Скачать 1.23 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ) Москва - 2012 Учебно-методический комплекс разработан и подготовлен к изданию кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Автор: доктор педагогических наук, профессор Гагарин А.В. Научный редактор: доктор психологических наук, профессор, академик РАО Деркач А.А. Рецензент: доктор философских наук, профессор Назаретян А.П. В авторской редакции В подготовке методических материалов принимали участие зав. учебно-методическим кабинетом Оленина Ж.А., методист Зайцева О.В. Компьютерный набор и верстка – Одинцова И.В. Ответственный за выпуск – доктор психологических наук, профессор Степнова Л.А. Структура учебно-методического комплекса 1. Примерная учебная программа дисциплины. 2. Рабочая учебная программа дисциплины. 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 4. Ресурсно-техническое обеспечение дисциплины. 5. Приложения к рабочей учебной программе. 1. Примерная учебная программа дисциплины Советом по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ при МГУ им. М.В. Ломоносова предлагается ряд примерных учебных программ дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». Ниже приводится примерная программа дисциплины, составленная Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович. На ее основе разработана оригинальная рабочая программа дисциплины «Зоопсихология и сравнительаная психология», адаптированная к условиям образовательного процесса в РАНХиГС и включившая все представленные в примерной программе основные разделы и темы. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ I. Организационно-методический раздел Цель курса: обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями в области зоопсихологии и сравнительной психологии, а также в смежных областях психологии и биологии, профессионально владеющих методами научно-исследовательской работы, знающих специфику основных прикладных направлений в этой области, способных к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Задачи курса:
Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Место курса определяется фундаментальной ролью, которая отводится знаниям о возникновении, развитии и закономерностях функционирования психического отражения на уровне животных в научном познании психики человека. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны: — иметь представление о процессах развития психики в фило- и онтогенезе животных, о стадиальных концепциях эволюции психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри), об особенностях психических функций у животных разных таксономических уровней (одноклеточные животные, низшие многоклеточные беспозвоночные, высшие беспозвоночные, низшие и высшие позвоночные);
II. Содержание курса Раздел I. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и среди наук о поведении животных. Основные направления и подходы к изучению психики и поведения животных. Бихевиоризм, этология. Зоопсихологические и сравнительно-психологические исследования в России (В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс и др.). Возможности объективного изучения психики животных на основе анализа их поведения. Разнообразие конкретно-научных методов (приемов) исследования: наблюдение в природных условиях (Н. Тинберген, Д. Гудолл и др.); наблюдение в неволе, в том числе в специально созданных условиях (Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.А. Тих, В.С. Мухина и др.); лабораторный эксперимент (Н.Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, С.Л. Новоселова, Н.А. Тушмалова и др.); полевой эксперимент (Н. Тинберген, Г.Л. Скребицкий, Ж.И. Резникова и др.); специальное обучение или формирующий эксперимент (К. Прайор, Л.И. Уланова, А.и Б. Гарднеры и др.). Представление о конкретных методиках (способах получения данных) в зоопсихологии и сравнительной психологии: метод лабиринта, метод обходного пути, метод открытого поля, метод проблемной клетки, метод дифференцировочной дрессировки, выбор по образцу, отсроченный выбор, задачи орудийного типа, тест на «сообразительность», обучение языку жестов и др. Прикладное значение зоопсихологии. Зоопсихологические аспекты природоохранного дела, зоопарковского дела, зоотехнии, ветеринарии, промышленного рыболовства, дератизации, кинологии. Прикладная зоопсихология и анималотерапия. Прикладная зоопсихология и педагогика. Зоопсихология и биоэтика. Раздел II. Возникновение психики и критерии психического Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни. Критерии психического (гипотезы А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, П.Я. Гальперина, В.К. Вилюнаса и др.). Раздел III. Эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития Представления об эволюции психических свойств в трудах Ж.Б.Ламарка, В.А.Вагнера, А.Н.Северцова. Стадиальная концепция развития психики А.Н.Леонтьева. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э.Фабри. Раздел IV. Эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность поведения, научение, память. Особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных (кишечнополостные, двустворчатые и брюхоногие моллюски, черви, иглокожие): образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения и зачатки сложных форм поведения; экспериментальные исследования научения и памяти. Особенности поведения и психического отражения у членистоногих и головоногих моллюсков: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, групповое поведение и коммуникация; экспериментальные исследования научения и памяти. Особенности поведения и психического отражения у низших позвоночных (рыбы, амфибии и рептилии): образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, групповое поведение и коммуникация; экспериментальные исследования научения и памяти. Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных (птицы и млекопитающие, за исключением человекообразных обезьян): образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, групповое поведение и коммуникация, ориентировочно-исследовательская деятельность, латентное научение, игра; экспериментальные исследования научения и памяти (в том числе отсроченного поведения), элементарного мышления. Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян: образ жизни, групповое поведение и коммуникация, материнское поведение, ориентировочно-исследовательская деятельность, игра, орудийная деятельность; экспериментальные исследования научения, памяти, интеллекта, «второго психологического плана» (обман, намеренность поведения), самоузнавания. Психика как фактор антропогенной эволюции животных: особенности поведения и психики урбанизированных и природных популяций животных; психологические механизмы адаптации к урбанизированной среде. Раздел V. Онтогенез поведения и психики животных Общее представление об онтогенезе животных. Разнообразие типов онтогенеза (беспозвоночные, позвоночные, зрело- и незрелорождающиеся животные, особенности онтогенеза человекообразных обезьян). Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. Пренатальный (эмбриональный) период. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Эмбриональное научение и созревание. Возможности научения эмбрионов. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации и ранний опыт. Запечатление. Чувствительные периоды в развитии поведения и психики. Ювенильный (игровой) период. Общая характеристика развития поведения и психики. Концепции игры животных (Г. Спенсер, К. Гроос, К. Бюлер, Ф. Бойтендайк, К.Э. Фабри, Д.Б. Эльконин и др.). Виды игр и их значение для развития поведения и психического отражения. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Влияние обогащенной и обедненной среды. Раздел VI. Врожденное и приобретенное в поведении животных Представления о природе инстинктивного поведения в работах Ч. Дарвина, Л. Моргана, В.А. Вагнера. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.). Современные представления о взаимосвязи врожденного и приобретенного в поведении животных. Облигатное и факультативное научение. Норма реакции. Структура поведенческого акта по У. Крэгу. Инстинктивное поведение и общение. Демонстрационное поведение и ритуализация. Методы изучения инстинктивного поведения, взаимосвязи врожденного и приобретенного в поведении животных. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение). Возрастные изменения способности животных к научению. Раздел VII. Сравнительная психология Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных обезьян в работах Н.Н. Ладыгиной-Котс, К. Хэйс и др. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач (обходной путь, использование палки для доставания предмета и др.) у детей и детенышей человекообразных обезьян (исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс, В.С. Мухиной, С.Л. Новоселовой и др.). Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. Исследования Л.И.Улановой, А. и Б. Гарднеров, Ф. Паттерсон, С. Сэведж-Рэмбо, Д. Примэка. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. Антропогенетически значимые черты поведения приматов. Этология человека. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Контрольные вопросы и задания
25. Назовите авторов основных концепций и теорий игры животных.
Практические задания
Примерный перечень тем рефератов, курсовых и дипломных работ Темы рефератов
Темы курсовых работ для младших курсов
Темы дипломных работ
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Экзамен V. Учебно-методическое обеспечение курса Литература Основная: Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, 1993; РПО, 1999; УМК «Психология», 2001.1 Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / Ред.-сост. Н.Н. Мешкова, Е.Ю.Федорович. М.: УМК «Психология», 1997, 2000. Дополнительная: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. 2 Вагнер В.А. Сравнительная психология. М.; Воронеж: МОДЭК, 1998. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. Гудом Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1982. Дембовский Я. Психология животных. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2001. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930. Крушинский Л.В. Проблемы поведения животных // Избранные труды. М.: Наука, 1993. Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе. М.; Пг.: Госиздат, 1923. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М.: Изд. государственного Дарвиновского музея, 1935. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977 и др. Леонтьев А.Н. Эволюция психики // Избранные психологоические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева — взгляд через шестьдесят лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 48—79. (Серия Фундаментальная психология). Новоселова С.Л. Развитие и интеллектуальные основы деятельности приматов. М.; Воронеж, МОДЭК, 2001. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. М.; Воронеж, МОДЭК, 2002. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена-плюс, 1995. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М.: Жизнь и мысль, 1999. Фарсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.: Наука, 1977. Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Избранные психологические труды. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. Программу составили: Н.Н. Мешкова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник (МГУ имени М.В. Ломоносова); Е.Ю. Федорович, младший научный сотрудник (МГУ им. М.В. Ломоносова). Рецензенты: А.Г. Асмолов, доктор психологических наук, профессор (МГУ им. М.В. Ломоносова); В.А. Иванников, доктор психологических наук, профессор (МГУ им. М.В. Ломоносова). 2. Рабочая учебная программа дисциплины СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Организационно-методический раздел. Цели и задачи изучения дисциплины. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Основные дидактические единицы и понятия. 2.2. Содержание дисциплины. Разделы курса, темы, их краткое содержание. Учебно-тематический план. Тематика и содержание лекций, семинарских и практических занятий. Примерная тематика рефератов и курсовых работ. 2.3. Требования к уровню освоения программы дисциплины и формы текущего, промежуточного, итогового контроля. Система оценок качества знаний. Требования к уровню освоения дисциплины. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, межсессионные задания и методические указания по их применению. 2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цели и задачи изучения дисциплины Предлагаемый курс является общепрофессиональной дисциплиной для студентов психологических факультетов. Оригинальная рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины (Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович), рекомендованной Советом по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ при МГУ им. М.В. Ломоносова. Рабочая программа адаптирована к условиям образовательного процесса в РАГС и включает как все представленные в примерной программе основные разделы и темы, так и отраженные в ГОС ВПО ОПД.Ф.06. Программа рассчитана на 90 часов. Из них 51 час – учебное (аудиторное) время, 39 часов – самостоятельное изучение предмета. Цель изучения дисциплины заключается в создании условий: – для обеспечения фундаментальной подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями в области зоопсихологии и сравнительной психологии, а также в смежных областях психологии и биологии; – для формирования у студентов современных научных представлений в области зоопсихологии и сравнительной психологии, в частности, о происхождении и эволюции психического отражения, субъективной представленности мира в субъективных переживаниях, истоках специфически человеческих форм психического отражения и структуры деятельности, их филогенетическом и онтогенетическом развитии; – для овладения студентами методами научно-исследовательской работы; – развития способности к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Задачи изучения дисциплины:
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Место курса определяется фундаментальной ролью, которая отводится знаниям о возникновении, развитии и закономерностях функционирования психического отражения на уровне животных в научном познании психики человека. Предлагаемая программа разработана для студентов, чья психологическая культура и компетентность войдут органичными составными частями в структуру их профессиональной деятельности. Теоретическое и практическое изучение дисциплины предполагает соответствующую ориентацию студентов в области общей психологии и эволюционной биологии, а также требует от них привлечения определенного объема знаний из смежных дисциплин – эволюции, этологии, физиологии и эволюции ЦНС. Межпредметные связи: Исходные дисциплины: философия, культурология, экология, антропология (философская, культурная, социальная, психологическая), социология, концепции современного естествознания, анатомия и физиология ЦНС, физиология сенсорных систем, психофизиология, психогенетика, введение в специальность, общая психология. Последующие дисциплины: конфликтология, клиническая психология, социальная педагогика, психология деятельности кадров управления в экстремальных условиях, социальная психология, психология труда, психология развития и возрастная психология, акмеология. Основные дидактические единицы и понятия Объект, предмет, задачи, проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии; категориальная система и базовые понятия зоопсихологии и сравнительной психологии; основные направления, школы и концепции отечественной и зарубежной зоопсихологии и сравнительной психологии; история и сегодняшний день зоопсихологии и сравнительной психологии; место и вклад зоопсихологии в развитие системы наук о мире, человеке и обществе; основные направления практических зоопсихологических и сравнительно-психологических исследований; прикладные аспекты зоопсихологии; методы, методики и психологические приемы изучения психики животных и человека в зоопсихологических и сравнительно-психологических исследованиях; возникновение и развитие психики в процессе филогенеза; критерии психического, феноменология психологического в зоопсихологических исследованиях; развитие психологической реальности и ее феноменов в филогенезе и онтогенезе разных объективированных форм биосферной организации жизни; этапы филогенетического развития поведения: сенсорная психика, инстинктивное поведение, индивидуально-изменчивое поведение, интеллектуальное поведение; познавательные процессы и когнитивное поведение у животных и человека: восприятие мира и система отношений со средой обитания, формы научения от низших к высшим; растения, животные и человек возможности контактов; проблема границы, отделяющей человека от животного; социальная жизнь у животных и человека: формы социального поведения, общения и коммуникативного взаимодействия, агрессия и эстетическая деятельность у животных и человека; познавательная деятельность и мышление у животных и человека; проблема происхождения языка и сознания в аспекте изучения высших психологических феноменов и возможностей у животных. 2.2. Содержание дисциплины Разделы курса, темы, их краткое содержание (Курсивом выделено содержание, предписанное ГОС ВПО в ОПД.Ф.06) Раздел 1. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной зоопсихологии. Понятие о психике, поведении, психической деятельности животных. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии. Предмет сравнительной психологии. Зоопсихология и сравнительно-психологический метод исследования. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии. Взаимосвязь с другими науками: с общей психологией и эволюционной биологией, этологией и физиологией. Этология как одно из направлений изучения психики животных Прикладное значение зоопсихологии в контексте: 1) общей, возрастной, педагогической психологии; 2) хозяйственной и бытовой деятельности; 3) экопсихологии и проблемы взаимодействия человека и животных; 4) охраны природы и др. Методы зоопсихологических исследований. Особенности зоопсихологических методов исследования поведения животных в сравнении с биологическими. Проблема субъекта в зоопсихологических исследованиях. Экспериментальные методы исследования (лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, формирующий эксперимент) и метод наблюдения. Основные экспериментальные методики. Раздел 2. История и теории зоопсихологии Истоки развития знаний о психике животных в философии, психологии, физиологии, этологии. Креационные теории зоопсихологии. Метафизические взгляды на зоопсихологию. Рациональные гипотезы в истории зоопсихологии (психологические теории в зоологии XVIII в.; зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б. Ламарка). Теории зоопсихологического антропоморфизма. Теории атомистической зоопсихологии (теория тропизмов Ж. Леба, рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова, инструментальные условные рефлексы Б. Скинера). Бихевиоризм в зоопсихологии. Теории, построенные на анализе форм поведения (объективная биопсихология В. Вагнера, инстинктивно-объектная гипотеза К. Лоренца и Н. Тинбергена. Развитие зоопсихологических знаний в XIX – начале XX в. в рамках различных психологических школ. Экспериментальные исследования В. Келера, Н.Н. Ладыгиной-Котс. Систематизация зоопсихологических знаний в середине XX в. в отечественной науке: В.И. Вернадский, П.К. Анохин, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Поршнев, Н.Н. Ладыгина-Котс, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Экспериментальные исследования психики животных за рубежом. Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии в современной отечественной науке. Основные теории эволюции психики А.Н. Леонтьева (1972), К.Э. Фабри (1976 или 1993), их сходство и различие. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного и заочного обучения | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Физика» студентам специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала... Цель дисциплины сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политическое лидерство для студентов очной формы обучения по направлению 030201.... | Учебное пособие предназначено для студентов очного, заочного и вечернего... Учебное пособие предназначено для студентов очного, заочного и вечернего обучения специальности 200101 «Приборостроение» при изучении... | ||
Методические рекомендации по планированию и организации времени,необходимого... Распределение часов выделенных на самостоятельную форму обучения студентов очного отделения согласно примерной и рабочей программы... | Методические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология» Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт... | ||
История экономических учений Методические указания по самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... |