Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения)





Скачать 483.93 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения)
страница1/5
Дата публикации03.12.2014
Размер483.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа дисциплины

«Русская литература конца ХIХ начала ХХ века»

для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения)

по профилю «Филологическое образование»


  1. Цель освоения дисциплины


Цель дисциплины - сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС направления):

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области филологического образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация процесса обучения и воспитания в сфере филологического образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- популяризация научных знаний в широких слоях общества.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (ПД) учебного плана.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов: «Литературоведение», «Устное народное творчество», а также циклов дисциплин по истории русской литературы и истории зарубежной литературы.

Освоение дисциплины необходимо при изучении следующих курсов: «Методика обучения и воспитания», «Теория литературы», «История русской литературной критики».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: этапы историко-литературного процесса; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике; содержание и художественные особенности произведений.

Уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произведения; характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой.

Владеть навыками: литературоведческого анализа художественных текстов; самостоятельного исследования литературного произведения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

- владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6);

- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-9);
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа.

Дисциплина изучается во 6 семестре.
4.1 Структура дисциплины




Раздел

дисциплины (изучаемые темы)

Виды и формы учебной работы

Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций

Лекции (ч.)

ПЗ

(ч.)

ЛЗ

(ч.)

СР

(ч.)



Общая характеристика литературного процесса конца XIX – начала XX вв. Особенности социальной и культурной ситуации

2










Экзамен

ск-6, ск-9



Творчество раннего М. Горького. Пьеса «На дне»

2

2







Экзамен

ск-6, ск-9



Проблема личности в прозе А.И. Куприна




2







Экзамен

ск-6, ск-9



Сложность и противоречивость концепции современной в творчестве И.А. Бунина. Своеобразие жанра рассказа




2







Экзамен

ск-6, ск-9



Русский символизм. Этапы развития («старшие» и «младшие» символисты).

2







4

Экзамен

Сделать плановый конспект по теме «Черты русского символизма»

ск-6, ск-9



Поэтика символистского романа

2










Экзамен

ск-6, ск-9



Трилогия «вочеловечения» А. Блока. Мистическая романтика книги «Стихов о Прекрасной Даме»

2










Экзамен

ск-6, ск-9



Акмеизм и его место в русской поэзии

2










Экзамен

ск-6, ск-9



Биографичность и всечеловечность лирического «Я» в поэзии Н. Гумилёва




2







Экзамен

ск-6, ск-9



Ранняя лирика А. Ахматовой.




2




4

Экзамен

Сделать плановый конспект по теме «Ранняя лирика А. Ахматовой»

ск-6, ск-9



Поэзия как «архитектура» в творчестве О.Э. Мандельштама




2




4

Экзамен

Сделать тематический конспект по теме «Поэтика О.Э. Мандельштама»

ск-6, ск-9



Русский поэтический авангард. Эгофутуризм и кубофутуризм

2










Экзамен

ск-6, ск-9



Особенности стилевой манеры раннего В. Маяковского. Характер романтического героя

2

2







Экзамен

ск-6, ск-9



Особенности ранней лирики Б.Л. Пастернака

2










Экзамен

ск-6, ск-9



Миф о сельской Руси в лирике Н. Клюева




2







Экзамен

ск-6, ск-9



Лирическая героиня поэзии М.И. Цветаевой




2




12

Составить электронную презентацию по теме «Лирическая героиня поэзии М. Цветаевой»

Экзамен

ск-6, ск-9



Жанровое своеобразие прозы В.Розанова










12

Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10

Написать реферат по теме «Жанровое своеобразие прозы В.Розанова»



Подготовка к экзамену










36

ск-6, ск-9




ВСЕГО

18

18




72





4.2 Содержание разделов дисциплины

Содержание лекций
Тема 1. Общая характеристика литературного процесса конца XIX – начала XX вв. Особенности социальной и культурной ситуации. Литература 1890-х - начала 1900-х гг.: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни России. Генезис понятия «серебряный век». Черты эпохи «серебряного века». Трансформация «нового реализма». Проза реалистов. Проза писателей «модернистского» направления. Тип героя в прозе. Идея жизнестроительства в творчестве символистов, футуристов, в пролетарской литературе.
Тема 2. Творчество раннего М. Горького. Периодизация дореволюционного творчества М. Горького. Неоромантическое в стиле писателя: конфликт Любви и Свободы, Любви и Смерти, конфликт мещанского и человеческого. Герой в произведениях: альтруистическое и индивидуалистическое. Особенности композиции в романтических и реалистических рассказах; «жизнестроительность»; роль диалога с Ницше; художественный синтез в произведениях; внутрилитературный синтез (проза, поэзия, поэма). Христианский миф в масштабной прозе от «Фомы Гордеева» к роману «Трое», роману «Мать» и «Исповедь»: ответы на животрепещущие вопросы времени, полемика с Толстым и Достоевским. Особенности стиля автобиографических произведений. Критика и публицистика дореволюционного Горького.
Тема 3. Русский символизм. Этапы развития («старшие» и «младшие» символисты). Философские, религиозные, эстетические искания в культуре начала 1890-х гг. Философия Шопенгауэра, Ницше, Вл. Соловьева в умонастроениях декадентов. Символизм как направление, определяющее культурный стиль эпохи. Мережковский и Вяч. Иванов. Претворение идеи «нового литургического синтеза» в художественной практике символистов. Идея Вечной Женственности. Роль поэта в символизме. Слово в символизме, идея «зиждительной формы» (Вяч. Иванов); миф и символ; стилизация и синтез искусств; образ мира в поэзии символистов; христианская образность, православный обряд и церковный календарь в художественном мире символистов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и стиля.
Тема 4. Поэтика символистского романа. Развитие жанра философского романа в прозе символистов. Причины возникновения жанра. Метаисторизм. Новый тип героя символистского романа. Процесс символизации уровней художественной системы текста. Мифологизация пространства. Концепции мифа. «Сюжетная схема» символистского романа. Изучение жанра в литературоведении.
Тема 5. Трилогия «вочеловечения» А. Блока. Общая характеристика пути поэта. Периодизация творчества. Влияние философии Вл. Соловьева на художественно-эстетическую систему поэта. Знакомство с московскими символистами. «Стихи о Прекрасной Даме». Миф и символ. «Заговор и заклинание» в семантике лирического стихотворения. Знакомство и сближение с А. Ремизовым и Вяч. Ивановым. Театр в творческой судьбе поэта. Семантика заглавий книг и стихотворных циклов. Тема России в лирике и статьях. Идея пути в трех томах «романа в стихах». Художественный синтез в творчестве Блока.
Тема 6. Акмеизм и его место в русской поэзии. Пушкинское крыло символизма в журналах «Аполлон», «Цех поэтов». Происхождение термина «акмеизм». Иерархия искусств. Своеобразие синтеза искусств и реформирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и назначение поэзии. Поэтика Н. Гумилёва, С. Городецкого, О. Мандельштама.
Тема 7. Русский поэтический авангард. Эгофутуризм и кубофутуризм. Футуризм как явление культуры. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи. Эгофутуризм. «Эпатажное» и экспериментаторское в творчестве И. Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. «Лирический ироник». Эгофутуризм и символизм. Кубофутуризм и философия языка, смысл плотного письма, новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов. «Самовитое слово» Хлебникова. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В. Маяковский как один из виднейших поэтов и художников-футуристов. Импрессионистское в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновление поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футуризма. Результаты экспериментаторства футуристов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и творчестве его представителей.
Тема 8. Особенности стилевой манеры раннего В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футуризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанского и человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэзии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в названных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христианским в жизни и литературе. Приемы концентрации художественного содержания. Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебников. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. «Новый Сатирикон» в судьбе Маяковского-поэта и художника. Литературоведение и критика о дореволюционном творчестве Маяковского.
Тема 9. Особенности ранней лирики Б.Л. Пастернака. Поэтическая программа Б. Пастернака: познания жизни как созерцание, исследование строгому реалистическому восприятия мира и т.д. Автобиографическая книга «Охранная грамота». Сложные прихотливые сочетания мотивов лирики Пастернака: (пейзажная лирика, урбанистические мотивы, любви и философских размышлений о жизни, о назначении поэта). Поэтика Бориса Пастернака: жизнеутверждающие, светлые начала, созерцательность, отсутствие публицистичности; философская углубленность лирики; установка на реализм, на непосредственные впечатления живой жизни; преобладание представленного образа; превращение конкретного, реального мира, бытовых подробностей в его стихах в обобщенно-символические образы, дар превращений быта в бытие, мира в мироздание; сложные, прихотливые сочетания тем и мотивов в его стихах; ассоциативные ряды образов, динамичная и сложная метафористика; расширение поэтического словаря; музыкальность стиха, огромная роль ритма и интонация и др.
Темы практических занятий
Тема 1. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма (практическое занятие).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconПрограмма дисциплины «История русской литературы конца ХIХ начала...
Цель дисциплины сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Русская философия права»
Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов очной формы обучения, обучающихся по программе подготовки бакалавров...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРабочая программа по дисциплине «нотариат» для очного и заочного...
Рабочая программа дисциплины «Нотариат» для студентов очного и заочного отделения по направлению 030900 «Юриспруденция». – Кисловодск:...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРусская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов
Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconМетодические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература...
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам базовой части(Б 10) профессионального цикла очной и заочной...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение...
...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРабочая программа учебной дисциплины
Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очного отделения
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconМетодические рекомендации по этнографии для студентов очного отделения....
Методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения бакалавриата
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРабочая программа дисциплины «История пространственных искусств»
Целью данного курса является Программа курса «История пространственных искусств» предназначена для студентов бакалавров III и IV...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Рабочая программа дисциплины «Русская литература конца Х i Х начала ХХ века» для студентов-бакалавров очного отделения (бюджетной формы обучения) iconРабочая программа Учебная дисциплина монтаж электрооборудования и...
Для студентов очного отделения по специальности 110301 «Механизация сельского хозяйства»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск