Скачать 46.4 Kb.
|
Реферат проекта для участия в национальном профессиональном психологическом конкурсе «Золотая Психея» (Номинация: 6 - Проект года в психологической практике)
как средство преодоления логоневроза (заикания)» - 2004-2006 гг. (поддержан РГНФ: грант 04-06-00269а – рук. Н.Л.Карпова). Авторы Проекта: Карпова Наталия Львовна – д.психол.н., вед.н.с., рук. научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» ПИ РАО - руководитель Лейтес Натан Семенович – д.психол.н., гл.н.с. ПИ РАО Суворов Александр Васильевич – д.психол.н., вед.н.с. ПИ РАО Волкова Наталья Владимировна – к.психол.н., н.с. ПИ РАО Ситникова Наталья Алексеевна - м.н.с. ПИ РАО Шувиков Александр Иванович – кинорежиссер, ГТРК «Культура» (Москва) Кругликова Анна Юьевна – к.психол.н., педагог-психолог МДОУ ЦРР (Таганрог) Янченко Ирина Владимировна– к.психол.н., учитель-логопед МДОУ (Таганрог) Глухова Наталья Васильевна - учитель-логопед МДОУ ЦРР (Таганрог) Мордовцева Татьяна Васильевна – д.социол.н., зав.каф. ТИУиЭ (Таганрог) Яковистенко Анастасия Дмитриевна – ст.препод. СФ МГПУ (Самара)
Проблема социореабилитации - в частности, лиц с неврозами и различными формами нарушенного общения, - требует активной разработки новых приемов и методов психокоррекции и социальной поддержки. Заиканием (логоневрозом) в мире страдает 2,5-3,5% населения, и система семейной групповой логопсихотерапии может рассматриваться как модель эффективного социореабилитационного процесса, который осуществляется при целенаправленном развитии личности и творческих способностей всех его участников в диалогическом общении. 3. Социальная, научная и практическая значимость: Целостная система коррекционной работы базируется на созданной Ю.Б.Некрасовой в 1960-80-е годы эффективной методике групповой логопсихотерапии, объединившей в себе три направления - логопедия, психология и психотерапия. Привлечение семьи к активному процессу социореабилитации стало необходимым условием эффективного выхода из системного невроза речи и личности и позволило снизить возрастные границы для пациентов и адаптировать методику для дошкольников. Развитие метода библиотерапии (лечение направленным чтением) в системе логопсихотерапии помогает восстановлению утраченной традиции семейного чтения и повышению культуры речевого общения, что особо актуально в 2007 году, который объявлен годом русского языка и чтения.
Исследование фундаментальных проблем речевого общения и социореабилитации личности, преодоления сложных психических состояний с помощью семьи и психотерапевтического коллектива, а также анализ различных форм и методов логопсихотерапии позволяет глубже понять и исследовать процесс развития речи и личности в норме.
1. Исследование феномена семейной групповой логопсихотерапии и ее потенциала в преодолении логоневроза людьми разного возраста и различной степени тяжести речевого дефекта. 2. Анализ условий, необходимых для восстановления свободного диалогического общения у людей разных возрастных групп в процессе социореабилитации.
Специалисты в области общей, возрастной и педагогической психологии, дефектологии и логопедии, психологии чтения, психотерапии и психоконсультирования, а также все, кто интересуется проблемами общения и заикания.
