Психология





НазваниеПсихология
страница1/19
Дата публикации25.11.2014
Размер3.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский университет

А.В. Гирин

А.Н. Горбунов

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ
Курс лекций

Краснодар

КрУ МВД России

2013

ББК 88.4

Одобрено

О-60

редакционно-издательским советом




Краснодарского университета




МВД России



Рецензенты:

А.Г. Белый, кандидат юридических наук, доцент (Краснодарский университет МВД России);

Д.В. Котов, кандидат юридических наук, доцент (Волгоградская академия МВД России);

А.И. Кучмин, начальник отдела полиции (Западный округ, МВД России по г.Краснодару).
Гирин А.В.


О-60


Оперативно-разыскная психология: курс лекций/А.В. Гирин, А.Н. Горбунов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 317 с.


Курс лекций составлен приминительно к дисциплине «Оперативно-разыскная психология», структурно повторяет учебный курс, дает возможность более детально ознакомиться с основными вопросами учебной дисциплины. В сборнике помимо лекционного материала отдельно выносятся вопросы на самостоятельную подготовку, а также тематика устных выступлений.

Основные задачи курса лекций: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Для преподавателей, курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России психологических и юридических специальностей, а также всех интересующихся «Оперативно-разыскной психологией».


ББК 88.4

О-60

© А.В. Гирин, А.Н. Горбунов, составление, 2013

©Краснодарский университет МВД России, 2013

В В Е Д Е Н И Е

Мировая практика борьбы с преступностью дает великое множество примеров эффективного взаимодействия оперативных и следственных работников со специалистами в области психологии, продуктивного использования юристами рекомендуемых ими методов. Выявленные психологами особенности внутреннего мира лиц, совершающих преступления, закономерностей, определяющих своеобразие их криминального, пред – и посткриминального поведения, психологические типологии и классификации, концепции и идеи успешно реализуются в оперативнорозыскной и следственной практике при построении версий, разработке поисковых портретов скрывшихся с места происшествия преступников, определении направлений и сфер их розыска, тактики допроса, обыска и решении иных поисковопознавательных, организационнотактических и методических задач.

Учебная дисциплина «Оперативно-разыскная психология» гармонично переплетается в системе подготовки будущих оперативных работников с другими дисциплинами рабочего учебного плана, такими как «Психология личности преступника», «Юридическая психология» и «Психолого-педагогические основы диагностики и профилактики девиантного поведения» и др.

Таким образом, цель изучения дисциплины - подготовка будущих оперативных сотрудников ОВД к успешной реализации задач оперативно-разыскной деятельности.


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПОНЯТИЯ МЕТОДЫ (основные направления приминения психологии в ОРД).
Вопрос1. История становления, предмет и сущность оперативно - разыскной психологии.

Вопрос2. Основные понятия, задачи и пути развития оперативно - разыскной психологии.

Вопрос3. Методы оперативно - разыскной психологии.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Понятие и особенности методологии и методики познания в юридической психологии, виды методов познания.

  2. Методы психологической диагностики, применяемые в юридической практике.

  3. Психолог в роли эксперта, консультанта.

Темы рефератов:

  1. Предмет и значение оперативно-розыскной психологии.

  2. Методы психологического воздействия на личность.

  3. Цели и задачи оперативно-розыскной психологии.

  4. Принципы и пути развития оперативно-розыскной психологии.

  5. Методы исследования оперативно-розыскной психологии.

Практическое задание:

Используя словарь психологических и юридических терминов раскройте понятия: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскная психология, юридическая психология, беседа, биографический метод.
Введение.
Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.

Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.

Вопрос 1. История становления и предмет оперативно - разыскной психологии.

Психология ОРД - это наука, изучающая психические явления, связанные с совершением правонарушений и с проведением мероприятий по раскрытию преступлений, а также пути преодоления этих явлений в психике человека с целью предупреждения деликтов.

В развитии представлений о психологии в оперативно- разыскной деятельности можно выделить ряд этапов. Для первого характерно активное освоение основных положений психологии и их применение при решении практических задач. Как и на любом первоначальном этапе накопления знаний, в этот период достижения психологической науки механически переносились в сферу оперативно - разыскной деятельности перерабатывались с учетом ее специфики, использовались для подготовки рекомендаций и привлечения к негласному сотрудничеству, агентурной разработке, в профессиональном отборе сотрудников оперативных аппаратов, создании и развитии доверительных отношений с объектами оперативно- разыскной деятельности.

На втором этапе начались эмпирические исследования, прежде всего агентурного аппарата, а также таких элементов агентурной работы, как организационно-тактические и психологические аспекты руководства специальным аппаратом, ввода в разработку, общение агента с разрабатываемым, изучение личностных качеств агентуры.

Третий этап характеризуется созданием психологической теории оперативно- разыскной деятельности. Ее основой стали проведенные в последние годы с помощью специальных методик исследования психологических характеристик агентуры, закономерностей общения в оперативной работе, психологических особенностей отдельных методов оперативно - разыскной деятельности.

Есть все основания рассматривать оперативно - разыскную психологию как отраслевую модификацию юридической психологии, имеющую свой предмет исследования и решающую свои специфические задачи.

Каждая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии применительно к различным видам человеческой деятельности. Соответственно этому предметом оперативно-разыскной психологии являются психологические закономерности и механизмы осуществления оперативно - разыскной деятельности. Выявление этих закономерностей и механизмов связано в первую очередь с ответом на вопрос- имеются ли какие-либо психологические особенности оперативно-разыскной деятельности, отличные от иных видов юридической деятельности, например деятельность следователя, судьи и т.п.

Существуют специфические психологические особенности, характерные только для оперативно - разыскной деятельности. К ним относятся:

-особенности внешних условий осуществления оперативно - разыскной деятельности, активное противодействие преступного элемента и его окружения;

-особенности механизма осуществления оперативно - разыскной деятельности, многие элементы которого носят негласный характер;

-особенности реализации субъектами оперативно - разыскной деятельности (оперативными уполномоченными и негласными сотрудниками)своих профессиональных функций, в частности, необходимости зашифровки действительной социальной роли, социальной позиции личности в системе общественных и межличностных отношений.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Типичным для оперативно - разыскной деятельности является противоборство с преступной средой, причем это противоборство значительно отличается от того, с чем приходится сталкиваться следователю, прокурору,судье и др.

Субъекты оперативно - разысной деятельности, наоборот,как правило, общаются с преступной средой на свободе, в реальных жизненных условиях, ситуациях, полных риска для их жизни и здоровья. Примером ,подчеркивающим остроту подобных контактов, является внедрение оперативных сотрудников в среду разрабатываемых.

Противоборство с преступной средой для субъектов оперативно-разыскной деятельности нередко протекает в обстановке не только психологической, но и физической борьбы, требующей применения соответствующих приемов оружия.

Второй элемент психологической структуры оперативно - разыскной деятельности- познание. И здесь немало специфических психологических особенностей. К ним относится:

-во-первых, многоцелевой характер познавательных процессов, направленных, как правило, на решение ряда взаимосвязанных задач;

-во- вторых, необходимость совершения мыслительных действий в условиях острого дефицита времени;

-в-третьих, наличие двух групп условий решения познавательных задач относительно статистичных (обстановка проишествия, материальные объекты, пространственные характеристики местности, сохранившие или отразившие следы и состония, существенные для раскрытия преступления) и динамичных(показания свидетелей, потерпевших,специального аппарата);

-в четвертых, наличие обьетивных и субьективных причин, препятствующих процессу познания;

-в-пятых, необходимость постоянного сочетания реконструктивных и прогностических элементов процесса познания, причем в различных ситуациях и классах зада эти элементы по важности меняются местами.

Уникален по своим особенностям и третий элемент психологической структуры оперативно - разыскной деятельности- общение.

В психологии общение понимается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения выделяют три элемента, обеспечивающих его успешность: коммуникативность (передач информации), интерактивность (взаимодействие) и перцептивность (взаимовосприятие). В оперативно - разыскной деятельности эти три элемента или стороны общения, как и его побудительный мотив, представлены как бы наоборот: обычно отсутствует потребность в совместной деятельности (за исключением общения оперативного работника с агентурой и товарищами по работе);перцепция затруднена необходимостью конспирации цели общения, истиннй социальной роли субьектов оперативно- разыскной деятельности, а интеракция, как правило, должна осуществляться активно и наступательно для психологического подавления объекта и психологического навязывания ему нужного для субъекта оперативно- разыскной деятельности направления общения и его содержания.

Еще один специфический момент психологии общения в оперативно-разыскной деятельности, связанный с особенностями взаимодействия. В ходе осуществления оперативно - разыскной деятельности и сотрудник, и агент должны подавлять в себе неприязнь к собеседнику или разрабатываемому.

Наличие специфической психологической структуры оперативно разыскной деятельности свидетельствует о том, что имеются и специфические психологические закономерности ее осуществлении. Исходя из общепсихологической концепции деятельности, рассматривающей ее как сложную диалектическую связь субъекта и объекта, в процессе которой происходит не только преобразование объекта, но и формирование и развитие субъекта, можно выделить две большие группы закономерностей оперативно - разыскной деятельности:

-закономерности влияния психики субъектов оперативно - разыскной деятельности на успешность этой деятельности;

-закономерности влияния оперативно - разыскной деятельности на психику ее субъектов.

Общепсихологический уровень закономерностей оперативно-розыскной деятельности при всей его важности затрагивает лишь одну сторону социального бытия человека- отношения типа «субъект-субъект», причем в качестве объекта выступает предметная деятельность - оперативно-розыскная деятельность. Однако не важную сторону социального бытия человека составляют его отношения в системе «субъект-субъект», раскрывающей деятельность не только как чисто психологический феномен, но и как акт взаимодействия людей в процессе предметной деятельности. Именно люди, независимо от своей социальной роли, иерархии в отношениях «командования-подчиненности», являются субъектами деятельности и лишь в определенных ситуациях выступают либо в роли субъекта, либо в роли объекта. В случаях же равенства социальных ролей (два равных по должности сотрудника и т. д.) может иметь место множественный характер субъектов (и, соответственно, объектов для вышестоящего) совместной деятельности. Именно по этому закономерности оперативно - разыскной деятельности должны рассматриваться не только на общепсихологическом, но и на социально-психологическом уровне.

Эти закономерности также могут быть объединены в две большие группы:

- закономерности общения субъектов оперативно - разыскной деятельности с другими ее участниками;

- закономерности общения сотрудников оперативных аппаратов между собой и представителями других служб.

Исследованием закономерностей оперативно - разыскной деятельности, проявляющихся на общепсихологическом уровне, не занимается ни одна прикладная психологическая наука или ее отраслевая модификация. Именно поэтому оперативно-розыскная психология не выполнит стоящих перед ней задач, если не сумеет дать практическим работникам конкретных рекомендаций, вытекающих из психологических закономерностей оперативно - разыскной деятельности и направленных на повышение ее эффективности.

Задачами оперативно - разыскной психологии являются все проблемы практической деятельности оперативных сотрудников и специального аппарата в процессе предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, которые не могут быть решены без знания проявляющихся здесь психологических закономерностей.

Обозначим наиболее важные задачи. Так, из содержания закономерностей, связанных с влиянием психики субъектов оперативно-разыскной деятельности на успешность этой деятельности, вытекает необходимость разработки, в том числе и на эмпирическом уровне, перечня тех психологических и психофизиологических характеристик субъектов оперативно - разыскной деятельности, наличие которых способствует успешности этой работы или ограничивает эти возможности, или делает невозможным использование данного человека в качестве субъекта оперативно- разыскной деятельности.

Поиск характеристик должен вестись в двух направлениях:

- применительно к сотрудникам оперативных подразделений;

- применительно к негласным сотрудникам ОВД.

В литературе для служебного пользования имеются данные о психологических характеристиках агентуры, позволяющих зачислить их в разряд «лучших», «хороших» и «плохих», а также рекомендации по формированию у «плохих» агентов качеств, позволяющих им стать если не «лучшими», то, во всяком случае, «хорошими». Сложнее обстоит дело с разработкой психограмм сотрудников оперативных аппаратов, что связано со сложностью самой психологической структуры их деятельности, отсутствием единой методологической базы выделения тех или иных групп свойств в число значимых и подлежащих оценке.

Исходя из выше сказанного, можно дать научное понятие:

Оперативно-розыскная психология (ОРП) – это отрасль юридической психологии, изучающая закономерности оперативно -разыскной деятельности, механизмы развития и проявления психических явлений, характеризующихся с точки зрения борьбы с преступностью специфические особенности субъектов и объектов оперативно- разыскной деятельности и основанные на знании этих закономерностей и явлений приемы и методы совершенствования оперативно- разыскной деятельности».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Психология iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Психология iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология...
Психология iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Психология iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Психология iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...
Психология iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Психология iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Психология iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Психология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
«Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск