Скачать 401.88 Kb.
|
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Диплом Невербальное проявление агрессии у подростков автор: ученица 10 класса «Б» Тимищенко Елена Руководитель: Смирнова О.М. Москва 2013 Содержание Введение………………………………………..…………………............... ….3 Глава I. Проявление агрессии подростками.…........... ……………………….4 1.Невербальная коммуникация………………………………....…..... .4 1.1 Понятие о невербальном поведении……………...….……4 1.2.Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции……………………………………………………………. .4 1.3 Экспрессия как внешнее Я личности…………..….......... 10 1.4 Невербальные средства общения…………………………11 2.Агрессия………………………………….……………..……........... 13 3.Невербальное проявление агрессии у подростков………............ ..15 Выводы………………....................................................................................... 17 Заключение…………………………………………………………………… .18 Список литературы…………………………………………………………… 19 Приложения…………………………………………………………………… 20 Приложение 1. ………………………………………………………....20 Приложение 2. ………………………………………………………….21 Введение Актуальность. В нашей жизни мы часто сталкиваемся с агрессией. Она проявляется еще в детстве и преследует нас всю жизнь. Поэтому тема агрессии очень актуальна. А так же интересны ее невербальные проявление. Обсуждение агрессии будет производиться прежде всего с социальной позиции. Мы будем рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов – а точнее подростков. В наше время важно узнать, как чувствует себя подросток. Является агрессия характерной его чертой, либо вызвана другими внешними факторами? Нужно ли учить ребенка сдерживать свою агрессию и видеть ее у сверстников? На все эти вопросы можно постараться ответить. Разработанность темы. Понятие агрессии и её особенности рассматривается в работах зарубежных учёных Бэрона Р, Лоренца К. Причины повышенной агрессивности подростков, особенности их агрессивного поведения, в том числе гендерные, описаны в работах Реана А.А и Фурманова И.А. Невербальное поведение, его способы, особенности анализируются Маклаковым А. Г. и Лабунской В.А. Не смотря на то, что в работах таких авторов, как Бэрон Р., Реан А.А., при рассмотрении агрессивного поведения подростков часто упоминается тактильный контакт как один из невербальных способов его проявления, другие невербальные способы агрессивных действий упоминаются гораздо реже и разрозненно, без комплексного анализа. Таким образом, стало интересно описать комплекс невербальных проявлений агрессии у подростков, включающий ещё и мимику, пантомимику, эмоции, жесты и др. способы. Объект исследования: проявление невербальной агрессии у подростков. Предмет: особенности невербального проявления агрессии у подростков. Цель: изучить особенности невербального проявления агрессии у подростков. Гипотеза: дети в подростковом возрасте ярко проявляют агрессию. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ особенностей агрессии подростков и ее невербальное проявление. 2. Описание характерных особенностей невербального проявления агрессии в подростковом возрасте. 3. Создание опросника и проведение мониторинга в пятых и седьмых классах. Сравнение результатов. Структура реферата: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассказывается о невербальной коммуникации, агрессии и подростках. В заключении объединяются все эти три понятия в одно целое и дается ответ на вопросы, заданные в актуальности темы. Глава I. Проявление агрессии подростами 1. Невербальная коммуникация 1.1 Понятие о невербальном поведении Одним из первых в отечественной психологии Б. Д. Парыгин (141) поставил вопрос о возможности изучения динамической структуры личности на основе ее поведенческой модели. Он указывает на взаимосвязь поведенческих структур и структур психических состояний, на их приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени или деятельности человека. В терминологии В. Н. Панферова (137) поведенческая модель личности — это ее объектные свойства, а психологические, социально-психологические особенности человека — это его субъектные свойства. По мнению В. Н. Панферова, каждая общность воспроизводит в своих членах те качества личности и способы их выражения, которые соответствуют ее образу жизнедеятельности. Но несмотря на признание социальных функций невербального поведения, его составляющие не имеют прочно закрепленных значений. Даже такое невербальное движение, как улыбка, которое чаще всего рассматривается в качестве признака удовольствия, изменяет свое значение в зависимости от вида взаимодействия, от культуры. Прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду — окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы невербального поведения. Включение в невербальное поведение личности всех продуктов ее многообразной деятельности является расширенным его толкованием. Мы же понимаем под невербальным поведением личности социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения (Лабунская В.А.1986. С. 5—35.). На рис. 1 (см. Приложение №1) изображена структура невербального поведения. Главная из них та, что отражается с помощью оптической системы. В качестве основных характеристик невербального поведения, с помощью которых можно описать любую из его структур (кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов), выступают следующие: «степень дискретности — континуальности»; «степень произвольности — непроизвольности»; «степень осознанности — неосознаности невербального поведения»; «степень целенаправленности — нецеленаправленности; «степень интенциональности — непреднамеренности»; «степень определенности — неопределенности»; «степень абстрактности — конкретности»; «степень устойчивости — вариабельности»; «степень однозначности — многозначности»; «линейность — пространственно-временная целостность» (Лабунская В.