Методика семейной групповой логопсихотерапии представляет собой единство психолого-педагогического, логопедического и психотерапевтического воздействия и состоит из 4-х основных этапов: I - Диагностический (3-6 месяцев) – основан на библиотерапии; II - Сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ), где за 1,5 часа «снимается» заикание; III - Активная семейная групповая логопсихотерапия - после сеанса ЭСПТ 6 недель ежедневных 8-9-часовых занятий; IV - Контрольно-поддерживающая логопсихотерапия: 2 недели групповых занятий через полгода после основного курса. В течение 2004-2006 гг. проводилась работа логопсихотерапевтических групп в Москве, Таганроге, Самарской области, Владивостоке, - на их базе велись исследования по следующим направлениям: 2004 год : 1. Описание феномена семейной групповой логопсихотерапии. 2. Анализ метода библиотерапии в логопсихотерапии. 3. Исследование стратегий преодоления критических ситуаций заикающимися и формирования конструктивных приемов саморегуляции. 2005 год: 1. Анализ возрастной специфики и содержания основных форм работы на разных этапах логопсихотерапии. 2. Разработка Программы «Семейная групповая логопсихотерапия в детском саду». 3. Исследование условий и возможностей личностного роста младших подростков в процессе социореабилитации. 4. Психофизиологическое и нейропсихологическое исследование речи в норме и при заикании. 2006 год 1. Исследование особенностей диалогического общения на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии. 2. Монографическое исследование участников групп семейной логопсихотерапии. 3. Подготовка монографии «Заикание: речь и личность, семья и окружение». 8. Результаты, выводы: 1. Проведена работа и психологические исследования в 8 подростково-взрослых группах семейной логопсихотерапии. 2. Проведена адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников (в условиях детского сада) – организована работа 12 групп. 3. По основным направлениям исследований подготовлено и защищено 4 диссертации: Волкова Н.В. Особенностей проявления психологической неустойчивости при преодолении критических ситуаций. - Дисс… к.псх.н., М., 2005. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). – Дисс… к.псх.н., Ростов-на-Дону, 2006. Янченко И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере групп семейной логопсихотерапии). – Дисс… к.псх.н., Ростов-на-Дону, 2006. Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. – Дисс… к.псх.н., М., 2006. 4. Проведены конференции по проблемам речи и заикания: Памяти Ю.Б.Некрасовой (2004, ПИ РАО), памяти К.М.Дубровского (2006, ПИ РАО). 5. Опубликовано: 1) Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л.Карпова, О.Л.Кабачек - М.: Шк. библиотека, 2005; 2) Материалы конференции памяти Ю.Б.Некрасовой (ПИ РАО, 2004). - М.-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006); 3) Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия в детском саду. Программа. - Таганрог, 2005; 4) Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством /Ред. Н.Л.Карпова. -М.: Смысл, 2006. 6. Подготовлено 3 учебно-методических фильма по логопсихотерапии. Выполненный проект позволяет на новом уровне организовывать деятельность разновозрастных групп семейной логопсихотерапии, вести исследования и подготовку специалистов в этой области. |
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение... Кст Татьяны Васильевны, действующей на основании Положения об инспекции, утвержденного руководителем уфнс россии по Оренбургской... | Объявление (информация) о приеме документов для участия в конкурсе | ||
Положение о конкурсе «Гриль Батл». Правила участия. Просим Вас внимательно... В конкурсе участвуют рестораны и кафе, специализирующиеся на блюдах гриль, работающие на территории г. Волгограда | Муниципальное образовательное учреждение Настоящее Положение о виртуальном конкурсе «Я и мое здоровье» определяет порядок организации и проведение виртуального конкурса,... | ||
Положение о районном конкурсе педагогического совершенства «Состоявшийся в профессии» (далее Конкурс), его организационное и методическое обеспечение, порядок участия в Конкурсе работников... | Положение об областном заочном конкурсе «Информационно-коммуникационные... Положение определяет порядок организации и проведения областного заочного конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном... | ||
Урок в режиме дистанционного обучения Настоящее положение о Всероссийском педагогическом конкурсе «Дистанционный урок» (далее Конкурс) определяет порядок организации и... | О конкурсе работ, представляемых на соискание премий Президента Правительства Российской Федерации не позднее 1 мая. Для участия в конкурсе принимаются работы, зарегистрированные в подразделениях... | ||
Информация о приеме документов для участия в конкурсе Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования | Уважаемые коллеги! Дорогие учащиеся! Принимаем активное участие в... Радиус» предлагает Вашему вниманию Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Урок-2020». Для участия в конкурсе... | ||
Темы вашего учебного проекта Ведь безработица сильно распространена и оказывает разрушительное воздействие на все человечество. Безработица воздействует на экономическом,... | Демонстрационный Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном... | ||
Участия в открытом конкурсе «Педагог – профессия на века!» | Конкурс уровень Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы (в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном... | ||
Актуальные вопросы работы с резервом управленческих кадров: позитивная... Костромской области. Для участия в конкурсе необходимо в срок до 15 февраля 2011 года подготовить авторский проект (реферат) по решению... | Положение о конкурсе «Моя Россия», проводимого в рамках «молодежного... Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса среди школьников и учащейся молодежи, его организационно-методическое... |