Скачать 167.51 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич «_____» _____________________________20___ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДПП.Ф.09. История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)
Цель – систематизированное ознакомление студентов с развитием историко-психологического знания, этапами формирования предмета психологии, становлением и развитием психологии как науки. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен 1) знать:
2) уметь:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Разделы дисциплины и виды занятий 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. История психологии. Основные положения. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания.Специфика объекта и предмета в психологии. Предмет истории психологии. Задачи истории психологии. Модели и методы историко-психологического познания. Теория парадигм Куна Т. и возможности ее приложения к истории психологии. Принципы истории психологии. Периодизация истории психологии. Этапы развития психологии История психологии как междисциплинарная область знаний. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Способы конструирования исторического мира. Вертикальное и горизонтальное измерение прошлого. Модели и методы историко-психологического познания. Методы истории психологии. Нарративный способ познания. Раздел 2. Генезис и становление представлений о психической реальности в период античности. Анимистические, тотемистические представления о душе. Гилозоизм (пантеизм). Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды античности. Психологические основы античности. Основные направления в развитии психологических представлений в рамках античного мировоззрения. Основные материалистические положения античной психологии (идеи Гераклита, Демокрита). Развитие психологических знаний в работах софистов. Психологические идеи Сократа. Идеалистическая психология Платона. Психобиологизм Аристотеля. Психологические воззрения в эпоху эллинизма. Раздел 3. Развитие психологии в эпоху Средневековья и Возрождения. Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды Средневековья. Психическая жизнь Средневековья. Символическая картина мира. История повседневности. Психологический склад средневековой личности. М.М.Бахтин, Й Хейзинга о народной культуре Средневековья. Арабоязычная наука. Психологические идеи средневековой Европы. Томистская психология. Мистико-эзотерические учения Средневековья. Ранее и среднее Возрождение. Гуманистические идеи мировоззрения в Эпоху Возрождения. Духовная жизнь эпохи Возрождения. Раздел 4. Новоевропейская психологическая мысль (17-18 вв.) Новоевропейская психологическая мысль. Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе. Психология Ф.Бэкона. Сознания как новый предмет психологии. Психология Р. Декарта. Психология Спинозы. Основные направления развития психологии (рационализм, эмпиризм, материализм, нативизм). Психологические воззрения В. Лейбница. Понятие о бессознательной психике. Становление ассоциативной психологии. Становление эмпирического направления в психологических взглядах французских просветителей. Зарождение исторического подхода. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18 – первой половины 19 вв. Ментальность Нового времени и рационализм. Раздел 5. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Психофизика и ее роль в становлении экспериментальной психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Вундт В. и его роль в становлении научной психологии. Теория элементов сознания. Концепция психической причинности. Принцип биологического детерминизма. Структурализм. Вюрцбургская школа. Функционализм. Раздел 6. Основные научные школы в психологии. Кризис психологии. Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии. Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии. Методология и практика психологического эксперимента. Методологический кризис в психологии. Основные научные школы в психологии. Кризис в психологии и его этапы. Психология в эпоху открытого кризиса. Описательная психология. Французская психологическая школа. Бихевиоризм. Необихевиоризм. Социальный бихевиоризм. Гештальт-психология. Теория «поля» Курта Левина. Генетическая психология Жана Пиаже. Глубинная психология. Понимание бессознательного в теориях Фрейда З., Адлера А., Юнга К.Г. Психоанализ. Неофрейдизм. Индивидуальная психология Адлера А. Женская психология. Аналитическая психология Юнга К. Г. Гуманистическая парадигма в психологии. Гуманистическая психология (теории Роджерса К.Р., Маслоу А., Франкла В.). Раздел 7. Развитие психологии в России. Социокультурные корни. Развитие отечественной психологии в Средневековье и Новое время. Отечественная психологическая наука во второй половине 19 века. Университетские профессора. Развитие экспериментальной психологии в России. Русский путь в науке о поведении. Пути развития отечественной психологии в 20-50-е г. 20 столетия. Реатология. Психология социального бытия Г.Г.Шпета. Распространение и разгром педологии и психотехники. Теория высших психических функций Л.С.Выготского. Принципы деятельности в психологии. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева. Б.М.Теплов – основоположник дифференциальной психологии. С.Л.Рубинштейн – выдающийся теоретик советской психологии. О судьбах русской психологии. Раздел 8. Развитие отраслей психологии. Дифференциация отраслей психологии. Становление возрастной психологии. Становление психологии развития. Социальная психология. Дифференциальная психология. История и предпосылки развития когнитивной психологии. Раздел 9. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ. Перспективы развития психологии. Психология постсовременности. Тоталитарное воздействие на личность. Государственный утопизм как историческая загадка ХХ века. Психология массовой культуры. Современные тенденции в развитии психоанализа, бихевиоризма, юнгианской психологии, гуманистической психологии. Теории XXI в. Трансперсональная психология. Когнитивная психология. Экзистенциальная психология. Онтопсихология А. Менегетти. Новая позитивная психология М. Селигмана. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Морогин, В. Г. История психологии : Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов / В. Г. Морогин. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. - 296 с. 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература
б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателей Рекомендуется:
8.2. Методические указания для студентов Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей). Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы: Титульный лист Оглавление Введение Основная часть Заключение Литература Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подглавки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы). Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы). Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора(ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья. 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.2.2. Примерная тематика рефератов
8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ В.А. Постоева (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки | Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 10. 1 Основы сурдопедагогики Радостев М. А., руководитель Центра охраны труда и промышленной безопасности рор пк «Сотрудничество» | ||
Учебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология Цель ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора... Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают... | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа Содержание: умк по дисциплине дпп. Р. 3 Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах для студентов очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 7, Дпп. Ф. 07, Дс. 2 «детская психология» Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе... | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... |