Рабочая программа дисицплины





Скачать 177.64 Kb.
НазваниеРабочая программа дисицплины
Дата публикации09.01.2015
Размер177.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет
Философский факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ

_____________ С.С. Аванесов
"_____"_____________2010 г.

Рабочая программа дисицплины

Психодиагностика

Направление подготовки

040400 социальная работа

Профиль подготовки

Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск-2010

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения курса «Психодиагностика» являются:

  • освоение теоретических основ общей психодиагностики. Ознакомление с конкретными методиками изучения индивидуально-психологических особенностей личности

  • формирование теоретических представлений о диагностическом обследовании, психологическом тесте и процедуре его разработки, критериях оценки эффективности теста, направлениях разработки психодиагностических методик, основных, наиболее универсальных психодиагностических методиках.

  • овладение умениями и навыками оценки текущего психологического состояния, сути психологического конфликта или выявления индивидуально–психологических особенностей человека для принятия решений при оказании конкретной помощи и выработке необходимых рекомендаций.


2.Место дисицплины в структуре ООП бакалавриата

«Психодиагностика» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040400 «социальная работа» в Томском государственном университете в осеннем семестре на втором году обучения. Он представляет собой вариативную часть общепсихологических и социально-психологических дисциплин профессионального цикла Б.3. Предметное содержание дисицплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Общая психология», «Психология в социальной работе». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:

  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознавать социальную значимость своей профессии, иметь высокую мотивацию к профессиональной деятельности (ОК-8);

быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

Изучение этого курса закладывает основы для успешного освоения студентами профессиональных дисциплин «Психология социальной работы», «Технологии социальной работы», «Основы консультирования».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психодиагностика»

В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социальной работе:

  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

  • быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

  • быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8);

  • быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

  • быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

  • быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

В результате освоения дисицплины обучающийся должен:

Знать: основы проектирования, адаптации и применения психодиагностических методик; теорию и практику постановки психологического диагноза; основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики.

Уметь: применять оперативные методы психодиагностики в процессе взаимодействия с клиентами; делать обоснованный выбор диагностических методик в соответствии с задачами исследования и психометрическими характеристиками методик; грамотно и профессионально проводить диагностическое обследование с помощью стандартных диагностических процедур

Владеть: навыками решения задач психологической работы, связанных с познанием, пониманием и объяснением разнообразных психических явлений и психологических особенностей людей; навыками интерпретации полученных данных и формулирования диагностического заключения в соответствии с решаемой исследовательской или практической задачей

4. Структура и содержание дисицплины «Психодиагностика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лек.

сем.

конс.

СРС

1

Предмет и задачи психодиагностики




1-2

2

2




6

Эссе «Природа и назначение психологических тестов»

2

Исторические предпосылки возникновения психодиагностики




2-3

2

2




4


Реферат «История отечественной психодиагностики»

3

Классификация психологических и психодиагностических методов




3-4

2

2




4

Проблемный коллоквиум «Этические проблемы психологического тестирования и психологической оценки» на 8-й неделе семестра

4

Планирование и проведение психодиагностического обследования. Этапы психодиагностического процесса




4-6

2

4




8

5

Социально–психологические проблемы психодиагностического обследования




6-7

2

4




6

6

Профессионально-этические стандарты психодиагностического обследования




8

2

2




4

7

Тест как основной инструмент психодиагностики




9-10

2

4




6


Эссе «Измерение индивидуально-психологических различий»

8

Основные характеристики теста. Понятия стандартизации, тестовых норм, валидности и надежности тестов.




10-12

4

4




8


Анализ и интерпретация

результатов психодиагностического обследования (письменный отчет)


9

Классификация психических свойств и личностных черт




12-14

2

2




8

10

Личностные опросники. Виды опросников. Проблема достоверности личностных опросников




14-16

4

6




8

11

Проективные методики. Виды проективных методик. Ограничения проективных методик




16-17

2

6




4

12

Тесты интеллекта и общих способностей




17-18

2

6




6




Итого

3

1-18

28

44

1,6

72

экзамен в 3 семестре


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, практические занятия в форме дискуссий, а также написание рефератов, рефлексивного эссе, письменных отчетов и проблемный коллоквиум. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Рефлексивное эссе.

2. Семинарско-практические занятия по всем темам курса.

3. Письменные отчеты.

4. Проблемный коллоквиум.

5. Экзамен.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Возможности психодиагностического метода в практике социальной работы

  2. Особенности психодиагностической работы с детьми.

  3. Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе.

  4. Психологическая диагностика развития дошкольников.

  5. Психодиагностика в профессиональном консультировании.

Примерные вопросы итоговой аттестации

  1. Предмет и задачи психодиагностики

  2. Место психодиагностики в системе психологической науки и практики

  3. Области применения психодиагностики

  4. Исторические предпосылки возникновения психодиагностики

  5. Основные психодиагностические подходы: «объективный», «субъективный», «проективный»

  6. Понятие метода и методики в психологии. Понятие психодиагностического метода.

  7. Общая характеристика количественного и качественного методов в психодиагностике

  8. Этапы психодиагностического процесса, психологический диагноз, уровни психологического диагноза

  9. Правила проведения психодиагностического обследования

  10. Проблемы искажения в психодиагностическом исследовании, связанные с личностью психолога

  11. Проблемы искажения в психодиагностическом исследовании, связанные с личностью испытуемого

  12. Профессионально-этические стандарты психодиагностического обследования

  13. Измерение в психологии. Типы измерительных шкал.

  14. Характеристика теста как основного стандартизированного инструмента психодиагностики.

  15. Понятие нормы, виды норм, способы установления норм (понятие выборки стандартизации)

  16. Понятие надежности, типы надежности теста

  17. Валидность теста, виды валидности теста

  18. Классификация психических свойств и личностных черт (определение черты личности, способностей, стилевых и мотивационных черт личности)

  19. Способность как черта личности. Общие, частные, специальные способности. Методы исследования.

  20. Темперамент и характер как стилевые черты личности. Методы исследования темперамента и характера в психодиагностике.

  21. Общая характеристика стандартизированных опросников. Теоретическое обоснование метода опросников

  22. Опросники структуры личности. Типологический и диспозициональный подходы исследования личности в психодиагностике.

  23. Проблема достоверности результатов исследования методом опросников (основные причины возможных искажений)

  24. Понятие проективной диагностической техники. Теоретические обоснования проективного подхода к диагностике личности.

  25. Виды проективных методик.

  26. Основные недостатки проективных методик. Проблема достоверности результатов исследования личностных особенностей проективными методиками (основные причины возможных искажений).

  27. Измерение интеллекта. Теоретические подходы к определению интеллекта

  28. Понятие коэффициента умственного развития. Уровни снижения интеллектуального развития.

  29. Проблема достоверности результатов измерения интеллекта тестами (основные причины возможных искажений)

  30. Экспериментальные психологические методики в психодиагностике познавательных процессов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисицплины «Психодиагностика»

а) основная литература:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия / Пер. с англ. – М.: Апрель–Пресс; Изд-во ЭКСМО–Пресс, 2001.

  2. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование / Пер с англ. – СПб.: Питер, 2001.

  3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: «Ось-89», 2006. – 192 с.

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989.

  5. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2003.

  6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.

  7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. завед: Кн. 3. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

  8. Носс И.Н. Психодиагностика. – М.: Изд-во КСП+, 1999

  9. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в,в, Столина. М.: Изд-во МГУ, 1984.

  10. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996.

  11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: «Питер», 2000.

  12. Практикум по психодиагностике: прикладная психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1992.

  13. Психодиагностика: теория и практика. М.: Изд-во «Прогресс», 1986.

  14. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003.

  15. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.


б) дополнительная литература:

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М. 1982. – 199 с.

  2. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2000.

  3. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности / 16, 5 или 3? Критерии таксономического парадигмы // Иностранная психология. – 1993. – Т. 1. – № 2. С. 9–23.

  4. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. – СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999.

  5. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.

  6. Березин Ф.Б. Мирошников М.П. Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М.: Медицина, 1976. – 176 с.

  7. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. Спб: Изд-во «Питер», 2000. – С 219-229.

  8. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – К. 1978. – 140 с.

  9. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., «Речь», 2003. – 440 с.

  10. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М. 1977.

  11. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.

  12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: «Питер», 2001.

  13. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2007. – 202 с.

  14. Гордеев В.И. Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.– 200 с.

  15. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М. 1982.

  16. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М. 1981. – 232 с.

  17. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. - 287 с.

  18. Данилова Н.Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. – М. 1985.

  19. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Часть 1, 2. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1990.

  20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд., доп. – СПб.: «Питер», 2004. – 319 с.

  21. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Братство», 1994.

  22. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы психологии. 1977. – № 3. – С. 107–125.

  23. Изард К. Эмоции человека. – М. 1980. – 440 с.

  24. Измайлов Ч.А., Похилько В.И. Общий практикум по психологии: измерение в психологии. – М. 1983.

  25. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л. 1983. – 311 с.

  26. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. – 400 с.

  27. Киреева Н.Н. Диагностика когнитивных стилей. – СПб., «Речь». – 2004.

  28. Кречмер Э. Строение тела и характер. – К., Госиздат Украины, 1924; 2-е изд.: М.: 2000.

  29. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л. 1984. – 215 с.

  30. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологи и прикладных исследованиях. М., 1980.

  31. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К., «Вища школа», 1981. – 390 с.; 2-е изд.: Ростов-на-Дону, Изд-во: «Феникс», 2000.

  32. Леонгард К. Акцентуированные личности.– Ростов н /Д.: изд-во «Феникс», 2000.–544с.

  33. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. – М.: Смысл, 1998.

  34. Личко А.Е., Иванов М.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. – Л. 1976. – 57 с.

  35. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. – М.: ПАНИ, 1996.

  36. Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб, 2002.

  37. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – Изд-во М.: «Форум» – «Инфра-М», 1998.

  38. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 336с.

  39. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб., «Речь». – 2004. – 152 с.

  40. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М. 1976. – 336 с.

  41. Орехова О.А. Диагностика эмоционального состояния ребёнка. – СПб., «Речь». – 2004. – 112 с.

  42. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. Полищук И.А., Видренко А.Е. – Киев: Изд-во «Здоровье», 1979. – 124 с.

  43. Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелёва. – М. 1984.

  44. Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.

  45. Психологические портреты персонала: типология и диагностика / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2003. – 416 с.

  46. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.1982. – 319 с.

  47. Ратинов А.Р. Личность преступника как объект психологического исследования. – М. 1979. – 177 с.

  48. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психических различий. – М.1979. – 352 с.

  49. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. – СПб., «Речь». – 2003. – 95 с.

  50. Солсо Р. Л., МакЛин М. К. Экспериментальная психология. СПб, 2003.

  51. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982.

  52. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. – 928 с.

  53. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., АПН РСФСР, 1961. – 535с.

  54. Херсонский Б.А. Метод пиктограмм в психодиагностике. – СПб, «Речь». – 2004.

  55. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб, «Речь». – 2002.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:

  1. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  2. Библиотека литературы по психологии http://www.psychology.ru/library/

  3. Институт современного развития www.riocenter.ru/

  4. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/

  5. Федеральный образовательный портал www.ecsocman.edu.ru



8. Материально-техническое обеспечение дисицплины

Кафедра социальной работы ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040400 социальная работа
Автор к. психол.н., доцент А.К. Суровцева.

Рецензент _________________________
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для...
М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года....
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель...
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы
Рабочая программа дисицплины iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество
Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год
«Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100....
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го...
Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа по музыке 8-9 класс
«Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:...
Рабочая программа дисицплины iconРабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических...
Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск