Скачать 142.88 Kb.
|
(СЛАЙД 1) ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ города Нижний Тагил КАСАТКИНА Г.М. – директор МБОУ «ИМЦ по ФКиС» - к.п.н., доцент Ведущим механизмом определения уровня профессиональной готовности педагогических кадров является их аттестация, которая проводится на основании нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней. В нашем городе сложилась определенная система аттестации педагогических и руководящих работников, разработаны механизмы вступления в должность руководителей образовательных учреждений, критерии оценки профессионального уровня и результативности педагогов, портфолио педагога. Результаты анкетирования педагогических работников учреждений физкультурно-спортивной направленности показывают, что, в основном, аттестация рассматривается педагогами как повышение заработка, рейтинга среди коллег и лишь небольшая часть видит в этом процессе способ профессионального роста. (СЛАЙД 2) Среди различных форм повышения квалификации (самообразование, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, образовательные программы профессиональной переподготовки, мастер-классы и пр.) предпочтение отдается курсам повышения квалификации и, реже, самообразованию. Педагоги со стажем 25 и более лет зачастую не используют в своей профессиональной деятельности современные, в том числе информационные технологии, испытывают недостаток информации, инертны. Аттестационные процедуры этой категории педагогов не рассматриваются как выстраивание маршрута своего профессионального развития. Все это требует от методической службы отдельно взятого образовательного учреждения усиления внимания (СЛАЙД 3) к информационно-методическому сопровождению педагогических кадров на этапе их подготовки к аттестации, что предполагает: - единство подходов и требований членов различных экспертных групп при процедуре аттестации; - оказание помощи, направленной на различные группы педагогов: аттестуемых, экспертов, ответственных за аттестацию в учреждениях физкультурно-спортивной направленности; - повышение методологического уровня квалификационных работ; - разработку необходимых программ информационно-методического сопровождения. Аттестация как процесс включает в себя деятельность объекта (аттестуемого) и субъектов аттестационного процесса (администрация образовательного учреждения, методисты, эксперты аттестационных комиссий. Деятельность аттестуемого педагога направлена на достижение результата – получение заявленной им квалификационной категории. (СЛАЙД 4) Ожидаемый результат достижим при следующих условиях: - взаимосвязи всех указанных компонентов; - активном взаимодействии указанных компонентов; - эффективном информационно-методическом сопровождении. (СЛАЙД 5) Под информационно-методическим сопровождением следует понимать удовлетворение информационных потребностей, повышение информационной культуры и методического уровня педагогических работников, распространение инновационного педагогического опыта. Рассмотрим основные этапы организации информационно-методического сопровождения процедуры аттестации (таблица №1). (СЛАЙД 6) Таблица №1.
Указанные этапы информационно-методического сопровождения аттестации предполагают тесное сотрудничество между субъектами аттестационного процесса разных уровней на аналитико-диагностическом и проектировочном этапах. Информационно-методическое сопровождение, способствующее повышению профессионального уровня педагогических кадров, является одной из составляющих процесса аттестации. Внутри аттестационного периода можно выделить несколько этапов: 1. Подготовительный. 2. Экспертный. 3. Экспертно-оценочный. 4. Итогово-обобщающий. Информационно-методическое сопровождение необходимо на всех этапах аттестационного процесса как для аттестуемого, так и для аттестующего (эксперта) (таблица №2). Таблица №2.
Необходимо отметить важность подготовительного этапа, так как именно от него зависит, получит ли руководитель или другой педагогический работник в ходе аттестационного процесса положительный опыт самореализации в рамках своей профессиональной деятельности, иными словами, реализует ли для себя субъект аттестации «ситуацию успеха». Подготовительный этап может строиться каждым аттестующимся индивидуально, исходя их субъективных условий работы образовательного учреждения и степени готовности самого аттестуемого к участию в аттестационных процессах. (СЛАЙД 7) Подготовительная деятельность педагога или руководителя – процесс творческий, трудоемкий, во многом обусловленный индивидуальными особенностями личности аттестуемого, эта деятельность предполагает следующие основные шаги: 1. Эмоционально-ценностное самоопределение по отношению к участию в аттестации. 2. Составление представления о механизме прохождения аттестации. 3. Анализ и первичная диагностика собственной педагогической или управленческой деятельности. 4. Оформление документов, необходимых для участия в аттестации (заявление с обоснованием). 5. Проектирование маршрута профессиональной деятельности в ходе аттестации. Обоснованием для участия в аттестации является заявление, в котором указывается категория, на которую педагог желает аттестоваться. Для того, чтобы соотнести уровень своей педагогической деятельности с требованиями к категории, необходимо проделать не только определенную работу по изучению этих требований, но и качественный анализ своей деятельности, а затем их сопоставить. В этом может помочь: - уточнение требований квалификационных характеристик относительно заявленной категории; - формирование представления об уровнях профессиональной деятельности и отнесение себя к одному из них; - анализ собственной деятельности за последний период (пять лет), что необходимо для установления соответствия собственной деятельности квалификационным требованиям. (СЛАЙД 8) Анализ предполагается проводить в двух направлениях: с точки зрения качества профессиональной компетентности и оценки результативности собственной деятельности. Оценка качества профессиональной компетентности осуществляется через анализ методической и исследовательской деятельности руководителя или педагога, способствовать этому может следующее: - изучение планов по самообразованию для выяснения динамики целей педагогической деятельности и ее методов; - изучение протоколов методического объединения для обобщения собственной методической деятельности (выступления на заседаниях методических объединений, анализ открытых уроков и т.д.), педагогического или тренерского совета (для руководителя), выступления на семинарах различных уровней и других мероприятиях; - выявление методов работы, используемых педагогом, подходов к управленческой деятельности, их критическое осмысление и уточнение, соответствие их современному образованию (управлению), выделение педагогических (управленческих) методов, характеризующих индивидуальный почерк педагога или руководителя; - анализ затруднений собственной деятельности и планирование их разрешения. Оценка результативности собственной деятельности проводится: - через анализ сдачи контрольных и переводных нормативов, итоговых оценок из журнала, текущих оценок обучающихся и т.д., результатов аккредитации, смотров, конкурсов для образовательных учреждений (для руководителя). Результатом данного анализа является составление таблиц, диаграмм, графиков для выявления динамики результатов; - изучение результативности участия обучающихся во внеклассной работе по предмету; в олимпиадах различных уровней (школьных, районных, областных, международных), результативность участия педагогов в работе района, в конкурсах различного уровня (для руководителя). Задачами методической службы на данном этапе являются следующие: - предоставить информационный пакет, - организовать консультативную помощь по изучению нормативных документов, самодиагностике педагога, выявлению его самооценки. Эта самооценка должна быть многоаспектной: - аналитической – педагог анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей. Кроме того, он может оценивать эффективность своей работы за определенный период; - рефлексивной – предметом оценки являются собственные чувства и эмоции аттестуемого, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом; - результативной – педагог (руководитель) самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели; - прогностической – аттестуемый способен наметить перспективы своих достижений. Тем самым самооценка является первым шагом в определении аттестуемым маршрута своей профессиональной деятельности. Ярче всего многоаспектность самооценки проявляется при формировании портфолио. Результатом подготовительной работы педагога к аттестации является написание им заявления с обоснованием (доказательство того, что проведенный самоанализ педагогической деятельности соответствует требованиям квалификационных характеристик данной категории; приведение документов, доказывающих это соответствие). Обоснование со всеми приложениями хранится в личной папке аттестующегося. В контексте проекта нового положения об аттестации этот этап важен, так как материалы, собранные в ходе предварительного этапа, будут представляться в виде аттестационного дела в аттестационную комиссию для прохождения аттестации на первую и высшую категории. На этом этап подготовки к аттестации может быть завершен. Но педагог может включить еще один шаг – собственное проектирование экспертизы с целью последующего согласования своих предложений по организации экспертизы с членами экспертной группы. Для реализации единства подходов и требований членов экспертных групп, грамотного оформления документации, качественного методического сопровождения предлагается программа семинара «методическое сопровождение аттестации педагогических работников». Реализация данной программы способствует повышению эффективности информационно-методического сопровождения, направленного на различные группы: экспертов, лиц, ответственных за проведение аттестации в образовательных учреждениях, и самих аттестуемых. При реализации данной программы к проведению лекций, практических занятий привлекаются специалисты образовательных учреждений, педагог-психолог. В ходе обучения слушателей регулируются формы и категории аттестации, корректируется планирование условий и сроков проведения аттестации на подготовительном этапе процедуры аттестации. Для проведения эспертно-оценочного этапа процедуры аттестации слушатели изучают практические рекомендации для экспертов и руководителей. В ходе обучения психолого-педагогическим основам экспертной деятельности подготавливается экспертная деятельность, слушатели обучаются процедуре проведения аттестации, вырабатываются алгоритмы взаимодействия эксперта и аттестуемого, эксперта и председателя аттестационной комиссии, руководителя образовательного учреждения. Значимость данной программы заключается в том, что особое внимание уделяется работе с экспертами на всех этапах аттестации как основы организационно-педагогической культуры. Эта программа также позволяет создать «универсальную», единую комиссию для проведения экспертизы портфолио, что значительно экономит рабочее время педагога-эксперта¸ устраняет его отрыв от процесса обучения. Среди различных форм повышения квалификации, по мнению педагогов, одной из наиболее эффективных форм являются квалификационные курсы, поскольку они обеспечивают непрерывное развитие профессионально-педагогического потенциала, достижение новых профессиональных уровней. Квалификационные курсы могут являться средством подготовки учителя к аттестации, способствовать реализации качественного информационно-методического сопровождения. В районе накоплен значительный методический опыт, имеются кадровые ресурсы для создания подобной системы на районном уровне и разработана программа семинара «Проектировочная деятельность педагога и руководителя». В ходе семинара педагогам и руководителям оказывается адресная помощь, за счет чего повышается методологическая грамотность квалификационных работ, проходит их защита аттестуемыми. Введение методического сопровождения обеспечивает связь индивидуальных потребностей аттестуемого и уровня его возможных достижений. Методическое сопровождение в данном случае выступает как технология (методист работает с аттестуемым над проблемами осознания его интересов и уровня притязаний, методической поддержки его деятельности, организует и поддерживает рефлексию проектной деятельности педагога, курирует этап подготовки и реализации продуктов деятельности аттестуемого). Рассмотрим функции методиста на различных этапах аттестационного периода (таблица № 3). Деятельность по сопровождению подготовки педагога к аттестации осуществляется с помощью широкого арсенала средств: проектной, тренингованной технологий, технологии консультирования, информационных технологий. Опираясь на качественно организованное информационно-методическое сопровождение, система аттестации педагогических кадров должна быть механизмом мобилизации внутренних ресурсов образования; оптимизации организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использование разнообразных форм обеспечения эффективного, качественного образования. Таблица № 3
|
Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных... Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений | Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | ||
Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... | О процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных... | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | Протокол № Утверждено директор мбоу сош №1 Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников удод. Предлагаемый материал содержит не только краткий обзор... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ордынский Дом детского творчества (Новосибирская область) за сборник методических материалов по повышению профессионального уровня... | Постановление от 22. 10. 2012 №1155-п г. Ярославль Об утверждении... Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации специалистов и руководящих работников государственных и муниципальных социальных... | ||
Красноярского края Методическая папка адресована инструкторам-методистам спортивных организаций и образовательных учреждений физкультурно-спортивной... | Представительство ирро материалы территориальной выставки руководящих... Каталог педагогической продукции. Материалы территориальной выставки руководящих и педагогических работников. – Красноуфимск, 2007.... | ||
Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место проведения: мбоу сош №64 города Нижний Тагил, филиал (Проспект Строителей, 15) | ||
Отчёт о проведении конкурса педагогических достижений по физической... Городской детско-юношеский центр физической культуры и спорта провел конкурс среди тренеров-преподавателей учреждений дополнительного... | Конспект урока Сообщаем, что приказом департамента образования Ярославской области от 02. 02. 2011 №64/01-03 «Об организации аттестации педагогических... |