Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления





Скачать 351.63 Kb.
НазваниеДашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления
страница1/4
Дата публикации26.11.2014
Размер351.63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Московский гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой

Факультет




Гуманитарный







(только для факультетских кафедр)

Кафедра




Психология управления







(наименование кафедры)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по учебной дисциплине


«Основы психологического консультирования»


Раздел учебного плана

ОПД




Общепрофессиональные

дисциплины.

Региональный компонент




(код из учебного плана)

(наименование раздела)

Учебная дисциплина (факультативный курс)

Р.08




Основы психологического консультирования




(код из раздела учебного плана)




(наименование учебной дисциплины (факультативного курса)



Обсуждено и одобрено
на заседании Ученого Совета

«_____» __________ 200 __ г.,
протокол № _______

Москва
2009

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


Учебно-методический комплекс

Автор-составитель:

Ст. преп. Н. Н. Иванова


Программа Учебно-методического

комплекса обсуждена и утверждена

на заседании кафедры:

психологии управления.

Протокол № 3

от «25 » ноября 2009 г.
Зав. кафедрой

Капранова М.В.

_______________



ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Обязательный минимум содержания……………………………………..4

  2. Пояснительная записка……………………………………………………5

  3. Цели и задачи курса…………………………………………………….....7

  4. Содержание курса ………………………………………………………. 10

  5. Учебная программа …………………………………………………..…. 11

  6. Тематический план………………………………………………………. 13

  7. Планы семинарских занятий……………………………………………. 16

  8. Темы для самостоятельного изучения…………………………………..21

  9. Темы контрольных работ ……………………………..…………………22

  10. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ…..24

  11. Терминологический минимум…………………………………………...25

  12. Методические рекомендации по изучению дисциплины………………26

  13. Вопросы для подготовки к экзамену ………………………..…………. 24

  14. Список литературы (общий по всему курсу)……………………..…….25



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
Психологическое консультирование, как форма психологической практики. Специфика психологического консультирования. Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные вопросы психологического консультирования. Профессиональные деформации личности психолога-консультанта. Виды психологического консультирования.

.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы психологического консультирования» является одной из основных дисциплин в подготовке психолога и изучается в восьмом семестре наряду с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами, в значительной степени систематизируя и преломляя базовые общепсихологические знания студентов по проблемам оказания психологической помощи. Кроме знакомства студентов с теоретико-технологическими аспектами проведения консультирования, курс даёт возможность почувствовать и осмыслить психологическую реальность, стоящую за общепсихологическими понятиями. Структура курса обусловлена стремлением дать студентам представление об основах консультирования, формирование профессиональной этики и необходимых профессиональных установок, а так же ознакомление с основными психотерапевтическими школами и техниками.

Содержание курса направлено на изучение студентами основ теории и практики психологического консультирования.

Изучение психологического консультирования базируется на основных отечественных и зарубежных подходах и школах: психоаналитический и феноменологический, а так же их разновидности.

Оно также основано на знаниях, полученных студентами при изучении цикла общих гуманитарных, естественно - научных и профессиональных дисциплин, таких как общая психология, психология личности, патопсихология, семейная психотерапия и психодиагностика.

Изучение дисциплины помимо теоретической и методической части носит ярко выраженную практическую направленность.

Освоение учебной дисциплины обеспечивает формирование и развитие представлений о месте и роли психологического консультирования в контексте современности, о различных его видах и формах, а также эффективно применять наиболее адекватные для конкретной ситуации психологические средства для оказания психологической помощи.

Курс «Основы психологического консультирования» включает взаимосвязанные между собой пять разделов, последовательно раскрывающие теоретические, организационно-методические и прикладные основы учебной дисциплины.

Изучение первого раздела направлено на овладение студентами исторических и теоретических основ курса «Основы психологического консультирования», исследование её предмета и места в системе психологических наук.

Второй раздел посвящён важности личностных установок и навыков психолога - консультанта необходимых в работе. Знакомство с этическими стандартами в работе психолога-консультанта.

В рамках третьего и четвертого разделов студенты овладевают практическими методами организации и проведения психологического консультирования: установление контакта, прояснения запроса, выработка рабочей гипотез, выбор средств для психологических изменений.

В пятом разделе студенты ознакомятся со специальными проблемами психологического консультирования.

Основными видами занятий являются лекции и практические групповые занятия с элементами ситуационного моделирования, деловых игр и тренингов.

При проведении практических занятий особое внимание целесообразно сосредоточить на формировании и развитии у студентов практических навыков и умений.

Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать содержание тем, прилежно вести конспекты лекций, дорабатывать их в период самостоятельной работы в период подготовки к практическим занятиям, изучать и конспектировать обязательную и дополнительную психологическую литературу.

В конце восьмого семестра студенты сдают экзамен.
Цели и задачи курса

Цель курса – заложить основы профессиональной подготовки студентов в области проведения психологического консультирования.

Задачами курса являются:

  • системное изложение части социально-психологических знаний, необходимых в сфере профессионального психологического консультирования;

  • повышение общей коммуникативной компетентности, т.е. усовершенствование умений делового, профессионального и повседневного общения;

  • обучение средствам активного воздействия на межличностные и групповые процессы в целях оптимизации психологической атмосферы и совместной деятельности;

  • обучение основам психодиагностики в ситуациях общения;

  • ориентирование студентов на раскрытие творческого потенциала и собственных программ саморазвития.

Решение данных задач может быть достигнуто при условии сочетании традиционных форм учебной деятельности с активными методами обучения. Основу теоретико-практических занятий составляют научно-теоретические экскурсы, а также деловые, ситуационно-ролевые игры, варианты психотренинга, психотехнические игры, экспресс - диагностика личности и группы.

В ходе теоретико-практических занятий студенты осваивают современный аппарат консультативной психологии. Им также предлагается блоки психологических упражнений для самодиагностики собственных коммуникативных способностей, умений, навыков и метанавыков, и задания, обучающие целенаправленно формировать необходимые психические функции и управлять ими в процессе психологического консультирования. Активизируя познавательное, эмоциональные и волевые способности студентов, мы создаем условия для преобразования его интуитивных знаний о психической жизни межличностных отношениях и взаимодействиях в научно-обоснованные знания, реализующиеся в дальнейшем в умениях и навыках поведения профессиональной и иной деятельности.

Для удобства текущего контроля усвоения студентам содержания спецкурса в нем выделятся: объем основных и дополнительных знаний и умений применительно к изучаемым темам. Соответственно, разработаны контрольные задания с целью проверки объема и качества усвоения знаний, умений и навыков, что позволяет алгоритмизировать контроль относительно овладения студентами материалом и внести по ходу необходимые коррекции.

Спецкурс построен в строгой логической последовательности, включая лекции и семинары с целью эффективного усвоения студентами знание умений и навыков психологического консультирования.

Авторский подход состоит в объединении теоретического и практического материалов в одном спецкурсе.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны
Знать:

- объект, предмет и задачи психологического консультирования;

- современные теоретические концепции психотерапии и консультирования;

- профессиональные требования к психологу-консультанту;

- основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих процессу оказания психологической помощи;
Уметь:

- ориентироваться в современных концепциях психотерапевтических школ, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов для оказания конкретной психологической помощи;

- при психологическом изучении личности и группы соблюдать необходимые организационно-методические и морально-этические требования и нормы;

- применять стандартные профессиональные методики;

- учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность психотерапевтических отношений и их интерпретации;

Иметь навыки:

- организации и проведения психологической консультации;

- оптимального выбора и разработки психологических интервенций;

- оценки степени применимости конкретных методик, выбора наиболее адекватных методик анализа и разрешения психологических проблем;

Иметь представления:

- о месте курса психологическое консультирование в системе психологической науки и её структуре;

- об основных этапах развития психологического консультирования и психотерапии и их содержании, как в области Общей психологии, так и в практической деятельности психолога;

- об основных целях, задачах и областях применения психологического консультирования и психотерапии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Общее представление о психологическом консультировании.

Методологические основы психологического консультирования. Психологическое консультирование. Психотерапия. Предмет консультативной психологии. Теории личности и практика консультирования. Принципы психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Классификация типов психологического консультирования. Позиция консультанта по отношению к клиенту. Методы воздействия психолога-консультанта. Организация консультативной беседы. Индивидуальное и групповое консультирование.

Раздел 2. Личность психолога-консультанта.

Роль и место консультанта в консультировании. Модель эффективного консультанта. Система ценностей консультанта. Навыки и метанавыки психолога - консультанта.

Раздел 3. Консультативный контакт.

Определение консультативного контакта. Цели консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата. Эмоциональные компоненты терапевтического климата. Создание взаимного доверия. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии.

Раздел 4. Процесс психологического консультирования.

Первая встреча с клиентом. Психологический запрос. Стадии психологического консультирования. Процедуры и техники консультирования. Механизмы коррекционного воздействия. Сопротивление и психологические защитные механизмы во время консультирования.

Раздел 5. Специальные проблемы психологического консультирования.

Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Особенности консультирование немотивированных клиентов. Консультирование при переживании вины. Особенности консультирования плачущих клиентов. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком. Консультирование при сексуальных проблемах. Консультирование в ситуации измены.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Общее представление о психологическом консультировании.
Тема 1.1. Методологические основы психологического консультирования. Психологическое консультирование. Психотерапия. Предмет консультативной психологии. Теории личности и практика консультирования.

Тема 1.2. Принципы психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Классификация типов психологического консультирования.

Тема 1.3. Позиция консультанта по отношению к клиенту. Методы воздействия психолога-консультанта. Организация консультативной беседы. Индивидуальное и групповое консультирование.
Модуль 2. Личность психолога-консультанта.
Тема 2.1. Роль и место консультанта в консультировании. Модель эффективного консультанта. Система ценностей консультанта. Навыки и метанавыки психолога - консультанта.

Модуль 3. Консультативный контакт.

Тема 3.1. Определение консультативного контакта. Цели консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата. Эмоциональные компоненты терапевтического климата.

Тема 3.2. Создание взаимного доверия. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии.
Модуль 4. Процесс психологического консультирования.
Тема 4.1. Первая встреча с клиентом. Психологический запрос. Стадии психологического консультирования.

Тема 4.2. Процедуры и техники консультирования. Механизмы коррекционного воздействия.
Тема 4.3. Сопротивление и психологические защитные механизмы во время консультирования.
Модуль 5. Специальные проблемы психологического консультирования.
Тема 5.1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Особенности консультирование немотивированных клиентов.

Тема 5.2. Консультирование при переживании вины. Особенности консультирования плачущих клиентов.

Тема 5.3. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком.

Тема 5.4. Консультирование при сексуальных проблемах.

Тема 5.5. Консультирование в ситуации измены.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Управления наукой и инновациями
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconГуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины
...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconРоссийский государственный гуманитарный университет философский факультет...
Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconМинистерство образования республики беларусь белорусский государственный...
Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной...
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconМетодические разработки практических занятий по курсу: «психология,...
История психологии (бихевиоризм, психология неосознаваемых психических процессов)
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организаций
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Местного самоуправления
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Государственного и Муниципального Управления Кафедра Местного Самоуправления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск