Скачать 186.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) «Психология и педагогика» 060301.65 ФармацияФорма подготовки (очная)Школа биомедицины ДВФУ Кафедра фармации курс ___3__ семестр ___5__ лекции __16__ (час.) практические занятия _34__час. лабораторные работы_______час. консультации всего часов аудиторной нагрузки ___50___ (час.) самостоятельная работа ___22___ (час.) реферативные работы (количество) __предусмотрены___ контрольные работы (количество) __не предусмотрены___ Зачет _____5______ Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01.2011. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры психологии образования «05» июня 2012 г., протокол № 9 Заведующая (ий) кафедрой ___ к.пс.н., доцент Т.А.Гаврилова_ Составитель (ли):_ ст.преп. С.В. Власенко_ I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __ _ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ ___ __ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «Психология и педагогика» призвана помочь становлению специалиста, отличающегося высоким потенциалом научных и практических знаний и развитой психологической и педагогической культурой. Сегодня очень трудно представить высокопрофессионального специалиста в любой области, не знающего как контролировать собственные душевные побуждения и не умеющего разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений. Дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Цель дисциплины: способствовать решению задач гуманизации и гуманитаризации высшего образования, познакомить студентов с основными теориями и направлениями исследований общей психологии и педагогики как важнейших антропологических наук, что позволит им научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задачи изучения курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: содержание дисциплины «педагогика», его сущностные аспекты и внутри предметные связи. Уметь: самостоятельно систематизировать новые знания, интерпретировать педагогические тексты, представлять их содержание в репрезентативной форме; производить анализ основных вопросов педагогики в контексте современного социокультурного пространства; разрабатывать программу самовоспитания Ценностно относиться: к процессам самовоспитания и самообучения; к педагогической деятельности; к значению педагогического знания в современной системе образования. Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций подготовленности выпускника: ОК-5 – способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности; ПК-45 – способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров; ПК-47 – способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
II. Структура и содержание практической части курса (34 ч, в том числе в форме активного обучения – 4 часа). Занятие 1. Методы психологии. (2 часа). 1. Основные методы психологии. 2. Метод моделирования. 3. Тестирование. 4. Биографический метод. 5. Сравнительно-генетический метод. 6. Метод социометрии. 7. Метод подставной группы. 8. Метод экспертных оценок. 9. Метод групповой оценки личности. Занятие 2. Историческое развитие психологии. Основные психологические школы и направления. (2 часа) 1. Античные и древневосточные психологические воззрения. 2. Учения о душе в эпоху средневековья. 3. Формирование психологических концепций в XVII –XVIII веках. 4. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX веке. 5. Экспериментальная психология В. Вундта. 6. Современные психологические школы и направления: Психоанализ. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Аналитическая (глубинная психология). Гуманистическая психология. Теория «поля» Курта Левина. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. 7. Развитие психологии в России. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурия. Занятие 3. Понятие о психике человека. Развитие психики в процессе эволюции. Познавательные процессы. (4 часа) 1. Человеческая психика как отражательно-регуляционная деятельность. Психический образ. Классификация психических явлений. 2. Психические процессы: познавательные, волевые, эмоциональные. 3. Психические состояния. 4. Психические свойства личности. 5. Эволюция психики. 6. Чувственные формы освоения действительности. 7. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Творческое мышление. 8. Воображение. 9. Понятие памяти. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности памяти. Занятие 4. Эмоционально-волевая регуляция поведения: эмоции и чувства. (2 часа) 1. Эмоциональная регуляция поведения. Понятие об эмоциях. Эмоциональные качества личности. Физиологические основы эмоций и чувств. Свойства и виды эмоций. 2. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. 3. Высшие эмоции – чувства. Общие закономерности эмоций и чувств. 4. Понятие о воле. Нейрофизиологические основы воли. Структура волевой регуляции деятельности. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий. Волевые качества личности. Занятие 5. Проблема личности в психологии. Психологические теории личности. (4 часа) 1. Понятие индивид, личность, индивидуальность. 2. Направленность личности – потребностно-мотивационная сфера. 3. Процессы личностной идентификации и персонализации. 4. Теории личности зарубежных авторов:
Занятие 6. Общее и индивидуальное в психике человека: темперамент, характер, способности, направленность. (4 часа) 1. Теории темперамента:
2. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента по В.С. Мерлину. 3. Понятие характера. Черты характера: моральные и волевые. 4. Акцентуации характера. Типология характеров. 5. Ценностно-ориентационная система личности. Потребности личности. Мотивация поведения личности. Интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки. Занятие 7. Диагностика психических свойств личности (2 часа) 1. Историческое развитие психодиагностики. 2. Технология психодиагностики. 3. Методы и методики психодиагностики. Тестовые методики. Проективные методики. Занятие 8. Психология общения и межличностных отношений (4 часа) 1. Содержание и функции общения. 2. Средства и техника общения. Паралингвистические средства общения. 3. Психология межличностных отношений. 4. Социальная перцепция и каузальная атрибуция. 5. Формы межличностного психического взаимодействия. Занятие 9. Цели и идеалы образования и воспитании. (2 часа) 1. Основные исторические подходы к образованию и воспитанию. 2. Основные задачи воспитания. 3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. 4. Принципы гуманизма в воспитании. Занятие 10. Средства и методы педагогического воздействия на личность. (4 часа) 1. Методы учебно-воспитательного процесса. 2. Основные методы воздействия на личность: убеждение, упражнение, приучение, обучение, стимулирование, контроль и оценка. 3. Методы стимулирования. 4. Творческий подход к средствам и методам педагогического воздействия на личность в современной педагогике. Занятие 11. Семейное воспитание и семейная педагогика. (2 часа) 1. Отношения родителей и детей. Типичные варианты взаимоотношений. 2. Причины конфликтов и их профилактика. 3. Условия для создания гармоничных отношений родителей и детей. 4. Специфика возрастных стадий во взаимоотношениях родителей и детей. 5. Методы коррекции девиантных взаимоотношений в семье. Занятие 12. Поиски новой модели образования и воспитания. (2 часа) 1. Роль современных общественных потребностей в новых моделях образования и воспитания. 2. Педагогика общения - сотрудничество ученика и учителя. 3. Основные принципы новой модели педагогики: активный, творческий, деятельностный подход. 4. Культурно-историческое призвание человека. 5. Болонский процесс: за и против. III. контроль достижения целей курса Вопросы к зачету 1. Предмет и метод психологии. 2. Возникновение и развитие психологической науки. 3. Современные психологические школы и направления. 4. Человеческая психика как отражательно-регуляционная деятельность. 5. Классификация психических явлений. 6. Психические процессы: познавательные, волевые, эмоциональные. 7. Психические состояния. 8. Психические свойства личности. 9. Познавательные процессы. Классификация явлений мышления. 10. Память. Классификация явлений памяти. Закономерности памяти. 11. Эмоциональная регуляция поведения. 12. Эмоции и чувства. 13. Волевая регуляция поведения. 14. Личность как объект психологического изучения. 15. Многоуровневая организация личности. 16. Теории личности современных зарубежных авторов. 17. Теории личности в отечественной психологии. 17. Направленность личности – потребностно-мотивационная сфера. 18. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. 19. Социализация личности. Психологические механизмы социализации. 20. Учение о темпераменте. 21. Психологическая характеристика типов темперамента. 22. Направленность личности. 23. Мотивационные состояния: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки. 24. Понятие способностей. Виды и уровни способностей. 25. Понятие характера. Физиологическая основа характера. Структура характера. 26. Психодиагностика как метод дифференциальной психологии. 27. Методы и методики психодиагностики. Тестовые методики. Проективные методики. 28. Психология общения и межличностных отношений. 29. Формы межличностного психического взаимодействия. 30. Психологические конфликты: пути разрешения. 31. Цели и идеалы образования и воспитания. 32. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. 33. Гармоническое соединение физического и духовного в человеке. 34. Средства и методы педагогического воздействия на личность. 35.Отношение родителей и детей как психологическая проблема. 36. Причины конфликтов в семье и их профилактика. 37. Поиски новой модели образования и воспитания. IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1.Развитие психологии: первые шаги. 2.Рождение научной психологии: творчество Вильгельма Вундта. 3. Этология и зоопсихология. Школа К.Лоренца. 4. Психология «глубинная» и «вершинная» - различные проекции на личность. 5. Фрейдизм и неофрейдизм: новое измерение человека. 6. Гуманистическая психология о человеке: теории К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Фромма. 7. Ж.Пиаже и проблемы детской психологии. 8. Эго-концепция Э. Эриксона. 9. Внутренний мир и состояния сознания. 10. Нейрофизиологические основы памяти. 11.Типы и закономерности памяти. 12.Эмоционально-волевая регуляция поведения. 13. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. 14. Волевая регуляция поведения. 15. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях. 16. Кризисные состояния личности. 17. Развитие учения о темпераменте в истории психологии. 18. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. 19. Направленность личности как ценностно-ориентационная категоризация сознания. 20. Иерархия потребностей по А.Маслоу. 21. Преодоление смысловых кризисов: психологический аспект. В.Франкл о смысле жизни. 22. Внутренняя структура и противоречия Я: разные подходы. 23. «Образ-Я» и проблема идентичности. 24. Феномен сознания и его модели. 25. Индивидуальность как особая форма бытия личности. 26. Основные типологии характера. 27. Национально-психологические особенности характера. 28. Возрастные особенности характера человека: стратегия жизненного пути. 29. Психология общения и межличностных отношений. 30. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие и общение. 31. Психологическая сущность самосознания. Идентификация и рефлексия. 32. Педагогика сотрудничества: сущность и принципы. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... | Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,... | Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности... Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» Направление подготовки: Теплоэнергетика и Теплотехника (итаэ-тэф), Экономика (ипээф) | Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология |