Скачать 353 Kb.
|
На правах рукописи ОСЕЛКОВ Александр АлександровичПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 19.00.06 – юридическая психология(психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2011 Работа выполнена на кафедре общей и юридической психологии факультета психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
Защита состоится 12 марта 2011 в 12.30 на заседании диссертационного совета Д – 212.208.27 при Южном Федеральном Университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, д. 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального Университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 11 февраля 2011 года. Объявление вывешено на сайте ЮФУ 11 февраля по адресу: http://www.sfedu.ru
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена проблемой противодействия экстремизму в России, особенно в настоящий момент. Для эффективного предотвращения этой категории преступлений необходимо своевременное вмешательство правоохранительных органов, контроль условий, в которых данные правонарушения могут проявляться, пресечение рецидива. Принадлежность материалов к возбуждающим социальную вражду (экстремистским) во многих случаях, в том числе при судебных разбирательствах, неочевидна и требует участия экспертов, обладающих специальными научными знаниями (что регламентировано законодательно). Чтобы создавать и развивать методологию выявления материалов, под влиянием которых действительно будет разжигаться социальная неприязнь, важно первоначально экспериментально установить факт психологического их влияния на аудиторию и раскрыть его содержание: изучить динамику психических состояний, реакций аудитории при восприятии данных материалов, изменения её отношения к окружающим (в частности, к представителям иных национальностей и культур). Представляется важным определить, актуализируются ли негативные установки в отношении упомянутых в этих материалах социальных групп, т.е., будет ли меняться не только психическая активность аудитории, но и реальное поведение, а также то, какие тексты на каких людей окажут, например, только эмоциональное воздействие, а какие приведут к совершению правонарушений. Проблема социальной неприязни не является новой, она озвучивалась авторами в области социальной психологии (И.В. Абакумова, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, П.Н. Ермаков, Д. Майерс, Г. Лебон, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.), юридической психологии (В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, С.Н. Ениколопов, М.В. Кроз, И.А. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, Н.А. Ратинова, В.В. Романов, А.М. Столяренко, С.Б. Целиковский и др.), права (П.В. Агапов, В.А. Бурковская, Е.И. Галяшина, Н.М. Гиренко, О.Н. Коршунова и др.), этнологии и этнографии (Г.И. Анохин, Ю.В. Бромлей, Н. Зельков, Е.В. Лиськова, Г.Е. Марков, В.А. Никонов, Т.Т. Стратанович и др.), психолингвистики (А.А. Леонтьев, В.П. Белянин, А.А. Залевская, Ю.А. Сорокин и др.) и др. В рамках судебно-психологических экспертиз (СПЭ), как направления в применении специальных познаний для разрешения вопросов по конкретному делу в предварительном, либо судебном следствии (Л.В. Алексеева, И.А Горьковая, В.Ф. Енгалычев, Л.П. Конышева, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Ф.С. Сафуанов, Т.В. Сахнова, Т.Н. Секераж, О.Д. Ситковская, Е.Н. Холопова, С.С. Шипшин, А.Л. Южанинова и др.), многие на практике уже встретились с необходимостью экспертного исследования материалов по статьям 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Особое значение имеет оценка печатных материалов, что выражено в их преобладании в Федеральном списке экстремистских материалов, в то время как графические, видео и аудиоматериалы представлены в нём единичными экземплярами. При том, что частота заказов на такого рода исследования со стороны правоохранительных органов, государственных и частных организаций, растёт, методология судебной психологической экспертизы материалов экстремистской направленности на настоящий момент отсутствует. Списки признаков, которыми руководствуются эксперты, как правило, созданы на основании прецедентов и потому не являются исчерпывающими, либо, наоборот, избыточны, зачастую пересекаются и дублируют друг друга. Это обусловлено тем, что содержание влияния материалов экстремистской направленности на аудиторию не раскрыто и экспериментально не изучено. Эти факторы и обусловили необходимость проведения нашего исследования, целью которого стало изучение психологических особенностей влияния материалов экстремистской направленности на молодёжную аудиторию. Объектом исследования выступили студенты образовательных учреждений в возрасте от 16 до 25 лет. Предметом работы являются личностные особенности студентов образовательных учреждений, с различным принятием маиериалов экстремисткой направленности. Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач: Теоретические задачи
Методические задачи
Эмпирические задачи
Гипотезы исследования:
Теоретико-методологическая основа исследования: Научной базой исследования послужили принципы деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и субъектного (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский) подходов в психологии, учение об установке (А.Г. Асмолов; Д.Н. Узнадзе); об отношении как системообразующем элементе личности (В.Н. Мясищев), положения об интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, В.С. Мерлин). В качестве методологических основ судебно-психологической экспертизы выступили идеи, представленные в трудах Л.В. Алексеевой, И.А Горьковой, О.Г. Дозорцевой, В.Ф. Енгалычева, Л.П. Конышевой, М.М. Коченова, И.А. Кудрявцева, А.Р. Ратинова, Ф.С. Сафуанова, Т.В. Сахновой, Т.Н. Секераж, О.Д. Ситковской, Е.Н. Холоповой, С.С. Шипшина, А.Л. Южаниновой и др. Теоретической базой исследования также стали работы в области социальной психологии (И.В. Абакумова, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, П.Н. Ермаков, Д. Майерс, Г. Лебон, Б.Ф. Поршнев, Т.П. Скрипкина) и этнопсихологии (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.), юридической психологии (В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, С.Н. Ениколопов, М.В. Кроз, О.Ю. Михайлова, В.М. Позняков, Н.А. Ратинова, В.В. Романов, А.М. Столяренко, С.Б. Целиковский и др.), права (П.В. Агапов, В.А. Бурковская, Е.И. Галяшина, Н.М. Гиренко, О.Н. Коршунова и др.), труды по этнологии, этнографии (Г.И. Анохин, Ю.В. Бромлей, Н. Зельков, Е.В. Лиськова, Г.Е. Марков, В.А. Никонов, Т.Т. Стратанович и др.) и психолингвистике (В.П. Белянин, Е.И. Горошко, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, Ю.А. Сорокин и др.), нормативно-правовые акты. Методы и методики исследования: Решение теоретических задач исследования осуществлялось посредством критического анализа специальной научной литературы и документов (материалов уголовного дела, заключений СПЭ и комплексных психолого-лингвистических экспертиз (КПЛЭ), материалов служебных расследований). В эмпирическом исследовании были использованы опрос, проективные вербальные и рисуночные методики, методики качественного и количественного индексирования, метод ранжирования. Обработка полученных экспериментальных данных производилась посредством контент-анализа и методов математической статистики. В комплекс психодиагностических методик вошли следующие: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, «Тест руки» Э. Вагнера, «Завершение предложения», «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, проективная рисуночная методика, «Тест выбора цвета» М. Люшера, методика «Самочувствие. Активность. Настроение» («САН»), «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Обработка данных осуществлялась с использованием программ «Microsoft Excel 2003» и «SPSS Statistics 17.0». Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:
Научная новизна работы:
Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:
Практическая значимость исследования:
Положения, выносимые на защиту:
Апробация результатов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей и юридической психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского (Калуга, 2005-2010 гг.), международной научно-практической конференции «Профилактика психологического насилия, манипулирование сознанием и развитие критического мышления в молодёжной среде» (Киев, 2004), международной научно-практической конференции «Дружиниские чтения» (Сочи, 2005, 2007, 2008), международной научно-практической конференции памяти М.М. Коченова (Москва, 2005), международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (Москва, 2007), 4-ом Всероссийском съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007), международной научно-практической конференции «Психология и современное общество: взаимодействие, как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации» (Архангельск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии активности личности» (Краснодар, 2010), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальное состояние и перспективы развития судебной психологии в Российской Федерации» (Калуга, 2010), ежегодных научно-практических конференциях КГУ (КГПУ) им. К.Э. Циолковского (Калуга, 2008, 2009, 2010). Основные практические предложения и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, в настоящее время применяются в деятельности экспертов-психологов в Научно-исследовательском центре судебной экспертизы и криминалистики КГУ им. К.Э. Циолковского, в Калужской ЛСЭ МЮ РФ; также они используются в рамках курсов «Юридическая психология», «Криминальная психология» и легли в основу спецкурса «Психология ксенофобии» читаемого на специализации «юридическая психология» на факультете психологии КГУ им. К.Э. Циолковского. |
Учебник для высших учебных заведений издание 2-е дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших... | Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений... | ||
I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1 ... | Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008 Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти... | ||
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших... Учебно-методическое пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающим по специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельскохозяйственных высших учебных заведений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс... | Методические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями... | ||
Слайд 1 информационно-методическое сопровождение аттестации педагогических... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников... Учебно-методическое пособие адресовано школьникам старших классов, студентам средних, специальных и высших учебных заведений | ||
Теория и методика физического воспитания Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура... | Популяризация общей физической подготовки у студентов высших учебных заведений г. Красноярска | ||
Учебное пособие теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования... Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов... | Литература для учащихся средних и высших учебных заведений Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений | ||
С общественностью Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных... |