Скачать 483.93 Kb.
|
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца ХIХ начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) по профилю «Филологическое образование»
Цель дисциплины - сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте. Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС направления): – в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области филологического образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация процесса обучения и воспитания в сфере филологического образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области; – организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; – в области культурно-просветительской деятельности: - изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; - разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; - популяризация научных знаний в широких слоях общества. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (ПД) учебного плана. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов: «Литературоведение», «Устное народное творчество», а также циклов дисциплин по истории русской литературы и истории зарубежной литературы. Освоение дисциплины необходимо при изучении следующих курсов: «Методика обучения и воспитания», «Теория литературы», «История русской литературной критики». 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: этапы историко-литературного процесса; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике; содержание и художественные особенности произведений. Уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произведения; характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой. Владеть навыками: литературоведческого анализа художественных текстов; самостоятельного исследования литературного произведения. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции: - владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6); - готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-9); 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа. Дисциплина изучается во 6 семестре. 4.1 Структура дисциплины
4.2 Содержание разделов дисциплины Содержание лекций Тема 1. Общая характеристика литературного процесса конца XIX – начала XX вв. Особенности социальной и культурной ситуации. Литература 1890-х - начала 1900-х гг.: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни России. Генезис понятия «серебряный век». Черты эпохи «серебряного века». Трансформация «нового реализма». Проза реалистов. Проза писателей «модернистского» направления. Тип героя в прозе. Идея жизнестроительства в творчестве символистов, футуристов, в пролетарской литературе. Тема 2. Творчество раннего М. Горького. Периодизация дореволюционного творчества М. Горького. Неоромантическое в стиле писателя: конфликт Любви и Свободы, Любви и Смерти, конфликт мещанского и человеческого. Герой в произведениях: альтруистическое и индивидуалистическое. Особенности композиции в романтических и реалистических рассказах; «жизнестроительность»; роль диалога с Ницше; художественный синтез в произведениях; внутрилитературный синтез (проза, поэзия, поэма). Христианский миф в масштабной прозе от «Фомы Гордеева» к роману «Трое», роману «Мать» и «Исповедь»: ответы на животрепещущие вопросы времени, полемика с Толстым и Достоевским. Особенности стиля автобиографических произведений. Критика и публицистика дореволюционного Горького. Тема 3. Русский символизм. Этапы развития («старшие» и «младшие» символисты). Философские, религиозные, эстетические искания в культуре начала 1890-х гг. Философия Шопенгауэра, Ницше, Вл. Соловьева в умонастроениях декадентов. Символизм как направление, определяющее культурный стиль эпохи. Мережковский и Вяч. Иванов. Претворение идеи «нового литургического синтеза» в художественной практике символистов. Идея Вечной Женственности. Роль поэта в символизме. Слово в символизме, идея «зиждительной формы» (Вяч. Иванов); миф и символ; стилизация и синтез искусств; образ мира в поэзии символистов; христианская образность, православный обряд и церковный календарь в художественном мире символистов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и стиля. Тема 4. Поэтика символистского романа. Развитие жанра философского романа в прозе символистов. Причины возникновения жанра. Метаисторизм. Новый тип героя символистского романа. Процесс символизации уровней художественной системы текста. Мифологизация пространства. Концепции мифа. «Сюжетная схема» символистского романа. Изучение жанра в литературоведении. Тема 5. Трилогия «вочеловечения» А. Блока. Общая характеристика пути поэта. Периодизация творчества. Влияние философии Вл. Соловьева на художественно-эстетическую систему поэта. Знакомство с московскими символистами. «Стихи о Прекрасной Даме». Миф и символ. «Заговор и заклинание» в семантике лирического стихотворения. Знакомство и сближение с А. Ремизовым и Вяч. Ивановым. Театр в творческой судьбе поэта. Семантика заглавий книг и стихотворных циклов. Тема России в лирике и статьях. Идея пути в трех томах «романа в стихах». Художественный синтез в творчестве Блока. Тема 6. Акмеизм и его место в русской поэзии. Пушкинское крыло символизма в журналах «Аполлон», «Цех поэтов». Происхождение термина «акмеизм». Иерархия искусств. Своеобразие синтеза искусств и реформирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и назначение поэзии. Поэтика Н. Гумилёва, С. Городецкого, О. Мандельштама. Тема 7. Русский поэтический авангард. Эгофутуризм и кубофутуризм. Футуризм как явление культуры. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи. Эгофутуризм. «Эпатажное» и экспериментаторское в творчестве И. Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. «Лирический ироник». Эгофутуризм и символизм. Кубофутуризм и философия языка, смысл плотного письма, новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов. «Самовитое слово» Хлебникова. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В. Маяковский как один из виднейших поэтов и художников-футуристов. Импрессионистское в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновление поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футуризма. Результаты экспериментаторства футуристов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и творчестве его представителей. Тема 8. Особенности стилевой манеры раннего В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футуризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанского и человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэзии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в названных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христианским в жизни и литературе. Приемы концентрации художественного содержания. Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебников. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. «Новый Сатирикон» в судьбе Маяковского-поэта и художника. Литературоведение и критика о дореволюционном творчестве Маяковского. Тема 9. Особенности ранней лирики Б.Л. Пастернака. Поэтическая программа Б. Пастернака: познания жизни как созерцание, исследование строгому реалистическому восприятия мира и т.д. Автобиографическая книга «Охранная грамота». Сложные прихотливые сочетания мотивов лирики Пастернака: (пейзажная лирика, урбанистические мотивы, любви и философских размышлений о жизни, о назначении поэта). Поэтика Бориса Пастернака: жизнеутверждающие, светлые начала, созерцательность, отсутствие публицистичности; философская углубленность лирики; установка на реализм, на непосредственные впечатления живой жизни; преобладание представленного образа; превращение конкретного, реального мира, бытовых подробностей в его стихах в обобщенно-символические образы, дар превращений быта в бытие, мира в мироздание; сложные, прихотливые сочетания тем и мотивов в его стихах; ассоциативные ряды образов, динамичная и сложная метафористика; расширение поэтического словаря; музыкальность стиха, огромная роль ритма и интонация и др. Темы практических занятий Тема 1. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма (практическое занятие). |
Программа дисциплины «История русской литературы конца ХIХ начала... Цель дисциплины сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения... | Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Русская философия права» Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов очной формы обучения, обучающихся по программе подготовки бакалавров... | Рабочая программа по дисциплине «нотариат» для очного и заочного... Рабочая программа дисциплины «Нотариат» для студентов очного и заочного отделения по направлению 030900 «Юриспруденция». – Кисловодск:... | ||
Русская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,... | Методические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам базовой части(Б 10) профессионального цикла очной и заочной... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение... ... | Рабочая программа учебной дисциплины Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очного отделения | ||
Методические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения.... Методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения бакалавриата | Рабочая программа дисциплины «История пространственных искусств» Целью данного курса является Программа курса «История пространственных искусств» предназначена для студентов бакалавров III и IV... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Рабочая программа Учебная дисциплина монтаж электрооборудования и... Для студентов очного отделения по специальности 110301 «Механизация сельского хозяйства» |