работы должно соответствовать требованиям, утвержденным кафедрой «Психология и социальная работа». Реферат и самостоятельная работа объемом 5-10 страниц должны иметь план, введение, изложение видения основной проблемы, заключение, а также список используемой литературы.

Во введении кратко излагаются: актуальность темы, оценка степени ее разработанности, раскрытие основных подходов (в «рецензировании реферата» подхода первичного автора) и позиция самого автора. В заключении студент обобщает изложенное. Список литературы (не менее пяти источников) должен включать фундаментальные работы по теме и новые издания по избранной теме. Работа должно быть аккуратно оформлена; цитаты должны иметь соответствующие выходные данные (точное наименование работы, год и место издания, страница), т.е. в работе должен быть правильно оформлен научно-справочный аппарат.

Написание данного вида работы позволяет студенту познакомиться с одной из проблем курса «Психология делового общения», глубже погрузиться в объект и предмет данной дисциплины и подготовиться к экзамену.

Критерии оценки реферата и самостоятельной работы по рецензированию реферата:

  • соответствие содержания работы заявленной теме;

  • полнота раскрытия темы;

  • перечень использованной литературы;

  • соответствие оформления требованиям.


6.2.2. Тематика рефератов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ск ргутис icon«Российский государственный университет туризма и сервиса» Камчатский...
Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам,...
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ск ргутис iconСк ргутис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск