Скачать 179.76 Kb.
|
Типология агрессии у детей и подростков В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но значительно реже, Особенно среди маленьких детей. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, встрече с детской Агрессией. Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии. Агрессия при гиперактивности Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребёнка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для его уровня зрелости требования. Ребёнок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. для него мир — это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». В этом случае необходимо сотрудничество учителя, психолога, родителей, а также психоневролога. Очевидно, что ребёнок нуждается в правильном понимании его проблем, поддержке со стороны взрослых и наблюдении специалистов. Особенно важна роль того, кто помогает ребёнку обнаруживать смыслы, выстраивать картину мира, понимать мир человеческих отношений, направлять свою деятельность, осознавать себя, свои чувства, желания, действия. Агрессия лидерства Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением ребёнка к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), вызывающим поведением, нарушением дисциплины. Иногда — это свойства темперамента, которые станут ценными чертами лидерского характера в процессе социализации. Иногда — реакция ребёнка на авторитарный стиль, процветающий в семье. Властное поведение может быть также компенсацией нереализованной потребности в любви и признании. Воспитательные воздействия взрослых при подобной агрессии должны быть направлены в первую очередь на развитие эмпатии (т.е. способности к сопереживанию), внимания к другим и понимания того, что лидер не тот, кто громче командует, а тот, кто умеет брать на себя ответственность, вызывая уважение и доверие. Взрослые могут передать такому ребёнку часть своих обязанностей и полномочий, давая поручения и прося о какой-либо помощи. При этом важно публично выразить ему свою благодарность, удовлетворив, таким образом, его потребность в значимости. Если поведение ребёнка или подростка «переходит границы», возникает необходимость в проявлении твёрдости и последовательности. Ему следует напомнить о существовании правил и последствиях их невыполнения. Агрессия демонстративности Ребёнок постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причём любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Он может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр. Привлекать к себе внимание таким способом характерно для маленьких детей. Когда родители не замечают ребёнка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребёнок ощущал дефицит любви и внимания. Взрослым в этом случае следует поощрять положительное поведение ребёнка, а вызывающее по возможности игнорировать. И только в крайнем случае можно применять санкции, объяснив школьнику, что за свои действия необходимо нести ответственность. Агрессия мести Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это — способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что ребё нок растёт в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным или он не нравится другим людям, в том числе детям, из-за своей необычности, «неудобности». Дети, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому взрослый может попытаться найти «ключик» к такому ребёнку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий. Агрессия страха Страхи заставляют ребёнка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. На пример, боясь насекомых, человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден. И агрессивная реакция ребёнка нередко бывает чрезмерной и опережающей. Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью, поэтому коррекция поведения невозможна без работы со страхами. В этом случае тоже необходима помощь психолога. Взрослые помогают ребёнку отрефлексировать страхи «как нормальное Явление» и затем составить «арсенал» возможных реагирований на них. Агрессия тревоги Дети, как правило, не осознают, в чём источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетёт», «что-то плохо», что-то «не так». Поэтому и агрессия направляется внутрь («на тревогу») и проявляется, например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу). Иногда агрессия направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, пере даче слухов, «страшной» информации, недовольстве «всеми и вся». Маленькие дети могут злиться и вредничать без видимой причины. Агрессия не выражается прямо, а направляется в пространство, вызывая ответное раздражение (т.е. агрессию) у окружающих. Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы избавить ребёнка от состояния тревожности. Этому способствуют доверительные беседы на те мы, касающиеся его отношений с одноклассниками, его успеваемости, его от ношения к себе и т. д. Иногда ребёнок с готовностью идёт на беседы, в результате которых осознаёт свои страхи и они перестают носить характер тревоги. Вообще работа с детьми, у которых проявляется агрессия тревоги, обычно требует компетентности и значительных затрат времени. Агрессия вины Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить). Если это мать или отец и ребёнок не может себе позволить агрессию по отношению к родителям, он направляет её на младшего брата, на кошку или на другой, как правило, беззащитный объект. Таким объектом может стать даже учитель, особенно если школьник считает его «не опасным». Но чаще всего объектом нападения такого ребёнка становится самый слабый ученик в классе. Агрессия может быть направлена и внутрь на самого себя: я — плохой», «я виновен», «я должен быть наказан». Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или само разрушающего поведения. Такого рода агрессию можно предупредить, если взрослые будут помнить о своей ответственности при использовании обвинений в качестве воспитательных мер. Педагогическое требование, ни при каких условиях не должно превращаться в обвинение. Агрессия низкой самооценки Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издёвок по отношению к ребёнку. Наиболее склонны к этому типу агрессии дети, чувствительные к оценке других, особенно если она исходит от значимых дня них людей. Смысл его агрессии примерно таков: «Я ненавижу вас за то, что вы заставляете меня чувствовать себя ничтожеством». Такие дети нуждаются в чутком и тактичном к себе отношении. Им не хватает веры в себя и силы духа, что бы справиться со своими трудностями. Из-за своей уязвимости они часто становятся «белыми воронами». Помочь ребёнку осознать свои сильные стороны, поверить в себя, в силу своего духа, а также увидеть других могут взрослые — учителя и родители. Такого ребёнка, нельзя высмеивать, к нему не следует проявлять ироническое отношение и тем более на него нельзя кричать. Дети с низкой самооценкой часто сильно страдают, поэтому бывают склонны к суициду (одна девочка говорила: «Я ненавижу себя, боюсь учительницу и не хочу больше жить!»). В работе с ни ми обязательно должен принимать участие психолог. Агрессия завышений самооценки Дети с завышенной самооценкой высокомерны, уверены в своей значимости, избранности, «гениальности». При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к ним несправедливо относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно агрессивными, даже приходить в ярость в ситуации, когда их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее. Этот вид агрессии труднее всего поддаётся коррекции. В её основе лежат глубокие причины, такие, как нарушение ранних отношений ребёнка со значимыми людьми. В ярко выраженных случаях нужно рекомендовать родителям обязательно проконсультироваться у психолога (лучше не только школьного) или психиатра. Эта типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но всё же она позволяет родителям и учителям рассматривать агрессию не как злой умысел детей, а как наличие у них внутренних проблем, с которыми самостоятельно они не могут справиться. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и в профессиональной поддержке педагога и психолога. Конечно, оказать такую поддержку непросто, в основе одинаковых внешних проявлений могут лежать разные причины и их «расшифровка» требует как компетентности, так и эмпатии взрослых. По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессией», а в плоскости расширения педагогического сознания, в частности, понимания того, что каждый ребёнок «агрессивен по-своему». Необходимо всякий раз настраиваться на конкретного ребёнка, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию. В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка родители могут использовать следующие приемы снятия агрессивного поведения:
4) можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны. Отечественные исследователи разработали для педагогов и родителей ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно преступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»). 3. Контроль родителем собственных негативных эмоций — это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет родителя.
Авторы книги "Укрощение гнева" М. Мак-Кей, Ю. Мак-Кей и П. Роджерс дают родителям рецепты избавления от гнева, которые мы свели в единую таблицу. Эту таблицу можно разместить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая наглядная информация может побудить взрослых уделять больше времени самовоспитанию. Рецепты избавления от гнева
АНКЕТА «ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ» Авт. Г.П. Лаврентьева. Т.М. Титаренко.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение Оценивается в I балл. Посчитайте, сколько утверждении, по вашему мнению, относится к исследуемому' ребенку Высокая агрессивность – 15-20 баллов. Средняя – 7-14 баллов. Низкая – 1-6 баллов. Правила работы с агрессивными детьми
9.Расширять поведенческий репертуар ребенка. 10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтной ситуациях. 11.Учить брать ответственность на себя. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ /ВЫПЛЕСКИВАНИЯ/ ГНЕВА ПОДРОСТКОМ
Влияние стиля поведения родителей на проявление эмоционального состояния подростка
|
Диплом Невербальное проявление агрессии у подростков Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Свойства личности: повышенная готовность к агрессии/ отличать от ситуативной агрессии | ||
Острая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция) Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время | Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные... Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гигиена детей и подростков: предмет цель, задачи, этапы ее развития. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков | Конкурса: Почитайте наставников своих и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших В целях воспитания у детей и подростков духовности, патриотизма и гражданственности, формирования творческих способностей, развития... | ||
«Информационная безопасность как условие формирования психологического... Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,... | Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с... Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического... | ||
Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные... Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи | Курс «Консультирование детей и подростков» включает себя 110 часов,... Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация досуговой деятельности детей и подростков» Содержание: Программа по дисциплине «Организация досуговой деятельности детей и подростков» для студентов 040400. 62 «Педагогическое... | Программа «Обучение плаванию детей и подростков города Дзержинский... Рассмотрев представленный Управлением по социальным вопросам администрации города проект Программы «Обучение плаванию детей и подростков... | ||
О внедрении технологии предпрофильной подготовки детей и подростков... Утвердить Положение о внедрении технологии предпрофильной подготовки детей и подростков из социально неблагополучных семей согласно... | Индивидуальное познавательно-поведенческое лечение гнева у людей... Активно проводится комплексное – клиническое, нейрофизиологическое, психологическое и педагогическое изучение детей с различными... | ||
Пояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного... Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место | 17. 06. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей... В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и подростков, профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних... |