Скачать 351.63 Kb.
|
Московский гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по учебной дисциплине «Основы психологического консультирования»
Обсуждено и одобрено на заседании Ученого Совета «_____» __________ 200 __ г., протокол № _______ Москва 2009 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯУчебно-методический комплекс Автор-составитель: Ст. преп. Н. Н. Иванова
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Психологическое консультирование, как форма психологической практики. Специфика психологического консультирования. Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные вопросы психологического консультирования. Профессиональные деформации личности психолога-консультанта. Виды психологического консультирования. . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Основы психологического консультирования» является одной из основных дисциплин в подготовке психолога и изучается в восьмом семестре наряду с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами, в значительной степени систематизируя и преломляя базовые общепсихологические знания студентов по проблемам оказания психологической помощи. Кроме знакомства студентов с теоретико-технологическими аспектами проведения консультирования, курс даёт возможность почувствовать и осмыслить психологическую реальность, стоящую за общепсихологическими понятиями. Структура курса обусловлена стремлением дать студентам представление об основах консультирования, формирование профессиональной этики и необходимых профессиональных установок, а так же ознакомление с основными психотерапевтическими школами и техниками. Содержание курса направлено на изучение студентами основ теории и практики психологического консультирования. Изучение психологического консультирования базируется на основных отечественных и зарубежных подходах и школах: психоаналитический и феноменологический, а так же их разновидности. Оно также основано на знаниях, полученных студентами при изучении цикла общих гуманитарных, естественно - научных и профессиональных дисциплин, таких как общая психология, психология личности, патопсихология, семейная психотерапия и психодиагностика. Изучение дисциплины помимо теоретической и методической части носит ярко выраженную практическую направленность. Освоение учебной дисциплины обеспечивает формирование и развитие представлений о месте и роли психологического консультирования в контексте современности, о различных его видах и формах, а также эффективно применять наиболее адекватные для конкретной ситуации психологические средства для оказания психологической помощи. Курс «Основы психологического консультирования» включает взаимосвязанные между собой пять разделов, последовательно раскрывающие теоретические, организационно-методические и прикладные основы учебной дисциплины. Изучение первого раздела направлено на овладение студентами исторических и теоретических основ курса «Основы психологического консультирования», исследование её предмета и места в системе психологических наук. Второй раздел посвящён важности личностных установок и навыков психолога - консультанта необходимых в работе. Знакомство с этическими стандартами в работе психолога-консультанта. В рамках третьего и четвертого разделов студенты овладевают практическими методами организации и проведения психологического консультирования: установление контакта, прояснения запроса, выработка рабочей гипотез, выбор средств для психологических изменений. В пятом разделе студенты ознакомятся со специальными проблемами психологического консультирования. Основными видами занятий являются лекции и практические групповые занятия с элементами ситуационного моделирования, деловых игр и тренингов. При проведении практических занятий особое внимание целесообразно сосредоточить на формировании и развитии у студентов практических навыков и умений. Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать содержание тем, прилежно вести конспекты лекций, дорабатывать их в период самостоятельной работы в период подготовки к практическим занятиям, изучать и конспектировать обязательную и дополнительную психологическую литературу. В конце восьмого семестра студенты сдают экзамен. Цели и задачи курса Цель курса – заложить основы профессиональной подготовки студентов в области проведения психологического консультирования. Задачами курса являются:
Решение данных задач может быть достигнуто при условии сочетании традиционных форм учебной деятельности с активными методами обучения. Основу теоретико-практических занятий составляют научно-теоретические экскурсы, а также деловые, ситуационно-ролевые игры, варианты психотренинга, психотехнические игры, экспресс - диагностика личности и группы. В ходе теоретико-практических занятий студенты осваивают современный аппарат консультативной психологии. Им также предлагается блоки психологических упражнений для самодиагностики собственных коммуникативных способностей, умений, навыков и метанавыков, и задания, обучающие целенаправленно формировать необходимые психические функции и управлять ими в процессе психологического консультирования. Активизируя познавательное, эмоциональные и волевые способности студентов, мы создаем условия для преобразования его интуитивных знаний о психической жизни межличностных отношениях и взаимодействиях в научно-обоснованные знания, реализующиеся в дальнейшем в умениях и навыках поведения профессиональной и иной деятельности. Для удобства текущего контроля усвоения студентам содержания спецкурса в нем выделятся: объем основных и дополнительных знаний и умений применительно к изучаемым темам. Соответственно, разработаны контрольные задания с целью проверки объема и качества усвоения знаний, умений и навыков, что позволяет алгоритмизировать контроль относительно овладения студентами материалом и внести по ходу необходимые коррекции. Спецкурс построен в строгой логической последовательности, включая лекции и семинары с целью эффективного усвоения студентами знание умений и навыков психологического консультирования. Авторский подход состоит в объединении теоретического и практического материалов в одном спецкурсе. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны Знать: - объект, предмет и задачи психологического консультирования; - современные теоретические концепции психотерапии и консультирования; - профессиональные требования к психологу-консультанту; - основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих процессу оказания психологической помощи; Уметь: - ориентироваться в современных концепциях психотерапевтических школ, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов для оказания конкретной психологической помощи; - при психологическом изучении личности и группы соблюдать необходимые организационно-методические и морально-этические требования и нормы; - применять стандартные профессиональные методики; - учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность психотерапевтических отношений и их интерпретации; Иметь навыки: - организации и проведения психологической консультации; - оптимального выбора и разработки психологических интервенций; - оценки степени применимости конкретных методик, выбора наиболее адекватных методик анализа и разрешения психологических проблем; Иметь представления: - о месте курса психологическое консультирование в системе психологической науки и её структуре; - об основных этапах развития психологического консультирования и психотерапии и их содержании, как в области Общей психологии, так и в практической деятельности психолога; - об основных целях, задачах и областях применения психологического консультирования и психотерапии. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Общее представление о психологическом консультировании. Методологические основы психологического консультирования. Психологическое консультирование. Психотерапия. Предмет консультативной психологии. Теории личности и практика консультирования. Принципы психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Классификация типов психологического консультирования. Позиция консультанта по отношению к клиенту. Методы воздействия психолога-консультанта. Организация консультативной беседы. Индивидуальное и групповое консультирование. Раздел 2. Личность психолога-консультанта. Роль и место консультанта в консультировании. Модель эффективного консультанта. Система ценностей консультанта. Навыки и метанавыки психолога - консультанта. Раздел 3. Консультативный контакт. Определение консультативного контакта. Цели консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата. Эмоциональные компоненты терапевтического климата. Создание взаимного доверия. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии. Раздел 4. Процесс психологического консультирования. Первая встреча с клиентом. Психологический запрос. Стадии психологического консультирования. Процедуры и техники консультирования. Механизмы коррекционного воздействия. Сопротивление и психологические защитные механизмы во время консультирования. Раздел 5. Специальные проблемы психологического консультирования. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Особенности консультирование немотивированных клиентов. Консультирование при переживании вины. Особенности консультирования плачущих клиентов. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком. Консультирование при сексуальных проблемах. Консультирование в ситуации измены. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Модуль 1. Общее представление о психологическом консультировании. Тема 1.1. Методологические основы психологического консультирования. Психологическое консультирование. Психотерапия. Предмет консультативной психологии. Теории личности и практика консультирования. Тема 1.2. Принципы психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Классификация типов психологического консультирования. Тема 1.3. Позиция консультанта по отношению к клиенту. Методы воздействия психолога-консультанта. Организация консультативной беседы. Индивидуальное и групповое консультирование. Модуль 2. Личность психолога-консультанта. Тема 2.1. Роль и место консультанта в консультировании. Модель эффективного консультанта. Система ценностей консультанта. Навыки и метанавыки психолога - консультанта. Модуль 3. Консультативный контакт. Тема 3.1. Определение консультативного контакта. Цели консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата. Эмоциональные компоненты терапевтического климата. Тема 3.2. Создание взаимного доверия. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии. Модуль 4. Процесс психологического консультирования. Тема 4.1. Первая встреча с клиентом. Психологический запрос. Стадии психологического консультирования. Тема 4.2. Процедуры и техники консультирования. Механизмы коррекционного воздействия. Тема 4.3. Сопротивление и психологические защитные механизмы во время консультирования. Модуль 5. Специальные проблемы психологического консультирования. Тема 5.1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Особенности консультирование немотивированных клиентов. Тема 5.2. Консультирование при переживании вины. Особенности консультирования плачущих клиентов. Тема 5.3. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком. Тема 5.4. Консультирование при сексуальных проблемах. Тема 5.5. Консультирование в ситуации измены. |
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Управления наукой и инновациями | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления | ||
Гуманитарный факультет кафедра философии религиоведение учебное пособие и программа дисциплины ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | ||
Российский государственный гуманитарный университет философский факультет... Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Министерство образования республики беларусь белорусский государственный... Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников. В ней рассматриваются основные положения и понятия современной... | ||
Методические разработки практических занятий по курсу: «психология,... История психологии (бихевиоризм, психология неосознаваемых психических процессов) | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организаций | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Местного самоуправления | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет Государственного и Муниципального Управления Кафедра Местного Самоуправления |