А, 1986, с.21-29). 1.2 Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?». Независимо от того, в рамках какого направления рассматривается проблема кодирования невербального поведения, ее решение напрямую связано с тем, принимает ли исследователь определение невербального поведения как системы знаков (код). Под кодом обычно понимается совокупность знаков, система символов, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована). Начиная с работ Ч. Дарвина, Ф. Пидерита, И. А. Сикорского, П. Мантегаццы, В. И. Классовского, С. М. Волконского, В. М. Бехтерева и многих других авторов, обсуждается проблема знаковых функций экспрессии, выразительных движений, физиогномики. Для того чтобы ответить на вопрос о том, является ли экспрессия (мимика, пантомимика) знаком определенных психологических характеристик личности, начиная с 20-х годов XX века проводятся исследования, в которых систематически изменяются, варьируются изображения экспрессии, но самое главное — предпринимаются усилия избежать влияния экспериментатора на создание и оценку экспрессивного кода. Исходя из данных выполненной работы, К. Лэндис заключил, что не существует устойчивых экспрессивных кодов состояний, вызванных определенным стимулом. Через двадцать лет после исследования К. Лэндиса появляется статья Джеймса Коулмана, посвященная изучению лицевой экспрессии эмоций (1949 г.). А результаты исследования Д. Коулмана свидетельствуют, что существуют однотипные способы выражения состояния, вызванного определенным стимулом, что внутри типа экспрессии наблюдаются индивидуальные вариации по интенсивности выражения. Эксперименты показали, что среди женщин больше «экстерналайзеров», чем среди мужчин. Р. Бак и его коллеги считают, что «интерналайзеры» — это лица, которые по какой-то причине не могут открыто выражать свои чувства. То, что среди мужчин больше «интерналайзеров», чем среди женщин, обусловлено, по их мнению, особенностями воспитания юношей и девушек. Перед молодыми людьми чаще ставится задача не проявлять открыто свои эмоциональные реакции, скрывать чувства, что приводит к формированию неинтенсивных способов проявления эмоционального отклика на событие, к недоразвитию навыков экспрессивного кодирования состояний. Исследование Р. Бака, Н. Миллера, В. Сейвина, В. Кьюла показало, что существуют экспрессивные коды и на их основе можно определить стимул и, естественно, состояние человека. В то же время данная работа свидетельствует, что кодирование, передача эмоционального состояния зависит от ряда факторов: половых, личностных, тенденций в воспитании. Чтобы быть уверенным в том, что данная экспрессивная программа, экспрессивный паттерн выражают определенное состояние, необходимо знание об индивидуальных, устойчивых способах реагирования на различные стимульные ситуации. Рассмотрим еще одно исследование, которое выполнено в 90-е годы (251) и в котором также обсуждается проблема кодирования коммуникативных интенций и ставится вопрос о степени осознанности этого процесса самим субъектом общения. В работе изучаются коды интенций присоединения или, по-другому, проявления склонности к партнеру. Авторы исследования исходят из того, что существующие социальные нормы, договоры сдерживают проявление истинных интенций, состояний. Но эти «сдерживаемые» отношения находят свое выражение в невербальных, экспрессивных кодах. С их точки зрения, для моделирования невербального поведения необходимо знать о чувствах партнера, о типе социальной ситуации, о том, насколько значим собеседник в контексте достижения поставленных целей, о нормах выражения своей склонности или присоединения к партнеру, важна также информация, включающая переживания прошлого опыта общения с этим же человеком. Перечисленные аспекты информации способствуют пониманию «текущего» поведения партнера, в каком состоянии находятся их взаимоотношения. Она необходима для сличения ожидаемого и реально наблюдаемого невербального поведения, для подтверждения того, что общение является эффективным, что интенция верно закодирована и передается партнеру. Таким образом, невербальное поведение, невербальная интеракция составляют код диалога, особенно тогда, когда необходимо создать определенную степень интимности, непосредственности, включенности и доминантности. Проблема заключается в том, насколько невербальные коды осознаны, насколько необходимо для понимания природы экспрессивного кода касаться более «тонких» смыслов, чем социальные значения невербального поведения, с помощью каких технических средств они могут быть зафиксированы. В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться. Особенно важным для понимания природы кодирования чувств и отношений и их передачи другому является тот факт, что в структуре кода присутствуют одновременно выразительные движения, использование которых отличается степенью осознания, что в структуру кода могут входить экспрессивные элементы, которые передают несколько иные чувства, чем те, которые партнеры пытаются выразить, что реальный невербальный, экспрессивный код, паттерн и то, что представлено в самоотчетах, чаще всего не совпадает. Поэтому такой прием создания кодов, как самоотчеты о выражении тех или иных состояний, является весьма уязвимым. Итак, из приведенных работ также следует, что понятие «экспрессивный, невербальный код» нуждается в переосмысливании в соответствии с особенностями кодирования, приемами фиксации, в соответствии с тем фактом, что невербальные программы не обладают необходимой устойчивостью, не все из них являются общеприняты (это главные характеристики кода как вида знака). Более того, каждое из рассмотренных исследований как бы все дальше и дальше отодвигает решение проблемы невербального экспрессивного кода. Задача выглядит все более и более сложной за счет введения таких переменных, как ситуация, индивидные, личностные особенности субъекта кодирования экспрессии, факторы культуры, влияющие на процесс кодирования и характеристики кода, степень осознания, целенаправленности кодирования как процесса. Введение такого количества переменных, влияющих на процедуру кодирования экспрессии, заставляет по-новому посмотреть на известный в психологии невербального поведения вывод, сделанный в 50-е годы Брунером и Тагиури. Они утверждали, что не существует неизменяемого паттерна, кода, соответствующего определенным состояниям. Авторы вышеприведенных работ не столь категорично заявляют об этом, но из их работ, также следует вывод об изменчивости кодов экспрессии. Заслуга их в том, что они ставят задачу объяснить данный феномен и найти те переменные, которые стабильно приводят к возникновению определенных характеристик кода. Благодаря усилиям таких авторитетных во всем мире исследователей, как П. Экман, Р. Шерер, М. Аргайл , Р. Бердвистелл , П. Булл и многие другие, оформилось несколько различных взглядов на процессы кодирования как невербальных коммуникаций, так и невербального поведения. Первая точка зрения базируется на том, что многие элементы, характеристики невербального поведения не имеют адекватной им системы записей, поэтому невербальное поведение с точки зрения практических задач фиксации остается неуловимым, вероятностным. Крайняя позиция относительно возможностей фиксации и кодирования невербальных коммуникаций представлена в отечественной психологии в работах Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова. Они считают, что «невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов», — и, исходя из этого тезиса, объясняют «безуспешность многочисленных попыток создания кода словаря, дискретного алфавита языка невербальной коммуникации, так же убеждают, что «поиски дискретных формализованных словарей жестов, телодвижений» обречены на неудачу. История психологии невербального общения не позволяет столь категорично подойти к ответу на вопрос о возможностях кодирования и декодирования невербальных коммуникаций. Скорее данный вывод имеет отношение к определенным аспектам невербального поведения личности. Л. И. Анцыферова обращает внимание на тот факт, что активность проявляется в установках всего тела человека, например, в позах внимания, ожидания, тревоги, раздумья и т. д. Она пишет, что «в специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека», делает акцент на том, что психотоническая активность человека отчетливо «выражает эмоционально-аффективное отношение личности к событиям». Практика кодирования предполагает дифференцированное отношение к таким явлениям, как невербальные коммуникации, невербальное поведение. Невербальные коммуникации представляют систему символов, знаков, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических качеств личности, которые имеют достаточно четкий крут значений и могут быть описаны как лингвистические знаковые системы. Проблеме кодирования — декодирования невербальных коммуникаций посвящено достаточно большое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются. В невербальном поведении представлено сочетание индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными Совокупность движений, образующих структуру невербального поведения, представляет собой целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми, неинтенциональные над интенциональными, неконвенциальные над конвенциальными. Исходя из этих характеристик невербального поведения, оно в отличие от невербальных коммуникаций является более сложным явлением и именно в связи с ним чаще всего обсуждается проблема кодирования. Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном. На основе вышеназванных параметров ими выделены пять типов невербального поведения: 1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно; 2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как осознанно, так и неосознанно; 3) «регуляторы» — невербальные коды, поддерживающие общение; 4) «экспрессивные» лицевые знаки; 5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения. В невербальном поведении личности, диады, группы могут быть одномоментно представлены и «эмблемы», и «иллюстраторы», и «регуляторы», и «адапторы». Невербальное поведение в таком случае включает условные и естественные, произвольные и символические, ситуативные и аситуативные элементы, отличающиеся принадлежностью к коду как к системе знаков, имеющих круг значений. Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения. Таким образом, рассмотрев результаты своих работ и проанализировав исследования других авторов, П. Экман и Р. Шерер пришли к выводу, что решение вопроса о возможностях кодирования невербального поведения, выделения дискретных единиц его анализа осложняется не тем, что оно не может быть закодировано, описано с помощью различных приемов, а тем, что для создания кодов используются методы, приемлемые для кодирования естественного словесного языка. С их точки зрения, проблема заключается также и в том, чтобы совместить в коде наряду с типичными, устойчиво-повторяющимися невербальными движениями индивидуальные, появляющиеся в ответ на определенный раздражитель. В общении обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности. Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения — это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения (Лабунская В.А, 1986, с. 72-95). Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале параграфа, о том, можно ли невербальное поведение, экспрессию, невербальные коммуникации рассматривать в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение, можно сказать, что далеко не всегда это возможно. Знаковая функция основных символических элементов невербального поведения не вызывает сомнения. Но все же возникают проблемы с кодированием, так как каждый человек имеет индивидуальные особенности. 1.3 Экспрессия как внешнее Я личности Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека. Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я. Традиция изучения экспрессии как внешнего Я личности была заложена работами В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. С точки зрения В.А Лабунской, более правомерно говорить о нескольких трактовках этого понятия. 1. О толковании в широком смысле выражения, ставящего его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях. 2. О толковании выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера. 3. О выражении как однотипном проявлении какого-то чувства или отношения, состояния. 4. О выражении как динамическом явлении, соответствующем конкретным состояниям, отношениям личности. В каждой из приведенных трактовок «выражения» просматривается общая тенденция — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.) (Лабунская В.А., 1986, с.107-110). 1.4 Невербальные средства общения Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия. Сказанное имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической подструктуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры. В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду — окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы не-вербального поведения. На наш взгляд, включение в невербальное поведение личности всех продуктов ее многообразной деятельности является расширенным его толкованием. Мы же понимаем под невербальным поведением личности социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения. Мимика и жесты. Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признака-ми человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения (Лабунская В.А, 1986, с. 5—35). Примеры эмоций, мимики и жестов см. в Приложении 2. Позы человека и его походка. Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завершенной, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежуток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса. В повседневной жизни мы часто слышим: «он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д. Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз. Замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу. Мужчины в этой же ситуации принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны. Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В психологии невербального общения известны позы агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед». Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из имеющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спине); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная). Однако, проблема изучения позы заключается в том, что поза является сложным экспрессивным образованием, состоящим из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выраженности. Поэтому она, как и вся экспрессия, «ускользает» от непосредственного анализа, для ее фиксации требуется использование технических средств, а затем поиск единиц ее анализа (Лабунская В.А.,1986, с. 45). 2. Агрессия |
Реферат Невербальное проявление эмоциональной экспрессии младших подростков Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных... | Типология агрессии у детей и подростков Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, встрече... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Свойства личности: повышенная готовность к агрессии/ отличать от ситуативной агрессии | Диплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс... Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Полностью готовый диплом Реферат прилагается в 2-х экземплярах: один вшивается в диплом, второй вкладывается | ||
Уроку этики Макаровой Галиной Васильевной по теме «Любовь как высшее проявление чувств» Калужском городском фестивале школьных театральных коллективов «Знакомьтесь: юные театралы». Именно там, на фестивале, нас назвали... | Обсуждения Проблемы адаптации учащихся 5-х классов Анкетирование... Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы годами подвергались (но выдержали!) ограничениям, закалке и подавлениям. И теперь мы должны освободиться, наконец, от этой ограничивающей... | «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» г. Москвы Диплом Диплом посвящен исследованию стихотворений поэтов-декабристов с позиции сохранения и продолжения в них традиций «высокого штиля»... | ||
Диплом Истоки и причины языковой победы Поэтому мой диплом особенно актуален для людей, интересующихся историей языка, а именно английского языка в его американском | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Волонтерские движения... Цель освоения дисциплины «Волонтерские движения как проявление социальной активности» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Волонтерские движения... Цель освоения дисциплины «Волонтерские движения как проявление социальной активности» | Диплом Диплом государственного образца Проектирование объекты природообустройства, водопользования и обводнения (мелиоративные и рекультивационные системы, водохозяйственные... | ||
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков. 6 | Е. Ю. Семыкина, В. К. Рыжова невербальное общение и восприятие его школьниками Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования |